litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Программа элективного предмета «Функциональная грамматика»



Аннотация для учащихся


Элективный предмет «Функциональная грамматика» является универсальным и рассчитан на учащихся старших классов любого профиля обучения.

Программа курса состоит из двух основных разделов: морфологии и синтаксиса. Занятия по морфологии позволят школьникам не только обобщить сведения о частях речи русского языка, их грамматических и синтаксических признаках, но и узнать о текстообразующей роли различных частей речи, получить представление об изобразительно-выразительных ресурсах морфологии, насладиться удивительно точным и ярким языком признанных мастеров слова. Занятия по синтаксису дают богатейший материал для изучения русского языка в действии. Учащиеся смогут оценить экспрессивные возможности синтаксиса, анализируя лучшие образцы русской классической литературы. На занятиях по функциональной грамматике не останутся без внимания такие важные разделы языкознания, как словообразование и культура речи.

Программа курса предусматривает стартовую диагностическую работу, которая поможет выявить пробелы в знаниях и позволит учителю и ученику спланировать работу по повторению и систематизации материала.

В основе программы лежит развивающее, ориентированное на личность обучение. Ученикам будет предоставлена возможность проявить себя в исследовательской, проектной и творческой деятельности.

Для осмысленного усвоения грамматической теории предусмотрена работа по созданию схем, таблиц, различных алгоритмов, которые позволят быстро вспомнить необходимый материал.

Объективно оценить достижения учащихся поможет не только традиционная, но и рейтинговая система.

Систематическая работа на занятиях и дома даст старшеклассникам возможность успешно сдать экзамены по русскому языку в формате ЕГЭ и повысить свою языковую культуру.


Пояснительная записка.

В 9 классе было завершено изучение всех аспектов языка и основных правил его функционирования в речи. В старших классах наступает новый этап осмысления родного языка на основе того, что было изучено в 5 – 9 классах.


В программе элективного предмета «Функциональная грамматика», который может быть использован в любом классе старшего звена, предусмотрен новый материал ( в том числе и исторический комментарий к некоторым грамматическим явлениям), который позволяет учащимся, во-первых, лучше осознать ранее изученное, во-вторых, углубить их представление об изученном, в-третьих, расширить знания о языке и его эстетической функции.

Введение данного предмета представляется целесообразным не только в гуманитарных классах, но и в классах социально-экономического, физико-математического профиля, информационно-технологического, а также в универсальных классах, поскольку сейчас в связи с введением ЕГЭ резко возрос у учащихся старших классов интерес к элективным предметам, позволяющим глубже изучать современный русский язык.

В процессе преподавания элективного предмета объектом анализа становятся не столько грамматические явления, сколько их функционирование в тексте.

Функционально-семантический подход требует многостороннего и углубленного изучения языковых явлений с точки зрения функционирования их как семантических единиц. Одним из эффективных способов реализации функциональной направленности в обучении является наблюдение (практически на каждом занятии) за использованием изучаемых грамматических явлений в художественной, публицистической и научной речи.

Стратегическая цель содержания образования – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации (Закон Российской Федерации «Об образовании» ст.2 п.1,редакция 2004г.), в связи с этим в основу изучения грамматики положено личностно-ориентированное обучение, позволяющее развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности.

На первый план выдвигается задача раскрытия и использования возросших познавательных возможностей учащихся старших классов как средства их развития и основы для овладения новым уровнем знаний, умений и навыков по изучаемому предмету



Основные цели и задачи курса


Развивающие цели:

-
развивать познавательную активность, исследовательские навыки и творческую деятельность учащихся;

- способствовать развитию деятельностных и коммуникативных умений учащихся в ходе групповой работы, работы в парах.

Воспитательные цели:

-воспитывать любовь к родному языку и родной литературе, чувство ответственности за сохранение культурного наследия.

Основная цель данного элективного предмета – способствовать углубленному изучению морфологии и синтаксиса и на их основе росту языковой культуры школьников. Эта цель определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках:

- систематизировать изученное в 5-9 классах по грамматике и углубить представления школьников о функциях основных единиц языка;

- сформировать у учащихся представление о системном характере языка, его иерархическом строении;

- совершенствовать умение сопоставлять явления и факты языка, оценивать их с точки

зрения нормативности;

- стимулировать применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

- совершенствовать умение грамотно пользоваться справочной литературой;

- способствовать развитию речи и логического мышления учащихся;

- удовлетворить познавательные потребности учащихся и дать дополнительную подготовку к ЕГЭ, стимулировать учеников к дальнейшему изучению русского языка.


