litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5





Министерство науки и образования РФ

ГОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ


Сборник методических рекомендаций


Тольятти, 2007


УДК 338.24


Процессный подход к управлению организацией. Сборник методических рекомендаций. – Тольятти, ТГУ, 2007. – 25с.


В данном сборнике представлены методические рекомендации по практическому применению процессного подхода к управлению организацией, подготовленные Отделом менеджмента качества ТГУ.


Сборник предназначен для научно-педагогических и руководящих кадров Тольяттинского государственного университета, участвующих в разработке и внедрению системы менеджмента качества.

Рецензент: к.т.н., доцент Бобровский С.М.

Содержание





Содержание 4

1 Понятие процесса и процессного подхода 5

2 Выявление (выделение) основных процессов 7

3 Выявление (выделение) вспомогательных процессов 8

4 Описание и документирование процессов организации 8

5 Спецификация процессов 11

6 Построение матрицы ответственности 16

7 Метод описания процессов 17

8 Алгоритм описания процессов 21

Приложение 1 23

Пример заполнения реестра типовых процессов и видов деятельности ОУ 23

Приложение 2 24

Пример заполнения таблицы 2 «Спецификация процесса» 24



1 Понятие процесса и процессного подхода


Одним из принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM)1, положенных в основу новой версии серии стандартов ISO 9000 является процессно-ориентированный подход к управлению организацией. Согласно данному принципу, желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом [1].


Международные стандарты ISO серии 9000 версии 2005 года – стандарты, направленные на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей2 благодаря выполнению их требований. Чтобы результативно функционировать, организация должна определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами.

Процессно-ориентированный подход к управлению организацией, в данном случае образовательным учреждением (ОУ), предполагает определение и описание всех основных и вспомогательных процессов вуза, а также установление взаимосвязей между этими процессами и последующего управления ими, включая непрерывное улучшение по методике PDCA (рисунок 1), мониторинг удовлетворенности потребителей и внутренний аудит процессов.

Что же такое процесс?

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Процессы организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности продукции [2].

Входы процесса – ресурсы, преобразующиеся в ходе процесса в выходы процесса. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.

Выходы процесса – результаты (продукт, услуга) процесса.

Желаемый результат (цель) достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. В процессах описывается не вся деятельность организации, а только та, которая влияет на получение продукции. Границы процесса должны быть четко определены (по функциям и ответственности руководителей).

Выделяют основные и вспомогательные процессы.

Основные процессы лежат на пути следования продукции: сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в виде материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.) (пункт 2).


Для обеспечения нормального функционирования основных процессов выделяют вспомогательные процессы (пункт 3).

Каждой организации необходимо непрерывное совершенствование, для того, чтобы сохранять имеющиеся и достигать все более новые преимущества перед организациями-конкурентами. Одним из методов непрерывного совершенствования является управление деятельностью организации согласно известному циклу Деминга «PDCA»планирование (Plan), выполнение (Do), проверка (Check), действия (Act). Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Цикл управления начинается с планирования [3].




Рисунок 1 – Цикл Деминга PDCA


Планирование (Plan) – установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворенности потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов.

Выполнение (Do) – осуществление запланированных работ.

Проверка (Check) – сбор информации и контроль результата, получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений.

Действия (управление, корректировка) (Act) – принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов [3]. После окончания «Действия» цикл начинается заново.

При прохождении через цикл PDCA организация (в отличие от организации со стандартными методами управления) имеет продукцию3 более высокого качества и, следовательно, более высокие требованиями к технологии ее изготовления.

Цикл PDCA применим как к процессу в целом, так и к отдельным видам деятельности, входящим в состав процесса.


следующая страница >>