litceysel.ru
добавить свой файл
1
Слово Пушкина



Программа факультативного (элективного) курса


для IX – XI классов

Обращение к произведениям А.С. Пушкина на занятиях русским языком в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней в «безукоризненных образцах» искусства слова, какими являются пушкинские стихи, проза, критические статьи, дневниковые записи и письма.

Внимание к языковым особенностям текстов помогает глубже понять их содержание, позволяет увидеть неповторимое своеобразие пушкинского языка – слова А.С. Пушкина.

Называя программу «Слово Пушкина», мы имели в виду, что «слово» - понятие многозначное. Оно обозначает не только основную единицу языка, которая изучается в разделе «Лексика», но и сам язык, язык Пушкина, язык его произведений.

Факультативный (элективный) курс по данной программе проводится в старших классах как обычных общеобразовательных школ, так и гимназий, лицеев гуманитарного профиля.

Задача курса – расширить объем сведений, связанных с изучением языка художественных произведений (в частности, языка произведений Пушкина); показать роль Пушкина как «начала всех начал» в истории русского литературного языка; дать систематические сведения о выразительной функции различных языковых средств на примере их употребления в текстах о Пушкине; усовершенствовать умения и навыки анализа текста.

Программа состоит из нескольких разделов (тематических блоков). Последовательность изучения разделов может быть изменена, некоторые темы могут быть опущены, наряду с этим время на изучение других разделов и тем может быть увеличено.

Курс носит теоретико-практический характер. Особое внимание следует обратить на самостоятельную творческую деятельность учащихся исследовательского характера (подготовка рефератов, докладов, отбор материала для сочинений, редактирование сочинений).

На занятиях широкое применение может найти не только работа по анализу пушкинских произведений (целиком или их отрывков), но и комплексное исследование текстов о Пушкине, о языке его произведений.


Особое внимание следует обратить на работу со словарями, справочниками, на подготовку конспектов, рефератов.


ВВЕДЕНИЕ



А.С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка. Традиции и новаторство в языке пушкинских произведений. Взгляды Пушкина на историю русского языка и пути его развития. Пушкин о богатстве и выразительности русского языка. Органическое соединение книжной языковой культуры и живой народной речи в творчестве Пушкина.

Писатели, лингвисты и литературоведы о слове Пушкина. Слово Пушкина как источник культуры русской речи. Слово Пушкина как источник духовно-нравственного развития личности. Развитие и совершенствование чувства языка, «чувства соразмерности и сообразности» на основе анализа языка пушкинских произведений. Произведения Пушкина – диалог с читателем. Чтение как вид речевой деятельности.


ПУШКИН О РУССКОМ СЛОВЕ



Богатство и выразительность русского языка. Русский язык среди других европейских языков. Русский язык как материал словесности. Звучность и выразительность, «гибкость и правильность». Словарное богатство языка, смысловая емкость русского слова («…разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов»). Слово и мысль. Творческая смелость и новаторство художника слова. Самобытные, национальные основы литературного языка.

Народный язык – основа и источник языка литературного. Свойства русского слова, воплощенные в народных сказках, песнях, пословицах, поговорках. Соотношение языка разговорного и книжного.

Вопросы грамматики («Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи»).

Речевые идеалы Пушкина: чистота, национальная самобытность, простота, благозвучие; ясность и точность выражения.

Пушкин о языке и стиле некоторых писателей (Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Гоголь и др.)

«РУССКИЙ ЯЗЫК – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПУШКИН»


(А. Толстой)


Выразительные средства русской фонетики и интонации в произведениях Пушкина.


  • Звуковая, интонационная организация речи в прозаическом и поэтическом тексте.

  • Благозвучие речи.

  • Звукопись как одно из средств создания художественного образа.

  • Звуковая гармония, аллитерация, ассонанс.

  • Ритм, рифма.

  • Ударение словесное и логическое.

  • Интонация предложения и текста.

  • Богатство и разнообразие интонационной организации пушкинских произведений разных жанров.

  • Интонация и пунктуация.


Выразительные средства лексики и фразеологии в произведениях Пушкина.

