litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества и реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В связи с этим роль педагога становится особенно значимой, а к учителю начальных классов это относится в первую очередь, так как в младшем школьном возрасте закладываются основы дальнейшего успешного формирования личности.


Материалы исследований школьного психолога и мои наблюдения показывают, что главными причинами учебной неуспешности учащихся в начальной школе являются:

1.Трудности понимания учебного материала, связанные с недостаточным уровнем сформированности понятийного мышления, общей осведомленности ребенка.

2.Затруднения с переработкой полученной информации, ее запоминанием и использованием в других условиях, связанные с недостаточным уровнем сформированности логического и абстрактного мышления.

3. Наличие у детей неврологической симптоматики – невнимательности и повышенной умственной утомляемости.

4.Эмоционально-личностные особенности ребенка.

В любой деятельности каждый из нас ставит цель получить не только результат, но и удовлетворение от ее процесса. Не является исключением и учебная деятельность младшего школьника, смысл которой заключается в проявлении умственной и физической активности, доставляющей ему радость. Решая сложную педагогическую задачу, как помочь каждому ученику моего класса, в том числе и не самому успешному в познавательной деятельности, ощутить сегодня счастье в преодолении трудностей и радость победы от свершения сложной работы, ответ нахожу в необходимости формирования учебно-познавательной мотивации первоклассников с первых дней их пребывания в школе.

Выстраивая структуру урока, планирую этапы формирования мотивации и её видов как особые развивающие задачи. На отдельных этапах урока использую различные приемы. Чтобы вызвать исходную мотивацию в начале урока актуализирую мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"); вызываю мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы, а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), что помогает усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности. На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации ориентируюсь на познавательные и социальные мотивы, вызывая у школьников интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставлению, формируя познавательные мотивы, к разным способам сотрудничества с другим человеком, формируя социальные мотивы. На этапе завершения урока создаю ситуации, способствующие тому, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с личным положительным опытом, чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление самооценки учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это делает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.


Провожу целенаправленную работу по формированию у учащихся понимания целей и задач, поставленных учителем или другим человеком, их активное принятие для себя, а так же умению ставить собственные цели и задачи в любом виде деятельности. Анализ работы и соотнесение имеющихся результатов с определёнными  критериями показал, что наличие мотивов учения активизирует деятельность учащихся. Они испытывают стремление к поиску решения учебной задачи, причём больше всего учащихся привлекает исследовательская деятельность на уроке, нежели пассивное получение знаний; дети легко вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, испытывают интерес к тому, что происходит на уроке. Имея внутренний мотив к деятельности, дети с большим вниманием относятся к заданиям учителя, с большим усердием выполняют письменные работы. Дети добросовестно относятся к выполнению домашних заданий и с удовольствием выполняют дополнительные творческие задания по предметам. Наряду с этим, проводимая работа позволяет не только формировать у учащихся мотивы учения, но и развивать их. У детей развиваются познавательные процессы (память, внимание, мышление), личностные качества (самостоятельность, коммуникативность, целеустремлённость, сознательность, активность, адекватная самооценка). Мотивы учения способствуют также сохранению психического здоровья учащихся, так как, дети чувствуют себя комфортно в любой учебной ситуации, даже когда ошибаются.

Результативность работы отслеживаю по следующим критериям:

1. Стремление к поиску решения учебной задачи.

2. Стремление к получению новой информации исследовательским путём.

3. Стремление к контактам, сотрудничеству, оказанию помощи.

4.  Качественные изменения в развитии учащихся.

5.   Стабильность качества знаний и успеваемости учащихся.

Современный мир устроен так, что без эффективного взаимодействия с людьми сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь, поэтому на протяжении четырех лет обучения формирую у детей умения работать в сотрудничестве. Сотрудничество со сверстниками является дополнительным стимулом мотивации включения в учебный процесс. Организация работы в микрогруппах (2-4 чел.) формирует у учащихся умение взаимодействовать друг с другом, ведь рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи своих товарищей. В нашем классе мы ввели пять правил коллективной работы:


1)Умейте слушать, не перебивая. 2) Уважительно относитесь друг к другу, к мнению других. 3) Не отвлекайтесь (смотрите на говорящего). 4). Честно (по очереди) распределяйте обязанности в группе. 5) Умейте уступать друг другу.

