litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

___________________________

«____» _______________2011 г.


рабочая Программа учебной дисциплины


СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА: ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ

(указывается наименование дисциплины (модуля) в соответствии с рабочим учебным планом)


Трудоемкость (в зачетных единицах) ___1,4___


Направление подготовки Педагогика


Профиль подготовки Социальная педагогика


Квалификация (степень) выпускника магистр
педагогики


Томск - 2011

1. Целеполагание учебной дисциплины


Целью
курса является формирование профессиональной компетентности специалиста как способности и готовности продуктивно решать профессиональные задачи на основе изучения и освоения лучшего (инновационного) опыта функционирования и развития системы социальной защиты детства в регионах России.

Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы. Изучается в первом семестре, в качестве одной из профильных дисциплин, давая студентам один из ориентиров (социальная педагогика как решение задач социально-педагогической помощи) в освоении всех учебных дисциплин и в инфраструктуре учреждений системы социальной защиты детства.

Для освоения настоящей дисциплины студенты должны быть готовы к работе с литературными и Интернет-источниками.

Требованиями к уровню освоения содержания дисциплины выступают формируемые компетенции у студента:


общекультурные компетенции (ОК):

владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, баз данных и знаний (ОК-3);

способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения (ОК-4);

способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

профессиональные компетенции (ПК):

способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

способность проводить анализ и обобщение образовательной и социозащитной деятельности учреждения (ПКОД-9);

способность проводить теоретический анализ литературы (ПКНИ-1);

способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);

способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);

способность превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10);

способность проводить экспертизу образовательной среды учреждения и определять административные ресурсы развития учреждения (ПКОУ-1);

способность определять круг потенциальных партнеров образовательного или социального учреждения (ПКОУ-6).

В результате изучение курса студент должен

знать:

теоретические основы социальной защиты населения;

нормативно-правовые основы функционирования системы социальной защиты детства в российском обществе;

основные тенденции и проблемы развития системы социальной защиты детства в российском обществе;

у
меть:

определять критериальные основы для осмысления опыта функционирования системы социальной защиты детства;


изучать, анализировать и обобщать передовой опыт решения социальных проблем с учетом региональных особенностей;

анализировать проблемы, решаемые системой социальной защиты детства, грамотно определять пути и способы их разрешения;

разрабатывать и реализовывать исследовательские и научно-практические проекты, анализировать, обобщать и представлять результаты собственной профессиональной деятельности;

владеть:

определениями социальной защиты, социальной защиты детства;

содержанием инфраструктуры и функционалом системы социальной защиты детства;

информацией о развитии современной системы социальной защиты населения, о региональных особенностях системы социальной защиты детства.


2. Учебно-тематическое планирование


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час)

Всего - 50

4 (12) семестр

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

17

17

Практические занятия, семинары

17

17

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ


-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

16

16

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

+

+

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен – 4 (12) сем.

Экзамен



Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

самостоятельные

1

Современная система социальной защиты детства. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детства


-

4

18

2

Семья и детство в системе социальной защиты населения

-

8

18

3

Региональный опыт социальной защиты детства

-

6

18




Всего часов

-

18

54


3. Содержание учебной дисциплины


РАЗДЕЛ 1. Современная система социальной защиты детства. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детства

Предмет и задачи курса. Понятийно-терминологический аппарат системы социальной защиты детства: социальная защита, социальная защита населения, социальная защита детства, социальная политика, ребенок, семья социального риска, социальное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная работа, права детей. Социальная защита детства как часть современной системы социальной защиты населения. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации. Сущность и содержание, объекты и субъекты, формы и методы современной социальной защиты детства.

Историко-культурные особенности социальной защиты детства в России и за рубежом.

Международно-правовые предпосылки и основные формы международного сотрудничества в области социальной защиты граждан. Женевская декларация прав ребенка (1924), Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985), Конвенция «О правах ребенка» (1989). Принципы обеспечения социальной защиты детей, провозглашенные Декларацией прав ребенка. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка» по обеспечению выживания детей, их развития, защиты их прав. Деятельность международных организаций по защите прав ребенка. Комитет ООН по правам ребенка, его состав и функции.


