litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный институт электроники и математики

(технический университет)

"Утверждаю"

Декан факультета (название ф-та) _________ ______ /Петросянц К.О./

«______»___________________2009

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине "Базы Данных"

Направления подготовки - ”Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”
Номер специальности - 23.01.01


Факультет — Автоматики и вычислительной техники
Кафедра - Информационно-коммуникационные технологии


Москва 2009 г.

  1. Цели и задачи дисциплины.

Целью преподавания дисциплины «Базы данных» является формирование у студентов глубоких теоретических знаний в области управления, хранения и обработки данных, а также практических навыков по проектированию и реализации эффективных систем хранения и обработки данных на основе полученных знаний.

В связи с этим, задачами преподавания дисциплины «Базы данных» являются:

  • промежуточный контроль за процессом получения знаний посредством:

    • электронных тестов;

    • лабораторных и курсовой работ;

  • развитие навыков групповой работы посредством:

    • интеграции систем, разрабатываемых различными группами студентов;

  • отработка навыков проектирования баз данных и написания взаимодействующих с ними приложений, посредством:

    • изучения и использования в собственных разработках наследованных систем, разработанных ранее самими студентами.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Для успешного освоения дисциплины студенты должны иметь знания, полученные в рамках ранее пройденных дисциплин:


  • Математическая логика и теория алгоритмов,

  • Информатика,

  • Программирование на языке высокого уровня,

  • Информационные технологии,

  • Технологии программирования.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Всего часов


Семестр

5


Общая трудоемкость дисциплины


140


140


Аудиторные занятия


68


68


Лекции (Л)


34


34


Лабораторные работы (ЛР)


34


34


Самостоятельная работа


72


72


Курсовой проект (работа)


17


17


Вид итогового контроля (зачет, экзамен)








4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

(допускается название п.4.1. «Тематический план»)








Аудиторные занятия


№п/п


Раздел дисциплины


Лекции


ПЗ (или С)


ЛР


1


Введение в БД


*







2

3

Реляционные модели и языки


*





*

3


Структурированный язык запросов SQL


*




*

4


Анализ и проектирование баз данных

*




*

5

Модели данных

*







6

Современные базы данных, СУБД и их применение

*


*


(Названия разделов в таблице указываются в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ГОС ВПО. В графах, обозначающих предусмотренные виды занятий, проставляется «*»)

4.2. Содержание разделов Дисциплины


  1. Введение в БД.

  1. Введение в базы данных

  2. Среда базы данных

  1. Реляционные модели и языки

  1. Реляционная модель

  2. Реляционная алгебра и реляционное исчисление

  3. Введение в языки SQL и QBE

  1. Структурированный язык запросов SQL

  1. Язык SQL: манипулирование данными

  2. Язык SQL: определение данных

  1. Анализ и проектирование баз данных

  1. Планирование, проектирование и администрирование базы данных

  2. Методики сбора фактов

  3. Модель "сущность-связь"

  4. Расширенная модель "сущность—связь"

  5. Нормализация

  6. Индексирование

  7. Хеширование

  8. Методология концептуального проектирования баз данных

  9. Методология логического проектирования реляционных баз данных

  10. Методология физического проектирования реляционных баз данных

  11. Методология контроля и настройки работающей системы

  1. Модели данных

  1. Иерархическая модель данных.

  2. Сетевая модель данных.

  3. Многомерная модель данных. OLAP.

  4. Объектно-ориентированная модель данных.

  5. Постреляционная модель данных.

  1. Современные базы данных, СУБД и их применение

  1. Обработка запросов

  2. Управление транзакциями

  3. OLTP системы

  4. Защита баз данных
  5. Web-технологии и СУБД


  6. Слабоструктурированные данные и язык XML

  7. Хранилища данных и OLAP системы


4.3 Понедельный план проведения занятий лекционных и практических.