Постепенно дети стали осознавать, что в группе учиться не только легче и интересней, но и эффективнее. Чтобы получить информацию о том, какие межличностные отношения сложились в классе, насколько успешно сформировано эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности, прошу учащихся оценивать работу с помощью Бланка анализа совместной деятельности в паре (группе).

Достижение ребенком успешности связано не только с его собственной внутренней активностью, но и с новым отношением к своей деятельности, к самому себе. Деятельностный подход в обучении – это та технология, которая позволяет добиваться высокой учебно-познавательной мотивации. Использование данной технологии на уроках дает возможность в процессе самостоятельной исследовательской деятельности открывать новые знания. Задача учителя сводится к тому, чтобы организовать и направить эту деятельность, подвести итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для учащихся личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

В быстро меняющемся мире всё более востребованным становится умение учиться. В качестве основного способа достижения цели образования – выращивания функционально грамотной личности – рассматриваю формирование и развитие универсальных учебных действий. Технология проблемного диалога помогает мне формировать регулятивные УУД, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Постановку проблемы и поиск её решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Происходит формирование и других УУД: коммуникативных – за счёт использования диалога, познавательных – вследствие необходимости извлекать информацию, делать логические выводы. Технология оценивания нацелена на достижение контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У школьников развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Я не отказалась от отметок, но ввела в практику развёрнутую систему оценочных взаимоотношений, сотрудничество ребёнка и взрослого в процессе оценивания. Моей целью стало помочь ребёнку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны – столь же здоровую самокритичность (без самоедства). Подробно изучив все виды и формы содержательной оценки, я составила план работы по развитию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся с 1 по 4 класс. Какие же виды и формы содержательной оценки я использую в своей работе?


1. Рейтинговая контрольная работа. Содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Родителям рейтинг демонстрирую уже в 1 классе, а для детей ввожу позднее. Рейтинговую контрольную работу провожу в конце изучения большой темы и в конце четверти. Рейтинг должен быть анонимным: на доске демонстрирую столбик индивидуальных сумм баллов во главе с максимально возможным результатом, а далее детские результаты следуют в порядке убывания. Дети имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов или количеством допущенных ошибок и по ней могут найти своё место в рейтинге. Аналогично действуют и родители.

2. «Подиум». Место для презентации детских работ. Попробовав или потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он делал задание, показать его выполнение на листе бумаги.

3. «Карта успеха» + методика «диагностика самоконтроля». В 1 классе ввожу словесную оценку за содержательный ответ, интересное высказывание, умный вопрос или творческое проявление. Во 2 классе вводится разбор ошибок, допущенных учениками. Ошибки выписываю на доску и предлагаю создать игровую ситуацию. Затем ребёнок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а даёт совет, о чём нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике, объясняет свою ошибку. Работа завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе». Особое внимание на уроке уделяю совместному определению критериев оценивания различных видов работ. Учащиеся становятся участниками процесса оценивания. В 3 и 4 классах ученики в специальных тетрадях записывают основные темы программы и отмечают, как они справились с работой: безошибочно или допустили ошибки, сколько и на какую орфограмму, числовое выражение, задачу. Эта работа позволяет ученику чётко видеть неусвоенные и неотработанные умения. Методика «диагностика самоконтроля» подразумевает отслеживание развития навыков самоконтроля. Методика применяется индивидуально. Использую тексты с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило; математические задачи с неправильным решением.


4. «Рефлексивная карта ученика». С детьми в начале каждой учебной четверти мы проектируем предметные умения через анализ содержания учебника. Подписываем шкалы. В течение учебной четверти вносятся коррективы в ключевые умения, если есть такая необходимость. Дети так же из ключевых умений выводят среднюю оценку по предмету. Составляют собственный план действий, в соответствии с теми умениями, которые у них развиты недостаточно. Анализируя план действий и самооценку учащихся, делаю вывод о том, насколько развиты рефлексивные и оценочные умения.

5. «Портфолио ученика». Цель – выработка положительной мотивации и интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки. Материал собирают сами дети, обсуждая его с учителем и родителями. Работа по технологии портфолио позволяет мне оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании их самооценки, определить преобладающую мотивацию ребёнка.

