litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5



реализации этого учебного предмета необходима корректировка образовательных программ с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта по образовательным областям «Технология» и «Искусство». На учебный предмет «Труд» образовательной области «Технология» в 3-4 классах отводится 2 часа в неделю.

5. На обучение грамоте в первом классе отводится 207 часов (23 учебных недели по 9 ч). В журнале заполняются страницы «Обучение грамоте» и «Обучение письму». Каждую неделю проводится 4 урока обучения грамоте и 4 урока обучения письму, по выбору учителя пара уроков может быть как интегрированной, так и не интегрированной. 9-ый час отводится на повторение, на этом же уроке 20 минут может быть выделено на внеклассное чтение (если это требование есть в образовательной программе). Час повторения записывается на странице «Обучение грамоте».

Образовательные учреждения, участвующие в апробации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, руководствуются теми материалами, которые предоставляются государственным заказчиком и передаются региональным Центром апробации материалов ФГОС второго поколения.

Апробационные площадки, работавшие в 2008/09 учебном году по Базисному учебному плану образовательных учреждений Российской Федерации (в рамках ФГОС второго поколения), продолжают апробацию названного учебного плана.

В структуре БУП выделяется 10 часов внеучебной деятельности, которая осуществляется во II половине дня при наличии организационных и кадровых условий.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Отводимые часы должны быть использованы на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы, НОУ, олимпиады и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и родители (законные представители) выбирают количество часов и направления деятельности, которыми будет заниматься ребенок.


Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:


  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

  7. трудовая (производственная) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).


Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Одним из направлений модернизации общего образования является обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса. На основании этого направления в рамках начального общего образования реализуются вариативные образовательные программы. При обеспечении преемственности на ступенях дошкольного образования и начальной школы следует учитывать следующие положения:


  1. «Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Прием детей в первые классы во все виды государственных и муниципальных учреждений на конкурсной основе является нарушением п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер». (Письмо МОиПО РФ «О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений» от 19.06.1998 № 06-51-138 ин / 14-06).

  2. «Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка». (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования» от 5.03.2001 года № 1089).

При обеспечении преемственности на ступенях начального образования и основной школы следует учитывать, что действующий Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (ФКГОС) обеспечивает преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования. Учебно-методические комплекты, внесенные в Федеральный перечень учебников, в полной мере гарантируют освоение требований ФКГОС, и, следовательно, обеспечивают возможность успешного освоения вариативных образовательных программ основного общего образования.

Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы начального общего образования определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008).


В 2009/2010 учебном году на территории Челябинской области реализуются 10 учебно-методических комплектов (таблица 1). В ряде УМК по отдельным предметам разработаны вариативные образовательные программы, в этом случае выбор осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровнем профессиональной компетентности учителя.


Перечень вариативных образовательных программ

Таблица 1

Предмет


ОП

Дидактическое обеспечение образовательной программы


Обучение грамоте

Русский язык

Литературное

чтение

Математика


Окружающий мир

«Гармония»

Соловейчик М.С.,

Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С.

Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

Издательство: Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Русский язык

(1-4 класс)

Издательство: Ассоциация XXI век

Кубасова О.В., Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство: Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

(1-4 класс)

Издательство: Ассоциация XXI век

Поглазова О. Т.

Окружающий. мир

(1-4 класс)

Издательство: Ассоциация XXI век

Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С.


Учебник по обучению грамоте и чтению

Издательство: Ассоциация XXI век


«Начальная школа XXI века»

Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Учебник по обучению грамоте и письму

Издательство:

ВЕНТАНА-ГРАФ

Иванов С.В.,

Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.

Русский язык

(1-4 класс)

Издательство:

ВЕНТАНА-ГРАФ

Ефросинина Л.А.

Литературное чтение

(1-2 класс),

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

Литературное чтение

(3-4 класс)

Издательство:

ВЕНТАНА-ГРАФ

Рудницкая В.Н.,

Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика

(1 класс)

Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.

Математика

(2-3 класс)

Издательство:

ВЕНТАНА-ГРАФ

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир

(1-2 класс)

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир

(3-4 класс)

Издательство:

ВЕНТАНА-ГРАФ

«Перспектива»

Климанова Л.Ф., Макеев С.Г.

Учебник по обучению грамоте и чтению

Издательство:

Просвещение

Климанова Л.Ф.,

Макеев С.Г.

Русский язык

(1 класс),

Климанова Л.Ф.,

Бабушкина Т.В.

Русский язык

(2-3 класс)

Издательство:

Просвещение

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

Литературное чтение

(1-2 класс)

Издательство:

Просвещение


Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.

Математика

(1-3 класс)

Издательство:

Просвещение

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Окружающий мир

(1-2 класс)

Издательство:

Просвещение

«Перспективная начальная школа»

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Учебник по обучению грамоте и чтению

Издательство:

Академкнига/

Учебник

Чуракова Н.А. Русский язык

(1 класс)

Чуракова Н.А.,

каленчук М.Л., Малаховская О.В.

