litceysel.ru
добавить свой файл
1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



«ПСИХОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ»


для студентов специальности

040201 - «Социология»


Москва - 2007 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления


Утверждено

директором Института

социологии и управления

персоналом

д.,пс.,н., проф. А.В.Филипповым

« »____________2007 г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



«ПСИХОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ»


для студентов специальности

040201 - «Социология»


Москва - 2007 г.

СОСТАВИТЕЛЬ



доктор философских наук,

кандидат физико-математических наук,

профессор

Петров В.М.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР



заведующий кафедрой социологии и психологии управления, доктор психологических наук, профессор В.Н.Князев


ОБСУЖДЕНА



на заседании кафедры социологии и психологии управления


«_______» __________________ 200__г, протокол №____


© Государственный университет управления, 2007 г.

1.
Организационно-методические указания

Курс имеет междисциплинарный характер и преследует как теоретико-методологические, так и практические цели. Главной теоретико-методологической целью является объединение закономерностей различных сфер (принадлежащих гуманитарным, точным и естественным наукам) в рамках единого мировоззрения – “интегральной” культуры. Основная же практическая цель – обучить студента применению методов точных и естественных наук при анализе социокультурных процессов.



Основной задачей, логически следующей из этих целей, является представление всего комплекса феноменов социокультурной сферы (относимых к компетенции философии, культурологии, социологии, психологии, искусствознания, лингвистики и др.) в свете единого подхода, основу которого составляет теоретико-информационная парадигма. К числу задач данной дисциплины также относится обучение конкретным методам исследования (количественным и качественным) всего комплекса социокультурных процессов, равно как и присущих им основных закономерностей функционирования и развития.


Дисциплина базируется на курсах:

а) философии;

б) культурологии;

в) теории вероятностей и математической статистики;

г) концепций современного естествознания;

д) общей социологии;

е) методологии исследований в социальных и поведенческих науках;

ж) социальной статистики;

з) социальной психологии.


Дисциплина обеспечивает курсы:

– социальной антропологии;

– социологии коммуникаций;

– социологии религии;

– основ социального прогнозирования и управления;

– социологии политики;

– социологии семьи;

– социологии культуры;

– социологии духовной жизни;

– этносоциологии;

– социальных механизмов государственного управления.


Курс соответствует Государственному стандарту к обязательному уровню подготовки специалиста при изучении данной дисциплины.


Изучение данной дисциплины предполагает освоение студентом основных сведений, представленных в дисциплинах (а – з). Однако подавляющее большинство необходимых сведений дается непосредственно в рамках курса.


Результатами освоения курса должны стать:

  1. представления о системном единстве социокультурной сферы, рассматриваемой в свете междисциплинарного подхода на стыке гуманитарных, точных и естественных наук;



2) понимание основных психологических и социологических закономерностей, присущих социокультурным процессам и относящихся к развитию психических функций, механизмам воздействия культуры на личность, механизмам языковой коммуникации, социализирующим свойствам отдельных культурных подсистем (литературы, живописи, эротической сферы и др.), эволюции социокультурной сферы, ее долго- и среднесрочному прогнозированию, а также национальным культурным особенностям;


3) знания путей и способов управленческих воздействий на развитие социокультурной сферы, включая процедуры прогнозирования и механизмы социальной и культурной политики;


4) умение выявлять конкретные воспринимаемые параметры объектов культурной сферы, измерять взаимовлияния (включая причинно-следственный анализ) факторов в социокультурных системах, а также агрегировать разнородные факторы;


5) навыки составления выборок социокультурных исследований, их реализации, а также объективации и квантификации субъективных первичных (экспертных) данных.


Основными видами занятий являются лекции и семинары, на которых конкретизируется лекционный материал.


Самостоятельная работа студентов посвящается осмыслению материалов лекций и семинарских занятий, изучению основной и дополнительной учебной литературы, а также литературы по углубленному освоению отдельных проблем (в первую очередь в связи с рефератом по избранной теме).


