litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 2 3 4 5

5.6. Лабораторные работы не предусмотрены

5.7. Семинары не предусмотрены

5.8. Самостоятельная работа

п/п

Название самостоятельной работы

Объем по семестрам

1

2

1

Изготовление учебных таблиц, микроскопирование различных типов тканей, определение митотической активности тканей, решение задач на наследование признаков, составление родословных, составление схем биогеоценоза, определение хронобиологического типа людей, написание рефератов.

24

24

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1.Геном человека.

2. Стволовые клетки, их применение в медицине и стоматологии.

3. Репродуктивное и терапевтическое клонирование человека.

4. Генетическая паспортизация. Значение для профилактики патологий зубочелюстной системы у человека.

5. Евгеника. Возможности изменения генома человека.

6. Современные гипотезы старения.

7. Происхождение и расселение популяций человека по данным молекулярно-генетического анализа ДНК.

8. Естественный отбор в современных популяциях человека.

9.Происхождение и развитие челюстей у позвоночных животных.

10. Атавистические пороки зубочелюстной системы человека. Механизмы образования.


11. «Чёрные курильщики»- особые формы глубоководной жизни.

12. Экологические катастрофы.

13. Мутагенное загрязнение окружающей среды. Влияние на риск развития генетических патологий.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


% ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЗУС-КОНФЛИКТА В БРАКЕ Rh- - МАТЕРИ И ГОМОЗИГОТНОГО Rh+ - ОТЦА




0

25

50

75

100 (+)




ЯЙЦЕКЛЕТКА ЧЕЛОВЕКА ПО КОЛИЧЕСТВУ и РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЖЕЛТКА




изолецитальная первично

изолецитальная вторично (+)

центролецитальная

телолецитальная умеренно

телолецитальная резко





провизорные органы плацентарных амниот




желточный мешок и плацента

желточный мешок и амнион

желточный мешок, амнион и аллантоис

желточный мешок, амнион, серозная оболочка и аллантоис

желточный мешок, амнион, хорион, аллантоис и плацента (+)



трансплантация происходит наиболее успешно, если донор и реципиент





родитель и ребенок

двуяйцевые близнецы

однояйцевые близнецы (+)

двоюродные сибсы

представители разных видов




ГЕННАЯ МУТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ




болезни Дауна

фенилкетонурии (+)

синдрома «кошачьего крика»

синдрома Кляйнфельтера

малярии



СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Жительница сельской местности обратилась к врачу с жалобами на боли в животе, расстройства пищеварения. Ее беспокоят также тошнота, головокружение, сильные головные боли. При опросе больной установлено, что она ела немытые овощи и клубнику со своего огорода. В качестве удобрения она использовала содержимое выгребной ямы. В фекалиях больной обнаружены яйца гельминта, имеющие овальную форму, большие размеры (30-40 мкм х 50-60 мкм) и бугристую оболочку.

Вопросы

  1. Какой гельминтоз можно предположить у больной?

  2. Как происходит инвазия?

  3. Назовите географическое распространение данного паразита. Опишите цикл его развития.

  4. К какой группе гельминтов относится данный паразит?

  5. Какие меры личной и общественной профилактики существуют для данного паразита?


Ответы 1

  1. Аскаридоз.

  2. Алиментарным путем.

  3. Повсеместно. Цикл без смены хозяев с миграцией личинки в организме человека.

  4. Геогельминты.
  5. Личная профилактика: соблюдение правил личной гигиены.


Общественная профилактика: запрещение удобрять огороды фекалиями, не прошедшими компостирование.


Задача 2

Рыбак, систематически употребляющий уху, обратился к врачу по поводу болей в правом подреберье, похудания, головокружения, головных болей, общей слабости. При пальпации выявлено увеличение и уплотнение печени и желчного пузыря. В фекалиях больного обнаружены яйца бледно-желтой окраски с крышечкой на одном полюсе.

Вопросы

  1. Какую инвазию можно предположить в данном случае?

  2. Как происходит заражение?

  3. Какие морфологические особенности имеет данный паразит?

  4. Покажите жизненный цикл паразита.

  5. Назовите меры профилактики.

Ответы 2

  1. Описторхоз.

  2. Алиментарным путем, при употреблении термически необработанной рыбы.

  3. Тело листовидной формы, длина до 13 мм, 2 присоски, определенное расположение органов женской и мужской половой систем.

  4. Со сменой хозяев. Окончательные хозяева – плотоядные млекопитающие и человек, промежуточные – моллюски и рыбы.

  5. Употребление в пищу термически обработанной рыбы.


Задача 3

Повар, у которого была привычка пробовать сырой мясной фарш, обратился к врачу с жалобами на боли в животе, тошноту, рвоту, быструю потерю веса, общую слабость. В фекалиях больного обнаружены членики паразита, с разветвленной маткой и числом боковых ветвей в ней 17-34.

Вопросы:

  1. Заражение каким гельминтом можно предположить?

  2. Как происходит заражение? Назовите инвазионную форму паразита.

  3. Опишите цикл развития паразита. Где локализуется паразит в теле человека?

  4. Назовите морфологические особенности паразита и приспособления к паразитическому образу жизни.
  5. Назовите меры профилактики.