6. Презентация исследовательских проектов.

Анкетирование, проведённое среди учителей, работающих в 5 классе, показало, что у 86% обучающихся контрольно-оценочная самостоятельность сформирована на оптимальном уровне: они умеют адекватно себя оценить, увидеть себя в рейтинге, для них «Карта успеха» важнее оценки. Система работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности даёт стабильные положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

Информационная компетентность требует от учащихся умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем. Решая задачи постижения школьниками окружающего нас информационного мира, в учебной деятельности делаю акцент на интеллектуальное развитие учащихся, умеющих объяснить явления природы и процессы, протекающие в обществе, учу детей работать с популярными естественно – научными текстами, рисунками, таблицами для создания собственных ответов на вопросы с аргументацией своей точки зрения. Работу над этим умением я начинаю проводить с первого класса. Дети учатся находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. На уроках окружающего мира дети узнают об эксперименте как способе получения информацию. Организуя наблюдения над жизнью растений, мы совместно с детьми формулируем проблему: как влияет расстояние между рядами всходов на их развитие.


Выдвигаем гипотезу: если растения находятся близко друг от друга, они вырастают слабыми, так как мешают развитию друг друга.

Определяем способ проверки – эксперимент. Готовим семена любых растений, замачиваем их, затем высаживаем в два ящичка. В один – очень много семян, в другой – 2-3 семечка.

Делаем предположение: если гипотеза верна, то в первом ящичке мы увидим слабые растения, во втором – сильные.

Фиксируем результаты эксперимента в рисунках.

Выполняя эту работу, дети прошли путь исследователя, а главное – они активно мыслили, потому что по-настоящему развивает только то, что интересует, позволяет узнать необычное в обычном, а значит, расширяет жизненный опыт младших школьников.

Во втором классе дети учатся находить необходимую информацию в учебнике, в словарях и энциклопедиях, предложенных учителем, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

В третьем и четвертом классе мои ученики учатся извлекать информацию, представленную в форме таблиц, диаграмм, схем, карт. Дети сравнивают и группируют факты, явления и события, делают выводы, определяя их причины на основе обобщения полученных знаний. Результатом всей работы к окончанию учащимися начальной школы стало их умение не только искать, анализировать, преобразовывать информацию, но и применять информацию для решения проблем и жизненных задач.

Работая с научно-познавательными текстами на уроках истории, чтения и окружающего мира, я использую такие приемы работы, как нахождение ключевых слов в частях текста, которые служат опорой для выделения главной мысли и помогают составлению плана, а, значит, способствуют лучшему пониманию и усвоению содержания текста.

Работа над составлением плана помогает мне постепенно решать задачи развития активной умственной деятельности учащихся. На первых порах, отвечая по плану, дети стараются воспроизвести текст как можно подробнее. Постепенно, по мере овладения этим умением, я приучаю их к сокращенной записи плана, а затем и к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик удерживает в памяти выделенные им смысловые пункты, то вместе они образуют логическую схему материала. Это умение позволяет ученикам уже в 3-4 классах успешно готовить домашнее задание по учебникам окружающего мира и истории, которые содержат большие по объему и информационному содержанию тексты. Особенно ценно это умение при переходе учащихся в среднее звено, так как с появлением множества новых предметов возникает необходимость использования эффективных способов изучения и запоминания материала, а так же его воспроизведения.


Для развития монологической речи предлагаю учащимся действовать по алгоритму:

1) Осмысление задания. Прочитай задание, объясни, как ты его понял.

2) Поиск нужной информации. Укажи тот фрагмент текста или рисунок, с помощью которого можно ответить на вопрос.

3) Преобразование информации в соответствии с заданием. Найди причину, выдели главное, дай оценку.

4) Мысленная формулировка ответа. При ответе используй слова: я считаю что…, потому что, во-первых, во-вторых.

5) Полный ответ. Представь свой ответ классу.

Некоторые правила на уроках русского языка и математики дети также легко запоминают и понимают, если действуют по составленному вместе с учителем плану. Если ученик приучен выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Я никогда не требую от детей буквального заучивания правил. Ведь бывают такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагмент или затрудняются в его применении. Я считаю, что гораздо полезнее любое правило разбить на смысловые части, найти им подтверждение в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу.