Освоение учебного материала требует двух семестров (5-й и 6-й), в течение которых студент слушает лекции – 72 часа, посещает семинарские занятия – 36 часов и работает самостоятельно – 72 часа; итого – 180 часов.

Во второй половине первого семестра освоение материала проверяется контрольной работой, а в конце семестра – зачетом. Во второй половине второго семестра также проводится контрольная работа; кроме того, в конце семестра студент должен выполнить домашнее задание (написать реферат на одну из тем по выбору). По окончании второго семестра проводится экзамен.



2. Распределение часов по темам и видам учебных занятий


Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Всего В том числе по видам

учебных занятий:

Лекции Семинары


Первый семестр:


Раздел I. Методология и методы анализа

социокультурной сферы

Тема 1. «Две культуры» и информационное


мировоззрение

Тема 2. Методология количественных

социокультурных исследований


Раздел II. Эволюция информационных

структур: путь к человеку и культуре

Тема 3. Средства информационного прогресса

Тема 4. Информация и феномен человека

Тема 5. Асимметрия мозга и культура


Раздел III. Феномены культуры и

искусства

Тема 6. Типы культурных объектов

Тема 7. Механизмы воздействия искусства


Раздел IV. Коммуникация и язык

Тема 8. Компоненты мышления и языка

Тема 9. Реализация языковых структур

Второй семестр:



Раздел V. Свойства эстетических структур

Тема 10. Воздействие литературы

Тема 11. Эстетико-эротические феномены

Тема 12. Эстетика визуальных искусств


Раздел VI. Социокультурная эволюция

Тема 13. Концепции культурной изменчивости

Тема 14. Информационная теория

изменчивости

Тема 15. Национальные культурные различия

Раздел VII. Социальные функции культуры


и проблемы управления

Тема 16. Личностные потенциалы: методы

измерений

Тема 17. Программно-целевой подход к

проблемам социальной и культурной

политики

Тема 18. Прогнозирование развития

социокультурной сферы и

методологические замечания




6 4 2


6 4 2


6 4 2

6 4 2

6 4 2


6 4 2

6 4 2


6 4 2

6 4 2


6 4 2

6 4 2

6 4 2


6 4 2


6 4 2

6 4 2


6 4 2


6 4 2


6 4 2

Итого аудиторных часов

36 24 12

Количество часов самостоятельной работы студентоа в аудитории под контролем преподавателя

6

Количество часов самостоятельной работы

студента

44

Всего часов на освоение учебного материала

86



3. Содержание тем программы


Раздел I. Методология и методы анализа социокультурной сферы

Лекции 1–2. ВВЕДЕНИЕ. «ДВЕ КУЛЬТУРЫ» И ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Междисциплинарные исследования, их цели и парадигмы. Концепция «двух культур» Ч.П.Сноу. Преодоление пропасти между двумя сферами сознания. Принципы оптимальной научной теории. Тенденции научного знания и путь к парадигме XXI века – информационному мировоззрению. Аксиоматика «принципа максимума информации» (Г.Голицын) и основные вытекающие из него следствия. Принцип «дивергентного» развития систем (в природе и в культуре). «Высокое» и «низкое» в мире физическом и в мире духовном: энтропийный критерий необходимости и эволюционный критерий достаточности.


Лекции 3–4. МЕТОДОЛОГИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Индуктивная и дедуктивная стратегии исследований. Принципы «конструирования» систем. Тайны реального функционирования искусства и эксперименты по изучению восприятия: от психофизиологии – к интегральным предпочтениям. Тайны творчества: энтропия как средство реконструкции этапов творческого процесса.


Раздел II. Эволюция информационных структур: путь к человеку и культуре

Лекции 5–6. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОГРЕССА. От выживания объекта – к функционированию структуры. «Изобретения» эволюции: циклическая организация (начиная с автокатализа), пирамидальные структуры, рефлексия. Гомеостаз и границы системы. Прогресс в приеме информации и в ее хранении. Элементы оптимального кодирования.

