litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа села Тирлянский .













Учитель русского языка


и литературы


Шерстнева М.В.



Село Тирлянский 2012год .

Урок – творческий смотр знаний (2 часа ).


Тема : Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева .


Кто его не чувствует ,

тот не чувствует поэзии .

И. С. Тургенев .



Цель :


1. Проверка теоретических знаний по анализу лирических произведений .

2. Развитие навыка сопоставительного анализа стихотворений разных авторов , стихотворений разного периода творчества одного поэта .

3.Продолжить создание на уроках ситуации активного проявления творческих возможностей у учащихся .


Организация работы на уроке – групповая . Класс предварительно делится учителем на три группы . Смотр знаний проводится учителем .


Предварительное домашнее задание .

1.Выбрать из дополнительной литературы для пересказа на уроке наиболее яркие, особенно запомнившиеся страницы из творческой жизни Ф.И. Тютчева , раскрывающие поэта как личность неповторимую .

2. Составить вопрос проблемного характера по творчеству Тютчева (для других групп ) .

3. Повторить определения литературоведческих терминов , используемых при анализе лирического произведения .

4. Подготовить рукописную книгу «Мой томик стихов Ф.И. Тютчева» .(Задание групповое ) .


Структура книги .

1.Вступительная статья (обращение к читателю , слово о поэте и т.п.)


2.Содержание – список наиболее понравившихся стихотворений .

3.Послесловие .


Ход урока.


1. Вступительное слово учителя.


Ф.И. Тютчев (1803 – 1873) – поэт – мыслитель, чей голос не умолкал на пртяжении нескольких десятилетий и без которого , по словам великого Л.Н. Толстого , «нельзя жить» . Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей глубиной , красотой и силой мысли . Поэт не создавал поэм , его стихи – короткие . Вся поэзия – чуть больше четырёхсот лирических фрагментов . Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф.И. Тютчева . И это не случайно . Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы . Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта .

Н.А. Добролюбов говорил , что Тютчеву «доступны и знойная страстность , и суровая энергия , и глубокая дума , возбуждаемая не одними стихийными явлениями , но и вопросами нравственными , интересами общественной жизни».

Мы знаем слова поэта , обращённые к убитому Пушкину :

Тебя ж , как первую любовь ,

России сердце не забудет…

Или ещё одно тютчевское стихотворение :

Умом Россию не понять…

Знамениты стихи , обращённые к любимым женщинам , некоторые лирические произведения положены на музыку.

На прошлых уроках мы уже говорили о необычной судьбе Ф.И. Тютчева – человека и поэта . Сегодня вы должны будете сопоставить стихи Тютчева со стихами других поэтов , постараться определить , кому именно принадлежат лирические произведения . Вместе мы попробуем вслушаться в Слово поэта , прикоснуться к различным граням его творчества , проверим себя в знании и понимании его лирики .

Я приглашаю вас в путь , который пройдёт через несколько раундов . Каждый из вас должен как можно более активно проявить себя .В конце занятия мы выберем группу , которая победит , но каждый из вас тоже получит награду ( оценку ) , которую заслужит .



Рассказ учителя о карточках контроля , которые он заполняет либо сам , либо подготовленные ученики 11-го класса .Оценка знаний идёт по пятибальной шкале .


группа

Ф.И.уч-ся

текстовый раунд

Остан.,

мгновенье.

Текстов.

раунд

?-ответ

Творч.

раунд

(книга)

Итог

1 гр.

Иванов А.

3

_______

3

4

3

«3»


























2.Творческий смотр знаний .


- Теоретический раунд .


Учащиеся должны показать знание литературоведческих терминов .

Учитель предлагает три карточки , в каждой из которых по четыре термина .

Ребята в течение двух минут обсуждают и дают определение предлагаемых

терминов . В том случае , если группа не справляется с заданием , то право ответа на этот вопрос переходит к другой группе .


- «Остановись , мгновенье !»

- В качестве домашнего задания вам предлагалось подготовить небольшой рассказ о каком – либо ярком эпизоде из жизни Тютчева , раскрывающем его как личность неповторимую , гениальную .


Время выступления – не более 4 минуты .


Вывод о неповторимости поэта .


- Текстовый раунд .


Каждая группа получает конверт , в котором находятся два текста . Задача учащихся : определить стихотворение Ф.И. Тютчева . Обосновать свой выбор , учитывая идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения . Отвечающего выбирает группа . При ответе сопоставительный анализ стихов начинается с выразительного чтения . В качестве помощи учащимся предлагается небольшой план ответа , который должен им помочь экономно расходовать время . На обсуждение отводится 10 минут , на ответ – 5 минут .


