litceysel.ru
добавить свой файл
1
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИЗО И НР



Уманова А. И., старший преподаватель кафедры народных художественных ремёсел


Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самовоспитанию и инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний только в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Самостоятельная работа студентов должна стать дл них одной из основ образовательного процесса. Это предполагает развитие творческих способностей студентов, формирование у студентов способности к саморазвитию.

Самостоятельная работа студентов – это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала, совокупность работы студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
П. И. Пидкосистый считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления деятельностью в учебном процессе» [2].

Целью самостоятельной работы является обучение студентов осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией и воспитание основ самоорганизации и самоконтроля с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. «Требования к современному специалисту, прежде всего, формируются путем оценки профессионально-личностных и объективно-вариативных способностей. Наиболее высоко оценивается не эрудиция или позиционный профессионализм, а умения нестандартного, инновационного порядка»(1)

При изучении каждой дисциплины самостоятельная работа студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

- творческая, в том числе научно – исследовательская работа.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу студента отводится не менее половины времени, а именно 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия также включает самостоятельную работу. Таким образом времени на самостоятельную работу в учебном процессе дается достаточно, но необходимо эффективное использование этого времени.

Так, например, на факультете Изобразительного искусства и народных ремесел самостоятельная работа студентов реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий. Это зависит от того, что большая их часть – практические занятия, а также работа в библиотеке, музее, на пленэре и дома.

В самостоятельной работе студентов факультета ИЗО и НР используются как традиционные, так и современные формы самостоятельной работы:

- поиск в сети Интернет материалов по разделам обучения искусству батика, с записью их на компакт- диск с последующим использованием на аудиторных занятиях;

- участие в творческих проектах по новым педагогическим технологиям;

- работа по созданию дидактического материала для дистанционного обучения;

- посещение лекций и семинаров в библиотеках, подбор материалов для написания рефератов, курсовых и дипломных работ, сбор изобразительных аналогов по темам учебно-творческих практических заданий;

- посещение художественных выставок в музеях, галереях, выставочных залах; анализ тенденций развития современного декоративного искусства;

- участие в выставочных проектах художественных учебных заведений и молодежной секции Союза художников РФ; организация выставок студенческих работ по различным направлениям изобразительного искусства;


- участие в студенческих научных конференциях, публикация статей в сборниках научных трудов факультета;

- участие в конкурсах на создание памятных сувениров, проектов оформления интерьеров университетских корпусов;

- создание эскизов, проектов, рабочих моделей к учебно-творческим работам по курсу специализации «художественная роспись ткани».

Во время посещения выставок и музеев студенты выполняют зарисовки образцов акварельными красками или цветными карандашами, так как важно уметь запечатлеть не только композиционное, но и цветовое решение данного произведения. Также возможно фотографирование работ.

Для самостоятельного посещения студентов мы рекомендуем следующие музеи и выставочные залы:


  1. Выставочный зал ассоциации художников декоративных искусств московского союза художников («Арбатская», ул. Арбат, 21);

  2. Выставочный зал московского фонда культуры («Проспект мира», пр-т Мира,41, стр.1);

  3. Государственная Третьяковская галерея (на Крымском валу) («Октябрьская», Крымский вал, 10);

  4. Государственный музей искусства народов Востока («Арбатская», Никитский бул., 12а);

  5. Музей декоративно- прикладного и народного искусства («Маяковская», ул. Делегатская, 3 тел.:921-0139; 923-1741; 923-7725);

  6. Фонд народных художественных промыслов («Арбатская», Леонтьевский пер., 7).

Посещение библиотек включает изучение и конспектирование дополнительных литературных источников. В основном, студентам рекомендуется обратить внимание на изучение альбомов репродукций художников. Рекомендуемые библиотеки:

  1. Российская государственная библиотека по искусству («Театральная», Б. Дмитровка, 8/1);

  2. Библиотека иностранной литературы.

Выполняя пленэрные зарисовки и наброски, особое внимание нужно обратить на зарисовки природных и растительных мотивов как в цвете, так и в графическом исполнении, затем используется их стилизация для эскизов к работам по росписи ткани.


