litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
УДК 74, 73, 76, 7.01, 7.07, 338.467.6


РАСЦЕНКИ НA РАЗРАБОТКУ ДИЗАЙН ПРОЕКТОВ

Рекомендации по определению величины авторского вознаграждения за создание произведений дизайна


Разработаны в Союзе Дизайнеров России

Утверждены Президиумом Совета Председателей Союза Дизайнеров России 7 декабря 2009 г.


Авторы:

В.Брагин, В.Геппа, Л.Кулеева, Д.Кошкин, С.Поднебесное, И.Раузеев, Сумароков, Н.Эверт, А.Шаповал, В.Щаренский, В.Шепетков


Руководитель:

С.Михайлов


Приложение к информационному научно-практическому журналу «Дизайн Ревю»


(Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства

в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия)

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-23586

Подписано в печать 25.04.10

Формат 60x80 1/16 офсет

Усл.печ.л. 2,5 Тираж 3000

Главный редактор Михайлов С.

Заместитель главного редактора Михайлова А.

Верстка Михайлова А.

Адрес редакции:

420043 Казань. Зеленая, 1

Телефон\факс (843)2360913

E-Mail :souzd@mail.ru


Перепечатки и тиражирование возможны только с письменного разрешения Совета Председателей Союза Дизайнеров России


® Союз Дизайнеров России, 2010


Союз Дизайнеров России

без оригинала печати недействителен


РАСЦЕНКИНА РАЗРАБОТКУ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ

Рекомендации по определению величины авторского вознаграждения за создание произведений дизайна


1.Общие положения

2.Состав и этапность дизайн-проекта

3.Виды дизайнерских работ

3.1. Предметный дизайн

3.1.1. Промышленные изделия


3.1.2. Мебель и оборудование интерьера

3.1.3. Уличное оборудование и визуальные коммуникации

3.1.4. Объекты арт-дизайн

3.1.5. Одежда, обувь, галантерейные изделия

3.2. Дизайн архитектурной среды

3.3. Графика

3.4. Консультации, лекции, рецензии, исследования Библиография

Приложения


Москва 2010


1. Общие положения

1.1.

Настоящие нормативы вводятся в системе Союза Дизайнеров России с 01.03.2010 взамен ранее действующих «Рекомендаций по определению величины авторского гонора­ра на выполнение дизайнерских работ» (Москва: Союз Дизайнеров России, 2002)

1.2.

Нормативы предназначены для членов Союза Дизайнеров России, практикующих как индивидуально, так и в составе творческих коллективов, мастерских и студий, в состав которых входят члены Союза Дизайнеров России, предприятий и фирм, являющихся кол­лективными членами Союза Дизайнеров России.

1.3.

Настоящий документ разработан на основе «Закона Российской Федерации об ав­торском праве и смежных правах», «Патентного закона Российской Федерации», «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» с учетом ранее существовавших нормативных документов по оплате труда в сфере дизайна и складывающихся рыночных взаимоотношений.

1.4.

Настоящий документ должен использоваться при заключении договоров с госу­дарственными предприятиями и организациями, коммерческими фирмами и частными лицами. Цель его использования - облегчить взаимоотношения исполнителя (автора) с заказчиком и защитить права автора произведения дизайна.

1.5.

Настоящий документ устанавливает минимальный уровень стоимости дизайнер­ских работ и услуг и не служит препятствием при согласии сторон для их увеличения. Уве­личение размера ставок авторского вознаграждения может происходить также в зависи­мости от конъюктуры, сокращения сроков выполнения работ, высокого рейтинга автора.


1.6.

Авторский гонорар, в соответствии со статьями 7 и 33 «Закона об авторском пра­ве», является вознаграждением за создание произведения дизайна, и выплачивается за­казчиком исполнителю независимо от последующего вознаграждения за его использова­ние.

1.7.

В размер гонорара не входят производственные затраты и вспомогательные ра­боты, связанные с проектированием, например: приобретение материалов и их транспор­тировка, командировочные расходы, изготовление демонстрационных макетов, моделей, экспериментальных образцов, изготовление или приобретение необходимого оборудова­ния, патентные работы, фотоработы, компьютерное моделирование и т.п. Их стоимость, порядок оплаты определяется отдельными статьями договора подряда.

1.8.

Размеры авторского гонорара в настоящем документе представлены в виде шкалы. На ее предельные величины влияют следующие факторы:

- профессиональный уровень исполнителя, его рейтинг и опыт работы в данной области дизайна;

- требования к степени новизны, оригинальности и трудоемкости проекта в срав­нении с аналогами;

- предлагаемое использование проекта на местном, региональном, государствен­ном или международном уровне;

- необходимое количество разрабатываемых вариантов проектируемого объекта, объем и сроки выполнения проекта.

1.9.

При заключении договора перед началом работы исполнителю выплачивается аванс в размере не менее 50% от суммы авторского гонорара, предусмотренного догово­ром подряда.