Принципы отбора содержания и особенности структуры курса

Курс «Функциональная грамматика» является актуальным на сегодняшний момент в связи с повышением роли русского языка в жизни общества, с введением обязательного вступительного экзамена по русскому языку во все высшие учебные заведения.

Выпускной экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ является необязательным, но его выбирают практически все учащиеся. А результаты ЕГЭ по русскому языку показывают, что наибольшие трудности в части А и в части В учащиеся испытывают в заданиях, связанных с разбором слова по составу, словообразовательным разбором, с определением морфологических признаков самостоятельных и служебных частей речи, с характеристикой простого и сложного предложения, с анализом средств выразительности (в том числе средств выразительности морфологии и синтаксиса), поэтому считаем обоснованными принципы отбора содержания элективного предмета «Функциональная грамматика».


Программа элективного предмета базируется на преемственности с системным курсом русского языка (5-9 классы). Курс содержит два раздела: морфологию и синтаксис. В связи с изучением знаменательных частей речи рассматривается также и словообразование. Это представляется нам возможным в виду того, что у ученых-лингвистов нет единого мнения о составляющих грамматики как раздела языкознания. По мнению одних исследователей языка, грамматика включает в себя две части – морфологию и синтаксис. По мнению других - помимо морфологии и синтаксиса в грамматику входит и словообразование.

В разделах «Морфология» и «Синтаксис» предусматривается также работа по культуре речи и стилистике. Курс построен с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности между двумя основными разделами. Систематизация знаний по морфологии создает базу для углубленного изучения синтаксиса.


Методы и формы обучения.

Успешное обучение в значительной мере зависит от того, какими средства­ми и методами оно ведется. На каждом этапе формирования общих интеллекту­альных умений используются определенные методы обучения:

- коммуникативный, применяемый при усвоении готовых знаний с привлечением таких видов деятельности, как изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, восприятие его учащимися;

- познавательный - при восприятии, осмыслении и запоминании учащимися но­вого материала с привлечением наблюдения, моделирования, изучения иллюстра­ций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов;

- преобразовательный — при усвоении учащимися и творческом применении на­выков и умений в процессе выполнения упражнений, проблемных заданий, практической деятельности и т. п.;

- систематизирующий - при обобщении и систематизации широкого круга зна­ний, умений и навыков по нескольким связанным между собой разделам про­граммы, изучаемым ныне и изученных ранее, в том числе и из других курсов и предметов; обобщающая беседа по тем же материалам; составление планов.


- контрольный — при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий.

Специфика программы предусматривает использование наряду с традиционными методами работы новые, такие как проектный и исследовательский.

Формы работы:

- индивидуальная;

- парная;

- групповая;

- фронтальная.

Умелое сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной форм занятий по курсу обеспечивает всестороннее развитие активности и самостоятельности в обучении всех учащихся.

Главная функция учителя - лидерство, основанное на совместной деятель­ности, направленной на достижение общей цели. Такой подход позволяет на заня­тиях создать психологический климат, в основе которого - доверительность, взаимопомощь, сотрудничество.


Результаты изучения курса


Ученики, освоившие курс грамматики русского языка в старших классах, должны знать:


      • единицы языковой системы и уровни ее организации;

      • морфологические грамматические категории;

      • синтаксические грамматические категории;

      • грамматические, словообразовательные словари и словари сочетаемости;

      • морфологические средства связи;

      • синтаксические средства связи;

      • изобразительные ресурсы морфологии и синтаксиса.



должны уметь:

      • производить словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ изученных единиц языка;

      • выполнять лингвистический анализ текста;

      • пользоваться школьными словарями русского языка;

      • сопоставлять грамматические и синтаксические синонимы и выбирать из синонимических вариантов наиболее подходящий для выражения мыслей и чувств;
      • использовать стилистические возможности морфологии и синтаксиса;


      • подбирать соответствующий материал для лингвистического высказывания, сочинения;

      • излагать свои мысли связно и развернуто;

      • составлять сложный и простой план параграфа, алгоритм, схему-конспект

      • разрабатывать и защищать учебный проект на лингвистическую тему.


Формы контроля


Предусматриваются различные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Цель их – определить степень надежности полученных знаний, приобретенных умений.

Изучение тем «Морфология» и «Синтаксис» завершаются обязательным контролем. Учащимся предлагаются две контрольные работы, содержащие задания разного уровня сложности. В конце изучения курса предусматривается итоговая контрольная работа, состоящая из двух частей, ориентированных на контрольные измерительные материалы(часть А и часть В ) и третьей части повышенного уровня сложности, проверяющей умение выполнять лингвистический анализ текста. Коммуникативные умения позволяет проверить изложение с творческим заданием (сочинением-рассуждением). Учитель имеет возможность проводить дополнительные проверочные работы по своему усмотрению.

