litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3
В параграфе 2.2. «Социокультурная модификация современной семьи (сравнительный анализ городской и сельской семьи в Ингушетии)» показано, что в ингушской городской семье, в отличие от сельской, женщина более независима от семьи и мужа. Ее роль в семье связана с занятостью в общественном хозяйстве и в общественной жизни и с культурным ее уровнем. Положение и роль женщины в современной ингушской семье зависит не только от объективных, но и от субъективных причин и от сложившихся в семье традиционных установок и этнических особенностей, от микроклимата и психологического фона в семье, в зависимости от характеров супругов и от их образовательного уровня. Все это неотделимо от объективных процессов демократизации семейных отношений в Ингушетии.


Семьи по характеру отношений, как в городе, так и в ауле, делятся на авторитарные и эгалитарные. В первом случае глава семьи единолично решает вопросы, касающиеся семьи. В эгалитарных же ингушских семьях супруги и другие члены семьи одинаково принимают участие в решение проблем семейной жизни. В городских эгалитарных ингушских семьях демократизация семейных отношений проявляется сильнее, чем в сельских. Уровень общеингушской демократичности проявляется выше в тех городских семьях, где супруги одинаково заняты профессиональным трудом и имеют примерно одинаковый культурный уровень, где женщины по своему развитию не уступают мужчинам. В тоже время авторитарные отношения бывают сильно развиты в тех ингушских семьях, где муж традиционно лидирует и где жена не занята профессиональным трудом, а занята домашним хозяйством и детьми.

Наличие в семье родителей старшего поколения вносит тональность, созвучную с традиционной семьей. Определенное влияние на взаимоотношения супругов оказывает то обстоятельство, является ли эта семья социально или национально - смешанной. Социально- и национально-смешанная ингушская семья, как в городе, так и в сельской местности считается весьма распространенным явлением и это не только браки между представителями разных слоев и групп населения, но и между выходцами из различных сел и аулов Ингушетии. По существу они представляют собой союз разных культур, каждая из которых привносит в семью свои образцы и ценности поведения, смешиваясь, в конечном итоге, с новыми ориентирами и реалиями.

В результате изучения и наблюдения социально-смешанных браков и семей в Ингушетии выявлено, что фактор сельского происхождения одного из супругов оказывается более значимым для успешности брака, нежели семья, построенная по чисто городскому или сельскому типу. В группе успешных семей преобладают те семьи, в которых либо оба супруга, либо один из них провели свою молодость в сельской местности. В группе неуспешных семей больше пар, в которых либо оба супруга выросли в городе, либо один из них в селе15. Подобного характера поведение в семье больше всего объясняется тем, что городские стереотипы и образ жизни неодобрительно воспринимаются мужчинами, выросшими в сельской местности. Они не всегда готовы уступить требованиям равноправия женщины в семье. Их идеал - семья традиционная. Они не приемлют ценности городской жизни с установкой на равноправие супругов в выполнении семейных обязанностей. На почве несовпадения интересов и взглядов в таких семьях весьма часты конфликты. В отличие от социально-смешанных и национально-смешанных браков и семей, которые испытывают на себе влияние разных культур, урбанизированная городская среда с невелированностью быта и образцов поведения накладывает отпечаток на семью, из-за чего городская ингушская семья становится специфично отличной от сельской семьи. Претерпели изменения и этические нормы в семейных отношениях ингушей. Дети уже могут сидеть рядом с отцом за общим столом, они могут свободно обращаться и общаться с ним, а также участвовать в обсуждении семейных проблем и возражать родителям. В современных условиях в отношениях между братьями и сестрами в ингушской семье половозрастные границы уже не играют той роли, которую играли раньше. Характерная черта ингушской современной семьи - это равноправное положение братьев и сестер. Изменения коснулись, прежде всего, отношений в городских семьях. Хотя мать в городской ингушской семье уделяет больше внимания своим детям, воспитание детей в такой семье зависит и от отца. Отец в современной ингушской городской семье при посторонних не стесняется приласкать свою дочь и поиграть с ней. Наряду с положительными моментами в развитии семейных отношений, характерных для ингушской городской семьи, в условиях перестройки и реформирования общества происходит много разрушительного. Отход от традиционного воспитания детей несет в себе ущербность в нравственном аспекте. Число разводов в Ингушетии за последние 20 лет резко увеличилось. Разводы по инициативе женщин встречаются чаще, чем по инициативе мужчин. Современная городская ингушская женщина предъявляет большие требования к своему мужу и ожидает от него большего, чем сельская. Произошла трансформация в представлении о ролевых функциях семьи. Вместе с тем, несмотря на модернизацию семейных отношений, заметно вырос интерес к традиционным ценностям в ингушских семьях, особенно за последние годы, в связи с реформированием общества.