Роль государства в управлении социальными системами: кадровые, финансовые, материальные и другие возможности. Законодательная деятельность государства и полномочия органов государственной власти в области социальной защиты детства. Управление системой социальной защиты и социального воспитания. Основные гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в Российской Федерации как основные показатели качества жизни детей в области образования, здравоохранения, трудоустройства, социального обслуживания, обеспечения жильем, оздоровления и отдыха. Государственная поддержка семей, имеющих детей. Уровни реализации государственной политики по социальной защите детства.

ФЗ–№ 195 от 10.12.95 г. Об основах социального обслуживания населения в РФ. ФЗ–№ 120 от 24.06.99 г. Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. ФЗ–№ 124 от 24.07.98 г. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

РАЗДЕЛ 2. Семья и детство в системе социальной защиты населения

Права детей и обязанности родителей. Общая характеристика, особенности родительских обязанностей и прав. Обязанность и право родителей содержать, воспитывать и защищать интересы и права ребенка.

Понятие «семья социального риска». Социальная защита детей из неполных и многодетных семей. Социальные льготы для многодетных и неполных семей. Социальный работник и социальный педагог в системе социальной защиты многодетных и неполных семей. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная защита детей–инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей–инвалидов.

Социальная защита детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Организация социальной работы с семьями беженцев и вынужденных переселенцев. Социальная защита безнадзорных детей. Система социальной помощи безнадзорным детям.

Биологическое и социальное сиротство. Организация устройства детей. Социальная защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление, учет и временное устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей. Понятие усыновления. Условия и порядок усыновления. Требования к усыновителям. Отмена усыновления. Основания и последствия отмены усыновления. Опека и попечительство. Условия и порядок осуществления опеки и попечительства. Требования к опекунам и попечителям, их обязанности и права. Приемная семья. Понятие «приемная семья». Условия передачи ребенка в приемную семью. Требования к приемным родителям. Учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты.


РАЗДЕЛ 3. Региональный опыт социальной защиты детства

Типология учреждений социального обслуживания, социальной помощи семье и детям в России. Национальные стандарты, нормы и нормативы социального обслуживания.

Формирование региональных стандартов, норм и нормативов социального обслуживания в разных регионах России. Разработка стандартов социального обслуживания населения. Разработка норм и нормативов социального обслуживания населения. Создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге. Разработка критериев оценки качества социальных услуг. Разработка критериев оценки потребности отдельных категорий граждан в социальном обслуживании. Развитие информационно-коммуникационных технологий в системе социальной защиты населения в рамках единого информационного пространства. Создание информационно-аналитической системы о детях и других отдельных группах населения. Создание автоматизированной информационно-справочной системы социальных служб. Создание единой информационной базы данных организаций, осуществляющих работу по профилактике бездомности и оказанию социальной поддержки лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Инновационные формы работы по социальному обслуживанию населения и предоставления мер социальной поддержки. Программа «Помощь детям-сиротам в России». Инновационные услуги в профилактике социального сиротства. Деятельность российского Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и реализация комплексной программы АРО.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:


  1. Управление социальными системами : социальная защита детства : учебно–методический комплекс : справочное издание / И. А. Корнева. – Томск : изд–во ТГПУ, 2008. – 348 с.
  2. Управление социальными системами : социальная защита детства : учебно–методический комплекс : учебное пособие / И. А. Корнева. – Томск : изд–во ТГПУ, 2008. – 180 с.


  3. Управление социальными системами : социальная защита детства : учебно–методический комплекс : методическое пособие / И. А. Корнева. – Томск : изд–во ТГПУ, 2008. – 40 с.


6.2. дополнительная литература:

  1. Алексеева, Л. С. Методики адресного социального патроната : научно–методическое пособие / Л. С. Алексеева. – М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

  2. Варывдин, В. А. Управление системой социальной защиты детства : учебное пособие / В. А. Варывдин, И. П. Клемантович. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

  3. Введение в социальную работу : учебное пособие ; под ред. С. В. Тетерского. – М. : Академический Проект, 2003.

  4. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин и детей / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. – М. : «Академия», 2003.

  5. Олиференко, Л. Я. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие для вузов / Л. Я. Олиференко. – М. : «Академия», 2004.

  6. Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА, 2000.

