litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА


«С малой родины моей начинается Россия!»


МОУ «Кульпинская основная общеобразовательная школа»


Автор: Ночвай Галина Михайловна

учитель истории, руководитель

школьного краеведческого музея.


Пояснительная записка

«Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать».

Д. С. Лихачев.


«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.

В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.

В соответствии с указанными целями составлена данная программа.

Программа является межпредметной, так как она дает возможность получения дополнительных научных знаний не только для изучения курса истории, но и военной истории, географии. Так же при изучении некоторых вопросов учащиеся могут применять полученные знания на уроках истории, литературы, географии, изобразительного искусства и д.р.

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска.

Ведущая задача программы – создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

В каждом уголке России, в каждом селе есть свои специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его истории и культуры и их взаимосвязь с историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои собственные способности – в этом заключается основной смысл патриотического воспитания школьников в нашей школе.


Осуществление программы позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем их мире в процессе практической краеведческой деятельности, в походах, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий.

Осуществление программы предполагает получение и использование конкретных результатов на четырех уровнях: индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расширение и закрепление знаний и практических навыков, овладение исследовательскими методами, моральная закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования, микрорайон, деревня, поселок); региональном (район, область, республика); федеральном (общероссийский).

Содержание программы рассчитано на 2 года занятий с учащимися.

Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 34 часа, с сентября по май включительно.

Содержание программы составлено с учетом цикличности проведения краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности учащихся.

Учащиеся 1-го года обучения непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, школой, с историей своего населенного пункта.

Занимающиеся 2-го года расширяют зону познания и знакомятся с историей района, области, всей страны.


Основные цели программы:


  • приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

  • дать учащимся представление о новейших данных современной науки в процессе работы с историческими источниками;

  • развивать коммуникативные навыки;
  • помочь учащимся овладеть первичными навыками научного исследования;


  • профессиональная ориентация.


Задачи:


  • воспитание патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг как в мирное, так и в военное время;

  • сохранение исторической памяти;

  • формирование у учащихся готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.


Формы и методы реализации:


  • походы, краеведческие экспедиции с целью сбора и записи исторического материала и пополнения фондов музея;

  • исследовательская деятельность;

  • работа с материалами периодической печати, с историческими книгами, с материалами архивов;

  • экскурсии в музеи, библиотеки, архивы, картинные галереи, на промышленные предприятия района;

  • отчеты о проделанной работе в виде докладов, рефератов, создания базы данных;

  • составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях своей малой родины;

  • подготовка краеведческих карт, схем, планов;

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с почетными гражданами Лотошинского района, с воинами-интернационалистами.


Материально-техническое обеспечение:


    • наличие музея в школе;

    • компьютеры;

    • видеоаппаратура;

    • телевизор;

    • фотоаппарат;

    • канцелярские принадлежности;

    • учебное оборудование (исторические и географические карты, компасы, планшеты для практических работ и т.д.)



Литература для учащихся:





  1. Беседы об архивах. М. Чудакова, М., «Молодая гвардия», 1980.

  2. Беседы о русской культуре. Лотман Ю.М. СПб., 1994.
  3. Волок Ламский в XIV – первой половине XVI в. Чернов С.З. М., 1998.


  4. Живая Древняя Русь. Осетров Е.И. М., «Просвещение», 1976.

  5. Историко-статистическое описание Тверской губернии. Покровский В. т.1. Тверь. Типо-Литография Ф.С. Муравьева. 1879.

  6. История Отечества для детей. Левицкая З. В. М., «Владос» 1996

  7. Источниковедение истории СССР / Под редакцией И.Д. Ковальченко. «Высшая школа», М., 1981.

  8. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Черных П.Я. М., Русский язык. 1994.

  9. Имена земли Московской. Горбаневский М.В. М., «Московский рабочий» 1985.

  10. История Тверского княжества. Борзаковский В.С. С-Петербург. Издание книгопродавца И.Г. Мартынова. 1876.