В результате этой работы у детей появилась «копилка», в которой были собраны наши памятки по русскому языку, схемы, краткие записи к задачам, графики – инструкции для выполнения самостоятельных работ.

Успешность в обучении школьников во многом зависит от их умения ставить вопросы перед собой, перед учителем, перед одноклассниками и совместно искать на них ответы. Уже сама формулировка вопроса учеником дает мне возможность судить о результате его мыслительной деятельности. Если же ученик ни о чем не спрашивает, и у него даже не возникает такого желания, значит, усвоение материала проходило на уровне чувств: увидел, услышал, а вышел из класса – и забыл. Первоклассники любят задавать вопросы на выяснение значения непонятных слов, но построение вопросительных предложений у многих вызывает затруднение, поэтому на всех уроках я включаю упражнения на повторение вопросительных слов: что, где, когда, почему и составление с ними предложений.


Следующим шагом становится формирование умения задавать вопросы, дающие возможность извлекать максимальную информацию из предложения, действуя по инструкции:

1) Прочитай предложение. 2) Выдели главную мысль. 3) Сформулируй вопрос на понимание главной мысли предложения. 4) Придумай вопросы по содержанию дополнительной информации.

При работе с текстом расширяется информационное поле, а уже знакомый алгоритм работы не изменяется. Задавать вопросы к тексту помогает памятка «Такие разные вопросы», которую ребята используют на уроке.

1. «Вопросы с поверхности». Кто..? Что сделал..? Где..?

2. «Вопросы – подводники». Почему..? Как..? А что если..? Будет ли так..?

3. «Вопросы из сундука». Как текст связан с событиями из твоей жизни? Если бы ты был на месте..? На что похоже..? Есть ли связь с тем, что происходит сегодня..? Что хотел сказать автор?

Знания учеников, полученные в результате изучения темы, я систематизирую и проверяю, предлагая составить вопросы для викторины. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы, потом объединяются в команды и проводят соревнования знатоков русского языка, истории, чтения и окружающего мира.

Еще одна форма работы, которая помогает мне решать коммуникативные задачи - это урок-диалог. На уроке идет живой непосредственный разговор между читателями и автором произведения, между читателем и его сверстниками - читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником. Я не навязываю свою читательскую позицию, а привлекаю внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которого будут сделаны правильные выводы самими детьми.

На уроках русского языка использую задания для создания текстов, необходимых человеку в эффективном сотрудничестве с другими людьми: записка, телеграмма, SMS, объявление, письмо для электронной почты и письмо, написанное на бумаге, поздравление, анкета.

На уроках математики и во внеклассной работе по предмету использую задания повышенной сложности, выполнение которых требует от учащихся сообразительности, умения логически мыслить, искать нестандартные пути решения. Однако поначалу успешно справляются с такими задачами не все ученики моего класса, а только те, у которых ярко выражены математические способности. А как повысить интерес к предмету, а значит и мотивацию детей, уровень логического мышления которых средний и низкий? Одним из путей решения этой проблемы считаю необходимым давать задачи с обязательной опорой на схемы, чертежи, таблицы, ключевые слова, помогающие лучше понять содержание задачи, а, значит, и выбрать правильный способ записи ее решения. Ребята сами находят информацию в дополнительной литературе о нестандартных задачах и способах их решения. Дети с удовольствием представляют их классу на математических турнирах или интегрированных интеллектуальных играх, которые организуют и проводят самостоятельно. Мне в этих играх отводится роль координатора и эксперта. В классе появляется «Математический сундучок», материалами которого может пользоваться каждый по своему желанию, а вот результат работы проверяет тот, кто положил ее в «сундучок». Подобные работы, которые я провожу систематически, позволяют мне создать ситуацию успешности для каждого ученика моего класса, что является выражением реализации принципов личностно - ориентированного образования.

Большие возможности расширения знаний по предметам открывают ИКТ.

