litceysel.ru
добавить свой файл
1 2


Сведения о состоянии противодействия и профилактики коррупции в Астраханской области по итогам II квартала 2012 года, представленные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Астраханской области в рамках реализации Соглашения о взаимном сотрудничестве в целях профилактики коррупции

от 18.09.2009


В первом полугодии 2012 года органами прокуратуры на территории Астраханской области проведена антикоррупционная экспертиза 2285 (за 1 полугодие 2011 года – 2027) нормативных правовых актов и 889 (за 1 полугодие 2011 года – 601) проектов нормативных правовых актов. По результатам экспертизы выявлено 293 (за 1 полугодие 2011 года – 197) нормативных правовых акта, содержавших 316 (за 1 полугодие 2011 года – 263) коррупциогенных факторов, и 58 (за 1 полугодие 2011 года – за 1 полугодие 2011 года – 42) проектов нормативных правовых актов, содержавших 100 (за 1 полугодие 2011 года – 77) коррупциогенных факторов.

В отчетном периоде в 260 (за 1 полугодие 2011 года – 185) случаях выявленные коррупциогенные факторы противоречили федеральным законам. Их соотношение к общему количеству выявленных органами прокуратуры Астраханской области коррупциогенных факторов составляет 62,5 %, в 1 полугодии 2011 года – 54,4 %. Приведенные показатели подчеркивают негативное значение коррупциогенных норм, существование которых не просто создает условия для возможного проявления коррупции, но и противоречит действующему законодательству, что нарушает единство правового пространства.

С целью устранения коррупциогенных факторов органами прокуратуры Астраханской области принесено 254 (за 1 полугодие 2011 года – 185) протеста, внесено 38 (за 1 полугодие 2011 года – 3) требований об изменении нормативного правового акта и 2 (за 1 полугодие 2011 года – 2) представления, в суды направлено 3 (за 1 полугодие 2011 года – 3) заявления. В результате проделанной работы на сегодняшний день из 235 нормативных правовых актов исключены коррупциогенные факторы. Часть внесенных в июне 2012 года актов прокурорского реагирования в представительные органы местного самоуправления не рассмотрены, в отношении остальных разрабатываются проекты о внесении соответствующих изменений, исключающих коррупциогенные факторы.


В 1 полугодии 2012 года антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 426 (за 1 полугодие 2011 года – 340) нормативных правовых актов органов государственной власти Астраханской области и 149 (за 1 полугодие 2011 года – 164) проектов указанной категории актов. Признаки коррупциогенных факторов выявлены в 13 нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, проекты которых ранее в прокуратуру Астраханской области не поступали, в 4 законопроектах и 13 проектах постановлений исполнительных органов государственной власти Астраханской области.

При проведении антикоррупционных экспертиз одним из наиболее часто выявляемых коррупциогенных факторов является фактор – «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права».

К примеру, прокурором Астраханской области 13.06.2012 принесен протест на постановление министерства культуры Астраханской области от 10.05.2012 № 14П «Об административном регламенте министерства культуры Астраханской области по предоставлению государственной услуги «Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и выявленного объекта культурного наследия». Вопреки требованиям п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ) пункты 2.2.2., 2.8.2. административного регламента предусматривали, что для получения государственной услуги заявителю необходимо обратиться в ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» на территории Астраханской области» за копией технического паспорта. Вместе с тем, на территории Астраханской области услуги по технической инвентаризации оказывает не только указанная организация, следовательно, административный регламент незаконно ограничивал право заявителя на выбор поставщика услуг. По результатам рассмотрения протеста прокурора Астраханской области принято постановление министерства культуры Астраханской области от 18.06.2012 № 22-п «О внесении изменений в отдельные постановления министерства культуры Астраханской области», которым коррупциогенный фактор исключен.


При экспертизе проекта постановления Правительства Астраханской области «О комплексной долгосрочной целевой программе «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Астраханской области на 2012–2016 годы» выявлены коррупциогенные факторы в приложении 2 к указанной программе (Порядок предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета Астраханской области социально ориентированным некоммерческим организациям Астраханской области).

Так, в указанном порядке отсутствовал механизм рассмотрения информации о наличии у члена конкурсной комиссии личной, прямой или косвенной заинтересованности в итогах конкурса, а также о принимаемых в связи с этим решениях. Кроме того, неурегулированным являлся вопрос о подтверждении факта получения заявки на участие в конкурсе и приложения к ней, поступивших в электронном виде, и присвоение им регистрационного номера. В этом случае должностные лица вынуждены действовать по собственному усмотрению, в том числе имели возможность создать административный барьер. В упомянутом порядке также отсутствовали нормы о сроке составления акта проверки условий целевого использования средств выданной субсидии, от даты которого исчисляется обязанность получателя субсидии возвратить средства субсидии, использованной не по целевому назначению.

Результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной прокуратурой Астраханской области, учтены Правительством Астраханской области при принятии постановления Правительства Астраханской области от 14.06.2012 № 253-П.

