litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

Министерство образования и молодежной политики ЧР

Отдел образования и молодежной политики Ядринской районной администрации

МОУ «Хочашевская СОШ»

Рабочая программа по экономике (профильная группа).11 класс.




Рабочая программа

по экономике (профильная группа)


11 класс.


Составитель: В.Г. Викторов, учитель экономики

МОУ «Хочашевская СОШ»


Пояснительная записка.

Рабочая программа (профильный курс) для 11 класса на 2008-2009 учебный год составлен исходя из концепции профильного обучения и примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень). Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

• основные концепции экономики;
• микроэкономика;
• макроэкономика и международная экономика;
• прикладная экономика.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.
Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

 

Цели
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования (X и XI классах из расчета 2 учебных часа в неделю).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение математических знаний в экономической сфере;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения
Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию.

Результаты обучения позволят сократить объем и усилить общепрофессиональную подготовку в высших и средних специальных образовательных учреждениях.




Месяц

№ урока

Тема урока

Тип урока/

вид работы

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

д/з




Сентябрь

1.

Вводный урок. Входное тестирование




Выполнение теста










Раздел II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (11 час)




БЕЗРАБОТИЦА (3 час)




2

Безработица и её виды

Лекция с элементами беседы

Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы (структурная, фрикционная, циклическая). Полная занятость и потенциальный ВВП.

Знать определения безработицы, её видов

Гл. 13.3




3

Последствия безработицы


Эвристическая беседа с элементами практической работы

Отрицательные последствия безработицы: снижение темпов экономического роста, уровня жизни. Коэффициент Оукена. Государственная политика поддержки занятости.

Определять взаимосвязь уровня безр. и ВВП; безработицы и уровня жизни; знать формулу Оукена

Гл. 13.4,5




4

Безработица

Закрепление. Решение задач.

Влияние безработицы на уровень ВВП

Уметь применять теоретические знания для решения практических задач.







ИНФЛЯЦИЯ (3 час)




5

Законы денежного обращения

ИНМ (изучение нового материала).

Лекция; решение задач

Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера (MV*PY).

Знать закономерности денежного обращения, определения денежной массы, уравнение Фишера;

Уметь: объяснять причины изменения денежной массы, применять формулу УКТД

Решить задачу на применение

уравнения обмена Фишера (MV*PY).




6

Инфляция

ИНМ. Лекция. Беседа. Работа с источниками социальной информации.

Инфляция: понятие, виды и причины Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция.
Последствия и издержки инфляции.


Знать определения инфляции, её видов; дефляция;

Объяснять причины возникновения инфляции и дефляции

14.1-3. Решить зад.




7

Инфляция.

Закрепление изученного. Решение задач

Темп инфляции.

Уметь применять формулы для решения практических задач.

14.4,5







ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ (3 час)




8

Экономический рост

ИНМ.Лекция

Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост

Знать определения: экономический рост;. темп экономического роста; экстенсивный и интенсивный рост

15.1-3




Октябрь

9

Экономическое и общественное развитие.

ИНМ. Лекция с элементами беседы Работа с диаграммами и ИКТ.

Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

Выявлять причины уровней развития различных стран.


15.4-5




10

Практическая работа.

Закрепление. решение познавательных задач.

Уметь применять теоретические знания для решения практических задач.










ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ (2 час)




11

Экономические циклы.

ИНМ. Лекция/практикум

Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности.

Знать определения «рецессия», «стагфляция». выявлять различия между разными видами циклов.

13.1




12

Экономические циклы (продолжение).

ИНМ. Лекция с элементами беседы

Причины экономических циклов. Фазы цикла.

Уметь: - объяснять общую картину экон. цикла;

-анализировать поведение экономики в различных фазах цикла

13.2. Подг-ся к контрольной работе







Контрольная работа по разделу «Макроэкономические проблемы».





Раздел III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (7 час)








ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА (3 час)










14

Макроэкономическая политика. Инструменты макроэкономики.

ИНМ. Лекция-беседа.

Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы.

Знать:

  • Определения: предельная маржа, реальная ставка процента;

  • Как денежная политика воздействует на ставку процента, производство и занятость;

  • Как воздействует изменение обязательной нормы резервов на денежную массу.



16.1




15

Денежная политика.

Лекция/практикум

Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности

Уметь:

Анализировать различия между кейнсианским и монтаристским подходами к денежно-кредитной политике;

16.3. решить задачу на применение формулы банковского мультипликатора.




Октябрь

16




Решение задач.

Банковские резервы и кредитные возможности


Использовать для расчётов формулу денежного мультипликатора







17

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (4 час)




18

Налоги. Налоговая система России.

Лекция с элементами беседы.

Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера.

Знать: - разницу между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными типами налогообложения; - определение налоговой базы, среднюю и предельную ставку налога

16.2. Решение задач на определение средней и предельной ставок налога




ноябрь

19

Государственный бюджет.

Лекция/практикум

Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.

Знать: - причину возникновения дефицита госбюджета; разницу между антициклической, расширительной фискальной политикой; Уметь: - устанавливать причинно-следственные связи возникновения государственного долга; - комментировать кривую Лаффера

16.4-5




20

Решение задач.





Уметь применять знания для решения практических задач








21

Контрольная работа.




Фискальная политика










Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (10 час)




МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (6 час)







22

Международная торговля

ИНМ. /Лекция/практикум/

Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле

Знать: - основные экономические принципы функционирования рынка и гос-ва; уметь: доказывать выгоды от международной торговли

17.1-2

23

Протекционизм.

Лекция/практикум

Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Цели и средства пр-ма. Свободная торговля. ВТО. Россия и ВТО. Региональная интеграция.

Знать: - определения: импортные квоты, демпинг, протекционизм; - как определяют цены в международной торговле; - как воздействуют тарифы на конкретные тарифные рынки.


Уметь: - определять цели и средства протекционизма; - анализировать отношения России и ВТО


17.3. Письм. работа «Как торговые организации воздействуют на национальное благосостояние»

24

Практическая работа.













25

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ (4 час)

декабрь

26

Спрос и предложение на рынке валют.

Лекция

Формирование валютного курса.

Мировой валютный

рынок.



Знать:

- определение спроса и предло­жения на рынке валют;

- понятия: девальвация, мировой валютный рынок, валютные рис­ки, платежный баланс страны


17.4.,18.1 Анализ источников экономической информации

27

Валютный курс. Валютные системы

Деловая игра

Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.

Уметь: - анализировать, как на валютный курс воздействует денежная кредитная политика; - объяснять систему «плавающих» валютных курсов; - объяснять счета движения капитала и счета текущих операций


18.2-3. Что вы знаете о МВФ?





Решение задач














следующая страница >>