  • Переносное употребление слова.

  • Тропы.

  • Употребление синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).

  • Оксюморон.

  • Употребление омонимов, паронимов.

  • Каламбур.

  • Употребление стилистически окрашенных слов в произведениях разных жанров.

  • Устаревшие слова и их употребление в поэтических и прозаических произведениях Пушкина.

  • Историзмы.

  • Архаизмы.

  • Слово и контекст.

  • Нормы сочетаемости.

  • «Обоснованные отступления от нормы» (Л. Щерба) в художественном тексте.

  • Смысловая гибкость русского слова.

  • Особенности употребления многозначных слов.

  • «Приращение смысла» в условиях нового контекста.

  • Лексические средства связи между предложениями в тексте.

  • Лексический повтор, его роль в художественном тексте.

  • Ключевые слова.

  • Частотные и нечастотные слова в языке Пушкина.

  • Традиционно-поэтическая лексика.

  • Слова – символы в произведениях Пушкина.


  • Экспрессивные возможности фразеологизмов, их индивидуально-авторское преобразование в произведениях Пушкина.


  • Афоризмы, созданные Пушкиным.

  • Их употребление в произведениях писателей XIX и ХХ вв.


Использование в произведениях Пушкина выразительных возможностей русского словообразования. (3 часа)

  • Повтор однокоренных слов в художественном тексте.

  • Использование слов с одинаковыми суффиксами и приставками.

  • Словообразовательная анафора.

  • Использование слов с суффиксами оценки.

  • Индивидуально – авторские новообразования.



Использование в произведениях Пушкина выразительных средств морфологии и синтаксиса. (10 часов)

  • Грамматический повтор в тексте (видовременная соотнесенность в использовании глагольных форм, синтаксический параллелизм).

  • Частотность употребления слов различных частей речи в зависимости от типа текста (повествование, описание), стиля.

  • Особенности употребления глаголов в пушкинской прозе.

  • Личные местоимения я, мы в поэтическом тексте.

  • Использование односоставных предложений, конструкций с обращениями, вопросительных и побудительных предложений.

  • Стилистические возможности синтаксиса.

  • Прямая речь, несобственно прямая речь.

  • Грамматические синонимы.

  • Анафора, эпифора, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое обращение и др.



Тексты Пушкина как «гармоническое целое». (10 часов)

  • Смысловая, композиционная, языковая целостность художественного текста.

  • Способы и средства связи между предложениями в тексте.

  • Связь частей текста в пушкинских произведениях.
  • Лексические и грамматические средства межфразовых связей.


  • Тема, основные мысли текста.

  • Заголовок (название) текста.

  • Эпиграф.

  • Особенности выражения темы в лирическом стихотворении.

  • Роль первого предложения (зачина) в тексте.

  • Заключительная часть (концовка) текста.

  • Лексическое, грамматическое, интонационные средства завершенности.


Выразительное чтение произведений Пушкина как искусство звучащего слова. (10 часов)

  • Анализ языковых, композиционных особенностей произведений Пушкина как основная часть подготовки к выразительному чтению текстов художественного стиля.

  • Особенности выразительного чтения художественных произведений разных жанров.

  • Ритм в поэтических и прозаических произведениях.

  • Средства выявления при выразительном чтении ритма, мелодики, музыкальности поэтического текста.

  • Особенности чтения диалога и монолога.

  • Особенности чтения повествования, описания (пейзажа, портрета).

  • Подтекст и способы его передачи при выразительном чтении.

  • Внимание при выразительном чтении к индивидуально – авторским особенностям художественного текста (лексическим, фонетическим, интонационным, грамматическим).




  • Выразительное чтение как часть комплексной работы с текстом.




  • Выразительное чтение произведений Пушкина (их отрывков), выученных наизусть.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

(возможные варианты заданий)

 Провести анализ пушкинского текста с целью выявления роли лексических средств: синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных), слов, употребленных в переносном значении; привести примеры использования Пушкиным устаревших слов, объяснить значение этих слов и их роль в тексте (например, в стихотворениях «Воспоминания в Царском Селе», «Муза», «К морю», «Пророк», «Земля и море», «Отцы пустынники и жены непорочны…».