В 1 полугодии 2012 года органами прокуратуры Астраханской области проведена антикоррупционная экспертиза 1859 (за 1 полугодие 2011 года – 1568) нормативных правовых актов органов местного самоуправления и 682 (за 1 полугодие 2011 года – 403) проектов этих актов. Выявлено 295 (за 1 полугодие 2011 года – 162) коррупциогенных фактора в 280 (за 1 полугодие 2011 года – 162) нормативных правовых актах и 49 (за 1 полугодие 2011 года – 17) коррупциогенных факторов в 41 (за 1 полугодие 2011 года – 14) проекте нормативных правовых актов. В связи с этим принесено 244 (за 1 полугодие 2011 года – 176) протеста, внесено 36 (за 1 полугодие 2011 года – 2) требований и 1 (за 1 полугодие 2011 года – 0) представление, направлено 3 (за 1 полугодие 2011 года – 0) заявления в суд, а также направлены информационные письма субъектам правотворческой деятельности.


К примеру, прокурором Камызякского района Астраханской области 29.03.2012 принесен протест на постановление администрации муниципального образования «Самосдельский сельсовет» от 10.01.2012 № 1 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальных услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования «Самосдельский сельсовет». Вопреки требованиям федерального законодательства указанным административным регламентом установлен дополнительный перечень документов, предоставление которых является обязательным для получения градостроительного плана земельного участка. Таким образом, администрация муниципального образования при принятии данного нормативного правового акта частично вышла за пределы установленной компетенции и установила обременительные требования к гражданам и организациям для реализации принадлежащего им права. По результатам рассмотрения протеста, требования прокурора удовлетворены.

В 1 полугодии 2012 года прокуратурой Астраханской области совместно с региональными правоохранительными органами проведен комплекс мероприятий, направленный на выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности.

В указанный период выявлено 421 преступлений коррупционной направленности, в 1 полугодии 2011 года – 293 преступления. В связи с этим возбуждено 194 (за 1 полугодие 2011 года – 183) уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности.

Структуру преступности составляют факты взяточничества – 72 (за 1 полугодие 2011 года – 79), в том числе получение взятки – 36 (за 1 полугодие 2011 года – 41), дача взятки – 36 (за 1 полугодие 2011 года – 38), злоупотребления должностными полномочиями – 9 (за 1 полугодие 2011 года – 9), превышение полномочий – 2 (за 1 полугодие 2011 года – 5), коммерческий подкуп – 8 (за 1 полугодие 2011 года – 2), мошенничество – 172 (за 1 полугодие 2011 года – 89), присвоение и растрата – 73 (за 1 полугодие 2011 года – 37) и другие преступления.


В суды с утвержденными прокурорами обвинительными заключениями направлено 77 (за 1 полугодие 2011 года – 73) уголовных дел данной категории в отношении 88 (за 1 полугодие 2011 года – 98) лиц.

Судами Астраханской области по 77 уголовным делам в отношении 87 лиц постановлены обвинительные приговоры.

При осуществлении надзорных мероприятий органами прокуратуры выявлено 1265 нарушений федерального законодательства в сфере противодействия коррупции (за 1 полугодие 2011 года – 1206). При 5 % – ом росте выявленных нарушений в текущем году произошло усиление надзора за исполнением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В связи с выявленными нарушениями органами прокуратуры внесено 1054 (за 1 полугодие 2011 года – 1065) акта прокурорского реагирования. Из них, 271 (за 1 полугодие 2011 года – 252) протест на незаконные правовые акты. По протестам прокуроров (из числа рассмотренных на отчетную дату) 212 незаконных правовых актов отменено (изменено), в отношении 42 актов подготовлены соответствующие изменения, устраняющие противоречие действующему законодательству и коррупциогенные факторы, остальные находятся на рассмотрении. Органами прокуратуры Астраханской области внесено 424 (за 1 полугодие 2011 года – 484) представления, по которым из числа рассмотренных на отчетную дату, к дисциплинарной ответственности привлечено 430 (за 1 полугодие 2011 года – 462) лиц. По делам, возбужденным региональными органами прокуратуры, к административной ответственности привлечено 208 (за 1 полугодие 2011 года – 149) лиц. В суды направлено 37 (за 1 полугодие 2011 года – 61) исков (заявлений), 34 из которых рассмотрены, требования прокуроров удовлетворены.

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в следственные органы в порядке ч.2 ст.37 УПК Российской Федерации направлено 20 (за 1 полугодие 2011 года – 33) материалов проверок, по результатам рассмотрения которых в настоящее время возбуждено 15 (за 1 полугодие 2011 года – 16) уголовных дел, по 4 материалам процессуальные решения на отчетную дату не приняты.


При проведении проверок соблюдения ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, выявлены факты незаконного совмещения должностей государственной гражданской службы в территориальных подразделениях Федеральной службы исполнения наказаний со статусом индивидуального предпринимателя, участием в коммерческих организациях.

К примеру, приказом начальника ФКУ Исправительная колония № 6 УФСИН России по Астраханской области от 09.07.2007 № 154 л/с гражданка назначена на должность младшего инспектора группы надзора отдела безопасности. При этом согласно сведениям Единого реестра индивидуальных предпринимателей Астраханской области она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с допущенными нарушениями прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области в адрес начальников исправительных учреждений внесено 3 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица.

