litceysel.ru
добавить свой файл
1
Наименование дисциплины: Психологическое сопровождение инновационной


деятельности и управление проектами

Направление подготовки: 030300 Психология

Профильная направленность: Психология образования и развития

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Автор: к.псх.н., доцент кафедры консультационной психологии М.И.Фаерман.


1. Целью освоения дисциплины «Психологическое сопровождение инновационной деятельности и управление проектом» является освоении методологии, принципов и методик, используемых в деятельности психолога при сопровождение организационных изменений и проектной деятельности.

Данная общая цель конкретизируется в задачах курса:


  1. Ознакомление студентов с базовыми принципами науки инноватики и проектного менеджмента.

  2. Ознакомление студентов с психологическими принципами и подходами сопровождения инновационной и проектной деятельности.

  3. Изучение основных механизмов и этапов инновационного процесса и проектной деятельности.

  4. Изучение и практическое освоение некоторых методов и методик сопровождения инновационной и проектной деятельности на различных этапах.

  5. Изучение и практическое освоение комплексного подхода к сопровождению инновационного и проектного процессов.


2. Дисциплина «Психологическое сопровождение инновационной деятельности и управление проектом» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин М2Б7. Логически и содежательно-методически курс связан с дисциплинами психодиагностической направленности, включенными в программу бакалавриата по направлению 030300 «Психология», такими как «Организационная психология», «Психодиагностика», а также с рядом дисциплин, предполагающих изучение феноменов личности, группы и организации в процессе развития «Психология личности», «Социальная психология», «Мотивация деятельности», «Психология управления». В результате освоения этих дисциплин студент должен обладать рядом «входных» знаний, умений и владений, в частности: иметь представление о структуре и закономерностях развития личности, особенностях протекания групповых процессах, мотивационных структурах личности и процессе мотивации, психологии управления и структуре управления, содержании основных организационных феноменов. Студент должен владеть навыками работы с группой, проведения психодиагностического исследования, владеть основами разработки и применения социально-психологического тренинга и психологических тестов.


Курс «Психологическое сопровождение инновационной деятельности и управление проектом» является важным в плане прикладной подготовки психолога, ориентированного на решение организационных проблем как в диагностическом, так и в консультационном плане. Изучение курса дает возможность целенаправленного и осознанного применения психологических методик в практической работе психолога по сопровождению организационных изменений и проектированию.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


    Знать:

  1. Составляющие инновационной деятельности;

  2. Составляющие проектной деятельности;

  3. Методы и способы диагностики и развития инновационно-проектной деятельности;

  4. Содержание и возможную сферу психологических методик, направленных на диагностику сопротивлений нововведениям;

  5. Особенности применения психологических методик в конкретных сферах инновационно-проектной деятельности;



    Уметь:

  1. Составлять программу психодиагностического сопровождения инновационно-проектной деятельности;

  2. Использовать в своей работе стандартизированные и нестандартизированные методы исследования;

  3. Проводить инновационный семинар;

  4. Применять комплексный подход по работе с сопротивлениями нововведениям;

  5. Осуществлять управленческое консультирование по инновационной проблематике;

  6. Проводить комплексную организационную диагностику.




    Владеть:

  1. Навыками применения психологических методик;

  2. Инструментами проектного и инновационного консультирования.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


5. Содержание дисциплины:

п/п


Раздел дисциплины

1

Понятия инновационной и проектной деятельности с позиции менеджмента, социальной психологии, психологии труда и консультационной психологии. Управление проектом. Сопровождение инновационного процесса.

2

Организационные феномены инновационного и проектного процессов. Системность организационного развития.

Этапы развития организации. Актуальность нововведений и проектного подхода в организации.

3

Принципы и методы диагностики организации, личности, группы и среды на этапах разработки проекта и инновационного процесса. Первичная диагностика. Диагностика проектной команды (инновационного ядра). Диагностические процедуры и комплексные методы диагностики и исследования.

4

Комплексный подход к сопровождению инновационной деятельности. Нововведение как проект.

5

Феномены инновационной и проектной деятельности: генерирование идей; целеполагание; планирование работ; фондрайзинг; работа с сопротивлениями нововведениям; контроль; команда проекта.

6

Активные технологии по внедрению новшеств и проектов: инновационная игра; мозговой штурм; SWOT-анализ; инновационный тренинг; презентационный тренинг.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:
    1. Баранчеев, В. П., Мартынов Л. М., Рузанкин А. Д., Степанов А. А.. Механизм инновационного развития предприятия. Изобретательство, Том П, № 7. - 2002. - с. 9-17.


    2. Коробейников, О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4. с.25 – 37.

    3. Друкер, Питер Ф., Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ. Уч. пособие. М: Издательский дом “Вильяме”, 2000. - 272 с.