Первая группа проводит сопоставительный анализ стихотворений А.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»,1825) и Ф.Тютчева «К.Б» («Я встретил вас – и всё былое…» , 1870 ) .


Примерный ответ учащихся .

Стихотворения близки по настроению , поэтическому сюжету ( «пробужденье» души лирического героя ) , по особой трепетности и возвышенности в изображении лирической героини . Они полностью совпадают по ритмическому рисунку , имеют схожие образы ( «милые черты» - «небесные черты» ) .

Учащиеся отмечают больший трагизм стихотворения Тютчева . Если душа лирического героя Пушкина спала ( «душе настало пробужденье» ) , то сердце лирического героя Тютчева было мертво ( «отжившее сердце» ) . Ощущение трагизма вызвано и тем , что герой Пушкина «забыл … голос нежный» , а для героя Тютчева звуки «не умолкали» . Лирическая героиня Пушкина обожествляется , изображается как идеал ( «без божества» , «небесные черты») , героиня Тютчева обладает земными «милыми» чертами . Очень характерным для Тютчева является в этом стихотворении параллелизм состояния лирического героя и природы . Учащиеся замечают , что возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева ( «Гляжу на вас , как бы во сне»).

На основе наблюдений приходим к выводу : поэзия Тютчева во многом основана на пушкинских традициях – особая духовность лирики , философская идея поиска гармонии с миром . Много общего и в поэтической технике ( преобладание двусложных размеров , лаконизм и ёмкость поэтических средств , олицетворения , звукопись , приём повтора ) .


Но Тютчев – поэт уже другой эпохи . Это , по существу , уже начало русского символизма . Для него характерно космическое видение жизни , герой , стремясь к гармонии с природой , ощущает свою ничтожность в мире . Пушкин – поэт дня , Тютчев – ночи ; Пушкин – поэт очевидности , Тютчев – тайны .


Вторая группа проводит сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Небо и звёзды» (1831) и Ф.И. Тютчева «Душа хотела б стать звездой …» (1836) .

Примерный ответ учащихся .

В обоих стихотворениях лирический герой , испытывающий душевный разлад , обращается к звёздам , к космосу , видя там источник спокойствия и счастья . В стихотворении Лермонтова человек противопоставлен природе . Лирический герой хочет стать звездой , потому что не находит счастья среди людей . Мотив несчастья лирического героя в стихотворении Тютчева не выражен , герой стремится к слиянию с природой , к гармонии , к «божеству» . У Лермонтова – «я… их место занять бы хотел» ; у Тютчева – «душа хотела б быть звездой» . Звёзды Лермонтова ясны , но не живы . Звёзды Тютчева – «как живые очи» . Для изображения ночи и звёзд оба поэта используют только эмоциональные эпитеты. Для Лермонтова характерен принцип контраста в основе стихотворения («счасье» - «несчастье» , «добрые люди» - «счастье питают» ) . Внешне контраст присутствует и в стихотворении Тютчева ( не ночью – но днём ) . Но , по существу , обе части стихотворения не противопоставлены , а объединены : днём звёзды горят ещё светлей . Лермонтов использует повтор , усиливающий звучание основной мысли стихотворения . Тютчев дважды использует сравнение («как живые очи» , «как божества» ) , одушевляя и олицетворяя звёзды и космос .

Для лирики Лермонтова и Тютчева характерен мотив одиночества , трагедии человеческой личности . Но у Тютчева , в отличие от Лермонтова , индивидуализм , ставка на своё «я» , противопоставленное миру , сливаются с желанием гармонии с миром и природой . Оба поэта часто используют приём контраста . В стихах Лермонтова он подчёркивает противопоставленность лирического героя миру , у Тютчева отражает «двойное бытие» , на пороге которого бьётся душа лирического героя .



Третья группа получает для сопоставления два стихотворения Тютчева , разделённые 20 –ю годами : «Как над горячею золой…» (1830 ) и «Не рассуждай, не хлопочи!..» (1850 ) .


На прошлых уроках учащиеся делали вывод об эволюции мировосприятия Тютчева . Сопоставительный анализ этих стихотворений покажет ребятам сложность , противоречивость , драматизм духовных и поэтических исканий Тютчева .

Примерный ответ учащихся .

Стихи объединяет проблема смысла жизни , решается она противоположно в каждом стихотворении ( «Я просиял бы и – погас !» , «День пережит – и слава Богу!») .

Состояние лирического героя первого стихотворения изображается так : параллелизм с образом огня , который сначала тлеет , потом вспыхивает и гаснет; возникает ощущение динамики внутреннего переживания лирического героя : длительная экспозиция (тление) – мгновенный подъём , кульминация (просиял бы) – и быстрая развязка (погас) . Но произнесённое с восклицательной интонацией , это слово , несмотря на своё лексическое значение , звучит оптимистично .