  7. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2005.

  8. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально–правовые проблемы : учеб. пособие для вузов / Е. М. Рыбинский. – М. : Академия, 2004.

  9. Савинов, А. Н. Организация работы органов социального обеспечения : учебник / А. Н Самвинов. – М. : ФОРУМ : ИНФРА, 2003. (Серия «Профессиональное образование»).

  10. Социальная защита населения : опыт организационно–административной работы : учебное пособие для вузов // Практика социальных служб, учреждений, организаций. – М. : МарТ, 2003.
  11. Социальная помощь : на пути к адресности / под. ред. М. И. Либоркиной. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2001.


  12. Технология работы с проблемными, кризисными, дисфункциональными семьями. – Владивосток, 2002.

  13. Управление системой социальной защиты детства / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный. – Ростов–на–Дону : «Феникс», 2005.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины


Рабочая программа и учебно-методические материалы по данной учебной дисциплине, составленные преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ.

Интернет-ресурсы:

http://teacher.fio.ru/

http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/

http://институт-коррекционной-педагогики.рф/


http://social.lenobl.ru/zakon/standart/52496_2005 - Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Общие положения"

http://www.rg.ru/2011/09/05/socuslugi-site-dok.html - Проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (РГ, 5 сентября 2011 г.)


http://docs.kodeks.ru/document/944931299 — Стандарты качества бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета в области здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и образования Нижегородской области


http://www.sparm.com/products/ais-mse — Федеральная автоматизированная информационно-справочная система по проблемам инвалидности и инвалидов

Структура, функции, задачи. Автоматизированные рабочие места. Информационные системы в задачах социальной защиты населения: «Социальная защита населения», «Социальная защита населения — комплекс», «Дом — интернат», «Центр социального обслуживания».

Пример региональной системы: http://www.center-albreht.ru/Work4.htm#1 — ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта» - ведущая в России организацией по информационному обеспечению проблем инвалидности и инвалидов.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Телевизор, видеомагнитофон, мультимедийная техника (проектор, ноутбук, экран).


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю


Основные формы организации обучения: учебные занятия проводятся в форме лекций (традиционных и проблемных), семинарских и практических занятий (деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций, моделирование, проектирование, презентация различных социальных проектов, групповая и индивидуальная работа, написание эссе и рассуждений, творческая работа).

Самостоятельная работа магистрантов предполагает составление портфолио документации и творческих работ в процессе изучения дисциплины, а также составление словаря терминов и листов опорных сигналов при анализе международных, федеральных и региональных нормативно-правовых документов в области социально-правовой защиты.


Промежуточная аттестация предполагает выполнение контрольной работы, составление тестовых заданий для взаимопроверки, итоговое тестирование, консультация, зачет.


7.2. Методические указания для магистрантов


Для изучения дисциплины: «Система социальной защиты детства: инновационный опыт» необходимо следовать следующим рекомендациям:


  1. На первом этапе знакомства с учебной дисциплиной необходимо осуществить поисковую работу с различными литературными источниками по проблеме «Система социальной защиты детства: инновационный опыт» и составить аннотированный список литературы с входными данными источников;

  2. В процессе изучения дисциплины составить портфолио документации и творческих работ в соответствии с требованиями.

  3. Составить словарь терминов по изучаемой дисциплине и раскрыть понятийный аппарат.

  4. Для более полного усвоения темы «Государственное управление социальными системами» предлагается разработать вопросы для дебатов, касающихся реализации государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

  5. После изучения темы «Современная система социальной защиты населения» разработать комплекс контрольных заданий для взаимопроверки по данной теме с учетом предъявляемых требований.

  6. В процессе изучения темы «Семья и детство в системе социальной защиты населения» необходимо разработать и презентовать индивидуальный социальный проект, подготовить комплекс диагностических методик для изучения семьи и семейного воспитания в работе социального педагога и составить аннотированный список диагностических методик.
  7. При изучении темы «Региональный опыт социальной защиты населения» написать эссе по предложенной тематике (например, «Мое отношение к патронату как новой форме семейного воспитания детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и подготовить доклады в рамках данной темы с учетом требований.



8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе)


  1. Патронат как современная форма семейного воспитания детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Проблемы семей, имеющих детей раннего возраста.