  11. Книга Памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. т.11, Л.Т Новикова, В.Я Азаров, А.И. Мартынов. М. «Мысль», 1997.

  12. Лотошино. Шереметев С. М., 1899.

  13. Москва и Московский край в прошлом. Латышева Г.П. М., «Московский рабочий», 1973

  14. Путешествие в древнюю Русь. Рябцев Ю.С. М., «Владос», 1995

  15. Родная старина. Сиповский В.Д. М., «Современник», 1993.

  16. Русские нравы. Костомаров Н., М., фирма «Чарли», 1995

  17. Русские традиции и праздники. Шангина И.И. Санкт-Петрбург, «Искусство», 1997

  18. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Под редакцией профессора И.А. Бедуэна де Куртенэ. Тв. РРА – Книжный клуб, 1998

  19. Человек в истории. Россия – ХХ век. Материалы в помощь участнику конкурса.

/Сост. И.Л. Щербакова. «Мемориал» 2001.

  1. Энциклопедия этикета. – СПб., 1996



Литература для учителя:





  1. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. Под редакцией Н.Е. Щурковой. М., Новая школа, 1998.
  2. Краеведение: Пособие для учителей. М., Просвещение, 1987.


  3. Культурно-образовательная деятельность музеев /Сост. И.М. Косова. – М., 1997.

  4. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей. М., Просвещение, 1982.

  5. Мы – патриоты! Педагогика. Психология. Управление. Под редакцией Агаповой И.А., Давыдовой М.А. М., «ВАКО», 2006.

  6. Работа со школьниками в краеведческом музее. Под редакцией Н.М. Ланковой. М., гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

  7. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. Под редакцией Н.С. Чекмаревой. 2005

  8. Туристско – краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сборник статей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.

  9. Школьное краеведение и военно-историческое наследие. Под редакцией В.Е. Туманова. М.: ЦДЮТиК, 2002.

Основные разделы программы.


1. Летопись родного края.


Изучая материал по истории родного края, учащиеся имеют возможность глубже уяснить положение: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом своего родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшему поколению, долга, милосердия.


Цели раздела:

  • вовлечь школьников в поисковую деятельность;

  • формировать навыки работы с историческими источниками.


Задачи:

  • изучение истории родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней;

  • прививать чувства любви и уважения к малой родине, к родному дому, к своей семье;


В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны

знать:


  • историю деревень Лотошинского края;

  • историю своей семьи;

  • историю своей школы.



Уметь:

  • осуществлять поиск, систематизацию, интерпретацию краеведческого материала;

  • выступать в роли исследователя, краеведа, проникающего в суть проблем;

  • проводить интервью и опрос местных жителей;

  • составлять отчет о проделанной работе.


2 . Исчезнувшие памятники


Самобытная культура Лотошинского края, ее многовековая история отразились во множестве не дошедших до наших дней памятников истории, природы и культуры. Потеряны памятники архитектуры (часовни, храмы, здания учебных заведений), парки и природные зоны отдыха.

Выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры позволит более детально изучить историю малой родины.


Цели раздела:

  • познакомить учащихся с видами памятников истории, природы и культуры;

  • формировать навыки работы с историческими источниками.


Задачи:

  • изучение материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы;

  • прививать чувства любви и уважения к малой родине.


3. Земляки

Никогда не перестанет интересовать и волновать нас история нашего края и его древности. Они свидетели прошлого, и потому всегда сохраняют непередаваемое обаяние.

Жизнь и деятельность наших земляков неразрывно связана с судьбой страны.

Изучая материалы по истории деревень, дети смогут увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь жителей. Им станет понятно, как люди при­спосабливались к сложным жизненным обстоятельствам.

Знакомясь с жизнью наших земляков, учащиеся увидят, что и в мирное время всегда есть место подвигу, как в трудовой деятельности, так и в защите своего Отечества.



Цели раздела:


  • развитие коммуникативных навыков и умений;

  • развитие умения монологической речи.


