litceysel.ru
добавить свой файл
1
Наименование дисциплины: Разработка и применение комплексов электронных


информационных ресурсов по историческим наукам

Направление подготовки: 030600 История

Профильная направленность: Отечественная история

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Автор: д-р ист.наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории В.В. Дементьева.


1. Дисциплина «Разработка и применение комплексов электронных информационных ресурсов по историческим наукам» ориентирован на формирование углубленного представления магистрантов об электронных ресурсах – важнейшей составляющей информационной базы проведения современных исторических исследований. Преподавание дисциплины нацелено на получение магистрантами знаний и навыков, необходимых для профессиональных историков с магистерской подготовкой. Задачами курса является изучение специфики и эффективных стратегий применения существующих и процесса создания новых информационных ресурсов для их дальнейшего использования при проведении исторических исследований.

Курс предназначен для студентов направления подготовки «история», квалификация «магистр» исторического факультета ЯрГУ. Цели освоения модуля:

– формирование у магистрантов представления об основных тенденциях и динамике развития информационных ресурсов общества, в том числе, информационной базы исторических исследований;

– получение студентами знаний об общих принципах работы с электронными информационными ресурсами, а также о специфике, преимуществах и ограничениях при их использовании;

– выработка у студентов второго уровня профессиональной подготовки понимания конкретных методов и стратегий поиска релевантных информационных ресурсов по определенной проблеме исторического исследования;

– формирование умения использовать имеющиеся вторичные информационные ресурсы, коммерческие базы данных (к которым предоставлен доступ);

– выработка у магистрантов представления о проблемах обеспечения открытого доступа к научной информации, понятия об инициативах, проектах и предлагаемых подходах в этой области;


– получение студентами конкретных знаний о многообразии открытых источников научной информации, институциональных и проблемно-ориентированных репозиториях исторической направленности, а также о способах работы с ними;

– формирование комплекса знаний о многообразии и путях применения различных сетевых коммуникационных технологий, активно используемых научным сообществом; обучение магистрантов умению эффективно использовать существующие возможности профессиональной коммуникации посредством сети Интернет;

– получение студентами конкретных знаний об основных принципах и методиках визуализации (с использованием информационных ресурсов Интернет) как средства проведения исторических исследований и представления их результатов;

– выработка у магистрантов представлений о способах разработки, создания, наполнения, развития, а также текущего администрирования институциональных научных электронных репозиториев и комплексов информационных ресурсов;

– формирование у магистрантов аналитических навыков, приемов и опыта по применению существующих технологий для самостоятельного создания и применения в собственных исторических исследованиях проблемно-ориентированных информационных ресурсов.


Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, а также развивающих практические навыки задач:

– дать знания о связях процесса исторического исследования со сложившейся информационной сетевой средой, сформировать понятие о зависимости результатов научного исследования от степени учета имеющихся информационных ресурсов, в том числе, электронных;

– мотивировать интерес к наблюдению, анализу и обсуждению актуальных проблем обеспечения доступа к научной информации;

– выработать заинтересованность магистрантов в нахождении всех возможных источников информации, способствовать расширению профессионального интереса студентов путем их ознакомления с многообразием релевантных информационных ресурсов сети Интернет по историческим наукам;


– дать представление о современной литературе и других материалах, содержащих опыт создания и применения информационных ресурсов в конкретно-исторических исследованиях;

– стимулировать самостоятельную аналитическую работу студентов и формирование практических навыков использования эффективных приемов и стратегий работы с существующими информационными ресурсами;

– обеспечить актуализацию ранее полученных студентами компетенций в области использования компьютерных и сетевых технологий, показать пути практического приложения полученных знаний к собственным историческим исследованиям магистрантов.


2. Курс относится к вариативной части дисциплин общенаучного цикла. Образовательный процесс в рамках модуля «Разработка и применение комплексов электронных информационных ресурсов по историческим наукам» опирается на подготовку студентов, имеющих степень бакалавра и изучавших основные курсы по исторической информатике. Непосредственно при осуществлении магистерской подготовки междисциплинарные связи данной дисциплины выходят на модули «Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании», «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», а также «Философия и методология науки».

Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

– знание методов, применяемых в исторических исследованиях, по программе бакалавриата;

– знание теоретико-методологических подходов к изучению прошлого в рамках подготовки бакалавров по направлению «история»;

– понимание терминологического аппарата и языка научной литературы по истории и исторической информатике;

– компьютерная грамотность в рамках программы курсов информатики, читаемых в ходе подготовки бакалавров по направлению «история».

Предполагаемое данным курсом освещение ряда теоретических и практических проблем информационного обеспечения исторических исследований закладывает основы для более детального изучения и понимания широкого круга специальных вопросов в рамках профильной подготовки по дисциплинам базовой и вариативной части профессионального цикла.



3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Иметь представление

– о специфике, преимуществах и ограничениях в применении электронных информационных ресурсов в исторических исследованиях;

– об обеспечении свободного доступа к научной информации и путях ее решения в применении к историческим наукам;

– о разнообразии имеющихся сетевых ресурсов источниковой и исследовательской информации, динамике и перспективах их развития;

– о средствах визуализации (методики, принципы, программное обеспечение) для применения в процессе исторического исследования и для представления его результатов.