Ответы 3

  1. Бычий цепень.

  2. Алиментарным путем, при употреблении термически необработанной говядины.

  3. Со сменой хозяев. Окончательный хозяин – человек, промежуточный – крупный рогатый скот. Локализуется в кишечнике человека.

  4. Длинное, лентовидное, членистое тело, органы прикрепления (присоски), отсутствие пищеварительной системы.

  5. Использование в пищу только термически обработанной говядины, своевременное выявление и лечение больных людей.


Задача 4

В семье здоровых родителей двое детей. Один ребенок здоров. У второго сына десяти лет отмечается задержка роста и признаки раннего старения (облысение, морщины, атеросклероз). Мальчику поставили диагноз: инфантильная прогерия (синдром Хатчинсона-Гилфорда), аутосомно-доминантный тип наследования.

Вопросы

  1. Чем обусловлено раннее старение ребенка?

  2. Возможно ли остановить процессы старения у больного ребенка?

  3. Какие существуют теории старения?

  4. Зависит ли старение от генотипа, условий и образа жизни?

  5. Какие факторы обуславливают долгожительство?

Ответы 4

  1. Генеративной мутацией у одного из родителей.

  2. Невозможно.

  3. Теория интоксикации организма (И.И. Мечников), теория перенапряжения нервной системы (И.П. Павлов), эндокринная теория (Ж. Броун-Секар), старение соединительной ткани (А.А. Богомолец), теория о пределе клеточных делений (Хейфлик) и другие.

  4. Старение зависит от генотипа. Доказательством является наследственное долгожительство, сходство продолжительности жизни и темпов старения у однояйцевых близнецов.

  5. Социально-экономические условия, рацион питания, условия окружающей среды, отсутствие вредных привычек, правильный образ жизни.

Задача 5


На стадии дробления зародыша происходит деление клеток митозом, приводящее к увеличению количества клеток. Однако, значительного роста объема зародыша не происходит.

Вопросы:


  1. Почему, несмотря на быстрое размножение бластомеров, зародыш на стадии дробления имеет небольшие размеры?

  2. Каков набор хромосом и ДНК в клетках на стадии дробления?

  3. Зависит ли характер дробления от типа яйцеклетки?

  4. Назовите способы дробления и дайте им характеристику.

  5. Какой тип дробления у человека, и что представляет собой его бластула?

Ответы 5

  1. Между делениями дробления отсутствует рост клеток.

  2. 2n2c.

  3. Зависит от количества и характера распределения желтка в цитоплазме.

  4. Полное и неполное. Равномерное и неравномерное, поверхностное и дискоидальное, синхронное и асинхронное.

  5. Полное неравномерное асинхронное.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

а) основная литература

Биология. В 2 кн. /Под ред. В.Н. Ярыгина.- М.: Высшая школа, 2008 .

Руководство к практическим занятиям по биологии. Учебное пособие./ Под ред. В.В. Маркиной.- М.: Медицина, 2006.

Биология. Руководство к практическим занятиям. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета./ Под ред. В.В.Маркиной.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2010.

б) дополнительная литература

Генетика: учебник для ВУЗов/ Под ред. В.И. Иванова.- М.: Академкнига, 2006.

Гора Е.П. Экология человека.- М.: Дрофа, 2007.

И.Ф. Жимулев. Общая и молекулярная генетика.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2002.

Паразитарные болезни человека (протозоонозы и гельминтозы): Руководство для врачей/ Под ред. В.П. Сергиева, Ю.В. Лобзина, С.С. Козлова.- Спб.: Фолиант, 2006.


Чебышев Н.В. Биологический тематический словарь.- М.: Academia ,2006.

в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Специально оборудованные кабинеты и аудитории, микроскопы, лупы, таблицы, муляжи, микро- и макропрепараты. Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской, мелом.

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, проекторы, видеомагнитофон, ПК.

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Изучение дисциплины «Биология» предусматривает освоение девяти разделов (модулей), которые осуществляются в учебном процессе в виде активных, интерактивных форм, самостоятельной работы, лекционного курса с целью формирования и развития у студентов профессиональных навыков.

Важными этапами в изучении дисциплины является освоение студентами основ молекулярной биологии, генетики. В реализации компетентностного подхода при изучении этих модулей студентами с помощью оптических приборов самостоятельно определяются структуры клетки, фазы митотического деления. Проводится разбор конкретных ситуаций, связанных с идентификацией наследственного синдрома (нарушение числа хромосом) по кариограмме, составляются и анализируются родословные и даётся прогноз потомства, осуществляется решение ситуационных генетических задач.

При освоении модулей по экологии и медицинской паразитологии с позиции компетентностного подхода осуществляется идентификация паразитов- представителей типа Простейшие, класса Сосальщики, Ленточные черви, Собственно Круглые черви, а также представителей типа Членистоногие.

Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в устной и письменной форме логически правильно излагать результаты, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию и самореализации. При этом у студентов формируются: способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения и информационно-образовательные технологии.



Разработчики:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

МГМСУ, кафедра биологии

Зав. кафедрой биологии

В.В. Маркина

МГМСУ, кафедра биологии

Доцент

Н.Г. Лисатова











Эксперты:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия
















<< предыдущая страница