В параграфе 2.3. «Анализ социально – культурных особенностей современных брачно – семейных отношений в регионе» отмечается, что демократизация нашего общества вскрыла кризис семьи изнутри, изменила ее сущностное содержание. В современном браке постепенно ослабевают одни фундаменты и им на смену приходят другие, более сложные. Они приходят постепенно, медленно, с опозданием, отсюда и непрочность многих современных браков и семей. Это кризис роста, кризис перехода к новому типу семейных отношений и сделать его безболезненным почти невозможно. Современная семья в Ингушетии переживает те же процессы, что и российская семья. Если быть объективным, то следует отметить, что наше общество со своими противоречиями и конфликтами способствует не стабильности семьи, а ее дестабилизации. Поэтому, необходимо обратить внимание на такие проблемы, как формы современного брака и семьи в Ингушетии, разводы и многодетная семья. Общество санкционирует брак как нравственный, религиозный и правовой16. С установлением Советской власти в Ингушетии шариатский брак не был отменен, он служит дополнением к официальному светскому браку. В сознании ингушей, брак без религиозного освещения не момет быть действительным. Новая эпоха в Ингушетии внесла изменения в брачные отношения, появились добрачные и внебрачные отношения и дети, рожденные вне брака. Все эти явления в новых условиях становились обычными. Таковы реалии современной жизни в брачно-семейных отношениях ингушей, но какие бы не были изменения, модель поведения брачного партнерства в Ингушетии почти не изменилась17.

Вместе с тем, урбанизация и городской образ жизни все же преобладают в современной Ингушетии, а обычаи постепенно ослабевают и размываются. Зачастую происхождение жениха и невесты уже не играют доминирующей роли, а имеет значение богатство, престижная работа и их общественное положение. С такого рода качествами личности партнеров, благородство происхождения жениха и невесты в современных условиях не всегда могут конкурировать.

При расспросах ингушей о том, как они относятся к межнациональным бракам, большинство из них отвечают, что они не против такого брака. Но для своих детей они этого не желают. Браки между ингушами и представителями другой национальности в нынешних условиях, как и прежде, совершаются крайне редко. Исторически сложившаяся форма заключения брака в Ингушетии - это брак с умыканием. Э.Тейлор делит умыкание на Кавказе на три формы: враждебное, мирное (с согласия девушки) и формальный захват, как элемент свадебного ритуала18. Это существует и в настоящее время, но в типологию умыкания в современных условиях внесены некоторые коррективы. Невест в Ингушетии похищают сейчас из-за высоких цен на подарки для невесты, а также из-за отсутствия денег на свадьбу, которых нет у нынешней молодежи. Заключение брака в Ингушетии в настоящее время оговаривается условиями материального характера. В прошлом широко практиковался брачный выкуп за невесту. С.Ш. Гаджиева отмечает, что брачный выкуп за невесту в Ингушетии и Дагестане существовал двух видов: урду и калым. Первый - урду - предписан шариатом и соблюдался он народами Ингушетии обязательно. Размеры калыма колебались в сельских обществах, в зависимости от сословного и имущественного положения брачующихся, а также в зависимости от статуса жениха и невесты. Урду должен был служить материальным обеспечением для женщины на случай ее развода с мужем и считался ее неприкосновенностью19. Имуществом для женщины считались и подарки, которые ей приносили на сватовство родственники мужа. Одним из условий заключения брака являлось приданное невесты. Оно собиралось годами матерью девушки и зависело от благосостояния семьи. В современных условиях калым изменил свое сущностное содержание. Ныне он предлагается родителями жениха не как калым, а как материальная помощь для молодоженов. Об украшениях для невесты тоже следует сказать особо, это предмет гордости каждой невесты. Золото для нее - непременный атрибут. Их количество и ценность зависят от имущественного состояния семьи жениха. Болезненной в Ингушетии остается проблема разводов, число которых, как и по всей стране постоянно увеличивается. Рост разводов является причиной, влияющей на увеличение лиц, не состоящих в браке. Компенсация разводов повторными браками в нашей республике не очень высокая. Многие разведенные обречены на одиночество, весьма распространенное в современном Ингушетии. В числе причин - злоупотребление алкоголем, супружеская неверность, наличие у мужа другой семьи, отсутствие детей, вмешательство родителей в жизнь молодой семьи, неправильное половое воспитание молодежи, отсутствие у них ориентации на роль будущих супругов, потребительское отношение к жизни и многое другое.