Прокуратурой Камызякского района Астраханской области выявлен факт участия главного бухгалтера муниципального образования «Образцово-Травинский сельсовет», являющегося муниципальным служащим, в деятельности органа управления коммерческой организации.

В частности, упомянутое лицо, согласно уставу ООО СПКФ «НИВА», учредительному договору и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, являлся учредителем данного общества с наибольшей долей участия в уставном капитале (60%). При этом доля в уставном капитале ООО СПКФ «НИВА» должностным лицом в доверительное управление не передавалась.

В нарушение требований ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст.12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» им не была исполнена обязанность по представлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей. При этом работодателем – администрацией муниципального образования «Образцово-Травинский сельсовет» мер к истребованию от муниципального служащего данных сведений не принималось.


Кроме того, используя должностное положение, указанный гражданин в период с января по октябрь 2011 года составил фиктивные договоры между администрацией муниципального образования «Образцово-Травинский сельсовет» и ООО СПКФ «НИВА» о выполнении работ и купли-продажи товаров на общую сумму 221 425 тыс. рублей, после чего перечислил указанные денежные средства с расчетного счета муниципального образования на счет коммерческого предприятия.

Материалы проверки прокурором района 25.06.2012 в порядке ч.2 ст.37 УПК РФ направлены в следственный орган. Следователем следственного отдела ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области 09.07.2012 в отношении указанного лица возбуждено уголовное дело № 2090408 по ч.3 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По материалам проверки, направленной в порядке ч.2 ст.37 УПК Российской Федерации прокурором Камызякского района Астраханской области, 30.05.2012 следователем следственного отдела ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области возбуждено уголовное дело № 2090319 в отношении директора МУП «Камызякские городские сети» по ч.3 ст.159 УК РФ. Установлено, что должностное лицо в июне и декабре 2011 года оформил фиктивные документы, в том числе договоры подряда с некой гражданкой, о проведении ремонта в котельных указанного предприятия. Далее директор указанного предприятия поручил главному бухгалтеру предприятия произвести оплату работ, которые в действительности выполнены не были. Введя работников бухгалтерии в заблуждение относительно своих истинных целей, он получил в кассе денежные средства в сумме 219 497 рублей, которые похитил и использовал в личных целях. В настоящее время уголовное дело находится в производстве.

Результаты работы органов прокуратуры Астраханской области по противодействию коррупции размещались в средствах массовой информации.

Согласно данным, предоставленным управлением Министерства внутренних дел России по Астраханской области, сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции выявлено 786 преступлений, без учета ФДК (за 1 полугодие 2011 года – 610), из них следствие по которым обязательно 774 (за 1 полугодие 2011 года – 597), в том числе тяжких, особо тяжких – 416 (за 1 полугодие 2011 года – 284).


На 43 % возросло количество выявленных преступлений коррупционной направленности – 420 (за 1 полугодие 2011 года – 293).

По итогам работы за 6 месяцев 2012 года, на 34 % увеличено количество поставленных составов преступлений блока против собственности – 358 (за 1 полугодие 2011 года – 240), в том числе мошенничеств – 269 (за 1 полугодие 2011 года – 176), присвоений – 87 (за 1 полугодие 2011 года – 56).

В сфере экономической деятельности выявлено 56 преступлений (за 1 полугодие 2011 года – 49), без учета ФДК.

На 31% увеличилось количество выявленных преступлений налоговой направленности – 109 (за 1 полугодие 2011 года – 73), в том числе поставлено на учет 25 преступлений по основным налоговым составам (за 1 полугодие 2011 года – 24).

В суд направлено 546 уголовных дел (за 1 полугодие 2011 года – 410), по первым эпизодам 361 (за 1 полугодие 2011 года – 257), в том числе по пре­ступлениям экономической направленности, следствие по которым обяза­тельно – 295 (за 1 полугодие 2011 года – 288), по первым эпизодам – 212 (за 1 полугодие 2011 года – 182).

Направлено в суд уголовных дел по преступлениям:

- тяжким и особо тяжким – 265 (за 1 полугодие 2011 года – 200), в т.ч. по первым эпизодам 138 (за 1 полугодие 2011 года – 84);

- в крупном, особо крупном размере – 78 (за 1 полугодие 2011 года – 64), в т.ч. по первым эпизодам 67 (за 1 полугодие 2011 года – 47);

- против собственности – 190 (за 1 полугодие 2011 года – 153), в т.ч. по первым эпизодам – 119 (за 1 полугодие 2011 года – 52);

- в сфере экономической деятельности – 75 (за 1 полугодие 2011 года – 21), в т.ч. по первым эпизодам – 55 (за 1 полугодие 2011 года – 18).

Возросло количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности – 297 (за 1 полугодие 2011 года – 270), из них за совершение преступлений экономической на­правленности, следствие по которым обязательно – 243 (за 1 полугодие 2011 года – 247).


Возмещение ущерба составляет 89%, возмещен ущерб на сумму 113 млн. рублей (установленный ущерб – 128 млн. рублей).

