litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение


"Манихинская основная общеобразовательная школа"


«Поэзия Серебряного века"

Совместный урок с учащимися 9 класса

МОУ Октябрьская СОШ


Фирсова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

Говорова С.Ю.,

учитель русского языка и литературы

Студеникина О.И.,

учитель музыки


2009г.



Цель: Формирование устойчивого интереса к творчеству поэтов Серебряного века через силу слова и музыки.


Задачи:


Образовательные: сформировать представление о жизни и творчестве авторов Серебряного века, познакомить с понятиями – течениями того времени: Серебряный век, символизм, акмеизм, футуризм.


Развивающие: развивать навык выразительного чтения стихотворений наизусть, умение слушать музыку и слушать выступающего; развивать умение работать в мини-коллективе.


Воспитательные: воспитывать интерес к родной литературе, музыке, поэзии, формировать эстетический вкус.

Оборудование: портреты М. Цветаевой, В. Маяковского, А. Ахматовой,

С. Есенина,, А. Блока, музыкальные записи песен.


Этапы

Содержание урока

Примечания

Вводная часть


Орг.

момент


Сообщение темы урока, нацеливание на работу


.Первичное восприятие материала


4.Работа над темой:

выступления студентов


беседа по теме (закрепление материала)


рассказ

учителя о


Блоке,

Маяковском,

(краткая биографическая справка)


видеоматериал


беседа по видеоматериалу


беседа



  • Звучит песня на стихи А. Ахматовой (1)



После прослушивания известной песни, учитель сообщает, что звучала песня «Ты письмо мое, милый не комкай» на стихи С. Есенина, представляет исполнителя.

Преподаватель сообщает тему урока: «Поэзия Серебряного века».

Форма урока (диалог литературы с музыкой).

Песни поэтов Серебряного века будет исполнять учительница музыки О.И. Студеникина.


Звучит песня на стихи С. Есенина: «О верю, верю, счастье есть» (2)


В конце 19-начале 20 века, в течение всего тридцати пяти – тридцати шести лет в истории русской поэзии, и шире – литературы, культуры произошел очевидный художественный взлет. Это время ныне называют Серебряным веком. Такое определение уже стало общеупотребительным не только среди литературоведов, но и в школьном литературном образовании в речевом обиходе.

А впервые оно появилось более семидесяти лет тому назад, когда в парижском журнале «Числа» поэт и критик Николай Оцуп напечатал одноименную статью. Считая пушкинскую эпоху Золотым веком русской литературы, он назвал Серебряным веком возникшую на рубеже 19-20 столетий русскую поэзию, которая « по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий не имеет аналогий на Западе.


Звучит песня на стихи М.Цветаевой «Бессонница»(3)

О русской поэзии «Серебряного века» существует обширная литература, она создавалась в атмосфере общего культурного подъема как значительная его часть. Характерно, что в одно и тоже время могли творить такие яркие таланты, как А. Блок и Маяковский, А. Белый и Ходасевич. Этот список можно продолжать. В истории литературы это явление было уникальным. Конец 19-20 в. в России – это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло коснуться и русской поэзии. Данное время было интересно и нам – исполнителям, тексты стихотворений глубоко трогают душу, заставляют задуматься о бытие, о реальности и прошлом, помечтать о настоящем, окунуться в любовную лирику авторов, рисовать вместе с Есениным красоту природы, переживать с Ахматовой разлуки, плакать с Цветаевой, ценить любовь с Бальмонтом…



  • Звучит песня на стихи А. А. Ахматовой «Сероглазый король»(3)


(Неслучайное деление группы на команды позволяет высказаться группе на данном этапе с подготовленной информацией)

1 группа – Символисты

2 группа – Футуристы

3 группа – Имажинисты

4 группа - Акмеисты

Слово студентам:

Символизм

(Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).

Европейское литературно-художественное направление конца 19-начала 20 веков. Оформилось в связи с общим кризисом гуманитарной культуры 2ой половины 19 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 60-х-70-х годов в творчестве французских поэтов П. Верлена, Лотреамона, А. Рембо, С. Малларме и др. Символизм как явление культуры в целом соприкасался с платоническими и христианскими символическими концепциями мира и культуры. Идеалистическая доктрина символизма принадлежит к кризисным явлениям, творчество его крупных художников несет общечеловеческий смысл: неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека, скорбь по духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствие мировых социальных переломов.

