litceysel.ru
добавить свой файл
1
Приложение 2


к Положению о городском конкурсе

«Лучший предпринимательский проект

учащейся и студенческой молодежи города Москвы»


РЕКОМЕНДАЦИИ

к составлению Бизнес-плана предпринимательского проекта


Структура бизнес-плана может быть следующей:

Титульный лист

Содержание

Резюме
Проектируемый продукт или вид услуг
Оценка рынка сбыта
Конкуренция
Стратегия маркетинга
План производства
Организационный план
Юридический план
Оценка риска и страхование
Финансовый план
Стратегия финансирования

Приложения

Презентация
 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист бизнес-плана должен содержать следующую информацию:

Полное название фирмы, под которым она внесена в регистрационные документы. Данные о организационно-правовой форме предприятия.

Юридический адрес.

Почтовый адрес, даже если он не отличается от юридического.

Контактная информация: номера телефонов, факсов, данные электронной почты.

Фамилии и должности авторов бизнес-плана, их контактные данные

Дата составления

РЕЗЮМЕ

Резюме – фактически краткая версия бизнес-плана. Хотя резюме приводится в самом начале бизнес-плана, рекомендуем составлять его в самом конце.

Лишь после того, как полностью завершен и зафиксирован в тексте процесс бизнес - планирования, можно изложить его содержание в короткой форме.

Резюме - это система данных о коммерческих перспективах предпринимательского проекта с четкой структурой, в нем содержатся данные о производственном, организационном и финансовом обеспечении программы реализации бизнес – плана, полное название, форма собственности, владельцы, адрес предприятия;


1) описание сути предложенного проекта;

2) описание возможностей и стратегии;

3) краткое описание рынка;

4) определение целевого рынка, объема продаж;

5) команда;

6) прогнозируемые финансовые результаты.

ПРОЕКТИРУЕМЫЙ ПРОДУКТ ИЛИ ВИД УСЛУГ

Описание продукта или услуги, которую предполагается предложить будущим покупателям и ради которых задумывался весь проект. В этом случае необходимо четко и лаконично ответить на вопросы:

1) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к производству продукт (услуга);

2) его особенности и отличительные качества, которые позволят предпочесть его товарам (услугам) конкурентов;

3) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих особенности проектируемого товара (услуги), технологии;

4) имеется ли наглядное изображение товара, изделий полученных с помощью новых технологий (фотографии, рисунки);

5) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и затрат, которых потребует его производство;

6) примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара;

7) характеристика качества товара, преимущества его дизайна, упаковки;

8) организация сервиса товара (если это техническое изделие).

ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА

Объем данного раздела должен содержать не более 2-3 страниц машинописного текста.

Типичный процесс исследования рынка включает в себя 3 этапа:

Определение данных, которые позволяют понять:

1) условия снабжения, производства и сбыта продукции;

2) потенциал своих возможных конкурентов - их товары - качество продукции - примерные цены условия продаж

Источник получения информации:

1) собственные исследования;

2) местные (региональные, территориальные) торговые палаты (ассоциации предпринимателей) отраслевых и торговых ассоциаций.


Анализ данных:

1) кто, почему, сколько, когда будет готов купить товар (продукцию) в близлежащей и долгосрочной перспективе;

2) определение примерной реализационной цены собственной продукции в условиях конкуренции;

3) реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.

КОНКУРЕНЦИЯ

Прежде всего следует объективно ответить на вопросы:

1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров или услуг.

Как обстоят их дела:

1) с объектами продаж;

2) с доходами;

3) с внедрением новых моделей;

4) с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании) ;

5) много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий

2. Что собой представляют продукция или услуги конкурентов:

1) основные характеристики;

2) уровень качества;

3) дизайн;

4) мнение покупателей.

Каков уровень цен на продукцию конкурентов.

Конкурентов следует оценивать предельно трезво. В противном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя.

СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА


Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача - объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования).

Объем раздела составляет 2-3 страницы машинописного текста.

К основным элементам плана маркетинга относятся:

Схема распространения товаров:

1) через собственные фирменные магазины;

2) через оптовые организации.