Отмечается определенная положительная динамика по выявлению преступлений в сферах:

- освоения бюджетных средств – 24 (за 1 полугодие 2011 года – 0);

- строительства и ЖКХ – 52 (за 1 полугодие 2011 года – 21);

- здравоохранения и социальных услуг – 62 (за 1 полугодие 2011 года – 13);

- агропромышленного комплекса – 44 (за 1 полугодие 2011 года – 32);

- потребительского рынка – 125 (за 1 полугодие 2011 года – 91);

- оборота биоресурсов – 14 (за 1 полугодие 2011 года – 9).

В течение 2012 года, проведен ряд оперативно-розыскных и профилактических мероприятий связанных со сбытом фальшивых денежных купюр (далее – ФДК). В результате, в отчетном периоде существенно снизилось количество регистрируемых фактов сбыта ФДК – в отчетном периоде возбуждены уголовные дела по 258 фактам (за 1 полугодие 2011 года – 290) сбыта ФДК. Снизился текущий остаток нераскрытых преступлений данной категории – 104 (за 1 полугодие 2011 года – 109). Раскрыто 2 факта сбыта (за 1 полугодие 2011 года – 2).

Общая раскрываемость преступлений за 6 месяцев 2012 года по оперативным данным составляет 87,4% (за 1 полугодие 2011 года – 81%).

В отчетном периоде по данным ИЦ УМВД России по Астраханской области, в соответствии с Перечнем № 23 за 6 месяцев 2012 года зарегистрировано 420 (за 1 полугодие 2011 года – 293) преступления коррупционной направленности, из них 420 выявлены сотрудниками ор­ганов внутренних дел (за 1 полугодие 2011 года – 292):

- ст.204 УК РФ (коммерческий подкуп) – 8 (за 1 полугодие 2011 года – 2);

- ст.290 УК РФ (получение взятки) – 36 (за 1 полугодие 2011 года – 41);

- ст.291 УК РФ (дача взятки) – 36 (за 1 полугодие 2011 года – 38);

- ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) – 9 (за 1 полугодие 2011 года – 8)


- ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий) – 3 (за 1 полугодие 2011 года – 18);

- ст.292 УК РФ (служебный подлог) – 83 (за 1 полугодие 2011 года – 65);

- ч.3, 4 ст.159 УК РФ (мошенничество) – 172 (за 1 полугодие 2011 года – 89);

- ч.3, 4 ст.160 УК РФ (присвоение) – 73 (за 1 полугодие 2011 года – 37).

Предварительно расследованы уголовные дела по 314 (за 1 полугодие 2011 года – 288) преступлениям, в суд направлены уголовные дела по 275 (за 1 полугодие 2011 года – 250) преступлениям.

За 6 месяцев 2012 года, согласно статистических данных, выявлено 167 преступлений против интересов службы (главы 23, 30 УК РФ) (за 1 полугодие 2011 года – 177), в том числе:

- против интересов службы (ст. 201, 204 УК РФ) – 8 (за 1 полугодие 2011 года – 7), из них связанных с коммерческим подкупом – 8 (за 1 полугодие 2011 года – 7);

- ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) – 9 (за 1 полугодие 2011 года – 8);

- ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий) – 1 (за 1 полугодие 2011 года – 5);

- ст.290 УК РФ (получение взятки) – 36 (за 1 полугодие 2011 года – 41);

- ст.291 УК РФ (дача взятки) – 36 (за 1 полугодие 2011 года – 38);

- ст.292 УК РФ (служебный подлог) – 83 (за 1 полугодие 2011 года – 65).

В том числе выявлено преступлений данного вида, относящихся к кате­гории тяжких, особо тяжких – 20 (за 1 полугодие 2011 года – 55).

Выявлено 13 преступлений, совершенных в крупном, особо крупном раз­мере (за 1 полугодие 2011 года – 28).

Предварительно расследованы уголовные дела по 140 преступлениям (за 1 полугодие 2011 года – 160), выявлено 87 лиц, совершивших указанные преступления (за 1 полугодие 2011 года – 96).

К уголовной ответственности привлекаются главы местных муниципаль­ных образований, руководители подразделений администрации города Астрахани. Продолжается активная работа по противодействию быто­вой коррупции.


В ходе мероприятий по защите бюджетных средств, направляемых на реализацию социально значимых мероприятий в отраслях реализации при­оритетных национальных проектов, выявлены значимые преступления, свя­занные как с хищениями материальных ценностей, так и злоупотреблениями при распоряжении государственными средствами.

Всего в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в текущем году выявлено 53 преступления экономической направленности.

В текущем году продолжено проведение целенаправленных мероприя­тий в данной сфере.

Уже возбуждено два уголовных дела в отношении руководителей управляющих компаний по фактам хищений средств данных организаций.

В следственные органы направлены материалы для возбуждения уго­ловных дел по факту нецелевого использования 4 млн. рублей бюджетных средств в рамках региональной программы реформирования ЖКХ, а также по факту поставки фальсифицированного топлива для котельных районного центра, в рамках отопительного сезона.