Русский язык

(2.4 класс)

Издательство:

Академкнига/

Учебник

Чуракова Н.А. Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство:

Академкнига/

Учебник

Чекин А.Л. Математика

(1-4 класс)

Издательство:

Академкнига/

Учебник

Федотова О.Н.,

Трафимова Г.В., Трафимов С.А. и др.

Окружающий мир

(1-4 класс)

Издательство:

Академкнига/

Учебник

«Планета знаний»

Андрианова Т.М. Учебник по обучению грамоте и чтению

Издательство: АСТ, Астрель

Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык

(1 класс)

Желтовская Л.Я. Русский язык

(2-4 класс)

Издательство: АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство: АСТ, Астрель

Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика


(1-4 класс)

Издательство: АСТ, Астрель


Потапов И.В., Ивченкова Г.Г.

Окружающий мир

(1-2 класс)

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В. и др.

Окружающий мир

(3-4 класс)

Издательство: АСТ, Астрель

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Репкин В.В.,

Восторгова Е.В., Левин В.А.

Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

Издательство: Вита-Пресс

Репкин В.В.,

Восторгова Е.В. Русский язык

(1 класс)

Репкин В.В.,

Восторгова Е.В.,

Некрасова Т.В. Русский язык

(2-4 класс)

Издательство: Вита-Пресс

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство: Оникс

Давыдов В.В.,

Горбов С.Ф.,

Микулина Г.Г. и др.

Математика

(1-4 класс)

Издательство: Вита-Пресс

По выбору учителя из Федерального перечня учебников

Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.

Букварь

Издательство:

Просвещение

Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык

(1-4 класс)

Издательство: Вита-Пресс

Матвеева Е.И. Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство: Вита-Пресс

Александрова Э.И. Математика

(1-4 класс)

Издательство: Вита-Пресс

Система Л.В. Занкова

Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

Учебник по обучению грамоте и чтению

Издательство:

Федоров


Полякова А.В., Русский язык

(1-4 класс)

Издательство:

Просвещение

Свиридова В.Ю.

Литературное чтение

(1 класс)

Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.

Литературное чтение

(2 класс)

Чуракова Н.А.

Литературное чтение

(3-4 класс)

Издательство:

Федоров

Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.

Математика

(1 класс)

Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

Математика

(2-4 класс)

Издательство:

Федоров

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Окружающий мир

(1-4 класс)

Издательство:

Федоров

Лазарева В. А Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство: Учебная литература

Романовская З.И. Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство:

АСТ, Астрель

«Школа 2100»

(«Школа

2100» -

«Школа 2000...»,

если реализуется УМК Л.Г. Петерсон)

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

Издательство: Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Русский язык

(1-4 класс)

Издательство: Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение


(1-4 класс)

Издательство: Баласс


Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика

(1-4 класс)

Издательство: Баласс

Вахрушев А.А.,

Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

(1-2 класс)

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.

Окружающий мир

(3-4 класс)

Издательство: Баласс

Петерсон Л.Г. Математика

(1-4 класс)

Издательство Ювента

«Школа России»

Горецкий В.Г. и др.

Учебник по обучению грамоте и чтению

Издательство:

Просвещение

Зеленина Л.М.. Хохлова Т.Е. Русский язык

(1-4 класс)

Издательство:

Просвещение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

Литературное чтение

Издательство:

Просвещение

Моро М.И.,

Волкова С.И.,

Степанова С.В. Математика

(1 класс)

Моро М.И.,

Бантова М.А.,

Бельтюкова Г.В. Математика

(2-4 класс)

Издательство:

Просвещение

Плешаков А.А.

Окружающий мир

(1-4 класс)

Издательство:

Просвещение

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

(1-4 класс)

Издательство:

Просвещение

Вариативные курсы традиционной системы

Горецкий В.Г. и др.


Учебник по обучению грамоте и чтению

Издательство:

Просвещение


Зеленина Л.М.. Хохлова Т.Е. Русский язык

(1-4 класс)

Издательство:

Просвещение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

Литературное чтение

Издательство:

Просвещение

Моро М.И.,

Волкова С.И.,

Степанова С.В. Математика

(1 класс)

Моро М.И.,

Бантова М.А.,

Бельтюкова Г.В. Математика

(2-4 класс)

Издательство:

Просвещение

Плешаков А.А.

Окружающий мир

(1-4 класс)

Издательство:

Просвещение

Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.

Букварь

Издательство:

Просвещение

Рамзаева Т.Г. Русский язык

(1-4 класс)

Издательство:

Дрофа

Кубасова О.В., Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство: Ассоциация XXI век

Гейдман Б.П., Мишарина Н.Э., Зверева Е.А.

Математика

(1-4 класс)

Издательство: Русское слово

Клепинина З.А.

Окружающий мир

(1-2 класс)

Клепинина З.А.,

Ворожейкина Н.И.

Окружающий мир

(3 класс)

Ворожейкина Н.И., Клепинина З.А.

Окружающий мир

(4 класс)

Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение

(1-4 класс)

Издательство:

Дрофа






следующая страница >>