Выступления на рубеже 80-90-х гг. Н. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус и других отразили общедекадентские тенденции как следствие кризиса либеральных и народнических идей. Но приход в литературу В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Ф. Сологуба и особенно «третьей волны» русского символизма в начале 20 века (И. Ф. Анненского, Вяч. И. Иванова, А. А. Блока, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса и других) привратил символизм в самостоятельное литературно-философское течение и важный фактор русской культурно-духовной жизни (организационные центры — издательства «Скорпион», «Гриф» и «Мусагет», журналы «Весы», «Золотое руно», частично «Мир искусства»). Русские поэты-символисты с мучительной напряженностью переживают проблему личности и истории в их «таинственной» связи с «вечностью», с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир личности для них — показатель общего трагического состояния мира, резонатор природных и подпочвенных исторических стихий и вместилище пророческих предощущений близкого обновления. При этом символизм нередко мыслится как «жизнетворчество», выходящее за пределы искусства, как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми, между художников и народом.


Героико-трагическое переживание русскими символистами социальных и духовных коллизий начала века, равно как и их открытия в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 века.


Поэты-символисты

Анненский Иннокентий.

Бальмонт Константин

Белый Андрей

Блок Александр

Брюсов Валерий

Мережковский Дмитрий

Сологуб Федор

Тиняков Александр

Фофанов Константи


Чтения стихотворения наизусть А.А. Блока. «На железной дороге»


Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.


Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.


Три ярких глаза набегающих -

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон...


Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.


Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...


Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул — и поезд в даль умчало.


Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...


Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,


Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов...


Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.


1910


Акмеизм

(От греческого akme` — высшая степень чего-либо, цветущая сила).

Модернисткое течение в русской поэзии 10-х годов XX века, сформировавшееся в условиях кризиса буржуазной культуры. Утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913), С. М. Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликована 1919), А. А. Ахматовой (связь последних двух с течением была непродолжительной), М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и других.

Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-14, возобновилась в 1920-22), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912-13 издавали журнал «Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов». Противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества»; декларировали конкрето-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символичного, смысла.


Поэты-акмеисты

Ахматова Анна

Гумилев Николай

Городецкий Сергей

Зенкевич Михаил

Иванов Георгий

Кривич Валентин

Мандельштам Осип


Чтение стихотворения А.А. Ахматовой наизусть: «Я научилась просто, мудро жить»


Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.


Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,


Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.


Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.


Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.


Имажинизм

Литературное течение в России в 1920-х годах (название восходит к английскому имажизму).

В 1919 году с изложением его принципов выступили С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич и другие. Они организовали издательство «Имажинисты», выпускали одноименные сборники, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-24, вышло 4 номера). Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, выступали против его политической ориентации в послеоктябрьский период (в частности, допускали резкие выпады против В. В. Маяковского). Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова-образа (поэзия — «ритмика образов»), фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.

Поэты-имажинисты

Мариенгоф Анатолий

Шершеневич Вадим


Чтение стихотворения С. Есенина наизусть: «В этом мире я только прохожий…»

Сестре Шуре


В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.


В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять и живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.


Это сделала наша равнинность,

Посоленная белью песка,


И измятая чья-то невинность,

И кому-то родная тоска.


Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь —

Нам одною любовью с тобою

Эту родину привелось.


Сентябрь 1925

Футуризм

(От латинского futurum — будущее).

Одно из основных авангардистских течений в евроейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее распространение в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах, нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также в искусствоведении и литературоведении.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное движение, имел с ним мало общего. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырех основных группировок:

«Гилея» (кубофутуристы) — В. В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц.

«Ассоциация эгофутуристов» — И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и другие.

«Мезонин поэзии» — Хрисанф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и другие.

«Центрифуга» — С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, К. А. Большаков, Божидар и другие.

Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (К. С. Малевич). Отсюда — разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим «первоначалам», когда язык был «частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве» вплоть до изобретения индивидуальных диалектов (см. Заумь), экспериментировали над стихотворной графикой (визуальная поэзия, автографическая книга), предельно расширяя диапазон литературного языка от «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» (Хлебников) до слова прямого социального действия, «нужного для жизни» (Маяковский). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными «сдвигами», резкими контрастами трагического и комического, лиризма и брутальности, фантастики и газетной злободневности, что вело к гротескому смешению стилей и жанров, которое, однако, в поэмах Хлебникова, Маяковского, Каменского, в лирике Северянина, Пастернака, Асеева пробретало статус нового конструктивно-стилистического единства.