Помимо традиционной системы оценивания достижений учащихся мы предлагаем использовать зачетно-рейтинговую, чтобы обеспечить преемственность обучения между школой и вузом. (Приложение


Методические рекомендации к организации учебного процесса

Предлагаемая программа рассчитана на 1 час в неделю. При тематическом планировании целесообразно выделять время для проектной деятельности, для специальных семинарских занятий, практикумов, предусмотрев для них систему вопросов для самостоятельной подготовки учащихся и для их высказываний на занятиях. Повышению активности и сознательности школьников способствует создание на уроках проблемной ситуации, при которой необходимо искать пути преодоления затруднений, осознанно применять полученные знания. Осмыслению грамматической теории способствует использование различных схем, таблиц, алгоритмов, разработанных самими учащимися. Для эффективности образовательного процесса предполагается также использование дифференцированных заданий.


В целях развития связной устной речи учащимся предоставляется возможность выступать с сообщениями, защитой своего проекта, анализировать свою и чужую исследовательскую работу, отстаивать свою точку зрения, обосновывать предложенные алгоритмы и схемы, варианты решения грамматических задач, давать комментарии к разным видам разбора.

В целях развития письменной речи учащимся предоставляется возможность выполнять в качестве домашнего задания творческие сочинения на грамматическую тему, сочинения-рассуждения с языковым заданием, а также предусмотрено изложение с творческим заданием (сочинением - рассуждением по типу части С экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ).


Основные компоненты содержания элективного предмета «Функциональная грамматика» и учебно-тематический план


Содержание

Введение.(1час)

Понятие о грамматике. Морфология и синтаксис. Грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.

Роль словарей в жизни современного человека. Грамматические словари, их особенности. Словари, отражающие систему словоизменения в русском языке. Словари, объектом которых являются грамматические трудности. Словари, посвященные частным вопросам грамматики (Сазонова И.К. «Русский глагол и его причастные формы»). Словари сочетаемости слов. Понятие о сочетаемости слова. Узкая и широкая сочетаемость. Словообразовательные и морфемные словари, их особенности. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная цепочка (1 час).

Морфология -14часов

Самостоятельные части речи (11 часов)

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Лексико-грамматические категории имен существительных: категория одушевленности-неодушевленности, категория рода, числа, падежа. Склонение имен существительных. Варианты падежных окончаний. Словообразование имен существительных. Изобразительно-выразительные возможности имен существительных.


Культура речи: морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен существительных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Краткие формы прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Склонение имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных.

Культура речи: морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен прилагательных.

Имя числительное. Количественные числительные. Сочетание количественных числительных с существительными. Дробные числительные. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Выразительные возможности числительного

Культура речи: морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных.

Местоимение. Личные местоимения. Возвратное местоимение. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Определительные местоимения. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Выразительные возможности местоимения.

Культура речи: морфолого-стилистические ошибки при употреблении местоимений.

Глагол. Инфинитив глагола. Вид глагола. Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы. Наклонение глагола. Безличные глаголы. Словообразование глагола. Единство видо-временных форм глагола как средство связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные возможности глагола.

Культура речи: морфолого-стилистические ошибки при употреблении глагола.

Причастие. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Разряды причастий. Образование причастий. Переход причастий в имена прилагательные. Употреблений причастий в речи.

Культура речи: морфолого-стилистические ошибки при употреблении причастий.

Деепричастие. Образование деепричастий. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Переход деепричастий в другие части речи. Употребление деепричастий в речи.


Культура речи: морфолого-стилистические ошибки при употреблении деепричастий.

Наречие и слова категории состояния. Определительные и обстоятельственные наречия. Местоименные и знаменательные наречия. Степени сравнения наречий. Культура речи: морфолого-стилистические ошибки при употреблении наречий. Наречие как средство связи предложений в тексте. Выразительные возможности наречий. Значение категории состояния, его морфологические признаки и синтаксическая функция.

Служебные части речи (2часа)

Предлог как часть речи. Типы предлогов по происхождению, структуре, значению. Употребление предлогов. Союз как часть речи. Типы союзов по происхождению, структуре, употреблению. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в речи.

Частица как часть речи. Разряды частиц. Междометие как часть речи. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Употребление частиц и звукоподражательных слов в речи.



следующая страница >>