Проводятся активные оперативно-следственные мероприятия по двум уголовным делам, возбужденным по фактам хищения более 30 млн. рублей бюджетных средств, выделенных на компенсацию стоимости услуг ЖКХ, преступной группой, в том числе состоящей из должностных лиц министерства ЖКХ Астраханской области.

Всего в сфере образования сотрудниками УМВД России по Астраханской области в текущем году выявлено 48 преступлений экономической направленности.

В связи с реализацией государством мер по повышению уровня соци­альной обеспеченности работников образовательных учреждений отмечается рост выявленных преступлений, связанных с хищением средств, направляе­мых на оплату труда, в том числе путем оформления, так называемых «мертвых душ».

В сфере здравоохранения сотрудниками УМВД России по Астраханской области выявлено в текущем году 82 преступ­ления экономической направленности.

В сфере социального обеспечения сотрудниками УМВД России по Астраханской области возбуждено 18 уголовных дел по ч.3 ст. 159 УК РФ по фактам покушения на получение мошенническим путем права на распоряжение семейным капиталом в размере более 300 тыс. рублей за рождение второго ребенка, когда женщины обращались с заявлениями на получение капитала, скрыв сведения о лишении родительских прав либо су­димости за совершение преступлений в отношении личности.


В результате проведенных мероприятий выявлено 26 (за 1 полугодие 2011 года – 6) преступлений, связанных с неправомерным действиями при получении либо хищении денежных средств, выделяемых на реализацию приоритетных на­циональных проектов.

С учетом агропромышленной ориентированности экономики региона реализован комплекс мер по проверке реализуемых мероприятий в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2011 годы». Складывающаяся оперативная обстановка свидетельствует о том, что совершаемые правонарушения в указанной сфере сопряжены с вы­дачей льготных кредитов и субсидированием затрат сельхозпроизводителей, где сотрудниками регионального УМВД выявлены факты мошенничества при получении государственной поддержки.

В рамках реализации стоящих перед органами внутренних дел задач по противодействию преступлениям, связанным с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого «рейдерства» с целью получения информации о возможных фактах преднамеренного банкротства, недружест­венного поглощения предприятий региона обеспечено взаимодействие с территориальными подразделениями Росфинмониторинга, Росимущества, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы, Арбитражного суда, действующими организациями конкурсных управляющих.

Осуществляется постоянный обмен информацией с представителями саморегулирующихся организаций, действующих на территории Астраханской области, члены которых исполняют функции управляющих на предприятиях, находящихся в стадии банкротства.

Преступлений, связанных с недружественным поглощением градообразующих предприятий, в том числе входящих в структуру агропромышленного и оборонного комплексов, не вы­явлено.

Вместе с тем, сотрудниками подразделения по борьбе с экономическими преступлениями УМВД России по Астраханской области выявлены факты, имеющие отношения к попыткам отторжения имущества действующих предприятий, противоправного передела собственности, совершенных мошенническим путём, проведения криминальных процедур банкротства.


В 1 полугодии 2012 года выявлено 4 преступления, предусмотренных ст.ст. 195, 196 УК РФ.

УМВД России по Астраханской области во взаимодействии со СМИ проводятся мероприятия пропагандистского характера по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции.

В текущем году в печатных изданиях опубликован 29 материалов, посвященных деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, в том числе на телевидении прошло 14 сюжетов, на радио вышло 42 передач, на сайтах информационных агентств размещено 68 сообщений.

На официальном интернет-сайте УМВД России по Астраханской об­ласти (http://30.mvd.ru) размещена информация о телефонах «доверия» и телефонах сотрудников подразделений, к которым граждане могут обращаться по вопросам коррупционных проявлений. Также на сайте существует виртуальная приемная, в которой граждане могут оставить свои заявления и обращения, в том числе, связанные с коррупцией.

Управлением Федеральной налоговой службы России по Астраханской области и подведомственными инспекциями принимаются меры, направленные на совершенствование осуществляемых функций в целях противодействия коррупции.

1. Меры, направленные на совершенствование осуществляемых контрольно-надзорных функций, а также на оптимизацию предоставления государственных услуг.

1.1. Контрольная работа налоговых органов.

Налоговыми органами Астраханской области на постоянной основе проводится определенная работа, направленная на предупреждение, предотвращение и выявление налоговых правонарушений.

Общий объем налоговых платежей, предъявленных по результатам контрольной работы по итогам 5 месяцев текущего года составил 559 млн. руб., рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил более 100 млн. руб. (за 5 мес. 2011 года – 450 млн. руб.). Причем, в результате профилактической работы с налогоплательщиками, ими самостоятельно дозаявлено к доплате в течении 5 месяцев 2012 года 135 млн. рублей (за 5 мес. 2011 года – 96 млн.руб.).


В бесспорном порядке оплачивается порядка 50% предъявленных платежей налогоплательщикам по результатам налоговых проверок к уплате.

Общие поступления по результатам налоговых проверок за 5 месяцев 2012 года составили 198 млн. руб. (за 5 мес. 2011 года – 145 млн. руб.).

Налоговые органы Астраханской области ставят перед собой задачи, направленные на совершенствование качества планирования и выбора объекта для проведения налоговых проверок.

