litceysel.ru
добавить свой файл
1
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано

_____________________________

Руководитель направления подготовки специалистов 130101,

зав. кафедрой МКП Ю.Б. Марин


Утверждаю

___________________________

Зав. ИДГ, профессор

С.Б. Шишлов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Формационный анализ


Специальность: 130101 «ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ»


Специализация: Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых


Квалификация (степень) выпускника: специалист (горный инженер-геолог)


Составитель: профессор каф. ГРМПИ С.В. Сендек


.

Санкт-Петербург 2012



1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Формационный анализ» составляет особое место среди научных дисциплин геологического цикла. Он завершает теоретическое обучение студентов геологов и на основе полученных геологических знаний раскрывает закономерности формирования и размещения месторождений полезных ископаемых в недрах земной коры.

Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания о временных и пространственных связях образования месторождений полезных ископаемых в связи с развитием и становлением различных структурно-формационных зонах земной коры, выявить генетические, парагенетические и структурные связи геологических и рудных формаций, дать перспективную оценку минерально-сырьевым ресурсам конкретных территорий.


Задачи дисциплины: ознакомить студентов с современными представлениями возникновения и развитии основных структурно-формационных зон земной коры, характерными типами геологических и рудных формаций, свойственным этим структурам, методикой составления разномасштабных прогнозно-металлогенических карт.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Формационный анализ» является фундаментальной дисциплиной геологического цикла наук о Земле. Он рассматривает основополагающие представления об истории развития земной коры и формировании полезных ископаемых на основе научных дисциплин «Общая геология», «Минералогия», «Структурная геология», «Общая геохимия», «Региональная геология», «Геотектоника и геодинамика», «Петрография», «Литоглогия», «Основы учения о полезных ископаемых», «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых». Для успешного освоения курса обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по перечисленным выше дисциплинам.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-15, ОК-20, ОК-21, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПСК-1.1, ПСК-1.3, ПСК-4, ПСК-1.5, ПСК-1.6.

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    а) общекультурных:

    - быть готовым обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения (ОК-1);

    - обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);

    - быть готовым проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и неся за них ответственность (ОК-6);

-· использовать в своей деятельности нормативные правовые и инструктивные документы (ОК-7);


    - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

    - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

    - быть готовым критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-12);

    - быть готовым к пониманию и анализу экономических проблем процессов, являясь активным субъектом экономической деятельности (ОК-15);

    - быть способным адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20);

    - владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов (ОК-21)..

    б) профессиональных, в том числе

    б1) общепрофессиональных

- готовность с естественно-научных позиций оценить строение, химический и минеральный состав земной коры, морфологические особенности и генетические типы месторождений твердых полезных ископаемых при решении задач по рациональному и комплексному освоению георесурсного потенциала недр (ПК-1);

- готовность использовать научные законы и методы при геолого-промышленной оценке месторождений твердых полезных ископаемых и горных отводов (ПК-2);

- готовность использовать научные законы и методы при оценке состояния окружающей среды в сфере функционирования производств по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-3);

- готовность организовать свой труд, самостоятельно оценивая результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);

- проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения новых знаний (ПК-6);


- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознает опасности и угрозы , возникающие в процессе , соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе государственной тайны (ПК-7);

- применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером как средство управления информацией (ПК-8).

б2) в области производственно-технологической деятельности


  • готовность демонстрировать навыки разработки планов мероприятий по снижению техногенной нагрузки производства на окружающую среду при эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-11);

  • имение использовать нормативные документы по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твёрдых полезных ископаемых и подземных объектов (ПК-12);

  • быть готовым осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания (ПК-13);

- быть готовым осуществлять геолого-экономическую оценку объектов изучения (ПК-14);

- осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-15).