Задачи:

  • изучение жизни и деятельности земляков;

  • воспитание патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг как в

мирное, так и в военное время;

  • повышение престижа служения в Вооруженных силах у молодого поколения;

  • прививать чувства любви и уважения к малой родине, к родному дому, к своей семье;

  • прививать чувство уважения к старшему поколению, чувства долга, милосердия;

  • профессиональная ориентация учащихся;

  • формирование у учащихся готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в

его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.


4. Исторический некрополь России


Некрополи как никакие другие памятники сочетают в себе понятия материальности, духовности и мемориальности. Некрополь – это не только место физического захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них.

Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, традиции бережного отношения к некрополям.


Цели раздела:

  • сохранять историческую память;

  • укреплять духовную связь между молодым и старшим поколением;

  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

  • способствовать осознанию школьниками нравственного долга перед военным

поколением.


Задачи:

  • изучение истории возникновения некрополей Лотошинского края;

  • охрана исторических некрополей и уход за ними;

  • установление памятных знаков у братских могил.


В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны


знать:


  • историю возникновения братских могил на территории Лотошинского района.


Уметь:


  • составлять описание исторических некрополей;

  • проводить косметический ремонт братских могил.


5. Культурное наследие


Культурное наследие каждого края неповторимо. Его особенности, как правило, определили формирование традиций, быта родного края.


Цели раздела:

  • развивать интерес к истории родного края, воспитывать бережное отношение к

старине, уважение и благодарность к старшему поколению;

  • развивать творческие способности детей;

  • развивать умение обрабатывать и применять собранный материал.


Задачи:

  • изучение культурного наследия и творчества жителей родного края.


В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны


знать:

  • основные направления развития культуры родного края;

  • достижения в области культуры родного края;

  • жизнь и творчество своих земляков.


Уметь:

  • использовать полученные знания в учебной деятельности.


6. Литературное наследие


Литература – один из важнейших элементов культуры. Лотошинские поэты внесли исключительный вклад в становление самосознания народа своего края, показали его самобытность, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально-экономические явления, культуру и традиции.


Цели раздела:

  • содействие процессу познания в области литературы;

  • способствовать духовному росту детей.

Задачи:


  • изучение литературного наследия родного края;

  • развитие творческих способностей детей в области литературы.


В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны


знать:

  • основные направления развития литературного творчества земляков;

  • жизнь и творчество Лотошинских поэтов;

  • взгляды поэтов и связь их творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами.


Уметь:

  • использовать литературный материал в учебной деятельности;

  • использовать краеведческий материал при написании конкурсных сочинений.


7. Этимология


Изучение происхождения названия населенных пунктов вызывает интерес учащихся к этимологии. Часто тот или иной топоним проясняет некоторые страницы истории населенного пункта, дает дополнительные сведения о жизни и трудовой деятельности жителей в глубокой древности.


Цели раздела:

  • содействие процессу познания в области этимологии;

  • приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности;

  • дать учащимся представление о новейших данных современной науки в процессе работы

с историческими источниками;

  • помочь учащимся овладеть первичными навыками научного исследования.


Задачи:

  • получение первичных знаний по этимологии;

  • изучение топонимики родного края.


В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны


знать:

  • как возникли названия населенных пунктов малой родины.


Уметь:

  • работать со словарями и научной литературой;
  • доказывать и отстаивать свою точку зрения.



8. Великая Отечественная война


История войны – это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, история промышленности, сельского хозяйства, культуры малой родины в этот период.


Цели раздела:

  • воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг как в

мирное, так и в военное время;

  • сохранять историческую память.


Задачи:

  • изучать историю Великой Отечественной войны краеведческими способами;

  • укреплять духовную связь между молодым и старшим поколением;

  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

  • способствовать осознанию школьниками нравственного долга перед поколением 1940-х;

подчеркнуть, что тяжелейший труд на фронте и в тылу – это труд наших родных, тех, кто

окружает нас сегодня, тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.


