litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
На правах рукописи



РАМАЗАНОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА


ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ


Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Пенза – 2011

Работа выполнена на кафедре педагогики Мордовского государственного

педагогического института имени М. Е. Евсевьева



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Якунчев Михаил Александрович



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Влазнев Алексей Иванович





кандидат педагогических наук

Кутеева Наталья Геннадьевна


Ведущая организация:

Нижегородский государственный педагогический университет



Защита состоится «10» марта 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.185.01 при Пензенском государственном педагогическом университете им. В. Г. Белинского (440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, корпус 1, ауд. 234).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

Автореферат разослан «1» февраля 2011 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета Боликова Л. Ю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Интенсивное социально-экономическое, политическое и технологическое развитие современного общества предполагает наличие у каждого человека определенных качеств. Таковыми сегодня являются высокий профессионализм, конкурентоспособность, коммуникабельность, готовность принимать грамотные решения и нести персональную ответственность за них, способность работать в коллективе для достижения значимых целей, культивирование поведения, основанного на глубоких нравственных началах и здорового образа жизни. Именно они во многом определяют успешную социализацию, благодаря которой человек как идеальный представитель гражданского общества, обретает способность успешно выполнять социальные функции. По мнению многих отечественных ученых, приоритетную роль в формировании обозначенных качеств должно играть образование, выступающее гарантом «вхождения» обучающихся в многоликий социокультурный мир, включая его профессиональную сферу (Б. С. Гершунский, М. С. Каган, В. С. Леднев, Н. М. Мамедов, А. Б. Мурашов, Н. Д. Никандров, В. Г. Сагатовский).

Потенциальные возможности современного образования для становления личности с востребованными обществом качествами в настоящее время полностью не реализуются. Прежде всего, это касается школьного образования, призванного обеспечить условия для развития социально желаемых характеристик у каждого молодого гражданина нашей страны на основе качественной общеобразовательной и предпрофессиональной подготовки. В этой связи важно, чтобы современная школа предоставляла такой спектр образовательных услуг, который позволил бы каждому обучающемуся гарантированно овладеть необходимыми знаниями, интеллектуальными и практическими способами действия, ценностными отношениями к различным объектам действительности для успешного творческого их использования в учебных, профессиональных и жизненных ситуациях. Школа также призвана научить детей самостоятельному поиску, анализу, хранению и преобразованию необходимой информации, индивидуальной и коллективной работе для достижения актуальных целей при учете потребностей, интересов и способностей. (Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, В. В. Сериков, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская).


Особое значение в обеспечении условий для развития личности имеет профильное обучение как этап предпрофессиональной подготовки, когда старшеклассники (обучающиеся) на основе ознакомления с основными профилями обучения оказываются в ситуации выбора сферы будущей профессиональной деятельности. В этой связи возрастает роль условий для существенной дифференциации содержания образования на основе программ обучения с учетом индивидуальных особенностей старшеклассников. Такие программы могут обеспечить возможность для успешной реализации личностно-ориентированного учебного процесса, при котором каждый обучающийся может выстраивать собственную образовательную траекторию (Т. П. Афанасьева, С. С. Кравцов, А. Г. Каспржак, А. А. Кузнецов, Н. В. Немова, А. А. Пинский, В. И. Пуденко, Л. О. Филатова, С. Н. Чистякова).

Обоснование и реализация педагогической концепции профильного обучения предусматривает два основных варианта его введения на старшей ступени школы – внутришкольный и сетевой. Первый предполагает то, что старшеклассник выбирает программы профильного обучения, реализуемые в базовой для него школе. Второй вариант может осуществляться в двух формах – кооперативной, когда старшеклассникам предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных со школой образовательных учреждениях. Другая форма – ресурсная, связана с совместной деятельностью образовательных учреждений и организаций различных форм собственности, координируемой образовательным учреждением, обладающим достаточным кадровым и материальным потенциалом, выполняющим функцию ресурсного центра профильного обучения.

Педагогическая практика показала, что внутришкольная модель «подменяет» профильное обучение на углубленное, целью которого является не столько самоопределение и социализация личности, сколько ее самореализация. Сетевая же модель позволяет задействовать в профильном обучении разрозненные ресурсы для формирования вариативного образовательного пространства, обеспечивающего условия реализации каждым старшеклассником своих образовательных потребностей. Они, выступая в качестве ядра личности, являются приоритетными для ее дальнейшей социализации. Однако в реальной школьной практике потенциальные возможности модели сетевого взаимодействия используются не в полной мере (А. И. Адамский, И. В. Голубкин, Ю. А. Конаржевский, А. В. Олескин, В. В. Масленников, С. И. Паринов, А. А. Седельников, М. М. Чучкевич).