Целью является исключение проведения выездного налогового контроля в отношении добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом.

В ходе всех проверок выявляются нарушения. Доначисления на 1 выездную проверку за 5 мес. 2012 года составили 3,7 млн. рублей (за 5 мес. 2011 года – 2,4 млн. руб.).

Действия налоговых органов направлены не только на выявление фирм–«однодневок», но и на установление налогоплательщиков – выгодопреобритателей, получающих необоснованную налоговую выгоду, а также незаконное возмещение НДС.

С 01.01.2011 года в связи с изменением подследственности преступлений, предусмотренных ст.198-199.2 УК РФ возросла роль взаимодействия налоговых и следственных органов.

В соответствии с п.3 ст.32 НК РФ за 5 месяцев 2012 года в следственные органы передано 37 материалов налоговых проверок для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, по результатам рассмотрения которых, возбуждено 7 уголовных дел на сумму 25 млн. рублей (за 5 мес. 2011 года – 2 уголовных дела на сумму 4 млн. руб.).

На рост налогового потенциала значительное влияние оказывает качество проведенных мероприятий по легализации объектов налогообложения. Ведь результат этой работы – дополнительные поступления налога на прибыль и НДФЛ. Эти налоги составляют более 50% в областных поступлениях.

Работа по легализации объектов налогообложения осуществляется на разных уровнях, как в налоговых органах, так и в государственных органах власти.


Всеми отраслевыми министерствами и ведомствами, администрациями районов и муниципальных образований, а также силовыми структурами, в пределах своей компетенции, совместно с налоговыми органами проводятся мероприятия по повышению доходной части региона (легализация заработной платы, а в последствии и снижения сумм убытков).

Созданная при Правительстве Астраханской области Межведомственная комиссия проводит заслушивание руководителей предприятий, имеющих задолженность по выплате заработной платы, задолженность по уплате налога на доходы физических лиц, а также убытки.

Каждому региональному отраслевому министерству вменено в обязанности проведение мониторинга и контроля за поступлениями налога на доходы физических лиц по курируемым предприятиям и заслушивание руководителей, допустивших снижение поступлений либо неуплату налога на доходы физических лиц, в состав рабочих групп входят специалисты УФНС России по Астраханской области.

Из числа отобранных руководители 143 убыточных организаций были заслушаны на заседаниях комиссий за 5 месяцев 2012 года.

По результатам работы комиссий 15 организаций перестали заявлять убытки и показали прибыль в сумме 2,6 млн. рублей; 20 организаций снизили убытки в последующих отчетных периодах на 66,2 млн. рублей.

Кроме того, за 5 месяцев 2012 года налогоплательщиками представлено 16 уточненных деклараций по налогу на прибыль к уменьшению суммы убытка на 796 млн. руб. и 4 – к увеличению налоговых обязательств по налогу на прибыль на 2,2 млн. руб.

Всего за 5 месяцев 2012 года проведено 13 выездных налоговых проверок убыточных организаций. По результатам 13 проверок снижены убытки на сумму 28,4 млн. руб., в том числе по результатам 5 проверок доначислен налог на прибыль в сумме 5,1 млн. рублей. Кроме того, убытки уменьшены на 35,4 млн. руб. по результатам 7 камеральных проверок.

1.2. Использование интернет – ресурсов и электронного документооборота.


На постоянной основе проводится анализ информации, содержащейся на официальном сайте министерства экономического развития Астраханской области «Государственный заказ Астраханской области», полученные данные направлены в подведомственные инспекции и в регионы, администрировавшие налогоплательщиков, которые являлись поставщиками товаров, продукции, работ и услуг по государственным заказам для организаций Астраханской области и будут использованы при планировании выездных налоговых проверок.

В результате проведенных за 5 месяцев 2012 года контрольных мероприятий расхождения выявлены в 4-х случаях на общую сумму расхождений 7,3 млн. рублей. Из них: тремя налогоплательщиками представлены уточненные налоговые декларации на увеличение налоговых обязательств, сумма налога к доплате в бюджет составила 1,3 млн. рублей. В отношении одного налогоплательщика рассматривается вопрос о целесообразности проведения выездной налоговой проверки, сумма по контракту составила 0,8 млн. рублей.

В целях привлечения внимания налогоплательщиков к использованию интернет – сервисов, УФНС России по Астраханской области проводится активное информирование налогоплательщиков, в том числе в ходе семинаров и инструктажей, проведения письменного и устного информирования, а также в средствах массовой информации. Наполнение официального сайта осуществляется в соответствии с приказом Управления ФНС России по Астраханской области.

Во исполнение п.2 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» УФНС России по Астраханской области обеспечено подключение размещённых в инспекциях компьютеров-информаторов для налогоплательщиков к сети Интернет с выходом на следующие сайты: www.nalog.ru, www.r30.nalog.ru, www.gosuslugi.ru, www.gnivc.ru. для обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации о деятельности ФНС России.