  3. Семейный детский дом.

  4. Временная приемная семья.

  5. Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

  6. Многодетность вчера и сегодня.

  7. Детская безнадзорность как социальное явление.

  8. Молодая семья в современной России.

  9. Молодая семья: понятие, проблемы, различные виды помощи.

  10. Число детей в семье: проблема единственного ребенка в семье.

  11. Семья военнослужащего в условиях реформирования армии.

  12. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

  13. Приемная семья как способ воспитания детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  14. Усыновление как одна из форм реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.

  15. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности и беспризорности.

  16. Социальное сиротство в современном российском обществе.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Международные благотворительные организации. Деятельность международных общественных организаций, фондов в сфере социальной защиты населения (детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования ЗОЖ и др.).

  2. «Посланцы» доброй воли: международный и федеральный уровни деятельности.
  3. Деятельность российских общественных организаций, фондов в сфере социальной защиты детства (детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования ЗОЖ и др.).


  4. Деятельность региональных общественных организаций в сфере социальной защиты детства (детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, беспризорных и безнадзорных детей, многодетных, неполных и др. семей, семей вынужденных переселенцев и беженцев, формирования ЗОЖ и др.).

  5. Некоммерческие организации инклюзивной направленности.

  6. Межведомственное взаимодействие государственных и общественных организаций в решении социальных проблем (детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, беспризорных и безнадзорных детей, семей беженцев, алкоголиков, многодетных, неполных и др. семей, формирования ЗОЖ и др.).

  7. Благотворительные фонды России, меценатство.

  8. Уполномоченный по правам человека в России. Институт уполномоченных при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

  9. Роль учреждений социального обслуживания в работе с различными категориями детей и семей с детьми (с беспризорными и безнадзорными детьми и их семьями, с детьми - инвалидами и др.).

  10. Семейное жизнеустройство детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как приоритет детской социальной политики. Новые формы устройства детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  11. Система государственных учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семейный детский дом: история, современное состояние.

  12. Социально-педагогическая инфраструктура для российской молодежи. Молодая семья (молодая мама с ребенком) в современной России, опыт работы общественных организаций.

  13. Волонтерская деятельность. Опыт подготовки к волонтерской деятельности.

  14. Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в России (детей и семей с детьми).

  15. Место социально-культурной деятельности в социальной работе.

  16. Социальная защита безнадзорных детей.

8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз



  1. Уровень минимальной заработной платы как показатель благополучия общества.

  2. Прожиточный минимум и уровень бедности в стране.

  3. Потребительская корзина в России.

  4. Актуальность волонтерства в России.

  5. Эффективность деятельности социальных служб, учреждений, организаций.


8.4. Примеры тестов


см. Приложение


8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)


  1. Понятие, сущность и содержание, эффективность социальной защиты детства.

  2. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

  3. Объекты и субъекты социальной защиты населения. Понятие «семья социального риска». Типология детей и семей социального риска с детьми.

  4. Роль государства в социальной защите детства: кадровые, финансовые, материальные и другие возможности.

  5. Законодательная деятельность государства и полномочия органов государственной власти в области социальной защиты детства.

  6. Основные гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в Российской Федерации.

  7. Государственная поддержка семей, имеющих детей.

  8. Уровни реализации государственной политики по социальной защите детства.

  9. Международно-правовые предпосылки и основные формы международного сотрудничества в области социальной защиты детства.

  10. Социальная защита детей из неполных и многодетных семей.

  11. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья.

  12. Социальная защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация устройства детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  13. Социальная защита детей семей беженцев и вынужденных переселенцев.


  14. Социальная защита безнадзорных детей.

  15. Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты.

  16. Социальный педагог в системе социальной защиты детства.

  17. Роль волонтерства в организации социальной защиты детства.



Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогика (профессионально-образовательная программа Социальная педагогика)


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.пед.н., доцент _________________________ Г.Ю. Титова


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

протокол № __ от ____________ 2011 года


Зав. кафедрой ______________ А.Г. Яковлева

(подпись)


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета

протокол № __ от ____________ 2011_ года.


Председатель методической комиссии __________________ Т.Н. Яркина

(подпись)