Внеаудиторные формы самостоятельной работы многообразны и выбираются самими студентами. Руководство и контроль за их выполнением осуществляется на практических занятиях в мастерских, кафедральных просмотрах. Самостоятельная работа студентов факультета ИЗО и НР составляет по времени самую значительную часть учебно-творческого процесса и ее организация, методическое обеспечение и регулярный контроль на занятиях по специализации, проектированию, материаловедению и технологиям производственного обучения, являются одной из самых главных задач преподавателей-специалистов.

Наряду с существующими десятилетиями и оправдавшими себя традиционными формами организации внеучебной самостоятельной работы студентов, в последние годы, в рамках дисциплин УМК и основываясь на планах всех специальностей, разработаны комплексы заданий и методические рекомендации по самостоятельной работе студентов. В качестве примера приведем некоторые виды самостоятельной работы и заданий, наиболее часто используемые в преподавании разных дисциплин. По теоретическим дисциплинам: написание рефератов, работы над курсовыми и дипломными проектами. Для активации самостоятельной работы предлагаются задания, требующие преобразования и творческого дополнения. Особый эффект дают те задания, в которых обязательно итогом должно быть самостоятельно выработанное собственное решение в виде эскизного проекта, выполняемого изделия в материале.

Хотелось бы также отметить некоторые особенности самостоятельной работы студентов факультета ИЗО и НР, занимающихся в мастерской «роспись ткани». Эта работа заключается как в аудиторной – самостоятельное выполнение практических заданий под руководством педагога, так и во внеаудиторной, домашней работе по сбору музейных и библиотечных материалов. На основе этих материалов составляются композиции и делаются эскизы для аудиторных работ.

На основе вышеизложенного составлена таблица по организации самостоятельной работы студентов факультета ИЗО и НР по специальности – изобразительное искусство, для мастерской «роспись ткани».



Темы для самостоя-тельного изучения

Изучаемые вопросы

Кол-во

часов


Формы

Самостоя-тельной


работы

Методическое

обеспечение


Форма

отчетности


V семестр

Русские сказки.

Батик в

интерьере.


Изучение творчества художников- сказочников

48


Посещение выставок, выполнение музейных зарисовок

Литература:

О. Семенов «Иван Билибин».-М.,1986.

Е. В. Масалова «Батик в интерьере».- Феникс»,

2005.

Фотографии,

музейные

зарисовки

VI семестр

Художест-венные

возможно-сти техники батик


Современные тенденции, изобразительный язык батика

42


Подготовка реферата


Каталоги выставок, альбомы художников декоративно-прикладного искусства и др.


Реферат

VII семестр

Батик в одежде

Изучение модных тенденций в одежде


54


Посещение выставок, модных показов, комбинатов художественной обработки текстиля.


Павлово-Посадская платочная фабрика, Кунцевский художественный комбинат


Зарисовки, фотографии

VIII семестр

Батик в одежде



Использование техники батик в изготовлении аксессуаров к одежде

32


Посещение салонов авторской одежды, комбинатов декоративно-прикладного искусства


Литература:

Янченко В. Л. «Народные основы искусства русского ситцепечатания первой половины XIX века».-НИИХП,1983

Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами».-М.,1998



Зарисовки, фотографии

IX семестр

Дипломное проектиро-вание


Вопросы по теме дипломной работы

32


Посещение библиотек, выставок и т.д.





Просмотр

эскизных наработок

В заключении хотелось бы отметить, что организация самостоятельной работы студентов активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед высшей школой и воспитать творческую личность. Нельзя не согласиться с Есиповым Б. П. [3], что широкое применение самостоятельной работы в учебном процессе позволяет упорядочить его, а именно сократить объем домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приемы работы по заданиям.


Использование различных видов самостоятельной работы помогают преподавателю повысить уровень знаний студентов, активизировать познавательную активность, разнообразить работу со студентами как при изучении нового материала, так и при закреплении изученного.


Библиография:


1. Галкина М. В. Процесс ориентированной интеграции в системе предметов художественно-эстетического цикла. «Вестник» МГОУ серия «Педагогика! №4, М.: 2010

2 Гарунов М. Г., Пидкосистый П. И. Самостоятельная работа студентов. – М.: Знание, 1978.

3 Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственное
учебно-педагогическое издание Министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961, 239 с.

4 Симонов В. П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Издательство УЦ «Перспектива», 2010, 208 с.