Лекции 7–8. ИНФОРМАЦИЯ И ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА. Память и информационный отбор. Ступени памяти (объем, быстродействие) и порог восприятия. Феномен человека. Лево- и правополушарное мышление. Функциональная асимметрия: инструмент деятельности в новой (искусственной) среде – но источник противоречий сознания.

Лекции 9–10. АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КУЛЬТУРА. Роль рефлексивных процессов: рефлексия в узком и широком понимании и эволюция рефлексивных структур в культуре и искусстве. Функции науки, религии, искусства и долговременный тренд межполушарных отношений. Оппозиция ресурсного и информационного начал в стиле мышления и в культуре.


Раздел III. Феномены культуры и искусства

Лекции 11–12. ТИПЫ КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ. «Конструирование» системы культуры. Использование естественных (природных и инструментальных) объектов. Искусственные объекты: абсолютные и условные критерии, основные и побочные функции. Образное и признаковое мышление, ступени памяти и виды искусства. Его «собственные» и «побочные» функции.

Лекции 13–14. МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА. Три фазы реакции на новый стимул (отторжение, усиление и утомление) и три класса приемов искусства: как привлечь внимание, как удержать его и как перейти к новому стимулу. Повтор (симметрия, рефрен), конкретизация, контраст, etc. Нюанс, сотворчество, идеализация, etc. Осцилляции поведения, фиксация внимания, etc. Законы гармонии и «золотое сечение» (ряд Фибоначчи и Шенноновская информация). Консонансы музыкального звукоряда. Психофизика восприятия форм. Оптимальная частота встречаемости приемов (в искусстве и в жизни).



Раздел IV. Коммуникация и язык

Лекции 15–16. КОМПОНЕНТЫ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА. Тернарность информационных процессов, сущность основных до-языковых механизмов и их трансформация. Три языковых механизма: ассоциативный, корреляционный и грамматический. Восприятие сети дискретных сигналов. Корреляционные связи между узлами сети и типы сообщений: тривиальное, содержательное и абсурдное. Формирование языкового смысла. Юмор как языковой феномен. Литература с точки зрения языкового тренинга.

Лекции 17–18. РЕАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВЫХ СТРУКТУР. Общение и выбор главного коммуникативного канала: визуальный либо акустический. Быстродействие и объем оперативной памяти как ключ к словарю морфем и их типам. Информационная избыточность, разнообразие языков и их равноправие. Звуковые структуры естественных языков и их эволюция.


Раздел V. Свойства эстетических структур

Лекции 19–20. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. Психологические особенности поэзии и прозы. Ассоциативный механизм и темпоральные циклы в поэзии: теория и эксперименты по восприятию. Ассоциативное «склеивание» в больших поэтических формах: теория и эксперимент. «Прозрачность» прозы: три уровня анализа (выбор слов, их порядка и сюжетной композиции). Эволюционное «расщепление» прозы и проблемы лево-и правополушарного мышления. Подсознание и цветовые подструктуры в литературе.

Лекции 21–22. ЭСТЕТИКО-ЭРОТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ. Разнообразие генетической информации и феномен двух полов (В.А.Геодакян). Первые генетические предпосылки (В.П.Эфроимсон). Эволюция социальных ролей: от матриархата – к патриархату. Критерии индивидуального выбора: борьба между Природой и Культурой. Признаки внешней привлекательности. Феномен «русской женщины». Эмпатия, эстетика и любовь.

Лекции 23–24. ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ. Живопись: психологические основания цветовых структур. Проблема свето-цветового «эталонирования». Природные условия и «стандарты» в европейских школах живописи (теория и статистические данные). Восприятие и оптимальная структура картины: теория и статистика. Европа и Азия в формах и форматах. Эволюция локуса мировой живописи: география перемещений.