Второе стихотворение построено в форме обращения – диалога . Собеседники – два «я» лирического героя . Тот , кто хочет «просиять и погаснуть» , и тот , кто , разочаровавшись во всём , призывает уйти от борьбы и покориться судьбе . Форма диалога , наличие вопросов и обращений передают сложность внутренней борьбы лирического героя . Жизненная позиция «день пережит – и слава Богу» ему , рождённому «пламенеть» , даётся с большим трудом и внутренним трагическим накалом .

Оба стихотворения написаны четырёхстопным ямбом . Отсутствие эпитетов во втором создаёт напряжённый , прерывистый ритм , напоминающий прозаическую речь . Ощущение протяжённости , монотонности , «тления» жизни возникает в первом стихотворенииза счёт использования эпитетов и глаголов настоящего времени .

Итоги : учитель комментирует отметки , поставленные группам , выделяет наиболее удачные ответы . Делаем вывод об эволюции в творчестве Тютчева , об общих и различных чертах в стихах Пушкина – Тютчева , Лермонтова – Тютчева.



- Вопрос – ответ .

Группы обмениваются листочками , на которых написано по одному вопросу проблемного характера по творчеству Тютчева . Ответ группой даётся сразу , время на ответ – 2 минуты . Выступающего назначает учитель.


Учитель комментирует ответы , отмечая наиболее удачные и замечая , что характер вопроса во многом определил характер ответа .


- Творческий раунд .

Учащиеся представляют коллективный труд от группы – книгу «Мой томик стихов Ф.И. Тютчева» .

Защита книги – совместное выступление группы . Время защиты – 5-7 минут.

Роль учителя ( консультантов ) . Заранее познакомиться с содержанием книг , дать им оценку ; на уроке оценивается и выступление групп .

Пример книги , карточки с заданиями даны в приложении .

3. Подведение итогов .

Учитель ( консультанты ) подводит итог урока в целом , выводя итоговые оценки .

Иногда учащиеся бывают не согласны с результатами . Учитель выслушивает их доводы . Иногда ученик мало отвечает на уроке , а в группе работает активно , добросовестно выполняет домашнее задание к данному уроку . В этом случае возможно повышение индивидуальной оценки ученика за урок .


4. Рефлексия .

- Что сегодня на уроке удивило вас больше всего ?

- Нравится ли подобная форма работы ? Почему ?

- Какое задание было трудным ?

- Обращение к эпиграфу .

- Продолжите фразу : «Тютчев – это…»


5. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке , даёт домашнее задание .


Методический комментарий .

Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его лирики и особенности строения поэтического образа . Любовной , философской лирике и теме родины в творчестве поэта тоже были посвящены отдельные уроки . На данном занятии ребята учатся производить сопоставительный анализ стихов разных авторов , обосновывать свой выбор , составлять устные и письменные высказывания . Необходимо отметить , что не все ученики (даже «сильные» ) умеют анализировать и сопоставлять поэтические тексты , но на уроке они делают даже не первые опыты, а шаги на пути к умению . Задача учителя и состоит в том , чтобы развить в детях эти умения . На протяжении занятия сменяют друг друга разные формы индивидуальной и совместной деятельности . Ученики учатся работать с дополнительной литературой , правильно формулировать вопросы . Работа на подобных занятиях обычно идёт оживлённо . Роль учителя сводится не только к тому , чтобы вести контроль знаний и умений учащихся , а и к тому , чтобы ребята осознали неповторимость поэта ( думаю , не будет лишним , если учитель немного поможет ученикам , особенно «слабым» ) . Положительным моментом можно считать и то , что на уроке создаётся ситуация активного проявления творческих возможностей учащихся . В этом возрасте силён дух соперничества : каждый «болеет» за свою группу , поэтому сильные ученики помогают слабым в освоении какого – либо материала .Один из главных итогов творческого смотра знаний выразился в высказываниях учащихся на рефлексии : «Тютчев – это человек , которого волновали те же проблемы , что и меня» , «Тютчев – это поэт, стихи которого были раньше для меня скучны , а сейчас затронули трепетным отношением к женщине , к жизни».

Подобная форма работы возможна при изучении творчества любого поэта . В своей работе я использовала творческий смотр знаний при изучении жизни и творчества А.А. Фета , А.А. Блока . Очень интересными были книги , созданные учениками после изучения творчества А.А. Блока . Каждый создавал свою рукописную книгу , поэтому можно было увидеть степень восприятия и понимания лирики поэта начала двадцатого века .