В инспекциях организовано постоянное консультирование налогоплательщиков по вопросам использования интернет – сервисов ФНС России с применением разработанных отделом УФНС России по Астраханской области соответствующих памяток. Информационно-демонстрационная работа ведётся сотрудниками управления и инспекций в рамках деятельности Общественного совета при управлении ФНС России по Астраханской области, а также на выездных семинарах с различными группами населения (предприниматели, учащаяся молодёжь, инвалиды, государственные и муниципальные служащие, пенсионеры, жители удалённых населённых пунктов и т.п.).


1.3. Использование работы телефонов справочной службы.

В инспекциях и УФНС России по Астраханской области функционируют телефоны справочной службы. Информация о них размещена в СОУН (справочник кодов обозначения налоговых органов), на сайте и на стендах.

В отделе работы с налогоплательщиками УФНС России по Астраханской области действует телефон (8512)32-17-36, по которому можно оставить сообщения о замечаниях и предложениях по организации работы с налогоплательщиками, оперативное урегулирование вопросов проводится и после получения от налогоплательщиков сообщений по телефону (8512) 32-17-08.

1.4. Повышение прозрачности предоставления государственных услуг налогоплательщикам путём внедрения административных регламентов.

Деятельность отделов работы с налогоплательщиками осуществляется в полном соответствии с Административным регламентом ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утверждённым Министерством финансов Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н.

Контроль исполнения сроков, установленных указанным регламентом, осуществляется на основании соответствующих информационных ресурсов в ходе ежемесячных дистанционных мониторингов, проводимых УФНС России по Астраханской области.

Автоматизированный контроль приёма от налогоплательщиков налоговых деклараций, рассмотрения заявлений и направление (выдача) справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам осуществляется ежемесячно ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 10.06.2010 № ММВ-7-6/278 .


Контроль исполнения сроков ряда процедур и услуг, предоставляемых налогоплательщикам осуществляется ФНС России с помощью ПО «Контроль соблюдения ЕСОН».

Кроме того, во всех налоговых инспекциях имеются книги отзывов и предложений о качестве обслуживания в инспекции, а также ящики для приёма замечаний и предложений по улучшению работы с налогоплательщиками, проводится анкетирование посетителей. На интернет-сайте УФНС России по Астраханской области (www.r30.nalog.ru) размещена анкета о качестве обслуживания в инспекциях.

В целях контроля качества оказания услуг налогоплательщикам руководство УФНС России по Астраханской области, а также кураторы соответствующих инспекций ежеквартально осуществляют выезды в подведомственные инспекции, в ходе которых проводят личный приём налогоплательщиков.

1.5. Оптимизация предоставления государственных услуг.

В связи с реализацией плана перехода федеральных органов исполнительной власти на оказание гражданам и организациям государственных услуг в рамках программы «Переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде» ФНС России реализованы следующие услуги в электронном виде:

- Постановка на учет физического лица на основании заявления, поданного через Интернет;

- «Узнай свой ИНН»;

- «Узнай чужой ИНН»;

- Представление электронных документов на государственную регистрацию.

В настоящее время ФНС России реализованы государственные услуги по предоставлению сведений физическому лицу о своем ИНН и физическому лицу, органам государственной власти – об ИНН любого физического лица, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН); государственная услуга по процедуре постановки на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) на основании заявления, поданного через Интернет, в электронном виде с использованием интернет-сайта ФНС России www.nalog.ru на главной странице, в разделе «online-сервисы», направление электронных документов на государственную регистрацию с использованием сети Интернет.


Данные услуги реализованы приказами ФНС России:

- приказ ФНС России от 06.09.2010 № ММВ-7-6-/440@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего постановку на учет физического лица в налоговом органе на основании Заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданных документов»;

- приказ ФНС России от 22.09.2010 № ММВ-7-6/460@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в виде выписки (электронной или на бумажном носителе) на основании запроса, поступившего в электронном виде о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе (о себе)»;

- приказ ФНС России от 09.04.2012 №ММВ7-6/227@ «О промышленной эксплуатации программного обеспечения, реализующего возможность представления электронных документов для государственной регистрации».

Налоговыми (регистрирующими) органами Астраханской области указанные программные продукты введены в промышленную эксплуатацию. Ежедневно в территориальных налоговых органах осуществляется прием сведений из МИ ФНС России по ЦОД, формируются результаты приема сведений для передачи на федеральный уровень, ведутся соответствующие журналы.

Хотелось бы отметить, что переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде – это проект, который отражает интересы заявителей и налоговых органов. Направление электронных документов позволит значительно сократить количество обращений заявителей непосредственно в налоговый (регистрирующий орган). Заявителю необходимо посетить налоговый (регистрирующий) орган только один раз, если он хочет получить свидетельство или иные документы в бумажном виде.

Инспекции ФНС России Астраханской области в соответствии с Приказом ФНС России от 03.11.2006 года № САЭ-3-09/765@ «Об информировании участников гражданского оборота» ежедневно направляют для размещения на интернет-сайте Федеральной налоговой службы России сведения о представлении должностными лицами юридических лиц документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001), внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (форма Р14001), в том числе об изменении сведений об адресе (месте нахождения); сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица; сведений об участниках – юридических и физических лицах.


