litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

Декан ФВТ, профессор

_______________Б.Д. Шашков

“____”_______________2004 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Проектирование информационных систем


Для студентов специальности 35.15.00

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ


Пенза, 2004 г.


Программу разработала к.т.н., доцент Глотова Т.В.


Программа одобрена

на заседани каф. «Системы автоматизированного проектирования»

протокол № ___от ___________ 2004 г.


Зав каф. «Системы автоматизированного проектирования»

д.т.н, пофессор А.М.Бершадский


Согласовано

Председатель НМК ФВТ

д.т.н., профессор П.П. Макарычев


Программа разработана в соответствии со следующими документами:


  • государственным образовательным стандартом минобразования РФ специальности 35.15.00;

  • рабочим учебным планом ПензГУ по специальности 35.15.00;



1. Цели и задачи дисциплины




Целью преподавания дисциплины “Проектирование информационных систем” является получение студентами знаний по основам объектно-ориентированного системного анализа и проектирования информационных систем.

Дисциплина относится к блоку дисциплин специализации.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать

  • основные этапы проектирования ПО ИС и модели жизненного цикла ПО ИС

  • основы объектно-ориентированной методологии разработки систем

  • основы языка UML;


уметь
  • разрабатывать диаграммы моделей системы на языке UML;


иметь опыт

- иметь практические навыки работы с объектно-ориентированными CASE-средствами;


иметь представление

  • о концепции открытых систем.


Перечень курсов, необходимых для изучения дисциплины:

  • Информатика

  • Алгоритмические языки и программирование

  • Системный анализ

  • Объектно-ориентированное программирование

  • Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины1029Аудиторные занятия519Лекции349Практические занятия (ПЗ)--Семинары (С)--Лабораторные работы (ЛР)179Самостоятельная работа519Курсовая работа-Расчетно-графические работы--Реферат--Другие виды самостоятельной работы--Вид итогового контроля (зачет, экзамен)Экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


Наиенование разделаКол-во

часовИз них по видам занятийЛекцииЛ/р

1. Введение22Модели жизненного цикла ПО ИС2.Жизненный цикл ПО ИС и его модели223. Требования к методологии и технологии проектирования ИС22Объектно-ориентированная методология разработки систем4. Составные части объектно-ориентированной методологии: Объектно-ориентированный анализ, объектно-ориентированное проектирование, объектно-ориентированное программирование..225. Принципы объектно-ориентированного подхода446. Классы и объекты. Отношения между классами и объектами. Качество классов и объектов. Определение классов и объектов.8447. ООА. Задача классификации. Три основных подхода решения задачи классификации.


8448 Унифицированный язык визуального моделирования UML. Диаграммы функций (вариантов использования), последовательностей, взаимодействия, классов, состояний, компонентов, размещения.8449 Процесс объектно-ориентированного проектирования. Преимущества и недостатки объектно-ориентированного подхода.

2210.
CASE-системы - инструментальные средства разработки систем.

11

6511. Концепция открытых систем.

22Итого:513417

4.2. Содержание разделов дисциплины


Введение.

Потребности создания ИС, требования к информационной системе(ИС), области проектирования ИС.


Модели жизненного цикла программного обеспечения(ПО) ИС

Структура жизненного цикла ПО по стандарту ISO/IEC 12207, процессы жизненного цикла, модели жизненного цикла: каскадная, спиральная; этапы жизненного цикла.


Объектно-ориентированная методология разработки систем.


Принципы объектно-ориентированного подхода. Составные части объектно-ориентированной методологии: Объектно-ориентированный анализ, объектно-ориентированное проектирование, объектно-ориентированное программирование. Классы и объекты. Отношения между классами и объектами. Качество классов и объектов. Определение классов и объектов. Задача классификации. Три основных подхода решения задачи классификации. Система обозначений объектно-ориентированного проектирования. Унифицированный язык визуального моделирования UML. Диаграммы функций (вариантов использования), последовательностей, взаимодействия, классов, состояний, компонентов, размещения. Процесс объектно-ориентированного проектирования. Преимущества и недостатки объектно-ориентированного подхода.


CASE-системы - инструментальные средства разработки систем.

CASE-системы как средства автоматизации разработки систем. Классификация CASE-систем. Методы спецификации в CASE-системах. Объектно-ориентированное CASE-средство Rational Rose.



Концепция открытых систем.

Цели и задачи развития концепции открытых систем. Архитектура концепций и методов открытых систем. Направления развития и модели концепции открытых систем.


5. Лабораторный практикум.




п/п№ раздела

дисциплиныНаименование лабораторных работК-во

часов16Возможности и интерфейс объектно-ориентированного CASE-средства Rational Rose128,9Разработка диаграмм функций (вариантов использования).

4311Разработка диаграмм последовательностей с помощью CASE-средства Rational Rose

4410Разработка диаграмм классов с помощью CASE-средства Rational Rose

4511Разработка диаграмм компонентов и генерация программного кода с помощью CASE-средства Rational Rose

4


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


  1. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд,.Пер. с англ. -М.: "Издательство Бином", СПб:"Невский диалект", 1998. -560с.

  2. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя: Пер. с англ. - М.:ДМК, 2000. -432с.

  3. Липаев В.В., Филинов Е.Н. Мобильность программ и данных в открытых информационных системах. - М.: Научная книга, -1997. -368с.

  4. Боггс У.,Боггс М. UML и Rational Rose,Пер. с англ. -М.: Издательство "ЛОРИ", 2000. -580с.

  5. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. -М. Финансы и статистика, 2000. -352с



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Лабораторные занятия проводятся в компьютерном классе с применением Case-средства Rational Rose.


8. Переутверждение программы на очередной учебный год


Учебн.

ГодУчебн.

группаРешение

кафедры

№ протоколаРешение

выпускающей

кафедры

№ протокола,

дата, подпись

зав. кафедройЛектор,

разработчик

программы

изменения


Примечание: Тексты изменений в рабочей программе прилагаются


Разработчик программы: Глотова Т.В.