Учитывая изложенное, становится важным исследование теоретических основ профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций, а также определение педагогических условий достижения эффективности обозначенного процесса.

Изучение литературы показало, что организации сетевого профильного обучения посвящено ограниченное количество исследований. Теоретические аспекты и практические рекомендации по организации профильного обучения раскрыты в трудах Т. П. Афанасьевой, В. И. Ерошиной, А. Г. Каспржак, М. Л. Кондаковой, С. С. Кравцова, К. Г. Митрофанова, М. В. Никитина, А. А. Пинского, Е. Я. Подгорной, И. С. Саркисяна, М. П. Тентюкова, Н. А. Тихонова. Несмотря на наличие работ названных и других исследователей по вопросам профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций, соответствующего вектора целеполагания на решаемую нами проблему не обнаружено. Анализ теории и практики профильного обучения позволил выявить следующие противоречия:

– между потребностью современного общества в личности, обладающей такими качествами, как инициативность, самостоятельность, высокий профессионализм, конкурентоспособность, базирующимися на глубоких культурных началах, и недостаточной разработанностью механизмов их формирования при профильном обучении;

– между задачей системы образования в оказании качественных услуг обучающимся и нерациональным использованием кадрового, финансового и материально-технического ресурсов для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса на старшей ступени школы;

– между потребностью старшеклассников в реализации интеллектуального потенциала для проектирования собственного профессионального будущего и отсутствием педагогической модели профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций.

Указанные противоречия определяют проблему исследования, смысл которой заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации педагогической модели профильного обучения в сети, выявлении условий, обеспечивающих эффективность ее реализации при учете потребностей, интересов и способностей старшеклассников. Необходимость решения проблемы обусловила выбор темы исследования «Профильное обучение старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций».


Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на ступени среднего (полного) общего образования.

Предмет исследования: профильное обучение старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что профильное обучение старшеклассников будет эффективным, если:

– определены теоретические основы профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций;

– разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая модель реализации профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций;

– выявлены и реализованы педагогические условия профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций;

– осуществлена последовательная экспериментальная работа по профильному обучению старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций.

Реализация поставленной цели и проверка гипотезы требуют решения следующих задач:

1. Определить теоретические основы профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций.

2. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогическую модель реализации профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций.

3. Выявить и реализовать педагогические условия профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций.


4. Осуществить экспериментальную работу по профильному обучению старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций и провести оценку ее эффективности.

Теоретико-методологической основой исследования являются: гуманистические философские положения о личности как важнейшей ценности, субъекте отношений и развития (Б. С. Гершунский, В. В. Ильин, М. С. Каган, И. С. Кон, Н. Д. Никандров, Л. М. Фридман); общенаучные подходы – системный (И. В. Блауберг, А. Г. Кузнецова, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин), личностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков); психологические и педагогические теории – концепции деятельностного подхода к формированию личности; представления о субъект-субъектных отношениях.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:

– теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, социологической, нормативно-правовой и учебно-методической литературы; обобщение современного педагогического опыта; объяснение, систематизация, обобщение результатов исследования; моделирование; проектирование;

– эмпирические: педагогический эксперимент; анкетирование; тестирование; наблюдение (прямое и косвенное); ранжирование, индивидуальные и групповые беседы с учащимися и их родителями, педагогами; статистическая и математическая обработка экспериментальных данных, графическая и табличная интерпретация результатов эксперимента.

Экспериментальная база исследования: администрация Ковылкинского муниципального района (МР), образовательная сеть Ковылкинского МР, МОУ «Ковылкинская СОШ № 1», «Ковылкинская СОШ № 3», «Ковылкинская СОШ № 4» – наделенная функцией «Ресурсный центр профильного обучения», «Ковылкинская СОШ № 6», «Парапинская СОШ», «Вечкенинская СОШ», «Кочелаевская СОШ», «Примокшанская СОШ» Ковылкинского МР Республики Мордовия (РМ), ГУ НПО «ПУ № 15», ГУ СПО «Ковылкинский строительный колледж», ГОУ ВПО «Ковылкинский филиал МГУ имени Н. П. Огарева», ГОУ ВПО «Российская правовая академия МЮ РФ», детский дом творчества, школа искусств, библиотека, краеведческий музей, детская спортивная школа, производственные предприятия МУП МО «Спецавтобаза», ОАО «Ковылкинский электромеханический завод», ОАО «Маслосырзавод», ОАО «Фанплита», ОАО «Ковылкинская типография», ЗАО «Мордовский бекон», учреждения социальной сферы – почтамт, районная больница, учреждения службы занятости населения и средств массовой информации, отделы внутренних дел и военного комиссариата, корпус МЧС.