Раздел VI. Социокультурная эволюция

Лекции 25–26. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ. Составление выборок для эволюционных исследований. Изменчивость простейших формальных параметров. Осцилляции вследствие «автоматизации приема». Концепция социокультурной динамики П.Сорокина. Рост «потенциала возбуждения» (Д.Берлайн) и чередование чувственного и концептуального (К.Мартиндейл). Изменчивость психофизических параметров и смена стилей.

Лекции 27–28. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕНЧИВОСТИ. Потребность в смене парадигм мышления (С.Маслов). Лево- и правополушарные стили (Запад и Россия). Техника измерения стилевых параметров: социально-политический «климат», архитектура, музыка, живопись, поэзия. Периодические пики интенсивности художественной жизни. Социальные перемены как «проекции» перемен в общих стилевых парадигмах.

Лекции 29–30. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. Природные и социокультурные факторы специфики национальных менталитетов и стилей. Лево- и правополушарное доминирование в Западной Европе, Японии, России. Феномен интеллигенции. «Столбовой путь» культур и отклонения от него. Ловушки национализма. Феномен централизации в экономике, политике, культуре: субкультуры, этносы и субэтносы.


Раздел VII. Социальные функции культуры и проблемы управления

Лекции 31–32. ЛИЧНОСТНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ: МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ. Путь к целостному социальному моделированию. Измерение духовных потенциалов. Максимизация энтропии и закон Ципфа. Модель освоения культуры: «основное тело» и «ветвящаяся» часть. Индексы культурной активности и их измерение в социологических и психологических исследованиях. Граница всестороннего развития личности: методы измерения. Социальное воздействие культуры: статический и динамический аспекты. Измерение непосредственных влияний и причинный анализ. Прямые и непрямые контакты человека с искусством и измерение их эффективности.

Лекции 33–34. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. Концепция «согласования интересов» и эмерджентность социокультурных систем. Коэффициенты настоятельности и напряженности различных видов культурных потребностей и их использование в целях управления. Культурная политика и программно-целевой подход. Централизация и децентрализация в социокультурных системах (региональный, федеральный и международный аспекты). Количественная оценка степени «свободы воли» управляющей (творческой) личности и проблема социальной ответственности элиты.


Лекции 35–36. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Среднесрочный прогноз предстоящих социокультурных перемен (2005 г. и далее). Долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы развития (национальный и мировой срезы). Модель расширяющегося культурного Универсума. Методология превращения субъективного знания в объективированное. Самосогласованность системы знания как основной критерий его истинности.


4. Учебные мероприятия текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Номера семестров

Наименование мероприятий

1 семестр


Контрольная работа (9 неделя)

Зачет (18 неделя)

2 семестр

Контрольная работа (9 неделя)

Домашнее задание – реферат по избранной теме (14 неделя)

Экзамен (18 неделя)



5. Примерная тематика домашних заданий – рефератов по избранной проблеме:

– Речевая коммуникация: до-языковые механизмы и их трансформация.

– Поэзия: какие перцептивные механизмы функционируют благодаря феномену темпорального моделирования?


  • Половая асимметрия информационных функций: сущность противоречий между требованиями Природы и Культуры.

– Измерения личностных потенциалов: использование гиперболических распределений.


6. Примеры контрольных вопросов для оценки качества освоения дисциплины:

– Каков верхний предел оперативной памяти человека и с чем он связан?

– Из скольких фаз состоит реакция системы на новый стимул и каково содержание этих фаз?

– Сконструируйте оптимальную немотивированную классификацию для 18 объектов.


– Если в репрезентативную выборку, подчиняющуюся закону Ципфа (Лотки), попало 16 авторов, каждый из которых представлен 3 объектами, – то сколько авторов должны быть представлены 6 объектами?


7. График самостоятельной работы студентов:

Содержание работы


Количество часов

(в неделю)

Сроки и формы контроля

Освоение учебной

литературы

Первый семестр – 2 часа в неделю;


Второй семестр – 1 час в неделю

Контрольная работа (9 неделя);

Зачет (18 неделя);

Контрольная работа (9 неделя).