Реляционная модель

Модель "сущность-связь"



Введение в базы данных

Среда базы данных



Реляционная алгебра и реляционное исчисление

Введение в языки SQL и QBE



Расширенная модель "сущность—связь"

Нормализация



Планирование, проектирование и администрирование базы данных

Методики сбора фактов



Методология концептуального проектирования баз данных



Методология концептуального проектирования баз данных



Методология логического проектирования реляционных баз данных



Методология логического проектирования реляционных баз данных


Методология физического проектирования реляционных баз данных


Индексирование




Методология физического проектирования реляционных баз данных

Хеширование



Методология контроля и настройки работающей системы



Иерархическая модель данных.

Сетевая модель данных.



Объектно-ориентированная модель данных.

Постреляционная модель данных.



Web-технологии и СУБД

Слабоструктурированные данные и язык XML



Обработка запросов

Управление транзакциями

OLTP системы



Хранилища данных и OLAP системы

Защита баз данных



5. Лабораторный практикум.

№п/п


№ раздела дисциплины


Наименование лабораторных работ


  1. 1




1,3

Работа в СУБД MySQL средствами языка SQL




4,3


Работа в СУБД MySQL средствами языка SQL






4,3

Работа в СУБД MySQL средствами языка SQL

  1. 1




4,3

Работа в СУБД MySQL средствами CASE-средства MySQL Workbench






6,3

Изучение специфики применения СУБД MySQL

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  • Томас Коннолли, Каролин Бегг "БАЗЫ ДАННЫХ. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика" Третье издание. М: Вильямс, 2003 г. - 1440 стр. ISBN 5-8459-0527-3

  • Введение в системы баз данных, 8-е издание К. Дж. Дейт , 1328 стр., с ил.; ISBN 5-8459-0788-8, 0-321-19784-4;

  • Базы данных. Учебник для высших учебных заведений, под редакцией проф. А.Д. Хомоненко, Санкт Петербург, Корона, 2004г

б) дополнительная литература:

  • Чертовской В.Д. Базы и банки данных

  • "Основы современных баз данных" (С.Д. Кузнецов).

  • Wikipedia (мировое сообщество).

  • БАЗЫ ДАННЫХ: РАЗРАБОТКА И УПРАВЛЕНИЕ. Гэри Хансен, Джеймс Хансен. Москва, ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.
  • ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ БАЗ ДАННЫХ. Информационно-аналитические материалы. С.Д. Кузнецов, WWW.CITFORUM.RU


  • СТРУКТУРИОВАННЫЙ ЯЗЫК ЗАПРОСОВ (SQL). Учебное пособие. В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов, WWW. CITFORUM.RU

  • ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ WWW – ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДОСТУПА К СУЩЕСТВУЮЩИМ БАЗАМ ДАННЫХ. Е. Фаддеенков, WWW. CITFORUM.RU

  • ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ. Учебное пособие. В.В. Кириллов. WWW. CITFORUM.RU

  • БАЗЫ ДАННЫХ. МОДЕЛИ, РАЗРАБОТКА, РЕАЛИЗАЦИЯ. Т. Карпова, Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2001.

6.2. Средства обеспечения дисциплины.

Информационно-образовательная среда по дисциплине «Базы данных» включает в себя учебно-методические указания по выполнению курсу лекций, сопровождающихся презентационным материалом, пяти лабораторных работ, систему электронного тестирования знаний, а также ряд сервисов общего назначения, функционирующих в рамках ЕИС кафедры ИКТ.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Компьютерный зал (ауд. 504) с выходом в Интернет.


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным

стандартом высшего, профессионального образования по направлению подготовки

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”–23.01.01.


Программу составил Черезов О.В., специалист, ассистент кафедры ЭВА

Настоящая рабочая программа рассмотрена на методическом семинаре кафедры ЭВА «__»________2006_г. протокол № __ и рекомендована к применению в учебном процессе.Настоящая рабочая программа рассмотрена на заседании (методическом семинаре) кафедры «__»________200_г. протокол № __ и рекомендована к применению в учебном процессе.

Зав. кафедрой «Информационно-коммуникационные технологии»


«___»__________200__г. Азаров В.Н.

Срок действия программы продлен на: 20__/20__ уч.год__________________

(подпись зав. кафедрой) 20__/20__ уч.год_______________________

(подпись зав. кафедрой) 20__/20__ уч-год_______________________

(подпись зав. кафедрой) 20__/20__ уч.год____________________

(подпись зав. кафедрой)