Мною созданы тематические презентации, видеоролики. Берется известный мультфильм, делается нарезка необходимых моментов и озвучивается, наполняя диалоги учебным материалом в соответствии с классом, предметом, темой и целями. Такой видеоролик позволяет делать остановки для того, чтобы ученики вступили в диалог со сказочными героями. Эффект таких уроков очень велик. В моей работе компьютер – это способ быстрой оценки знаний учащихся. Дети выполняют задания на листочках, а потом сверяются с материалом, представленным на экране. Использую готовые тесты-тренажеры. Но учет особенностей детей конкретного класса заставляет придумывать что-то свое. Так по различным причинам возникла необходимость отработки умений решения задач в 3-4 действия. Результат – создание тренажера, который позволяет организовать индивидуальную, максимально самостоятельную работу учащихся, минимизировать действия учителя. Учитель запускает программу; находясь за спиной ученика, фиксирует по цвету монитора продвижение ученика в задаче. Для закрепления и обобщения на уроке применяю компьютерные программы «Семейный наставник» по русскому языку и математике, детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия и другие ЦОР. Отправляясь на каникулы, дети получают практические задания сделать фото- или видеосъемку памятных мест, а также растений и животных, которые не встречаются в нашей климатической зоне. Также школьники наблюдают, как люди относятся к окружающей среде в нашем городе или той стране, где они проводят время. Дети с удовольствием рассказывают о результатах своих наблюдений. А для демонстрации фотосюжетов я учу их созданию презентаций. Так мы начали заниматься проектной деятельностью. Проект «Остановим мусорное нашествие» был направлен на эколого-этическое воспитание учащихся. Дети узнали о том, кто такие гарбологи, что «полезного» содержится в наших отходах, о возможностях раздельного сбора отходов в нашем городе. Совместно с комитетом по охране окружающей среды провели в районе акцию, цель которой была пропаганда идеи раздельного сбора мусора. Наша деятельность освещалась в газете «Вечерний Краснокамск». Группа учеников продолжила заниматься экологическими исследованиями, стали изучать фауну птиц мусорок и свалок нашего города. Они проводили длительные целенаправленные наблюдения и опыты. Собирали нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщили их. Лучшие работы отправлены на конкурс юннатов стран СНГ им. П.А.Мантейфеля. Стерлягова С. получила Диплом I степени, а Гилева В. – Диплом III степени. На уроках истории по теме «История моего города в истории моей страны» у меня появилась возможность организовать работу над созданием проекта «Моя семья». Выбрали несколько направлений: «История одной семейной реликвии», «История фамилии в истории нашего города», «Судьба страны в судьбе семьи». Свои работы представили на III краевой конкурс «Корнями дерево сильно». Пермякова М. и Кордияк К. стали лауреатами этого конкурса.


В учебниках Образовательной системы «Школа 2100» можно встретить описания жизненных ситуаций, решение которых позволяют ребенку стать личностью, готовой к саморазвитию и самостоятельности в умении делать выбор. Особое значение в этом виде деятельности приобретает умение сформулировать жизненную задачу, составить и осуществить план действий по ее решению, умение перебрать варианты решения и реально оценить прогнозируемый результат. Чтобы научиться самим решать проблемы, их надо решать постоянно. Система работы над формированием умений по развитию самоорганизации учеников моего класса дала возможность определить круг проблем, которые они хотят решить: домашние животные, здоровье, пользование бытовыми приборами, путь до школы и обратно, дружба, семья, школа, уроки, хорошие отметки. При всем многообразии личных жизненных ситуаций, которые называют дети, одна повторяется в ответах каждого ребенка, как учиться на «5». В результате работы всех детей моего класса по решению этой проблемы появился план «Как быть успешным в школе».

Ситуация: хочу хорошо учиться.

Описание ситуации: я хочу хорошо учиться, но у меня не всегда это получается. Что мне делать?

Определили главные направления:

1) иметь желание, мечту в жизни; 2) внимательно слушать учителя, соблюдать все его указания на уроках и дома; 3) быть аккуратным и прилежным;

4) развивать память и внимание.

Составили план действий:

1) стремиться быть успешным; 2) не отвлекаться на уроках, не списывать у одноклассников; 3) выполнять домашнее задание на черновике, внимательно и аккуратно переписывать в тетрадь; 4) отрабатывать почерк; 5) выполнять дополнительные задания; 6) читать книги из домашней и городской библиотеки; 7) заучивать стихи и прозу; 8) постоянно работать над собой, над своими недостатками; 9) не расстраиваться, если сразу что- то не получается, а попытаться попробовать еще несколько раз, пока не получишь хороший результат.