б3) в области организационно-управленческой деятельности

  • владение законодательными основами недропользования и обеспечения безопасности работ при добыче, переработке полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений (ПК-16);

- применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);

- уметь подготавливать и согласовывать геологические задания на разработку проектных решений (ПК-18)


б4) в области научно-исследовательской деятельности

- способность изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-21);

- быть готовым изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного орыта по тематике исследований геологического направления (ПК-22);

- планировать и выполнять аналитические, имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивая результаты исследований и делать выводы (ПУ-23);

- уметь подготавливать данные для составления обзоров и научных публикаций (ПК-25).

б5) в области организационно-управленческой деятельности

- уметь определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-26);

- уметь организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда, быть лидером (ПК-27);

- уметь составлять техническую документацию реализации технологических процессов (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование), а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-28);

- уметь прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого, формулировать благоприятные критерии его нахождения и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ (ПСК-1.1);

- уметь составлять самостоятельно и в составе коллектива проекты на геологоразведочные работы на разных стадиях изучения и на различных объектах (ПСК-1.2);

- уметь проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы в различных ландшафтных и географических условиях (ПСК-1.3);

- уметь проектировать места заложения горных выработок, скважин, осуществлять их документацию (ПСК-1.4);


- уметь выбирать виды, способы опробования и методы их анализа (ПСК-1.5);

- уметь проводить оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых (ПСК-1.6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

- Знать основные временные и пространственные таксоны, используемые в геологии при выделении региональных структурно-формационных зон и локальных территорий в виде рудных полей и месторождений, основные типы рудных формаций и последовательность их развития в связи со становлением геологических формаций, принципы металлогенического районирования и прогноза, используемые при составлении разномасштабных металлогенических и прогнозно-металлогенических карт.

- Уметь читать и пользоваться разномасштабными прогнозно-металлогеническими картами и схемами, составить металлогенограмму для конкретной территории, использовать приобретенные знания при выполнении дипломного проекта.

- Владеть знаниями, позволяющими ориентироваться в вопросах истории развития Земли, её основных структурно-формационных зон с позиции классической геосинклинальной и геодинамической тектоники (тектоники плит и плюмтектоники), взаимодействии мантийных и коровых процессов при формировании крупных и уникально крупных месторождений полезных ископаемых, понятии о полигенных и полихронных рудных формациях, масштабности рудообразующих процессов.

Для успешного изучения курса студент должен завершить изучение базовых предметов – «Основы учения о полезных ископаемых», «Геотектонику и геодинамику», «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых».

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

8









Аудиторные занятия (всего)

64

64









В том числе:
















Лекции

32

32









Практические занятия (ПЗ)

0

0










Семинары (С)

0

0










Лабораторные работы (ЛР)

34

34







Самостоятельная работа (всего)


8

8









В том числе:
















Расчетно-графические работы














Реферат
















Другие виды самостоятельной работы:
















Работа с эталонными и рабочими коллекциями














Работа с литературой

8

8







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)


Зачет

Зач.

.







Общая трудоемкость час

зач. ед.




83









2












5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№№ пп

Наименование раздела дисциплины

Раздел дисциплины

1.

Основные понятия


История развития представлений о закономерностях размещения полезных ископаемых в недрах Земли – минерагении. Понятия об общей, региональной, специальной и локальной минерагении. Системный минерагенический анализ и его связь со структурно-системным методом в геологии. Использование достижений геологических дисциплин (минералогии, петрологии, геофизики, геохимии, тектоники и геодинамики, космических исследований) в минерагеническом анализе.

2.

Пространственные и временные таксоны

Основные принципы геотектонического и минерагенического районирования, соподчиненность выделяемых таксонов. Временные подразделения и их соподчиненность.


3.

Учение о формациях.


Понятие о системах образования геологических и рудных формаций. Абстрактные и конкретные формации и их типы. Масштабность и соподчиненность геологических и минерагенических уровней организации вещества, формы связи оруденения и геологических формаций. Современные трактовки понятия «рудная формация» и смысловое значение этих трактовок.

4.

Типы основных структурно-формационных зон земной коры.