Данные сведения о предстоящих изменениях вызывают интерес в первую очередь у должностных лиц и учредителей юридических лиц. Сообщения публикуются в целях информирования участников гражданского оборота о представлении документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001) и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (форма Р14001), в том числе для принятия соответствующих обеспечительных мер при угрозе недружественного захвата предприятий (рейдерский захват).

В целях совершенствования осуществляемых контрольно-надзорных функций, а также оптимизации предоставления государственных услуг в подведомственные налоговые органы направлены письма разъяснительного характера:

- письмо о порядке исчисления сроков по п.2 ст.48 НК РФ при взыскании задолженности с лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя лицами, привлеченными к налоговой ответственности по результатам выездных и камеральных налоговых проверок (от 12.03.2012 № 03-40/02540@);

- обзор судебной практики, рассмотренной в пользу налогоплательщиков во II полугодии 2011 года для изучения характерных ошибок с целью недопущения их в дальнейшей работе (от 09.04.2012 № 03-40/03716@);

- письмо о порядке доказывания вины налогоплательщиков при нарушении ими сроков представления налоговых деклараций (расчетов) по ТКС (от 04.06.2012 № 03-40/05896@).

1.6. Меры, направленные на реализацию областной комплексной целевой программы «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» на базе автономного учреждения Астраханской области «Многофункциональный центр».

В рамках реализации областной комплексной целевой программы «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» и в целях повышения информированности граждан на базе автономного учреждения Астраханской области «Многофункциональный центр» продолжалось исполнение государственной услуги по информированию налогоплательщиков (на основании обращений в устной форме):


-о налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

-о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

-о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, формах, форматах, порядке и сроках представления налоговых деклараций (расчетов);

-о реквизитах соответствующих счетов Казначейства России и об изменениях указанных реквизитов;

-о сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

В ходе информирования осуществляется практическое обучение самостоятельному использованию интерактивных сервисов, а также использованию программного обеспечения для заполнения декларации 3-НДФЛ.

До конца 2012 года планируется оказание вышеназванной услуги в головном офисе АУ АО «Многофункциональный центр».

2. Меры, направленные на совершенствование деятельности по реализации положений национального плана противодействия коррупции.

Вопросы противодействия коррупции для налоговых органов содержат две составляющие: внутреннюю и внешнюю.

Работа ведётся по всем направлениям, обозначенным в Национальном плане противодействия коррупции, предложенном Президентом России.

Заложен антикоррупционный потенциал в Концепции административной реформы в Российской Федерации, в рамках которой в налоговых органах произошло изменение структуры и сокращение численности, переход на функциональный принцип организации труда, позволивший уйти от закрепления налогоплательщика за конкретным инспектором. Внедрен Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, оптимизированы и конкретизированы полномочия налоговых органов и их работников, которые закреплены в соответствующих административных регламентах, развивается процедура досудебного разрешения споров налогоплательщиков и налоговых органов.


Подбор и расстановка кадров на должности госслужбы проводится исключительно на конкурсной основе. Одним из самых эффективных механизмов противодействия коррупции явилась процедура ротации руководящего состава налоговых инспекций. Особое внимание уделяется исполнению должностными лицами требований служебного поведения и этики во взаимоотношениях с налогоплательщиками.

Отдел собственной безопасности УФНС России по Астраханской области и прикомандированный на постоянной основе сотрудник Управления ФСБ России по Астраханской области с использованием возможностей правоохранительных органов осуществляют контроль за исполнением ограничений и запретов для государственных гражданских служащих, установленных федеральным законодательством.

Практикуются выезды в подведомственные налоговые органы, в ходе которых на общих собраниях коллективов с государственными гражданскими служащими проводятся беседы и демонстрируются видеоматериалы антикоррупционной направленности, доводятся основные требования нормативных правовых актов по борьбе с коррупцией.

В целях пресечения латентной коррупции государство принимает все возможные меры, в том числе осуществляя материальное стимулирование эффективной работы и улучшая условия труда.

Вопрос противодействия коррупции стоит перед налоговыми органами в ходе реализации возложенных функций, исполняемых в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ и органов местного самоуправления. В то же время УФНС России по Астраханской области и подведомственными налоговыми инспекциями принимаются меры, направленные на совершенствование осуществляемых функций.

В целях осуществления контроля за ходом исполнения в территориальных налоговых органах Астраханской области планов противодействия коррупции подведомственным инспекциям поручено ежеквартально предоставлять в адрес УФНС России по Астраханской области справки по выполнению запланированных конкретных антикоррупционных мероприятий. Контроль также осуществляется в ходе проведения аудиторских проверок и внутреннего аудита нижестоящих подразделений.


В налоговых органах Астраханской области созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. УФНС России по Астраханской области разработаны и направлены во все подведомственные инспекции памятки сотруднику федеральной налоговой службы и методические рекомендации по поведению государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы Российской Федерации при возникновении ситуаций коррупционной направленности и конфликта интересов.

Информация о деятельности Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, размещена на официальном сайте УФНС России по Астраханской области, информационных стендах. Налогоплательщики проинформированы о порядке, режиме работы и составе указанной комиссии.



следующая страница >>