Есть и другие причины разводов: ослабление контроля над молодежью со стороны родителей и существующее легковесное отношение к браку, к добрачным половым связям, ослабление нравственных устоев у части молодежи, появление такого явления, как проституция, распространенная в городах Ингушетии. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что укрепление духовных основ семьи в нынешнее время является насущной потребностью ингушского общества.

В параграфе 2.4. «Семья как основная сфера формирования ценностных ориентаций» утверждается, что через семейные традиции молодежи передаются народная мудрость и культура. В семье, как в любом социальном организме, идет борьба нового со старым, действуют не только созидательные, но и отрицательные тенденции. Нам всем предстоят поиски путей повышения социального потенциала семьи, а пока нельзя не видеть, что во всем мире наблюдается кризис традиционной семьи»20. По мнению исследователей, кризис традиционной семьи не является кризисом семьи вообще. Из покон веков семья считалась культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающих поколений. Каждое национально-этническое образование составляет неотъемлемую часть общечеловеческой популяции, а разнообразие самобытных национальных культур, языков, обычаев и традиций является основой жизненности человеческого сообщества в целом. В памяти людей существовали и существуют такие понятия, как «отчий дом», «родная земля», «Родина», «Отечество», «этническая колыбель предков» и др. В них отражаются природно-ланшафтные, социально-экономические и духовно-нравственные ценности своего народа. Сокровенная любовь людей к своей колыбели, привязанность к родному краю, традициям и обычаям своего народа - все это является непреходящим социальным феноменом.

Язык - хранитель и ретранслятор духовных ценностей, удивительнейший из всех даров, которым наделен человек. Он выражает менталитет и характер народа, национальные чувства, углубляет у его носителей ощущение принадлежности к своему народу. В языке сконцентрирован многотысячный опыт народного мышления, мудрости. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок, овладевая родным языком, «усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, усваивает легко и скоро. Родной язык самая живая, самая стабильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое»21. С материнским языком впитывается ребенком нравственное начало, осознается его индивидуальность, формируется содержание образа «Я». Средоточием всех воспитательных начал всегда была семья. Она имела и имеет свой уклад и авторитет, свои традиции, с помощью которых ингушский народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию - в ряду сменяющих друг друга поколений.


Вековой опыт позволил ингушскому народу выработать определённые приёмы и правила воспитания детей. С малолетства приучая детей к труду, старшие следили, чтобы они безо­говорочно выполняли все поручения. Социализация человека происходит на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Важную роль в ингушских семьях играют отношения «старший - младший», что имеет непосредственное выражение «старший по возрасту - младший по возрасту». Указанные отношения подразумевают не только подчинение младшего старшему, но и заботу второго о первом. Образец поведения родителей, их семейный образ жизни, характер взаимоотношений между ними оказывают большое влияние на образ жизни молодых. Поэтому родители всячески поддерживают авторитет друг друга перед детьми. Неотъемлемой частью традиционного воспитания у ингушей был обычай избегания между родителями и детьми, в особенности между детьми и отцами. Поощрялась внешняя сдержанность между ними. Таким образом, отмечая, несомненно, сильные стороны семейного воспитания, следует отметить невозможность его полного восстановления в нынешних условиях. Так как семейные отношения того или иного народа претерпели на протяжении многих лет трансформацию, появились новые тенденции развития, изменились социально-экономические, духовные и культурные представления людей. В заключении хотелось сделать вывод о том, что традиционная ингушская семья имеет огромный ценностный потенциал, который мы не можем вполне и по достоинству оценить, наверное, ещё и потому, что «большое видится на расстоянии».

