litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»


Кафедра практической психологии и педагогики


Примерная программа дисциплины


Математические основы психологии


Специальность «050706.65 - Педагогика и психология»


Программа утверждена

на заседании кафедры ''____''___

200_ г. (протокол № _______).


Тобольск 2007


ДПП.Ф.08


Психология и математика. Математические основы измерений в психологии. Типы измерительных шкал, шкалирование и измерения, построение многомерных номинативных и ранговых шкал.

Экспертное оценивание и тесты.

Математические основы обработки данных в психологии. Случайные процессы и ансамбли.

Корреляционный и факторный анализы, оценка значимости корреляции и интерпретации факторов.


Пояснительная записка

Теоретические методы исследования в психологии дают возможность раскрыть качественные характеристики изучаемых явлений. Эти характеристики будут полнее и глубже, если накопленный эмпирический материал подвергнуть количественной обработке. Однако проблема количественных измерений в рамках психолого-педагогических исследований очень сложна. Эта сложность заключается, прежде всего, в субъективно-причинном многообразии педагогической деятельности и ее результатов, в самом объекте измерения, находящемся в состоянии непрерывного движения и изменения. Вместе с тем введение в исследование количественных показателей стало сегодня необходимым и обязательным компонентом получения объективных данных о результатах труда. С этой целью при исследовании проблем психологии применяются методы математической статистики. С их помощью решаются различные задачи: обработка фактического материала, получение новых, дополнительных данных, обоснование научной организации исследования.


Программа дисциплины «Математические основы психологии» предназначена для студентов специальности «050706.65 - Педагогика и психология»

Учебный курс занимает очень важное место в психолого-педагогической подготовке будущего специалиста.

Студенты должны опираться на систему математических знаний, приобретенных в учебных заведениях, и понимать качественный смысл тех количественных преобразований в области психологии, которые они осуществляют с помощью математического инструментария.

Дидактическая структура курса:


  • лекции;

  • практические занятия;

  • самостоятельная работа по отдельным разделам программы;

  • домашние контрольные задания непосредственно предметного содержания;

  • домашние контрольные задания психологического содержания с творческим применением математического аппарата;

  • домашние контрольные задания реферативного характера (анализ применения того или иного математического аппарата в конкретных статьях психологического и педагогического содержания);

  • зачет.


1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у обучаемых положительную мотивацию использования современных математических методов как в фундаментальных, так и в прикладных психологических и педагогических исследованиях.

Задачи дисциплины:

  • научить распознавать необходимый математический ап­парат для проведения ими тех или иных психологических и педагогических исследований;
  • вооружить обучаемых умением непосредственно применять элементарные математические методы и преобразования, такие как выбор измерительной шкалы, шкалирование, группировка данных, определение величины медианы, моды для несложных статистических рядов, вычисление для этих рядов среднего взвешенного, дисперсии, среднего квадратического отклонения, подсчет коэффициента корреляции (по Спирмену, Кэндаллу, Пирсону-Браве), построение корреляционных плеяд и др.;


  • научить читать относительно несложные специальные психологические и педагогические тексты, содержащие тот или иной математический аппарат.

Дисциплина ориентирует на научно-методическую, развивающую и организационно-управленческую виды профессиональной деятельности; её изучение способствует решению следующих типовых задач:

  • выполнению научно-методической работы;

  • участию в работе научно-методических объединений;

  • анализу собственной деятельности с целью её совершенствования, повышения своей квалификации;

  • диагностике уровня психического развития детей, особенностей субъект – субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, детско-родительских отношений и профессиональной деятельности педагогов;

  • психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса;

  • рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

  • организация контроля за результатами обучения и воспитания;

  • ведение школьной документации.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

  • основные направления применения математики в психологии;

  • измерения в психологии;

  • описательную статистику;

  • первичную обработку и представление эмпирических психологических связей;

  • меры связи.

уметь:

  • читать отчеты об обследованиях, научных работах, исследованиях и экспериментах;

  • планировать собственные исследования и анализировать полученные в результате этих исследований данные;

  • строить статистические предсказания;
  • применять математические методы адекватные методологическому аппарату исследования;


владеть:

  • понятийным аппаратом данного курса;

  • методами первичной и вторичной обработки полученных данных;

  • способами определения эффективности применения математического метода.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Всего часов

Семестры

6

10

3

ДО

ДО

ДО

ОЗО

ОЗО

Общая трудоемкость дисциплины

150

75

75

150

150

Аудиторные занятия

76

45

31

10

10

Лекции

52

30

22

8

8

Практические занятия


24

15

9

2

2

Самостоятельная работа

74

30

40

140

140

- изучение литературы (реферирование и аннотирование);

20

10

10

50

50

- самостоятельное изучение тем;

20

10

10

50

50

- оформление документации по результатом диагностики;

20

10

10

20

20

- подготовка и выполнение контрольной работы

14

5

5

20

20

Вид отчетности по дисциплине




Зачет

Зачет




Зачет



следующая страница >>