Классическое и геодинамическое понимание структурных зон земной коры. Тектоника плит и ее приложение в минерагеническом анализе. Минерагения складчатых зон в трактовке Ю.А. Билибина, В.И. Смирнова, А.Д. Щеглова. Минерагения складчатых зон с позиции тектоники плит. Минерагения активизированных рам складчатых областей. Минерагения пассивных и активных окраин континентов. Минерагения древних щитов и протоплатформ. Минерагения платформенных областей. Минерагения областей автономной тектоно-магматической активизации в понимании А.Д.Щеглова. Минерагения срединных массивов (микроконтинентов). Минерагения дна морей и Мирового океана. Минерагения рифтовых зон земной коры.

5.

Основные типы рудных формаций


Основные типы рудных формаций складчатых областей, щитов, древних протоплатформ, платформенных областей, срединных массивов (микроконтинентов), вулканических поясов и островных дуг, зон отраженной и автономной тектоно-магматической активизации.


6.

Основные формации горючих полезных ископаемых

Основные формации горючих полезных ископаемых и их размещение в пределах основных структурно-формационных зон земной коры.


7.

Полигенные и полихронные рудные формации


Взаимодействие мантийных и коровых процессов при формировании крупных и уникально крупных месторождений полезных ископаемых. Понятие о полигенных и полихронных рудных формациях, масштабность рудообразующих процессов.

8.

Основные принципы рудно-формационного (минерагенического) картирования.и прогноза



Прогнозно-поисковые комплексы как элементы рудноформационного анализа. Разномасштабные минерагенические карты и их целевое назначение. Принципы составления легенд карт разного масштаба. Прогнозные карты разного масштаба и назначения.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Промышленные типы месторождений полезных ископаемых

+

+

+


+

+

+

+

+

2

Геодинамика и геотектоника

+

+

+

+

+

+

+

+



5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

час.

1

Основные понятия


2













2

2

Пространственные и временные таксоны

2




2







4

3

Учение о формациях


4




4







8

4

Типы основных структурно-формационных зон земной коры.



14




14







28

5

Основные типы рудных формаций


4




6







10

6

Основные формации горючих полезных ископаемых


2




2







4

7

Полигенные и полихронные рудные формации


2












2

8

Основные принципы рудно-формационного (минерагенического) картирования. и прогноза


2



4




8

14


6. Лабораторный практикум:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1

1,2

Основные понятия о формациях, временные и пространственные таксоны



2

2

3

Понятие о системах образования геологических и рудных формаций. Абстрактные и конкретные формации и их типы. Масштабность и соподчиненность геологических и минерагенических уровней организации вещества, формы связи оруденения и геологических формаций. Современные трактовки понятия



4

3

4

Типы основных структурно-формационных зон земной коры

14

4

5

Основные типы рудных формаций

6

5

6

Основные формации горючих полезных ископаемых

2

6

7,8

Основные принципы рудно-формационного (минерагенического) картирования.



4


7. Практические занятия (семинары): не предусмотрены.

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная

  1. Щеглов А.Д. Основы металлогенического анализа. – М.: Недра, 1980.

  2. Недра России. В 2 т. Т.1. Полезные ископаемые //Под ред. Н.В. Межеловского, А.А. Смыслова – СПб Горный ин-т. Межрегион. центр по картографии. – СПб-М., 2001.

Дополнительная

  1. Билибин Ю,А. Общие принципы регионального металлогенического анализа //Избр. Труды, т.3 М.: Изд-во АН СССР, 1961

  2. Геология и геофизика. Специальный выпуск. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, т.40, 1999.

  3. Геолого-минерагеническая карта Мира. Масштаб 1:15 000 000. Объяснительная записка. Часть 4. Минерально-сырьевые ресурсы Мирового океана. Коллектив авторов. //Под ред. Л.И. Красного, И.С. Грамберга. СПб., Изд-во картфабрики ВСЕГЕИ, 2000. 39 с + 5 вкл.

  4. Котляр В.Н. Металлогения и прогноз рудообразования. – М.: Недра, 1983.