 Сопоставить несколько вариантов авторского текста (чернового и окончательного вариантов), провести наблюдения над тем, в каком направлении производилась А,С, Пушкиным правка текста, как это соотносится с авторским замыслом, с темой, основными мыслями, жанром произведения; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения (или написать сочинение), например на одну из тем: «Обращаясь к пушкинским черновикам…», «Сопоставление двух редакций пушкинского текста (на материале одного из стихотворений, отрывка из поэтического или прозаического произведения)». Работа может быть выполнена на материале стихотворений: «Вновь я посетил…», «На холмах Грузии…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Зимняя дорога», «Я знаю край: там на брега…», «Пророк», отрывков из романа «Евгений Онегин», из поэмы «Медный всадник», «Повестей Белкина», «Дубровского», «Капитанской дочки», из сказок.


 Сопоставить пушкинский текст (отрывок) с близкими по теме, жанру произведениями(отрывками) других авторов с целью выявления особенностей индивидуального авторского стиля. Для сопоставления могут, например, быть выбраны следующие произведения: «Пророк» Пушкина, Лермонтова и Некрасова, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкина и «Памятник» Державина, «Я помню чудное мгновенье» Пушкина и «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока, «О юность легкая моя…»(отрывок из шестой главы романа «Евгений Онегин») Пушкина и стихотворение Лермонтова «Благодарность».

 Провести наблюдения над звуковой, интонационной организацией поэтических и прозаических произведений Пушкина (на материале одного из стихотворений, отрывка); привести примеры использования в поэтических произведениях Пушкина таких средств художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс.

 Провести наблюдения над использованием в произведениях Пушкина фразеологизмов.

 Указать, какие признаки устной народной поэзии использует Пушкин в сказках, в ряде стихотворений (например: «Еще дуют холодные ветры…», «В поле чистом серебрится…»).


 Провести наблюдения над использованием в произведениях Пушкина элементов разговорного стиля (например, в стихотворениях: «Бесы», «Дорожные жалобы», «Любопытный», «Румяный критик мой…», в отрывках из романа «Евгений Онегин», из повести «Капитанская дочка»).

 Сопоставить тексты Пушкина на близкие темы с целью выявления их особенностей (например, стихотворения «Обвал», «Кавказ» и отрывки из «Путешествия в Арзрум», стихотворение «Калмычке» и отрывок из «Путевых заметок»).

 Провести наблюдения над использованием цитат, афоризмов, пословиц и поговорок в пушкинских произведениях.

 Проанализировать эпиграфы в произведениях Пушкина, их роль в выражении авторского замысла (на материале романа «Евгений Онегин», прозаических произведений, стихотворений «Кто знает край, где небо блещет…», «Поэт и толпа», «Герой», «Не дорого ценю я громкие права…» и др.).

 Привести примеры афоризмов, созданных Пушкиным, составить небольшой текст, употребив в нем одно из крылатых выражений Пушкина.

 Выполнить задания, используя материалы из четырехтомного «Словаря языка Пушкина»(в скобках указано, сколько раз употребляется Пушкиным слово):

а.) понаблюдайте, в каких значениях употребляется Пушкиным слово слово(679) (для наблюдений можно использовать отрывки из повестей «Дубровский», «Капитанская дочка», из «Путешествия из Москвы в Петербург» и др.);

б.) проведите наблюдения за употреблением Пушкиным слов – антонимов, сделайте вывод о том, что как частотность использования слов связана с ключевыми темами в произведениях Пушкина, его мироощущением:

добрый (277) – злой (113); любить (614) – ненавидеть (32); любовь (630) – ненависть (29); счастье, счастие (247) – горе (96); день (1163) – ночь (546);

в.) приведите примеры использования Пушкиным ряда слов, которые можно назвать ключевыми в его произведениях:


друг (788), дружба (132); душа (774); жизнь (603), жить (394), живой (307); дорога (393), дом (493);солнце (74), светлый (93); гений (122), вдохновенный (59); читать (375); буря (119), волненье (101), волна (182);

г.) укажите, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово гость (298), например в «Сказке о царе Салтане…»;

д.) приведите примеры употребления Пушкиным омоформы когда (843): союза, относительного местоименного наречия, вопросительного местоименного наречия;

е.) докажите, что произведения Пушкина – это диалог с читателем; наблюдайте за употреблением слова читатель (128). В каких случаях это слово (или заменяющее его контекстуальные синонимы) является обращением? (Например, в поэме «Руслан и Людмила», в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин».)