Знать

– способы работы с универсальными и специализированными научными поисковыми системами, обобщенный язык запросов;

– главные направления и примеры применения электронных информационных ресурсов в исторических исследованиях;

– основные требования, этапы работы по проектированию, разработке и наполнению информационных ресурсов (электронных репозиториев и локальных баз данных) и их последующего использования в собственных исследованиях.

Уметь

– пользоваться документацией и справочными разделами электронных информационных ресурсов, а также соответствующей исследовательской литературой, для правильной и эффективной работы с ними;

– оперировать терминологией, категориальным аппаратом, связанным с разработкой и применением электронных репозиториев, проблемами самоархивирования и свободного доступа к научной информации;

– применять полученные знания и опыт работы с готовыми электронными архивами для самостоятельного создания информационных ресурсов в целях проведения собственного исследования.

Владеть

–навыками подготовки поисковых выражений для составления точных запросов по проблемам собственных исторических исследований;

– навыками профессиональной коммуникации с использованием всех имеющихся средств сети Интернет;


– навыками совмещения и взаимодополнения возможностей электронных информационных ресурсов с возможностями традиционных источников научной информации (библиотеками, архивами).


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Понятие электронного информационного ресурса. Динамика и перспективы развития электронных информационных ресурсов по историческим наукам

2

Поиск информационных ресурсов по историческим наукам. Универсальные и специализированные научные поисковые системы

3

Ресурсы вторичной информации в сети Интернет

4

Коммерческие базы источниковой и исследовательской информации в сети Интернет и на локальных типах носителей

5

Проблемы открытого доступа к научной информации и самоархивирование

6

Открытые репозитории научной информации по историческим наукам в сети Интернет и работа с ними

7

Профессиональная коммуникация историков в сети Интернет

8

Визуализация данных с использованием информационных ресурсов сети Интернет


9

Процесс создания научного проблемно-ориентированного электронного репозитория исторической направленности (на примере «Электронного архива по античной государственности» Центра антиковедения ЯрГУ)

10

Процесс создания и пути применения комплексов информационных ресурсов по историческим наукам (на примере Интернет-портала Центра антиковедения ЯрГУ и других сетевых проектов)

11

Самостоятельное создание информационных ресурсов по тематике собственного исторического исследования (на примере построения БД) и их применение



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:


  1. Информационные технологии для историков: Учебное пособие к практикуму по курсу "Информатика и математика" / Отв. ред. Л.И.Бородкин. М.: МГУ, 2006.

  2. Информационные ресурсы гуманитарных наук. Вып.2. Информационные ресурсы в области истории, психологии, лингвистики: Учеб. пособие / Мамонтов М.А., Николова С.Г., Гончарова В.В., Паникаровская Е.А., Бетлик А.Г. СПб.: СПбГУКИ, 2000.

  3. Алехина Г.В., Петрик Е.А. Учебное пособие по дисциплине «Мировые информационные ресурсы». М., 2004.

  4. Гарскова И.М. Базы данных: создание и использование. Учебно-методическая разработка к практикуму по курсу "Информатика и математика". Выпуск 1. М.: МГУ, 2005.

  5. Лазарев А.Н. Информация и информационные ресурсы: вопросы права. Учебное пособие. М.: Изд-во ГОУВПО "МГУС", 2004.

  6. Информационные ресурсы и поисковые системы: Учебн. пособие / Максимов Н.В., Голицына О.Л., Тихомиров Г.В. и др. Москва: МИФИ, 2008.

б) дополнительная литература:


  1. Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции / Отв. ред. Л.И.Бородкин, В.Н.Владимиров, И.М.Гарскова, Ю.Ю.Юмашева. М., 2000 (http://kleio.asu.ru/aik/bullet/26/bullet26.html).

  2. Серия «Круг идей»: труды конференций Аccоциации "История и компьютер" (http://kleio.asu.ru/?q=node/6).

  3. A Companion to Digital Humanities / Ed. S. Schreibman, R. Siemens, J. Unsworth. Oxford: Blackwell, 2004 (http://www.digitalhumanities.org/companion/).

  4. The Virtual Representation of the Past / Ed. M. Greengrass, L. Hughes. Farnham, Ashgate, 2008.

  5. Ware C. Information Vizualization. Perception for Design. 2nd ed. Amsterdam, 2004.

  6. Tufte E. The Visual Display of Quantitative Information. 2nd ed. Cheshire, 2001.

  7. Tufte E. Visual Explanations: Images and Quantities, Evidence and Narrative. Cheshire, 1997.

  8. Номера электронного журнала с открытым доступом «Digital Humanities Quarterly» (http://www.digitalhumanities.org/dhq/).

  9. Номера электронного журнала с открытым доступом «Digital Medievalist» (http://www.digitalmedievalist.org/journal/).

  10. Дискуссионный лист Digital Classicist (https://www.jiscmail.ac.uk/cgi-bin/webadmin?A0=digitalclassicist).


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

студенты пользуются проблемно-ориентированными базами данных Научно-образовательного Центра антиковедения ЯрГУ (репозиторий DSpace), имеющих государственную регистрацию; ресурсами сети Интернет; СУБД MS Access; базами источников TLG и TLL на локальном носителе. Через библиотеку ЯрГУ осуществляется доступ к диссертационным исследованиям, а также зарубежным базам данных (в периоды, когда они доступны).