litceysel.ru
добавить свой файл
1
Содержание




Введение 2

Заключение 5


Список литературы 6

Введение



Современная парадигма научного знания требует не только учёта относительности позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым явлениям и относительности языка описания по отношению к наблюдателю и объекту наблюдения, но и учёта необратимости каждого конкретного акта познания, осуществляемого  наблюдателем по отношению к своему объекту, где описание конкретного акта познания как описание объекта требует учёта того места, которое занимает описание объекта наблюдения по отношению к прочим описаниям. Эта парадигма позволяет рассматривать всякое коммуникативное явление как минимум с двух сторон: с точки зрения его создания и с точки зрения его рецепции.

Символическая целостность объекта моделируется, т.е. эта целостность не дана сама по себе, а является результатом сложного процесса означивания, который вызывается к жизни событием встречи двух сознаний, текста и читателя. Под моделированием объекта мы подразумеваем процесс формирования того коммуникативного идеологического образования, которое возникает в акте чтения и описывается как своего рода “материальность бестелесного”. Реальный процесс означивания осуществляется именно как диалог сознаний, и именно потому, что никогда нельзя достоверно знать заранее о результате такого диалога, мы говорим о моделировании, а не о данности символической целостности эстетического объекта. Наконец, следует подчеркнуть, что реальный процесс означивания текста читателем является коммуникативным процессом, происходящим в сознании отдельно взятого конкретного читателя. Процессуальность означивания не оставляет в моменты своего становления никаких собственно материальных следов, которые можно было бы изучить под микроскопом. В этом смысле материальность коммуникативного или бестелесного доступна лишь через некоторый набор коррелятов, позволяющих увидеть эту материальность как пространственность эстетического объекта. Чтобы как-то разграничить степень участия читателя и текста в формировании эстетического объекта, мы предполагаем, что пространственная организация читаемого текста, реконструируемая из пространственности эстетического объекта, олицетворяет активность текста, а сам читатель непосредственно конституирует эстетический объект в процессе понимания читаемого текста.


Итак, мы  исходим из того, что пространственная организация олицетворяет активность текста, стремящуюся предопределить получаемый в акте чтения смысл, а процесс символизации-означивания – активность читателя, которая (будучи смоделированной или не смоделированной текстом, - это зависит уже от конкретного и реального акта чтения)  является единственно реальной силой для формирования эстетического объекта. В свете интересующей нас проблемы мы можем сформулировать вопрос иначе, в каком отношении находится реально протекающий акт чтения к тем механизмам, которые мы в состоянии реконструировать из него как уже свершившегося акта? Другими словами, каким образом мы можем описать процессуальное явление как пространственный механизм? Очевидно, что никак, если только не представим само это процессуальное явление в виде завершённого явления. И тем самым мы приходим к пространственности эстетического объекта как единственно доступной для предметного описания реалии, сохраняя, тем не менее, символизацию как процессуальный акт.

Применение процесса символизации в обучающем процессе имеет актуальный характер, поэтому мы и выбрали обсуждение этого вопроса в качестве темы для данного дипломного проекта.

Целью дипломного проекта является рассмотрение процесса символизации обучающем процессе.

Объект исследования: Применение методики кататимного переживания образов

Субъект исследования: ученики 11 «Б» класса

Гипотеза: Применение процесса символизации в ходе обучения необходимо, так как у учащихся формируются более чёткие преставления об изучаемом материале.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается понятие символизации, возникновение сюжета символизации и как процесс символизации принимается сознанием.

Во второй главе описана предложенная методика исследования образов в сознании, а основе процесса символизации. Так же описывается эксперимент, который проводился на учащихся одиннадцатого класса.



Заключение




Опыт использования процесса символизации в психотерапии аккумулирован в подходе, получившем название «психоимажинативной» терапии, которая направленно ищет развития и оживления как можно более широкого диапазона образного опыта, включая его приобретение за счет специальных упражнений. Психоимажитивная психотерапия (базируется на концепции Салливена) основывается на работе с воображаемыми ситуациями, образующими «окна» в глубокие аспекты внутреннего мира человека, и вскрывающими его психодинамику1. Используется набор специальных упражнений, облегчающих терапевту интуитивное понимание появляющегося в потоке сознания невербального материала. Применяются:

а) произвольно заданные образы

б) манипулирование символическими образами

в) мысленное решение проблемы в воображении,

г) спонтанные зрительные образы (непроизвольно выявляющие нужную информацию).

Символизация помогает найти релевантный терапевтический процесс в каждый данный момент времени. Неоспоримое преимущество использование образов в терапии заключается в том, что они позволяют «проигрывать варианты» в зависимости от хода сессии, могут быть использованы в любой форме.

В данном дипломном проекте мы постарались описать все процессы происходящие с сознание учащихся в процессе обучения с применением символизации.

Список литературы




1. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М., 1994. - Т. 3. С. 197.

2. Арутюнова Н. Д. В сторону семиотики и стилистики. // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М., 1998. - С.340-341.

3. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 12-18.

4. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т. 3 . С. 197.

5. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т. 1 . С. 194.

6. Лосев 1991: Лосев А. Ф. Логика символа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - С. 258.


7. Арутюнова Н. Д. Указ. соч. - С. 340.

8. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1995. С. 166.

9. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.1. С. 175-194.

10. Поэма цитируется по изданию: Маяковский В. В. Собр. соч. в 2-х т. Т.2. С. 9-10.

11.Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.3. С. 199.

12. Керлот Х. Э. Словарь символов. - М., 1994. - С. 180.
13. Детство. Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском

фольклоре. - М., 1994. - С. 408

14. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова: в 4-х т. М., 1996. Т. 4. С.156.

15. Ушаков Д. Н. Указ. соч. - Т.1, С. 1375.

Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. С.127.

16. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. С. 62.

17. Новиков В.И. Комментарий // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. С.306.

18. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С.403.

19. Изер В. Историко-функциональная текстовая модель литературы. С.129.

20. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995. С.75-105.

21. Изер В. Историко-функциональная текстовая модель литературы. С.129.

22. Компаньон А. Демон теории. М., 2001. С.179.

23. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. С.-Петербург, 1998. С.226.

24. Изер В. Историко-функциональная текстовая модель литературы. С.121.

25. Линтвельт Я. цит. по Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1999. С.49.

26. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.

27. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.


28. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 1995.

29. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.

30. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.

31. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.

32. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

33. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.

34.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

35. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

36. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.



1 Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.