Прогнозируемый результат: если я буду выполнять этот план, я стану успешным в учении.

Со временем самоорганизационные умения доводятся до автоматизма, не вызывая у детей серьезных затруднений. Объясняю учащимся важность планирования не только в учебной, но и в любой другой деятельности.

Мои ученики стали более успешными в учебной деятельности. Результаты работы регулярно отслеживаются психологом школы.

Выписка из информационного листа

о результатах психологической диагностики.

Эффективность педагогической деятельности С.В. Диер, направленной на формирование образовательной успешности младших школьников, оценивалась в процессе психологического мониторинга, проведенного в классе во 2 и в 4 год обучения.

Диагностика проводилась с использованием комплексной батареи стандартных тестовых методик в бланковом варианте.

Уровень развития функций внимания определялся по двум методикам: тесту «Определение объема и распределяемости внимания» и «Корректурной пробе» (устойчивость внимания, способность к концентрации, переключаемость, истощаемость, утомляемость).

Для исследования сформированности невербального логического мышления была проведена методика Дж. Равенна «Тест возрастающей трудности». Изучение вербального мышления с опорой на знание программного материала начальных классов проводилось по методике Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».

Изучение мотивационной сферы проводилось по методикам «Неоконченное предложение» и «Анкета для определения школьной мотивации».

Диагностические данные по каждому ребенку и классу в целом были представлены в трех блоках: «Внимание», «Мышление», «Мотивация». Сравнительные данные по классу во 2 и в 4 год обучения представлены на графиках. Из них, например, видно, что во 2 классе из 29 учеников 17,2% (5 человек) имели низкий уровень внимания, и еще 34,5% (10 человек) – средний уровень. Лишь четверть учеников имела высокий уровень – 27,6% (8 человек), и только каждый пятый мог продемонстрировать очень высокий уровень – 20,7% (6 человек).


Постоянная тренировка психических процессов, проводимая Светланой Викторовной в учебной и во внеучебной деятельности, привела к значимому результату. В 4 классе детей с низким и средним уровнем внимания уже не было. Преобладающее большинство учеников имели очень высокий уровень внимания – 65,5% (19 человек), остальные 34,5% (10 человек) – высокий.

Высокий уровень развития навыков логического мышления во 2 классе был лишь у одной трети учеников – 34,5% (10 человек), средний уровень – у 41,4% (12 человек). Уровень ниже среднего (недостаточный) диагностировался у каждого шестого – 17,2% (5 человек), и у 1 ребенка логическое мышление было на низком уровне (3,4%).

Благодаря целенаправленной работе С. В. Диер в 4 классе уже более чем у половины учеников стал высокий уровень сформированности навыков логического мышления – 55,2% (16 человек). Средний уровень показали 44,8% (13 человек), и у 1 ребенка, при внутренней динамике его умственного развития, уровень логического мышления был определен как недостаточный (ниже среднего).

Учебная мотивация и отношение к школе во 2 классе у разных детей были неоднозначными. Лишь у 4 детей (13,8%) были сформированы высокая учебная мотивация и отношение к себе как к школьнику. Еще 7 человек (24,1%) проявили неустойчивое отношение к своему статусу школьника и умеренную учебную активность. Чуть меньше половины – 12 детей (41,4%) - проявили положительное отношение к школе, но школа привлекала их скорее внеучебными сторонами. Отношение к себе как к школьнику было не сформировано у 6 человек (20,7%).

Система работы С.В. Диер, ориентированная на повышение образовательной успешности своих учеников, создание условий для их самореализации, дала хороший результат. В 4 классе у всех 29 учеников (100%) сформировано положительное отношение к школе, высокая учебная мотивация и высокая познавательная активность.

Таким образом, результаты психологического мониторинга подтвердили эффективность системы работы С.В. Диер. В классе созданы все необходимые условия для развития и самораскрытия детей, проявления ими своих способностей, реализации своих возможностей. Высокая успеваемость и высокая учебная мотивация определили высокий интерес детей к разным школьным предметам, что явилось хорошим условием перехода и адаптации в среднем звене обучения.

в


следующая страница >>