В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны


знать:

  • фронтовую историю Великой Отечественной войны;

  • о трудовом фронте в годы войны;

  • историю трагедии и триумфа нашего народа в войне.


Уметь:

  • составить рассказ по истории Великой Отечественной войны;

  • использовать материал по истории войны в учебной деятельности;

  • оказать практическую помощь ветеранам войны и трудового фронта.


9. Дети и война

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.


В архивах и других источниках сохранилось недостаточно материалов по данной теме. Поэтому для полного освещения и понимания военного времени стоит обратиться непосредственно к тем, чье детство пришлось на годы войны.


Цели раздела:


  • воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг как в

мирное, так и в военное время;

  • сохранять историческую память;

  • прививать чувство уважения к старшему поколению, чувства долга, милосердия.


Задачи:

  • дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии детей и молодого поколения – участников и очевидцев событий;

  • проследить, как сложились судьбы детей после войны.


В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны


знать:

  • как сложились судьбы детей, чье детство пришлось на годы войны;

  • знать земляков – воинов-интернационалистов, которые принимали участие в современных военных конфликтах.


Уметь:

  • выяснить, какие характерные черты военного времени сохранились в памяти людей;

  • выяснить, какие личностные качества сформировались у детей военного времени, как это проявилось в дальнейшей жизни.

Учебный план факультатива (1-й год обучения)


№№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика




Введение. Что такое краеведение

1

1




1.

Летопись родного края:

    1. Моя родословная

    2. Моя школа

    3. История моей деревни



7


1

1

2

4


1

1

1

3

2.

Земляки:

    1. Обычаи и традиции деревни Кульпинской волости.

    2. Промыслы и ремесла деревни Кульпинской волости.

    3. История колхоза «Красный коммунар»



7


2


2


1

5



1


1

2

3.

Исторический некрополь:

3.1. История возникновения братской могилы

воинов-освободителей в д. Кульпино.

3.2. История возникновения братской могилы

мирных жителей, погибших в дни

оккупации д. Кульпино




4



1


1

2



1


1

2

4.

Культурное наследие

4.1.Жанр, пейзаж, картина, портрет.

4.2. Творчество местного художника

Мирскова Н.И.




2


1


1



1


1

5.

Этимология

5.1. Топонимика.

5.2. Работа со словарями




2


1


1



1

1

6.

Великая Отечественная война

6.1. Начало Великой Отечественной войны.

6.2. Первый день войны в д. Кульпино.

6.3. Деревня Кульпино в период оккупации.

6.4. Освобождение деревни Кульпино от

немецких захватчиков.

6.5. Труженики тыла д. Кульпино.

6.6. Великая Победа.

6.7. «Нам жить и помнить!»





7


1

1

1


1


1


5



1


1

2

7.

Дети и война

7.1. Малолетние узники

7.2. Малолетние узники

7.3. Встреча с жителями деревни, которые были

детьми в годы ВОв


1

1


3



2



1

1

8.

Итоговое повторение

1

1




9.

Игра «Знаток истории своей малой родины»

1

1







Итого

35

23

12



Учебная программа 1-го года обучения


  1. Летопись родного края




    1. Моя родословная

Состав семьи, семейные традиции и праздники. Моя родословная.


Практические занятия

Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рассказ о семейной реликвии. Составление родословной.


Основные понятия

Семья, традиция, реликвия, «родословное древо».


    1. Моя школа

Изучение истории школы: «Моя школа», «Мой класс», «Мои учителя». Выдающиеся люди, ветераны школы. Выпускники школы. Традиции школы.


Практические занятия

Экскурсия в школьный музей по теме «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»


    1. История моей деревни

Изучение истории деревни Кульпино.

Исторические источники. Их виды и роль для изучения истории малой родины.

Что такое интервью. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Как вести себя во время интервью.


Практические занятия

Экскурсия в школьный краеведческий музей по теме «Стоит деревня над рекою».



следующая страница >>