 Провести наблюдения за употреблением глаголов в пушкинской прозе (например, в главах «Вожатый», «Приступ», «Мятежная слобода» из повести «Капитанская дочка»).

 Провести наблюдения над ролью первого предложения (зачина) в произведениях Пушкина.

 Привести примеры использования в произведениях Пушкина анафоры, инверсии, градации, многосоюзия, риторического обращения, риторического вопроса (например, в стихотворениях «Туча», «Анчар», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «К морю»).

 Проиллюстрировать примерами использование Пушкиным развернутого сравнения как средства выразительности.

 Показать на примерах роль в произведениях Пушкина повтора (лексического, грамматического).

 Проанализировать роль диалога в произведениях Пушкина, приемы осуществления речевой характеристики персонажей (например, в романе «Евгений Онегин», в повестях «Капитанская дочка», «Дубровский», «Барышня – крестьянка»).

 Показать на примерах особенности употребления односоставных предложений в произведениях Пушкина (назывных, определенно – личных, неопределенно – личных, обобщенно – личных, безличных).


 Подготовиться к выразительному чтению произведений Пушкина (их отрывков): определить место коротких и более продолжительных пауз; выделить слова, на которые падает логическое ударение; выбрать тон, учитывая содержание, основную мысль, жанр текста.

 Провести комплексную (многоаспектную) работу с текстами о Пушкине, о языке его произведений: определить тему, основную мысль, стиль текста; озаглавить текст (объяснить смысл названия), указать ключевые слова; определить, каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст (отрывок); указать средства межфразовой связи, роль первого (последнего) предложения; произвести лексический разбор текста; проанализировать орфографию и пунктуацию текста (сгруппировать орфограммы и пунктограммы, объяснить их); выполнить на материале текста разные виды разбора.

 Подготовить доклад (реферат) на основе изученной научной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранных произведений Пушкина; темы могут быть сформулированы на основе материалов данной программы, например:

Пушкин как основоположник современного русского литературного языка;

Слово Пушкина как источник культуры русской речи;

Речевые идеалы Пушкина;

«Чувство соразмерности и сообразности», воплощенное в произведениях Пушкина;

Слово Пушкина как источник развития чувства языка;

Пушкинские традиции и язык русских писателей второй половины ХIX века;

Пушкинские традиции и язык русской поэзии ХХ века;

Русские ученые – филологи о языке пушкинских произведений.


ЛИТЕРАТУРА


Словарь языка Пушкина: В 4-х т. – М., 1956. – 1961 (или 1999 – 2000).

А.С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. – М., 1999.

Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно – исторические исследования. – Л., 1984.


Анализ художественного текста. – Вып. 1 – 3. – М., - 1975 – 1979.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1999.

Виноградов В.В. Язык Пушкина. – М., 2002.

Винокур Г.О. Наследство XVIII века в стихотворном языке Пушкина // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С. Пушкин в истории русского языка. – М., 1993.

Дейкина А.Д. А.С. Пушкин на уроках русского языка: 10 класс. – М., 1999.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. – М., 1979.

Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.

Пахнова Т.М. Пушкин на уроках русского языка: 9 класс. – М., 1999.

Пахнова Т.М. Пушкин на уроках русского языка: 11 класс. – М., 1999.

Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ. – 1993. - №3.

Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976.

Рождественский В.С. Читая Пушкина. – Л., 1962.

России первая любовь: Писатели о Пушкине, поэты - Пушкину. – М., 1989.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М., 2002.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.

Шанский Н.М., Турьянская Б.И. Этот загадочный «Евгений Онегин». – М., 2001.

Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.