litceysel.ru
добавить свой файл
1
Учебная программа


элективного курса профильного уровня обучения

«Терроризм и безопасность»

для учащихся кадетского класса оборонно-спортивного профиля

Муниципального общеобразовательного учреждения

Жиздринская средняя школа №1


Автор: Коробков А.В.


г. Жиздра

2008г.

Учебная программа

элективного курса профильного уровня обучения

«Терроризм и безопасность»

для учащихся кадетского класса оборонно-спортивного профиля

Муниципального общеобразовательного учреждения

Жиздринская средняя школа №1

на II полугодие 2007-2008 учебного года


Пояснительная записка


В 2006 году с принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» (принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года, одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года) началась официальная работа по противодействию терроризму на основе Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов других федеральных органов государственной власти.

Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества или материальных объектов.

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти. Органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения формами противоправных насильственных действий.

Сегодня взрывы в жилых домах, учреждениях, в транспортных средствах, на массовых мероприятиях стали частью обычной жизни. Все чаще преступники используют для акций устрашения и в террористических целях различные методы и способы.


Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:


  1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

  2. законность;

  3. приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

  4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

  5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых. Социальных и иных мер противодействия терроризму;

  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

  7. приоритет мер предупреждения терроризма;

  8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

  9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

  10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, о также о составе их участников;

  11. недопустимость политических уступок террористам;

  12. минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма;

  13. соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В Российской Федерации сформирована система подготовки населения в области защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций и активно функционируют обязательная и добровольная системы подготовки населения к безопасной жизнедеятельности. Они действуют на всех уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом. Обучение населения организовано и проводится в соответствии с необходимыми требованиями, учитывая возрастные особенности и половые признаки, социальное положение групп обучающихся, максимально используя материально-техническую базу и местные условия. Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений организована по программам курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом и профильном уровнях. Содержание программ в целом отражает государственную образовательную политику в области защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций и позволяет формировать у обучаемых сознательное и ответственное отношение к вопросам личной, общественной и национальной безопасности.


В 2007-2008 учебном году Муниципальное общеобразовательное учреждение Жиздринская средняя школа №1 произвело переход на профильное обучение в старшем звене. Одним из направлений профильного обучения стал оборонно-спортивный профиль.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений к безопасной жизнедеятельности и военной службе организована по программам курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10х – 11х классах. Содержание курсов в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности и военной службе. Но не всегда и не полностью позволяет формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной, общественной и национальной безопасности страны по различным объективным и субъективным причинам, в том числе и в вопросах противодействия терроризму. Поэтому в Муниципальном общеобразовательном учреждении Жиздринская средняя школа №1 в 2007 году создан уже второй кадетский класс в оборонно-спортивном профиле обучения не только с военно-профессиональной направленностью, но и пониманием и принятием целей и задач личной, общественной и национальной безопасности, в том числе и в вопросах противодействия терроризму.

Программа элективного курса профильного уровня обучения «Терроризм и безопаснось» для учащихся кадетского класса МОУ Жиздринская средняя школа №1 разработана с учетом того, что главными ценностями реально становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека. Предметы и курсы в области управления рисками и безопасности поведения становятся самыми популярными среди молодежи. Молодежь выбирает культуру безопасности.

Программа элективного курса профильного обучения «Терроризм» рассчитана на 18 учебных часов для учащихся кадетского класса Муниципального общеобразовательного учреждения Жиздринская средняя школа №1 (из расчета 1 час в неделю) на II полугогодие 2007-2008 учебного года. Содержание профильного элективного курса «Огневая подготовка» для учащихся кадетского класса не дублирует базовый курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в старших классах средней (полной) школы, так как он имеет специфическую направленность и характеризуется следующими показателями: зрелостью, широтой, осознанностью устойчивостью и действенностью.


Элективный курс «Терроризм и безопасность» оборонно-спортивного профиля – это курс обучения кадетов-учащихся к адаптации в современных условиях жизни, курс обучения безопасной личной жизнедеятельности в настоящих условиях с учетом интересов общества и государства. На занятиях элективного курса кадеты-учащиеся получают знания и навыки по предупреждению терроризма, способам борьбы с ним и ликвидации последствий террористических актов.

Занятия проводятся на основе следующих методических принципов:

а) Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся-кадеты должны более качественно усваивать необходимый материал.

в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний.

г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества и повышение результатов можно ожидать, только постепенно повышая требования.

Содержание профильного элективного курса «Терроризм и безопасность» учитывает специфику состава кадетов-учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, и т.п.). Этот курс помогает кадету оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации обучения в профиле. Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых постоянно возрастает при профильном обучении на третьей ступени средней школы.

Содержание элективного курса «Терроризм и безопасность», с одной стороны, соответствует познавательным возможностям и способностям кадетов-десятиклассников, а с другой стороны, предоставляет ученику возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.


В содержании программы профильного элективного курса «Терроризм и безопасность» показаны типичные для данного профиля виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) и различные виды работ (теоретические и практические занятия, презентации).