Домашнее задание –

написание реферата

по избранной теме

Второй семестр – 1 час в неделю

Проверка реферата (14 неделя)



8. Список учебной литературы


А. Основная учебная литература:


– Голицын Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. – М.: Знание, 1990. (В 2005 г. выпущено новое издание: Голицын Г.А., Петров В.М. Информация и биологические принципы оптимальности: Гармония и алгебра живого. М.: КомКнига, 2005.)

– Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: Проблемы методологии и методики исследования. – М.: Русский мир, 1997.

– Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. – М.: Академический проект, 2004.

– Суна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. – Рига: Зинатне, 1985.


– Голицын Г.А., Петров В.М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). – М.: КомКнига, 2005. .


Б. Дополнительная учебная литература:


– Голицын Г.А. Информация и творчество: На пути к интегральной культуре. – М.: Русский мир, 1997.

– Голицын Г.А., Петров В.М. Информация – поведение – творчество. – М.: Наука, 1991. (Вышло переиздание: Голицын Г.А., Петров В.М. Информация – поведение – язык – творчество. – М.: КомКнига, 2007.)

– Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве (Теоретические подходы и эмпирические исследования). – М.: Смысл, 1997.

– Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики. – М.: Наука, 1991.


  • Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М.: Логос, 1998.

  • Семиотика и искусствометрия: Современные зарубежные исследования / Ред. Ю.М.Лотман, В.М.Петров. – М.: Мир, 1972.

– Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.: Изд-во политической литературы, 1992.

– Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006.

– Стиль человека: психологический анализ / Ред. А.В.Либин. – М.: Смысл, 1998.

– Творчество в искусстве – искусство творчества / Ред. Л.Дорфман, К.Мартиндейл, В.Петров, П.Махотка, Д.Леонтьев, Дж.Купчик. – М.: Наука; Смысл, 2000.

– Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – М.: Наука, 1992.

– Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. – СПБ: Алетейя, 2001.


8. Перечень ключевых слов учебной дисциплины:

Агрегирование индикаторов, Акустический канал, Архитектура, Асимметрия мозга, Быстродействие, Взаимовлияния параметров, Визуальные структуры, Восприятие, Всестороннее развитие личности, Выборка исследования, Высокое и низкое, Гармония, Генетика, Гиперболические распределения, Глобализация, Государственное управление, Грамматические механизмы, Дедуктивное конструирование, Дивергентное развитие, Духовная жизнь, Живопись, Иерархические структуры, Изменчивость вкуса, Измерения, Инварианты, Интеграция знаний, Интеллигенция, Интенсивность культурной жизни, Информация, Искусство, Искусствознание, Кодирование, Кондратьевские циклы, Корреляции, Культура, Культурная политика, Литература, Личностные потенциалы, Матриархат, Мировоззрение, Морфемный словарь, Музыка, Национализм, Национальный менталитет, Образы, Объективация, Оптимизация, Память, Парадигмы мышления, Параметры формальные, Патриархат, Порог восприятия, Порог осознания, Потенциал возбуждения, Потребности, Поэзия, Приемы искусства, Программно-целевой подход, Проза, Психофизиология, Предпочтения, Причинный анализ, Прогнозирование, Развитие личности, Реакции, Регулирование, Ресурсное начало, Рефлексия, Роль личности, Самосогласованность знания, Свобода воли, Социальная политика, Социально-политический «климат», Социокультурная динамика, Стиль мышления, Стимулы, Структура научной теории, Субкультуры, Творчество, Теория информации, Управление, Физический мир, Фонемы, Форма, Художественный вкус, Цветовые структуры, Централизация и децентрализация, Циклическая организация, Цикличность развития, Чувственное и концептуальное, Эволюция, Экспертные оценки, Элита, Эмерджентность, Эмпатия, Энтропия, Эротические установки, Этносы и субэтносы, Эффективность культуры, Языки естественные, Юмор, Языковые ассоциации, Языковые механизмы.