    4. Дж. Дуглас Александер, Кристина Дж. Карлсон Основные принципы фандрайзинга. Секреты привлечения денежных средств для прибыльных организаций – Изд-во: Баланс Бизнес Букс, 2007

    5. Тарасов, В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа//« Проблемы теории и практики управления,1998, N 1.

    6. Блинов, А.О., Василевская О.В., Невежин В.П., Смоляков Н.В. Тренинг персонала, М: Кнорус, 2005. – с. 23

    7. Акопов, В.С., Борисова В.В., Ларионов В.Г. и др. Организационное поведение, М: МГТУ им. Баумана, 2000. – с. 92

    8. Карпов, А.В., Скитяева, И.М., Юркова, М.В. Особенности адоптации российских организаций в условиях системного кризиса// Социальная психология 21 столетия, Т2 / под ред. Проф. Козлова В.В., Ярославль, 2002 – с. 50

    9. Панкратова, Т.М., Алхимина, И.В. Инновационная игра как средство развития коллектива/ Социальная психология 21 столетия, Т3 / под ред. Проф. Козлова В.В., Ярославль, 2002 – с. 21

    10. Ивасенко А.С., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. - 330 с

    11. Просветов Г.И.Управление проектами: задачи и решения: учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс»: , 2008. - 200 с.

    12. Романова М.В. Управление проектами: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2009. - 256 с.

    13. Власов, П.К. Факторы изменения поведения персонала в неопределенных условиях среды/ / Социальная психология 21 столетия, Т1 / под ред. Проф. Козлова В.В., Ярославль, 2002 – с. 141
    14. Клюева, Н.В., Фаерман, М.И. Проблемы качества в проведении организационных изменений/ Качество образования. Современные подходы и технологии./ Ярославль, 2004. – с. 123


    15. Управление проектами для профессионалов: руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. - 416 с.

    16. Фаерман, М.И. Психологическое сопровождение инновационной деятельности

(методические указания). Ярославль, ЯрГУ, 2008. – 75 с.

    1. Фаерман, М.И. Аксиомы психологического сопровождения деятельности трудовых коллективов организаций малого и среднего бизнеса в современных условиях // Политическая коммуникация в избирательных кампаниях – 2002. – с. 72 – 75.

    2. Фаерман, М.И. Комплексный социально-психологический подход к предупреждению сопротивлений нововведениям персонала (на примере организаций малого и среднего бизнеса) //Автореферат дис. канд. психолог. наук, Ярославль, 2007.

    3. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований: Уч./под ред. Дж. Даниэль Дак – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 320 с.

    4. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен: Уч./под ред. Коленсо Майкл – М.: ИНФРА-М, 2002. – XIV, 175 с.

    5. Программа инновационной игры: Уч./под ред. В.С. Дудченко – Таллин: Валгус, 2000. – 96 с.

    6. Инновационные игры ( практика, методология и теория): Уч./под ред. В.С. Дудченко – Таллин: Валгус, 2000.

    7. Питер М. Сенге. Практика Нововведений. Лидер Лидеру, Номер 9, 1998

    8. Пригожин А.И. Методы развития организации. М. 2003 – 795с.

    9. Бишоп С. Тренинг изменений в организации. – СПб: Питер, 2002 – 384с.

    10. Стюарт Д. Тренинг организационных изменений – СПб: Питер, 2001 – 254с.


б) дополнительная литература:

1. Азрилиян, А. Н. , Азрилиян, О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002. - 1274с.

2. Бизнес план инвестиционного проекта: Практическое пособие/ Под ред. И.А. Иванниковой – М., Изд-во: Эксперт-бюро, 1997


3. Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса и инноваций – М.: «Филинъ», 1997 – 516 с.

4. . Ткачев, М.Е., Шевченко К.А. Адекватность управления общественной группой в изменяющихся социально-экономических условиях/ Социальная психология 21 столетия, Т3 / под ред. Проф. Козлова В.В., Ярославль, 2002 – с. 184

5. Мельник, Ю.И. Социально-психологические аспекты проведения организационных изменений. / Социальная психология 21 столетия, Т2 / под ред. Проф. Козлова В.В., Ярославль, 2002 – с. 237

6. С. Презентация: 10 уроков.- М., 2006.

7. Гандапас Р. Презентационный конструктор. - М., 2006.

8. Коддлер И. Успешная презентация. - М., 2003.

9. Фаерман М.И. Предупреждение сопротивлений нововведениям персонала. Комплексный социально-психологический подход к сопровождению изменений в организации (монография). - Германия, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010г. – 203 С.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


  1. http://www.cfin.ru/management/practice/supremum2002/24.shtml

  2. http://projectm.narod.ru/publico4.html

  3. http://www.cfin.ru/management/strategy/smallbiz_inno.shtml

  4. http://economics.wideworld.ru/economic_theory/organization_innovations/2/