Работа, прекращенная по причине, не зависящей от исполнителя, подлежит оплате в размере фактических затрат автора, но не менее 50% суммы договора.

1.10.

Размеры авторского вознаграждения приведены в российских рублях на 2010 год. При сметных расчетах вводится повышающий коэффициент с учетом текущей инфляции, который определяется ежегодно Президиумом Совета Председателей Союза Дизайнеров России.


1.11.

Ставки авторского вознаграждения применяются как при заключении договоров купли-продажи готовых произведений дизайна, так и при создании таковых по заказам организаций и частных лиц.

1.12.

При создании произведений дизайна автор (соавторы) вправе привлекать для вы­полнения различного рода работ соответствующих специалистов, порядок оплаты выпол­няемых ими работ определяется в договоре, заключенном с автором (его представителем) или с заказчиком (по согласованию с автором).

В случае, когда в создании произведения дизайна участвуют более одного автора, авторское вознаграждение определяется за произведение в целом в рамках настоящих Рекомендаций. Распределение авторского вознаграждения между авторами производит­ся по их взаимной договоренности и отражается в договоре, либо определяется отдель­ным договором между авторами коллектива.

1.13.

Созданные автором в процессе творческой работы эскизы, этюды, модели и др. подготовительные материалы являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором. Автору принадлежат авторские права на данные объекты, если иное не пред­усмотрено договором.

В случае передачи эталона Произведения для воспроизведения, авторские права собственности на него не передаются, если иное не предусмотрено договором.

При определении общей сметной стоимости дизайн-проекта к приведенному в авторских рекомендациях авторскому вознаграждению добавляются накладные расходы (гос.налоги, сборы и отчисления, стоимость материалов, командировочные расходы и пр).




2. Состав и этапность дизайн-проекта

2.1.

Дизайн-проект является одним из основных видов профессиональной деятельно­сти дизайнера, в котором он в графической (объемной) форме, в текстовых пояснениях выражает свой художественный и инженерно-технический замысел. Дизайн-проект слу­жит средством демонстрации дизайнерского решения заказчику, а также является осно­вой для дальнейшей работы над проектируемым объектом смежных специалистов на по­следующей стадии рабочей документации.


2.2.

Дизайн-проект может быть выполнен дизайнером инициативно на свой риск и стать его интеллектуальной собственностью. Его дальнейшая передача в производство может быть осуществлена на основе договоров купли-продажи интеллектуальной соб­ственности в соответствии с действующим законодательством.

Дизайн-проект может быть выполнен на основе заказа в рамках договора между Исполнителем и Заказчиком. Договор на выполнение дизайн-проекта определяет назна­чение объекта проектирования, конкретный состав проекта, график выполнения проект­ных работ, наименование этапов и их содержание и стоимость дизайн-проекта в целом, а также порядок выплаты вознаграждения за проделанную дизайнером работу.

2.3

Неотъемлемой частью договора является техническое задание на проектирование, устанавливающее требования, предъявляемые к проектируемому объекту (функциональ­ные, конструктивные, технологические, художественно-стилистические, стоимостные и др). Техническое задание разрабатывается заказчиком или по его поручению исполните­лем с последующим согласованием с заказчиком. В том случае, если техническое задание разрабатывается исполнителем, эта работа оплачивается заказчиком дополнительно в размере 5% от общей величины вознаграждения за дизайн-проект.

2.4.

Авторский надзор за изготовлением рабочих чертежей и подготовкой производ­ства к выпуску опытной серии изделия оплачивается дополнительно в размере - до 20% от суммы авторского гонорара за дизайн-проект.

2.5.

Настоящий документ представляет процесс дизайнерского проектирования поэтапно, что позволяет заказчику заключать договор как на весь дизайн-проект, так и на отдельные его этапы. Их число зависит от сложности объекта проектирования и его престижности. Ниже приводится общая схема выделения этапов в работе над дизайн- проектом, далее в расценках при рассмотрении конкретных объектов дизайнерского проектирования будут даваться рекомендации по проектным этапам. В зависимости от особенностей решаемых проектных задач их число может быть увеличено относительно рекомендуемого, или, напротив, сокращено.


1 ЭТАП - предпроектные исследования включают в себя следующие виды работ:

-ознакомление с техническими требованиями и разработка технического задания на проектирование;

-изучение технологических показателей, конструктивных, композиционных и пр. особенностей объекта проектирования;

-получение и сбор необходимых материалов и документов в т.ч. архивных;


-натурные обследования ситуации (фотофиксация, зарисовки, хронометраж, са- мотографические исследования, анкетный опрос и др.);

-изучение отечественного и зарубежного опыта в проектируемой области, вклю­чая существующие аналоги.

Трудоемкость этапа составляет 10-15% дизайн-проекта в целом.