Этапы исследования. Исследование включало три этапа.

I этапконстатирующий (20032005 гг.): проводилось изучение состояния проблемы в литературе и практике профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций для определения уровня ее разработанности; анализировалось исходное состояние муниципальной системы образования; определялись теоретические основы исследования; формулировались тема, предмет, гипотеза и понятийный аппарат.

II этапформирующий (20052009 гг.): проводилась разработка и теоретическое обоснование педагогической модели профильного обучения в сети; выполнялась экспериментальная работа по созданию сети образовательных учреждений и организаций, осуществлялись поиск и апробация оптимальных педагогических условий профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций.

III этапобобщающий (20092010 гг.): анализировались и систематизировались результаты педагогического эксперимента; обобщался исследовательский материал и оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– проблема профильного обучения решена на основе личностно-ориентированного, системного и деятельностного подходов. Решение этой проблемы предполагает создание организованного пространства при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций, представляющего собой совокупность специально созданных педагогических сред, позволяющих старшеклассникам реализовать свои потребности, интересы и способности посредством реализации индивидуальных образовательных программ, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение для дальнейшей социализации;


– в разработке педагогической модели профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций;

– в выявлении и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию разработанной модели.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении педагогической теории положением о возможности успешного профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций; в обосновании понятия о профильном обучении старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций различных форм собственности.

Практическая значимость исследования состоит в создании функционирующей сети образовательных учреждений и организаций с выделением ресурсного центра для осуществления профильного обучения старшеклассников на территории Ковылкинского МР РМ; в разработке организационно-управленческой (программ развития сети общеобразовательных учреждений и введения профильного обучения), нормативно-правовой документации, регламентирующей оптимальное функционирование сети образовательных учреждений и организаций для профильного обучения старшеклассников и программно-методического сопровождения (сетевого пакета образовательных услуг, индивидуальных образовательных программ, программ повышения квалификации педагогических кадров, проведения учебно-производственных и социальных практик, методических рекомендаций по преподаванию профильных предметов и элективных курсов).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались автором при проведении обучающих, консультативных семинаров с участниками сети и руководителями муниципальных методических служб РМ. Результаты экспериментальной работы обсуждались на Межрегиональной научно-практической конференции «Евсевьевские чтения» (Саранск, 2007 – 2010), республиканских научно-методических семинарах «Организационно-методические аспекты деятельности муниципальных методических служб в условиях введения и распространения профильного обучения», «Научно-методическое обеспечение развития муниципальной системы образования в условиях реализации современной модели образования», «Актуальные задачи современной модели образования на период 2009 – 2012 гг.», «Дополнительное профессиональное образование в инновационном образовательном пространстве РМ», «Дифференциация обучения как средство индивидуализации работы с учащимися» (Саранск, 2007 – 2009), Международных научно-практических конференциях «Педагогическая наука и практика: мировые, российские, региональные тенденции развития», «Интеграция региональной системы образования» (Саранск, 2007 – 2009). Внедрение результатов осуществлялось в рамках публикации статей, разработки программ развития сети общеобразовательных учреждений и введения системы профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Ковылкинского МР РМ, нормативно-правовой документации, регламентирующей оптимальное функционирование сети образовательных учреждений и организаций для профильного обучения старшеклассников. Результаты исследования опубликованы в научном журнале, рекомендованном ВАК. Модель профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций на примере Ковылкинской муниципальной образовательной сети рекомендована к внедрению в районах Республики Мордовия приказом от 10.03.10 г. № 256 Министра образования РМ.


