litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема. Роль прилагательных в романе А. С. Пушкина «Дубровский».



Цели.

1. Исследуя текст романа А.С.Пушкина « Дубровский», выявить роль имен прилагательных в нём, показать их речевые функции – «рисующую», «выделительную», «оценочную», роль в создании текста – описания, помочь учащимся осознать выразительные возможности имён прилагательных.

2. Формировать художественное восприятие окружающего мира, способствовать развитию грамотной речи учащихся, навыков лингвистического анализа текста и его изобразительно – выразительных средств.

3.Воспитывать интерес и бережное отношение к языку.

Дидактическое пространство: альбом « А.Пушкин», раздаточный материал, презентация к уроку, опорная схема урока, над заполнением которой будут работать группы.


Ход урока.


  1. В окружающем нас мире нужно многому учиться, а замечать и уметь видеть прекрасное – это особый дар.

  2. Чтение басни С.Я.Маршака.



Случается нередко, что слепой

Заметит больше, чем увидит зрячий.

Слепой и зрячий горною тропой

Спускались вниз и спор вели горячий.

Пощупав палкой камень на пути,

Слепой успел преграду обойти

А зрячий не заметил дынной корки

И покатился кубарем с горы…

У горцев на Кавказе с той поры

Есть поговорка: « Зрячий, но не зоркий»


Увидеть красоту окружающего мира нам помогут имена прилагательные. Именно они делают нашу речь красивой, выразительной, а мир – цветным.


  1. Прав был М.М.Пришвин, сказав: «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». Что может быть прекраснее великих творений гения А.С.Пушкина?!



На столах в числе рабочих материалов есть опорная схема урока и соответственно рабочая тетрадь группы, в которую вы будете вносить свои творческие материалы.

Рабочая тетрадь группы и опорная схема урока.


Художественное произведение, в

котором можно жить всем.

Чалмаев


Увидеть Какой ? Мир


Услышать Кого? В мире

(героев, авторское

«Я»)


Исследовать Как? С помощью Создан мир

чего?


Портрет:

эпитеты, деталь, Диалог, речевая Пейзаж

характеристика, Интерьер динамика, лаконизм


Динамика – движение, действие, развитие.

Лаконизм – краткость и четкость изложения

Лаконичный – отличающийся лаконизмом, немногословный.

4. Скажите, о ком или о чём идёт речь?


«Старинный русский барин…выказывал все пороки человека необразованного…избалованный всем…привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…».

«Молодой человек…будучи расточителен и честолюбив…позволял себе роскошные прихоти… сей учитель понравился …своей приятной наружностию и простым обращением»

«Красота её была в полном цвете… она имела прекрасный голос и большие музыкальные способности…»


Итак, речь идёт о героях романа А.С.Пушкина «Дубровский». Не раз уже сказано, что язык произведений великого поэта прост и лаконичен, а каждое слово употребляется точно и поэтому доносит до читателя мысль автора.

Какие слова в этих описаниях много полнее помогли узнать героев?

Как называется изобразительное средство, основой которого являются имена прилагательные?

Эпитет – художественное определение, подчёркивающее наиболее существенный признак предмета или явления. Выделяет данный предмет из многих, одно из его свойств, передаёт авторское отношение, заражает настроением, создает образ.

Посмотрим, как употребляются прилагательные в романе А.Пушкина, каковы их выразительные возможности.


5.Работа с текстом.

1 глава романа.1 абзац. Выписать из прочитанного фрагмента все прилагательные. Много их или мало?


Определите значение прилагательного «старинный», найдите

однокоренное прилагательное в 3 – ем абзаце. В первых 2 – х главах очень часто встречаются именно эти слова. Запишите предложения:

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров.(Знатный, родовитый).

Кирила Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища.(Давнего).

Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон.(Пожилой).

Старинные приятели не всегда их (занятий) избегали.

(Давние, многолетние).

Каково значение этих прилагательных?

Внимательные читатели знают, что на смену пожилым (старым) героям романа приходят молодые герои, их дети. Какое прилагательное всё чаще употребляется в тексте в связи с появлением новых героев? Смотрим на экран.

Маша не обратила никакого внимания на молодого француза.

Молодой барин не намерен присутствовать на обеде.

Наедине с молодою женою князь нимало не был смущён её холодным видом

Подчеркните прилагательные, назовите общее значение прилагательного «молодой». Укажите, о каких героях идёт речь в каждом из предложений. Сопоставьте значения прилагательных «старый» и «молодой».

Итак, благодаря прилагательным роман А.Пушкина словно делится на две части. Героями первой части являются К.Троекуров и Андрей Дубровский . Когда конфликт между ними разрешается смертью второго из них, главными действующими лицами 2-й части становятся Маша и Владимир, и их любовная история продолжается до конца романа. Запишите в рабочую схему имена прилагательные, о которых мы говорили.