Основной целью элективного курса оборонно-спортивного профиля обучения «Терроризм и безопасность» является создание условий для формирования:


  • практических умений и навыков в области обороны государства;

  • профессиональных интересов и мотивов;

  • знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

  • требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам кадетов-учащихся;

  • профессиональной ориентации;

  • способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к будущей профессии;

  • психологической готовности к профессиональной деятельности;

  • личных духовных и физических качеств, физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

  • умения анализировать свое поведение в повседневной жизни;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов;

  • умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности;

  • жизненной позиции кадета;

  • типичных видов деятельности для данного профиля, дать возможность проявить себя и добиться успеха.

Основными задачами элективного курса оборонно-спортивного профиля «Терроризм и безопасность» являются:
    • осуществление нормативно-правовых актов РФ (Конституция РФ, Государственные стандарты в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об обороне», Федеральный закон «О противодействии терроризму», Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и т.д.);


    • формирование уровня профессиональной мотивации;

    • анализ уровня профессиональной мотивации кадетов-учащихся;

    • формирование психологической готовности к профессиональной деятельности;

    • формирование ценностно-нравственной основы самоопределения кадетов-учащихся относительно профессиональной деятельности;

    • помощь в начале практической реализации плана по достижению профессиональной цели кадетами;

    • осуществление государственной политики по подготовке кадетов-учащихся в области защиты от чрезвычайных ситуаций по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    • приобщение кадетов-учащихся к вопросам личной, общественной и государственной безопасности;

    • популяризация и пропаганда среди кадетов здорового и безопасного образа жизни.

В процессе изучения элективного курса оборонно-спортивного профиля «Терроризм и безопасность» предполагается приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • понимание основных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;

  • понимание правовых основ конртерроризма;

  • знание основных видов контртеррорестической деятельности;

  • знание особенностей современного терроризма и способов борьбы с ним;

  • умение действовать в ситуациях, связанных с терроризмом;

  • умение проявить лучшие качества при возникновении террористической опасности;

  • умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


Содержание программы


Содержание разделов и тем.


  1. История терроризма.




  1. Особенности современного терроризма.




  1. Классификация терроризма.


4. Характеристика террористических акций.


  1. Арсенал террора.




  1. Действия в ситуациях, связанных с терроризмом.

    1. Действия при обнаружении взрывоопасного предмета.

    2. Правила поведения при взрыве.

    3. Действия при стрельбе в населенном пункте.

    4. Действия при захвате в заложники.

    5. Действия при проведении операций спецслужбами.

    6. Действия при поступлении угрозы по телефону.

    7. Действия при получении писем и записок, содержащих угрозу. Действия при получении подозрительного письма (посылки, бандероли.)

    8. Действия при проведении крупномасштабных терактов с применением радиоактивных, химических веществ, бактериальных средств.




  1. Международные террористические организации.




  1. Преступники – террористы.




  1. История терактов.




  1. Терроризм в России.




  1. Требования к войне с террором


Тематический план

элективного курса профильного уровня обучения

«Терроризм и безопасность»

для учащихся кадетского класса оборонно-спортивного профиля

МОУ Жиздринская средняя школа №1

на II полугодие 2007-2008 учебного года

Содержательные линии


Темы

Количество часов

всего

теоретико-практических

1. История терроризма.

1. История терроризма.

1

---

2. Особенности современного терроризма.

2. Особенности современного терроризма.

1

---

3. Классификация терроризма.


3. Классификация терроризма.


1

---

4. Характеристика террористических акций.

4. Характеристика террористических акций.

1

---

5. Арсенал террора.


5. Арсенал террора.


1

---

6. Действия в ситуациях, связанных с терроризмом.





8

8




6.1 .Действия при обнаружении взрывоопасного предмета.

1


1



6.2. Правила поведения при взрыве.


1

1




6.3. Действия при стрельбе в населенном пункте.


1

1




6.4. Действия при захвате в заложники.


1

1




6.5. Действия при проведении операций спецслужбами.


1

1




6.6. Действия при поступлении угрозы по телефону.


1

1




6.7. Действия при получении писем и записок, содержащих угрозу. Действия при получении подозрительного письма (посылки, бандероли.)


1

1




6.8. Действия при проведении крупномасштабных терактов с применением радиоактивных, химических веществ, бактериальных средств.


1

1

7. Международные террористические организации.


7. Международные террористические организации.

1


---

8. Преступники – террористы.


8. Преступники – террористы.


1

---

9. История терактов.

9. История терактов.

1

---

10. Терроризм в России.


10. Терроризм в России.


1

---

11. Требования к войне с террором


11. Требования к войне с террором


1

---

Всего часов:

18 часов

Библиографический список

  1. Конституция РФ.

  2. Закон РФ «Об образовании».

  3. Закон РФ «Об обороне».

  4. Закон РФ «О противодействии терроризму»

  5. Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

  6. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996г.

  7. Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2001г.

  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  9. Профильное обучение в вопросах и ответах (учебно-методическое пособие), Калуга-2006, КОИПКРО.

  10. «Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов и др., г. Москва, «Дрофа», 2004 год.

  11. Интернет.