Положения, выносимые на защиту:

1. Профильное обучение старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций различных форм собственности – это взаимосвязанный процесс преподавания базовых, профильных предметов, элективных курсов, социальной и учебно-производственной практик в сети образовательных учреждений (общеобразовательных; начального, среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования детей), организаций (культуры, физической культуры и спорта, социальной сферы, производственных предприятий) и учения учащихся на старшей ступени школы по освоению индивидуальных образовательных программ для личностного и профессионального самоопределения и дальнейшей социализации. Оно обусловлено необходимостью освоения старшеклассниками социального опыта в виде совокупности знаний, способов действия, ценностных отношений и творчества, позволяющих реализовать собственные потребности, интересы и способности в специально организованном педагогическом пространстве с совокупностью определенных сред.

2. Основу учебно-воспитательного процесса на старшей ступени школы составляет модель профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций, включающая целевой, методологический, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-диагностический, результативный компоненты, участников сети, а также этапы ее реализации. Целостность модели обеспечивается единством взаимодействия обозначенных компонентов для достижения ожидаемых результатов профильного обучения, касающихся личностного и профессионального самоопределения и социализации выпускников школы.

3. Эффективность функционирования педагогической модели обусловлена реализацией оптимальных педагогических условий – регулярной подготовки и переподготовки педагогических кадров, осуществления социальных и учебно-производственных практик, наличия организационного и программно-методического обеспечения профильного обучения, оперативного тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ. Их реализация на информационно-мотивационном, обучающем и оценочно-результативном этапах эксперимента позволила стимулировать учебно-познавательную, проектно-исследовательскую и практическую деятельность старшеклассников для осмысленного личностного и профессионального самоопределения.


4. Результативность профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций выражается в повышении уровня обученности по предметам базового и профильного циклов, улучшении показателей индивидуальных достижений обучающихся, усилении мотивированности и выражении готовности к продолжению образования по избранному профилю, удовлетворенности старшеклассников, их родителей профильным обучением в сети. Они выступают гарантом личностного и профессионального самоопределения выпускников сетевой профильной структуры для их дальнейшей социализации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы, обозначены главные характеристики аппарата исследования: цель, задачи, объект и предмет исследования; показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; описана апробация результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций» рассмотрены сущностные характеристики профильного обучения, выражены соответствующие понятия, а также представлены методологические и теоретические положения по проблеме профильного обучения старшеклассников в сетевой структуре.

На основе анализа литературы показано, что введение в старшей школе профильного обучения имеет достаточный потенциал для удовлетворения потребностей общества и личности в получении качественного образования, сознательном выборе каждым гражданином желаемой профессии. Оно рассматривается в качестве предпрофессионального, способствующего определению стратегии в отношении продолжения образования. Далее охарактеризованы основные признаки профильного обучения – индивидуализация на основе вариативности, профильная и уровневая дифференциация, интенсификация социальной ориентации, профессиональное самоопределение при учете выявленных потребностей, интересов и способностей старшеклассников. Это позволило выразить такие существенные для исследования понятия, как «профиль в рамках предпрофессиональной подготовки» и «профильное обучение», «сетевое взаимодействие в образовании», «профильное обучение при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций различных форм собственности».


В работе утверждается, что для успешной реализации профильного обучения старшеклассников важным является определение методологической основы. В качестве таковой выдвигаются гуманистические философские положения о личности как важнейшей ценности общества, а также человеке – субъекте отношений и социального развития (Б. С. Гершунский, В. В. Ильин, М. С. Каган, И. С. Кон, Н. Д. Никандров, Л. Д. Фридман). С их помощью реализована взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса, ориентированная на «гармонизацию самости» как внутреннего плана развития личности и «социумности» как его внешнего проявления (В. А. Караковский, И. Б. Котова, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов).

В исследовании также представлены общенаучные подходы, позволившие выстроить логику и определить собственные теоретические позиции. Среди них приоритетными являются системный и деятельностный подходы. Первый из них, выступая в качестве особого направления методологии научного познания (Г. П. Щедровицкий), основой которого является представление об изучаемом объекте как системе, позволил рассматривать педагогические явления в виде единых и целостных образований. На основе определения компонентов системы и установления взаимосвязей между ними возникает объективная возможность объяснять ее сущностные характеристики. Системный подход также позволил выявить компоненты сети, функциональные связи между ними и представить их в определенной структуре.

Второй подход дал возможность организовать работу педагогов и старшеклассников по целесообразному изменению окружающего мира. Преобразуя его, человек изменяет и свое сознание, проявляясь как субъект собственного развития. Однако реализация обозначенного подхода предполагала специальную работу по выбору и осуществлению деятельности всех участников образовательного процесса, активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения.