  5. Кривцов А.И., Яковлев П.Д. Структуры рудных полей и месторождений, металлогения и прогноз рудоносности – М.: Недра, 1991.

  6. Критерии прогнозной оценки территорий на твердые полезные ископаемые /Под ред. Д.В. Рундквиста – Л.: Недра, 1986.

  7. Литогеодинамика и минерагения осадочных бассейнов. – СПб. Изд-во ВСЕГЕИ, 1998. С. 480.

  8. Методическое руководство по оценке прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Вып. 1-15. М.: ВИЭМС, 1986.

  9. Опыт гармонизации представлений о геологических, минерагенических и минерально-ресурсных составляющих литосферы Земли. Коллектив авторов. – СПб, Изд-во ВСЕГЕИ, 2001.
  10. Недра России. В 2 т. Т.2. Экология геологической среды. //Под ред. Н.В. Межеловского, А.А. Смыслова – СПб Горный ин-т. Межрегион. центр по картографии. – СПб-М., 2002.


  11. Опыт гармонизации представлений о геологических, минерагенических и минерально-ресурсных составляющих литосферы Земли. Коллектив авторов. СПб., Изд-во ВСЕГЕИ, 2001. 36 с.

  12. Основы геодинамического анализа при геологическом картировании. - М. 1997. С. 519 (Мин-во природных ресурсов РФ, ВСЕГЕИ, ГЕОКАРТ, МАНПО).

  13. Рудные и рудоносные формации (терминологический справочник) /Под ред. Ю.А. Косыгина, Е.А. Кулиша – М.: Недра, 1983.

  14. Рудные узлы России. //Под ред. Е.В. Плющева – СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2001.

  15. Смирнов В.И. Проблемы металлогении //Вестн. МГУ, сер. геол., № 6, 1979.

  16. Строна П.А. Основы металлогении (курс лекций). ЛГИ, 1975.

  17. Строна П.А. Главные типы рудных формаций. – Л.: Недра, 1978.

  18. Хаин В.Е. Тектоника континентов и океанов. М.: Научный Мир, 2001. 610 с.

  19. Щеглов А.Д. Основные проблемы современной металлогении (вопросы теории и практики). – Л.: Недра, 1987.

  20. Щеглов А.Д. Современное состояние теоретических основ металлогении. – Л.:ВСЕГЕИ, 1989. 24 с.

  21. Щеглов А.Д. Синхронный рифтогенез и оруденение //Геол. рудн. месторожд., 1997, т. 39, № 2, с.115-1


Программное обеспечение: Microsoft Office, Statistica.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Библиотеки

Библиотека Санкт-Петербургского государственного горного университета

Российская государственная библиотека

Российская национальная библиотека

Библиотека Академии наук

Библиотека по естественным наукам РАН

Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU


www.spmi.ru/node/891


www.rsl.ru

www.nlr.ru

www.rasl.ru

www.benran.ru

www.viniti.ru


www.gpntb.ru


www.geology.pu.ru/library/


elibrary.ru


Специальные интернет-сайты

Все о геологии

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Геоинформмарк

Earth-Pages

geo.web.ru

window.edu.ru/window/

library?p_rubr=2.2.74.9

www.geoinform.ru.

www.Earth-Pages.com


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Специализированный набор разномасштабных прогнозно-металлогенических карт, позволяющих студентам ознакомиться с основными принципами составления легенд и использования необходимых дополнительных геологических, геофизических, геохимических дистанционных и локальных исследований. Программой обучения предусматривается посещения студентами научно-исследовательских институтов ВСЕГЕИ, ВНИГРИ, ВНИИокеангеолгии, коллективы которых работают по тематике рудно-формационных (минерагенических) исследований.

Кафедры СПГГУ имеют компьютерные классы с выходом в Интернет, что позволяет студентам приобщиться к минерагеническим исследованиям различных регионов страны и Мира.

_____________________________________________________________________________

Разработчики:

кафедра ГРМПИ СПГГУ проф. С.В. Сендек


Эксперты:

________________ ____________________________ __________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)