litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Гимназия № 23 г. Челябинска


454084, г. Челябинск, ул. Кирова, 44; Телефон: (351) 791-55-03; Факс: (351) 791-15-07;
E-mail: chsch23@rambler.ru


Серия: «Преподавание права на профильном уровне»


Теория государства и права.


Практикум.


Пособие для учащихся.


Автор-составитель: Сонина М. Н.

учитель обществознания и экономики

высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ


Челябинск, 2009 г.


Программа темы «Теория государства и права».

Место теории государства и права в системе правовых дисциплин.

Происхождение государства и права. Основной побудительный момент возникновения государства и права – необходимость осуществления общих интересов населения. Основные теории происхождения государства и права: содержание, главные идеологи.

Основные этапы истории права. Право античности (Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, право Древней Греции, право Древнего Рима). Средневековое право, его характер, особенности. Переход от средневекового права к буржуазному. Буржуазное право. Развитие права в России до 1917 г. Советское право. Реформы российского права после 1991 г.

Понятие государства и его признаки. Традиционалистский, ортодоксальный и новаторский подходы к определению понятия государства и его признаков. Понятие функций государства, подходы к определению функций: управленческо-обеспечительные и охранительные и внутренние и внешние. Проблема разграничения функций на внутренние и внешние.

Форма государства: понятие, структура. Анализ формы правления: понятие, признаки. Традиционные (монархия и республика, их разновидности) и нетрадиционные (тирания, диктатура) формы правления. Сущность формы государственного устройства. Традиционные (унитарное государство, федерация и конфедерация) и современные межгосударственные объединения (союзы, содружества, сообщества). Политический режим: понятие, виды (демократический и антидемократический). Проблема различения авторитарного и тоталитарного антидемократических режимов.


Понятие права и его признаки. Различные значения понятия «право». Место права в системе остальных социальных норм. Основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический (судебный) прецедент, нормативный акт, договор нормативного содержания. Назначение права.

Система права. Норма права: понятие и структура (гипотеза, диспозиция, санкция). Виды правовых норм. Институт права. Отрасль права. Система права и система законодательства.

Правоотношения: понятие, признаки. Элементы правоотношений. Юридические факты: понятие, виды. Правомерное и неправомерное поведение.

Реализация права. Пределы действия нормативных правовых актов: временные, территориальные и ведомственные.

Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество: основные подходы к определению понятия, содержание, структура. Факторы, повлиявшие на возникновение гражданского общества. Правовое государство: понятие, основные признаки. Проблема формирования правового государства в Российской Федерации. Социальное государство. Экологическое государство. Законность и правопорядок.


Основные понятия и термины: государство, функции государства, форма государства, форма правления, монархия, абсолютная монархия, парламентарная монархия, дуалистическая монархия, республика, парламентарная республика, президентская республика, смешанная республика, форма государственного устройства, унитарное государство, автономия, федерация, конфедерация, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, гражданское общество, правовое государство, право, формы права, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт, договор нормативного содержания, система права, норма права, гипотеза, диспозиция, санкция, институт права, отрасль права, система законодательства, правоотношения, субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержание правоотношения, юридический факт, событие, действие.

Тема 1. Происхождение государства и права.



Задание 1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства. Проставьте буквы в квадратах.

а) теологическая (божественная);

б) патриархальная;

в) договорная (естественно-правовая);

г) органическая;

д) насилия;

е) психологическая;

ж) марксистская;

з) расовая.




Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.


Аврелий Августин, Фома Аквинский.


К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин).


Л. Петражицкий.


Г. Спенсер.


Аристотель.


Ж. Гобино


Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.


Задание 2. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:


  1. Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.
  2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.


  3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

  4. Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.

  5. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

  6. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.



1) 2)


3) 4)



5) 6)


Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Жан Боден1

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. <…> Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.


Боден Ж. Шесть книг о государстве.Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.39


Вопросы:


  1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену?

  2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?

  3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

  4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?

  5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям?






Задание 4. Заполните следующую таблицу.

Теория происхождения государства и права

Аргументы

«за»

Аргументы

«против»

Теологическая (божественная)









Патриархальная









Органическая









Договорная (естественно-правовая)









Насилия









Расовая









Психологическая









Марксистская









Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Иларион Киевский2

<…> Кто еще велик так, как наш бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни.

<…> Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина.

Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.110


Вопросы:

  1. Какой исторический процесс смены религий имел в виду Иларион?

  2. Кому, по мнению Илариона, принадлежит право устанавливать законы?

  3. В чем особенность толкования закона Иларионом?

  4. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона?



Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Георгий Валентинович Плеханов3


<…> Говоря вообще, всякий социальный союз стремится выработать такую систему права, которая бы наилучше удовлетворяла его нуждам, которая была бы наиболее полезна для него в данное время. То обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как мы видели, от способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные его эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, выросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую «духу времени».

<…> Происхождение права из «нужды» исключает «идеальную» основу права только в представлении тех людей, которые привыкли относить нужды к области грубой материи и противопоставлять эту область «чистому», чуждому всяких нужд «духу». В действительности «идеально» только то, что полезно людям, и всякое общество при выработке своих идеалов руководствуется только своими нуждами.

Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 128-129.



Вопросы:


  1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г. В. Плеханов?

  2. Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права?

  3. Как бы вы конкретизировали мысль автора о «происхождении права из «нужды» относительно современных реалий?



Задание 7. Тест.

1
. Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

а) Теологическая.

б) Патриархальная.

в) Органическая.

2. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

а) Органической.

б) Естественно-правовой.

в) Психологической.

3. Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?

а) Естественно-правовая.

б) Марксистская.

в) Органическая.

4. Что из перечисленного характеризует историко-материалистическую теорию?

а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.

б) Многие современные авторы упрекают создателей данной теории в разжигании классовой ненависти.

в) Второе название этой теории – марксистская.

г) Второе название этой теории – договорная.

д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.

е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

5. Какое второе название естественно-правовой теории происхождения государства?

а) Теологическая.

б) Марксистская.


в) Договорная.

6. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

а) Органической.

б) Патриархальной.

в) Психологической.


Ответы: 1.

2.

3.

4.

5.

6.


Тема 2. Основные этапы истории права.


Задание 1. Проанализируйте схему. Ответьте на вопросы.


Этапы и особенности развития политики и права.

Древнейшая эпоха

  1. Родоплеменная власть опирается на традиции и нормы обычая.

  2. Высшая власть определяет содержание законов.

  3. Законы и право опираются на заповеди религии и обычаи.






Античность

  1. Признается первенство закона перед государственной властью.

  2. Справедливость и нравственность признаются основой политики.





Средние

века

  1. Подчинение права силе оружия.

  2. Разобщенность права и законов.






Эпоха

абсолютизма

  1. Подчинение права и закона интересам правящих сословий.

  2. Утверждение неограниченной (абсолютной) власти монарха.







следующая страница >>