Некоторые послереволюционные группировки («Искусство комунны», дальневосточное «Творчество», Тифлисский «41°» украинский «Аспанфут», «ЛЕФ» и др.) генетически были связаны с футуризмом, однако собственная его история в России исчерпывается предреволюционным десятилетием.


Чтение стихотворения В.В. Маяковского наизусть «Послушайте»


Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!


-Где зародилась символическая поэзия?

-Назовите представителей поэтов – символистов.

-Перечислите особенности данной поэзии?

-К какому течению относится А.А. Ахматова?

-Что такое акмеизм?

-Что значит имажинизм?

-Что является общей основой движения футуристов?


Александр Александрович Блок

(1880-1921)

Родился поэт16 ноября в Петербурге в дворянско-интеллигентской семье. Стихи начал писать с пяти лет. В годы окончания гимназии и учебы в Петербуржском университете (1898-1906) – годы увлечения поэзией. В литературу Блок вошел не ранними стихами, а первым своим сборником - «Стихи о Прекрасной даме» (1904). Их появление было связано с глубоким чувством любви к будущей жене – Любови Менделеевой и увлечением лирикой, которая была пронизана философскими идеями В.С. Соловьева. С выходом в свет первого сборника Блок вступает в круг «маститых» и молодых символистов, знакомится с Д. Мережковским, К. Бальмонтом, С. Соловьевым.



Чтение стихотворения Блока А.А. "Стихи о прекрасной даме" наизусть


Владимир Владимирович Маяковский

(1893-1930)

Родился 19 июня на Кавказе в семье Лесничего. Детство проходило среди лесов, гор…, что отразилось в творчестве. В 1906 г. после смерти отца семья переезжает в Москву, Владимир поступает в гимназию, увлекается чтением марксистской литературы. В 1908 г. вступает в партию большевиков. Был арестован несколько раз, после освобождения в 1910 решает посветить себя искусству, поступает в училище живописи, там знакомится с организатором группы русских футуристов. Начинает печататься, стихотворение «Ночь». В 1913 выходит первая книжечка стихов «Я» Далее он пишет поэмы: «Облако в штанах», «Война и мир», «Человек», «Ода революции». В 1923 любовь к Лилии Брик отражена в поэме «Про это». В 1924 г. – поэма «Владимир Ильич Ленин», в 1927 – поэма»Хорошо».


Чтение стихотворения Маяковского наизусть



  • Звучит песня на стихи М. Цветаевой «На плече моем»(4)


Сергей Есенин

(1895-1925)


Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна


Просмотр отрывка из фильма «Сергей Есенин»


Где родился Есенин?

Как это отразилось на его творчестве?

Какая тема была в творчестве центральной?

Что для него была любовь (любовь к матери, к женщине,

к природе?


  • Звучит песня на стихи С. Есенина «Я по первому снегу бреду»(5)


Анна Ахматова

Беседа на основании самостоятельно изученного материала учащимися, распределенной на стенде «По серебряным страницам»

- годы жизни Анны Ахматовой;

- биографические сведения;

- тематика творчества;

- первые сборники.




  • Звучит песня на стихи А.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости» (6)


Подведение итогов.

-Что узнали нового на уроке?

-Что понравилось? Как вы считаете, получился диалог литературы с музыкой.

-Назовите течения того времени, их представителей.

-Что запомнили по творчеству авторов?

-Серебряный век не только нашел свое отражение в литературе, но и …?


-Составьте план нашего занятия – оформите на доске.


Домашнее задание:


Подготовиться к составлению кроссворда по литературе «Поэзия Серебряного века» (на основе изученного материала) - творческая работа следующего урока.


Открытие конвертов:

1 гр.- прочитать поэму А. Блока «Двенадцать,

2 гр.- прочитать поэму В. Маяковского «Хорошо», «Про это», «Облако в штанах»,

3 гр.- прочитать поэму С. Есенин «Анна Снегина»,

4 гр.- прочитать поэму А.Ахматовой «Реквием»




слово учителя


обращение к доске


;


обращение к портретам авторов


*соответственно группе, учащиеся учили стихотворения наизусть


обращение к выставке книг и портретам


раздаточный материал всем группам


обращение к выставке книг и портретам


раздаточный материал всем группам


обращение к выставке книг и портретам


раздаточный материал всем группам (с пометкой – Есенин А. позже относился к крестьянским поэтам)


ответы учащихся


обращение к стенду


конспектируют


обращение к картине Врубеля


обращение к стенду


конспектируют


обращение к стенду


ответы учащихся

обращение к портрету Альтмана;


ответы учащихся


работа в своих группах.


каждая группа получила свое задание – свой

конверт