Ценообразование:
1) методика определения цен на товары;

2) ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.


Реклама:

1) методы организации рекламы;

2) величина средств, необходимых для реализации рекламы.

Методы стимулирования продаж:

1) за счет расширения сбыта;

2) за счет новых форм привлечения покупателей.

Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров):

1) методы организации службы сервиса;

2) величина необходимых для этого финансовых ресурсов.

Формирование общественного мнения о фирме и товарах:

разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.


ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА



Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом предприятии.

2. Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.

3. Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними.

4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем.

5. Возможно ли какое-либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов.

6. Какое оборудование потребуется и где предполагается его приобрести.

Возможны ли при этом проблемы и какого рода.

Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед.

При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:

1) откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий;


2) в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;

в) как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.

На этой схеме должны быть отражены процессы контроля качества, где сообщается:

1) на каких стадиях и какими методами будет производиться контроль качества;

2) какие стандарты будут при этом использованы.

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН


В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы.

При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования, где указывается:

1) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

2) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты) ) ;

3) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

4) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные: квалификация, прежний опыт работы и его полезность для предприятия.

Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:

1) кто и чем будет заниматься;

2) взаимодействие всех служб друг с другом;

3) координация и контроль их деятельности.

Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.


ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛАН


Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которую необходимо указать:

1) частное владение;

2) кооператив;

3) государственное владение;


4) совместное предприятие и так далее.


ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ


Раздел разбит на две части. В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ может состоять из двух пунктов:

1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.

2. Приводится программа страхования от рисков.

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.


ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН


Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

1. Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам: первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2. Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.


Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются: первый год - помесячно второй год - поквартально третий год - в целом за 12 месяцев.

3. Таблицу доходов и затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:   - 9 первый год - помесячно второй год - поквартально третий год - в целом за 12 месяцев. Среди анализируемых показателей выделяются:

1) доходы от продаж товаров;

2) издержки производства товаров;

3) суммарная прибыль от продаж;

4) общепроизводственные расходы (по видам);

5) чистая прибыль (строка в) минус строка г).

4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

Назначение - главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5. График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).

С помощью этого графика можно найти так называемую точку без убыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.

Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.


СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:


1. Сколько требуется средств для реализации данного проекта.

Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана "Финансовый план".

2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения.

Источниками могут служить: 1) собственные средства; 2) кредиты банков; 3) привлечение средств партнеров; 4) привлечение средств акционеров и так далее.

3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.

Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.

Формулы этих расчетов можно найти в соответствующих справочных пособиях.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Одной из основных частей бизнес-плана являются приложения.

Приложения служат для разгрузки основной части бизнес-плана от подробностей и вмещают дополнительную справочную информацию.

В основном, приложения содержат информацию о предприятии, такую как: копии свидетельства о регистрации, учредительных договоров предприятия, устава, свидетельства, лицензии, различные сертификаты, копии материалов в прессе о данной фирме или производимой продукции, отзывы заказчиков, партнеров и т.п.

Наглядные материалы о воплощении бизнес идеи – различные чертежи, иллюстрации, фотографии, сертификаты, отзывы потребителей, патенты.

В приложения также входят материалы маркетинговых исследований, выводы аудиторов, данные о конкурентоспособности продукции, договора и заявки на поставку продукции и т.д.

Также не лишним будет включить в приложения данные, раскрывающие возможности производства и организационную значимость бизнес идеи.

Обязательным будет приложение различных схем и таблиц для наглядной демонстрации финансово-экономической обоснованности проекта.

То есть в приложения включаются все документы, которые служат для подтверждения или полного раскрытия данных о реализации бизнес идеи, предоставленных в бизнес-плане.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Немаловажную роль на стадии первоначального просмотра бизнес-плана потенциальными инвесторами или партнерами, будет сама презентация бизнес-плана.

Поэтому презентация бизнес-идеи должна выглядеть как демонстрация всех преимуществ данного производства, а также подтверждением компетентности и профессионализма команды.

Так же презентацию можно оформить в электронном виде.