В качестве психолого-педагогической основы разработки проблемы исследования явились идеи личностно-ориентированного образования, а также представления о субъект-субъектных отношениях между участниками учебно-воспитательного процесса (К. А. Абульханова-Славская, Е. В. Бондаревская, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская). Нам было важно положение о качественном обучении учащихся старшей ступени школы с учетом их интересов и способностей на основе вариативности образовательных программ для дальнейшего самоопределения в получении желаемой профессии (Т. П. Афанасьева, А. Г. Каспржак, А. А. Кузнецов, А. А. Пинский, И. В. Фролов). Необходимым было также положение о расширении спектра образовательных программ при рациональном использовании материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов за счет их сосредоточения в сети профильного обучения (А. И. Адамский, С. С. Кравцов, К. Г. Митрофанов, Н. В. Немова).


На основе обозначенных положений нами сформулированы теоретические позиции исследования: 1) профильное обучение является фактором социализации личности в обществе, различных его социумах при освоении определенного опыта как составной части культуры, включая нормы и ценности, оказывающие существенное влияние на формирование социально значимых качеств; 2) профильное обучение предполагает подготовку старшеклассников на основе индивидуализации и дифференциации их деятельности и направлено на реализацию запросов старшеклассников в отношении продолжения образования с учетом их потребностей, интересов и способностей; 3) профильное обучение при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций различных форм собственности за счет концентрации кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов позволяет обеспечить высокое качество образования на основе освоения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ обеспечивающих их профессиональное самоопределение.

Обозначенные теоретические позиции в обобщенном виде отражены в двух моделях (см. Рисунки 1 и 2).

Первая из них характеризует структуру профильной образовательной сети. Ее компонентами являются ресурсный центр профильного обучения, учредители и органы, осуществляющие управление в сфере образования, учреждения общего, профессионального, дополнительного образования и социальной сферы, межведомственные учреждения и организации, производственные структуры различных форм собственности, центры занятости населения, психолого-педагогической поддержки и дистанционного обучения. Их взаимодействие позволило сформировать необходимое образовательное пространство с совокупностью сред для качественной предпрофессиональной подготовки старшеклассников – учебно-развивающей, здоровьесберегающей, коммуникативной, информационной, культуросозидающей, профориентационной, производственной и досугово-развивающей.

Сеть профильного обучения явилась основой для разработки педагогической модели, которая состоит из шести основных компонентов – целевого, методологического, содержательного, организационно-деятельностного, критериально-диагностического, результативного, а также этапов и условий.




Целевой компонент отражает ожидаемый результат профильного обучения старшеклассников, который заключается в их качественной подготовке. Методологический компонент включает личностно-ориентированный, деятельностный подходы и принципы вариативности, дифференциации, индивидуализации, единства теоретической и практической деятельности, преемственности. Содержательный компонент охватывает базовые, профильные предметы, элективные курсы, дисциплины (модули). Они отражают знания, способы действия, эмоционально-ценностные отношения и опыт творчества, которые необходимо формировать у старшеклассников в соответствии с избранной ими профессиональной деятельности. Организационно-деятельностный компонент включает четыре элемента – общеобразовательную подготовку, учебно-производственную и социальную практики, проектную и исследовательскую деятельность. Их использование позволяло вовлекать обучающихся в различные виды деятельности в средах образовательного пространства. Критериально-диагностический компонент отражает основные критерии и показатели качества профильного обучения старшеклассников. Экспериментально выявлены два критерия – обученности и мотивированности. Показателями первого из них являются повышение качества и уровня обученности по предметам базового и профильного циклов, улучшение показателей индивидуальных достижений учащихся, второго – усиление мотивированности, выражение готовности к продолжению образования по избранному профилю и удовлетворенность старшеклассников, их родителей профильным обучением в сети. Результативный компонент соотносится с целевым и связан с овладением старшеклассниками содержанием обучения, личностным и профессиональным самоопределением для дальнейшей социализации.

Названные компоненты педагогической модели реализованы на мотивационно-информационном, обучающем и оценочно-результативном этапах профильного обучения при учете совокупности условий – регулярной подготовки и переподготовки педагогических кадров, осуществления социальных и учебно-производственных практик, наличия организационного и программно-методического обеспечения процесса обучения, оперативного тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ.

Вторая


следующая страница >>