litceysel.ru
добавить свой файл
1
Развитие познавательной активности на уроках развития речи и письма в начальной школе


Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельности.

Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определённой области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе. Велика роль интереса и в учебной деятельности, в успешном овладении изучаемым предметом. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при отсутствии интереса учебный материал усваивается с трудом, часто формально, не находит применения в жизни, легко и скоро забывается. (Педагогическая энциклопедия)

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности младших школьников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес раньше других мотивов осознаётся младшими школьниками. Интересно или неинтересно – основные критерии оценки урока.

Познавательные интересы младшего школьника развиваются, усложняются, обогащаются в ходе развития, в процессе становления личности ученика. Общие тенденции развития познавательного интереса:

От интереса, связанного с внешними стимулами, к интересу, свободному от внешней ситуации, побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с «внутренней средой» самого младшего школьника;

От интереса нерасчленённого, подчас диффузного к интересу всё более дифференцированному (к определённым областям учебных предметов);

От интереса, подверженного частой смене ситуаций, случайным влияниям, к интересу всё более устойчивому, постоянному;

От интереса поверхностного к интересу с глубокой теоретической основой, раскрывающей причинно-следственные связи, внутренние отношения.


Интересы аномальных детей – активное эмоционально-познавательное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни, к учёбе, трудовой и игровой деятельности, побуждающее аномального ребёнка заниматься ею по собственному желанию. Особенности развития аномальных детей и характер дефекта отражаются на процессе формирования их интересов.

Умственно-отсталые дети проявляют недостаточный интерес к учебной деятельности; нередко они склонны к механическим действиям.

Активизация интереса основывается на следующих положениях:


  1. задания должны быть преодолимыми, то есть не слишком лёгкими, но в меру трудными (это требует со стороны учителя учёта возможностей аномальных детей и индивидуального подхода к ним)

  2. необходимо опираться на имеющийся у детей опыт и уже выявившиеся интересы

  3. подбор и методы преподавания новых знаний должны будить самостоятельную мысль у учащихся, вызывать умеренное напряжение при решении возникающих вопросов, на которые дети могут дать правильные ответы путём посильных для них наблюдений и опытов. (Дефектологический словарь.)

Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. При развитии познавательного интереса учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов (эффективный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, интересный фильм, парадоксальные явления, впечатляющее слово). Другими словами это:

А) занимательность, связанная с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия непосредственно. Сила этого средства особенно сказывается на начальных этапах формирования познавательного интереса;

Б) игровые процессы, которые более значительны по сравнению с занимательностью, поскольку ученик включается в деятельность, осуществляет уже непосредственную ориентировку, а накапливает познавательный опыт, решая игровые задачи;


В) наглядные средства обучения, которые так же вызывают познавательный интерес у учащихся, при помощи привлекающих интерес объектов, картин, фрагментов видеофильмов, технических средств обучения и многое другое. Наглядность в развитии познавательного интереса играет существенную роль, так как осуществляет своё влияние и на мотивацию интереса, а так же содействует становлению личностного свойства.

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного.

Чтение младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья должно быть организовано с учётом его индивидуальных возможностей и интересов.

Повышению интереса младших школьников к урокам русского языка, чтения и развития речи способствуют разнообразные виды и приёмы работы: использование занимательного материала, наглядных пособий, кроссворды, загадки, дидактические игры, включение в обучение элементов соревнования. Чтобы знания легче усваивались и потом успешнее применялись на практике, необходимо предъявлять материал в интересной для детей форме.