В заключении подведены основные итоги диссертационного исследования.

Результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

1. Озиева Л.С. Ценности семейного воспитания в традиционных культурах // Новые технологии. Вып. 4. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2007.

2. Озиева Л.С. Теоретический анализ места и роли семьи в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения. - Назрань: Изд-во ООО «Газгиреев-Продукт», 2007.


3. Озиева Л.С. Семья как предмет научного исследования // Материалы XVI Недели науки МГТУ. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008

4. Озиева Л.С. Семья в системе культурных традиций // Новые технологии. Вып. 5. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2008.

5. Озиева Л.С. Механизм формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, экономика, юриспруденция, политология, культурология». Вып. 8. - Майкоп, 2008.


Сдано в набор 29.05.2009. Подписано в печать 29.05.2009.

Формат 60х84 1/16. Ризография. Усл. печ. л. 1,3.

Бумага книжно-журнальная.

Тираж 100 экз. Заказ 2905/2.


Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии»

340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140,

телефон 8-918-570-30-30

www.copy61.ru

e-mail info@copy61.ru


1 Платон. Государство // Сочинение. – М., 1971. Т.3. Ч.1.

2 Аристотель. Политика // Сочинения. – М., 1983. Т.4.

3 Гегель Ф. Философия права // Сочинения. М.-Л. , 1934. Т. VII.

4 См. на пример: Маркс К. Экономические философские рукописи.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.42 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т 21. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. – Л., 1934. и т.д.

5См., например: Антонов А.И. Макросоциология семьи. – М., 1998; Арутюнян М.Ю. О распределении обязанностей в семье и отношения между супругами. / Семья и социальная структура. Отв. Ред. М.С. Мацковский. – М., 1987. Ачилова Р.А. Семья и общество. – Фрунзе, 1986; Бочарова В.Г. Личность – семья – община. // Социальная работа, 1992, №1; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М., 1978; Васильева Э.К. Семья и её функции. – М., 1975; Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. – СПб., 1998; Каутский К. Возникновение брака и семьи. – Пг., 1923; Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи, рода, племени, собственности, государства и религии. – М., 1939; Кучмаев М.Г. Государственная семейная политика: ценности и приоритеты. – М., 1999. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974.


6 Монтель М. Опыты. – М., 1979. Кн. 1- 2. – С. 143 – 155, 338 – 365.

7 Философский словарь. / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М. Философское общество «Слово»: ООО «Издательство ACT», 2002. - С.620.

8 Кризис семьи и депопуляция в России («Круглый стол») // Социс. - 1999. -№11.- С.55.

9 Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия.- М., 1971.

10 Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа. Вып. 3. Тифлис, 1870.

11 Харузин И. Заметки о краеведческом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии. –М., 1888. Т.III. С. 122-123.

12 Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей // Изв. Ингуш. НИИ краеведения. Владикавказ. 1930. Т. II – III. С. 350 – 351.

13 Мамакаев М. Чеченский тейп (род) и процесс его разложения. Грозный, 1962. С.9.

14 Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. – Грозный: РИК Ичкерия, 1994. -206с.

15 Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. – Грозный: «Книга», 1991. – 80с.

16 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С.66.

17 Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М, 1978.

18 Тейлор Э. О методе исследования развития учреждений // Этнографическое обозрение, 1890. №2. С. 1-32.

19 Там же.

20 Бакштановский В.И., Согомогов Ю.В. Этика воспитания как никогда не заканчивающийся процесс. Ведомости. – Тюмень: ТГНГУ, 2000. - №17. – С 24-102.


21 Ушинский К.Д. Собр. Соч., т.5. –М. –Л., Изд – во АПН РСФСР, 1949.


<< предыдущая страница