2 ЭТАП - концептуальное решение (форэскиз) включает следующие работы:

-разработка общих принципов (принципиальных моделей, компоновочных или

композиционных схем) функциональной и композиционной организации проектируемого объекта;

-разработка общих принципов художественно-пластического формообразования проектируемого объекта, его цветографического и объемного решения;

-техническое обоснование проектируемого изделия: разработка эргономических, конструктивно-технологических, экономических и др. параметров;

-эскизные графические и объемные решения вариантов, видовые кадры, схемы, иллюстрирующие основные функциональные, художественно-стилистические и техниче­ские принципы формообразования.

Трудоемкость этапа составляет 30-35% дизайн-проекта в целом.


3 ЭТАП - эскизный дизайн-проект (эскизирование), предусматривающий сле­дующие виды работ:

-художественно-композиционная проработка формы проектируемого объекта, объемно-пространственного и цвето-фактурного решений;

-проработка технических вопросов: эргономическое обоснование объемного ре­шения, обоснование общей конструктивной схемы, выбор защитно-декоративных мате­риалов и технологий отделки и др.;


-сравнительный анализ вариантов и выбор основного варианта объемного, цвето- фактурного и эргономического решения.

Трудоемкость этапа составляет 25-30% дизайн-проекта в целом.


4 ЭТАП - технический дизайн-проект (детализация эскиза), который предусма­тривает окончательную и детальную проработку принятого варианта дизайнерского ре­шения, включая:

-выполнение детального эскиза проектируемого объекта в цвете; -составление эргономической схемы; -составление карты цветофактурного решения; -составление пояснительной записки.

Трудоемкость этапа составляет 25-30% дизайн-проекта в целом.


Дизайн-проект (его отдельные стадии) выполняются и передаются заказчику в 1 экземпляре, если иное не предусмотрено договором, на бумаге, картоне, планшетах и дру­гих твердых носителях, выполненный в ручной или компьютерной графике в соответствии с существующим ГОСТ. По договоренности сторон дизайн-проект может представляться на электронных носителях либо ином виде.


3. ВИДЫ ДИЗАЙНЕРСКИХ РАБОТ

3.1. ПРЕДМЕТНЫЙ ДИЗАЙН

3.1.1. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ТОВАРЫ, СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА, МЕБЕЛЬ И ИНТЕРЬЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ГРУППЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ


Группа А - Средства производства: промышленные станки и оборудование, подъемно-транспортные средства, профессиональная компьютерная и мультимедийная техника, офисная мебель и оборудование.

Группа Б - Товары массового потребления: бытовая электротехника, бытовая компьютерная и мультимедийная техника, личные транспортные средства, бытовое ме­бельное оборудование.


КАТЕГОРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

I категория - изделия простой конструкции и формы с минимальным числом элементов.

Группа А. Несложное технологическое оборудование, простые подъемно- транспортные средства, несложная офисное мебельное оборудование и т. п.

Группа Б. Упаковка, посуда и домашняя утварь, слесарно-монтажный инструмент, садовый инвентарь, механическое оборудование для обработки продуктов питания и т.п.


II категория - изделия простой конструкции и формы с небольшим числом элементов.

Группа А. Простые станки, сварочное оборудование, медицинский инструмента­рий, несложная канцелярская техника, офисное интерьерное оборудование и мебель и т.п.

Группа Б. Электроосветительная и электроустановочная арматура и техника, спор­тивный инвентарь и т.п.


III категория - изделия, имеющие конструкцию и форму средней сложности.

Группа А. Средства подземного транспорта, станки, сложный профессиональный электроинструмент, медицинская техника и т.п.

Группа Б. Электробытовая техника, мускульные и комбинированные средства транспорта, комбинированная мебель, бытовое мультимедийное оборудование, музы­кальные инструменты и т.п.

IV категория - изделия сложной конструкции и формы.

Группа А. Сложные станки, профессиональная компьютерная и мультимедийная техника, горные машины, дорожные машины, тракторы, городской транспорт, энергетиче­ское оборудование, сложная компьютеризированная медицинская техника и т.п.

Группа Б. Компьютеризированная электробытовая техника, автомобили, мотоци­клы, стиральные машины и т.п.


V категория - дизайн-программы, наиболее сложные по конструкции и форме про­мышленные изделия и комплексы изделий.

Группа А. Самолеты, автомобили, суда, пассажирские вагоны, комплексы машин и агрегатов.

Группа Б. Концептуальные разработки ассортимента новой продукции массового потребления.


КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ДИЗАЙН-РАЗРАБОТКИ

1 категория - модернизация промышленного изделия, совершенствование его потребительских свойств в части композиционного и цветового решения, а также конструкционно-отделочных материалов, без изменения карты технического уровня.

2 категория - модернизация промышленного изделия, совершенствование его по­требительских свойств с внесением изменений в карту технического уровня.

3 категория - разработка промышленного изделия с качественной новой функци­ей потребления или иной комбинацией известных функций на базе принципиально ново­го конструктивного решения.

4 категория - разработка параметрического, базового ряда промышленных изде­лий, унифицированной серии изделий.



следующая страница >>