6. Работа с текстом. Выразительное чтение учащимися описаний Покровского и Кистеневки – глава 3

Какие прилагательные Пушкин использует в описании? Подчеркните их. Значима ли на ваш взгляд их роль в характеристике хозяев этих имений? Докажите.

Имение Троекурова: «…над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромно каменного дома…пятиглавая церковь и старинная колокольня..»


Имение А.Дубровского:»…серенький домик с красной кровлею…», «…увидели кистенёвскую деревянную церковь».

В этих описаниях пары прилагательных, которые входят в словосочетания: пятиглавая церковь – деревянная церковь, огромный каменный дом – серенький домик – являются текстовыми антонимами. Такое противопоставление позволяет ещё больше подчеркнуть различия между героями.


7. Лексическая работа.

Запишите словосочетания: бедный дворянин, бедный сосед, бедный дом. Объясните значение прилагательного «бедный».

Запишите предложения:

«Здоровье бедного Дубровского было плохо».

«Положение бедного больного ужасало его». Каково значение прилагательного «бедный» в них. Меняется ли выразительность пушкинского слова?

Использование прилагательного «бедный» в первом случае помогает подчеркнуть разницу между Троекуровым и Дубровским. Далее этот эпитет приобретает другое значение: автор словно жалеет своего героя. Теперь называя его бедным, автор выражает своё отношение к нему и словно подчёркивает кульминационные моменты в его судьбе, моменты, когда он действительно достоин сочувствия.

8. Групповая самостоятельная работа. Определите значение прилагательного «холодный» в следующих предложениях.

Они вошли в холодную пустую церковь.

Наедине с молодою женою князь нимало не был смущён её холодным видом

Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга.

Прилагательное «холодный» в романе является многозначным: в первом предложении – не нагретый солнцем, не содержащий тепла; во 2-ом – равнодушный; в третьем – бесстрастный. Так употребление одного и того же эпитета в разных значениях позволяет автору кратко и точно – лаконично – описать и внешнюю обстановку, и каково состояние героини в данный момент.

Сравним употребление прилагательного « ласковый» в предложениях из глав 1 и 5 романа Пушкина « Дубровский».

Такой ласковый приём приятно изумил заседателя. (гл.1Троекуров принимает чиновника Шабашкина)


Сие ласковое обещание и надежда найти лакомый пирог ускорили шаги собеседников.(Гл. 5 Егоровна и чиновники).

В данных предложениях оно несёт в себе некоторую авторскую иронию, в 1-м иронию несёт само прилагательное. Во 2-ом прилагательное употреблено без иронии, но ирония тут же находит себе место в описании заспешивших гостей.

Итак, имена прилагательные в романе «Дубровский» служат для противопоставления, описания внешней обстановки и внутреннего состояния героев, играют важную роль в композиции произведения

( Роман – большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, эпизодов, образов

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном тексте.

«Точность и краткость – вот первые достоинства прозы»,- утверждал А.С.Пушкин

9. Мы вместе прикоснулись ещё раз художественному миру произведения великого поэта, попытались исследовать, как создан этот мир, смогли услышать голоса героев и Пушкина. Скажите, в мире героев романа можно жить всем? Ответьте .используя прилагательные, вписанные вами в опорную схему урока. Каким предстает перед потомками образ автора?

Много зла на пути героев романа, но великий гуманист А.Пушкин даёт нам возможность восхититься своей героиней, сделавшей свой выбор в жизни. В ней есть ценности, позволяющие противостоять злу, не позволить ему разгореться ещё сильнее: это дом, семья, ответственность перед другими. И даже любовью Маша жертвует, потому что не может нарушить законы чести, по которым она живёт. Маша – идеал автора.

Великий поэт как бы говорит нам: «Удались от зла и сотвори благо»

10.

1.Какое из средств связи относится к лексическим?

1.наречие

2.порядок слов в предложениях

3.описательный оборот.

2 .Термин « описание» относится

1. К формам речи

2. К типам речи

3. К стилям речи.

3. Какое из указанных понятий не является обязательным признаком текста?


  1. Цельность

  2. Членимость

  3. Иносказательнось

  4. Связность



4. Авторский приём- сочетание резко противоположных понятий

1.Сравнение

2.Антитеза

3.Эпитет

5. Какое понятие шире

1.Тема

2. Идея

6. При какой связи предложений в тексте главное – повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением?

  1. При цепной

  2. При параллельной


Ключ. 1.3 2.2 3.3

4.2 5.2 6.2