litceysel.ru 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Содержание программы творческого объединения

«художественная обработка древесины»



Основы материаловедения


Строение древесины. Классификация древесных пород. (1 ч)

Пробковый слой коры. Лубяной слой коры. Камбий. Заболонь. Ядро. Сердцевинные лучи. Сердцевина.

Классификация пород по:

-видам (хвойные, лиственные);

-твердости (твердые, мягкие, очень мягкие);

-строению (ядровые, заболонные, спелодревесные).

Учебное задание:

«Изучение строения древесины по торцевому срезу ствола. Рассматривание образцов разных пород древесины».


Основные разрезы ствола. (1ч)

Поперечный (торцевой) разрез. Радиальный разрез. Тангенциальный разрез.

Учебное задание:

«Изучение разрезов ствола на образце».


Характеристики некоторых пород древесины. (1ч)

Характеристика хвойных и лиственных пород распространенных в нашей полосе (цвет древесины, техническая характеристика, промышленное применение, область распространения).

Учебное задание:

«Изучение характерных признаков пород по образцам».


Пороки древесины. (1ч)

Сучки. Трещины. Пороки строения (наклон волокон, смоляные кармашки, прорость). Гниль. Червоточины.

Учебное задание:

«Рассматривание и классифицирование пороков по образцам».


Введение в художественное конструирование


Развитие материальной культуры и прикладного искусства ( 2ч).

Единство красивого и функционального в народном искус­стве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строи­тельных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и др.

Учебное задание:

Посещение краеведческого музея с целью знакомства с народными традициями в ремеслах.


Исходные принципы художественного конструирования(2 ч).

Первые отечественные разработки «ин­женерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строитель­ства и др.

Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность.

Учебное задание:

«Описать примеры художественного конструирования прошлого и настоящего. Нарисовать предполагаемый пример из будущего».


Понятие о формообразовании и композиции (2 ч).

Факторы, влияющие на формообразование: социальные (раз­витие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функ­циональные (выполняемая вещью задача), эргономические (требо­вания к изделию зависящие от человека). Изменение формы из­делия под воздействием выбора того или иного материала для ее изготовления.

Влияние на форму изделия технологии и последовательнос­ти производства, ремонтоспособности и др. Форма, размеры из­делия и их взаимосвязь со средой, в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.

Практическая работа:

«Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих факторов. Шкатулка для рукоделия, разделочная доска, вешалка, кулинарная лопатка».


Орнамент и узор. Виды орнаментов. Основы построения орнаментов (2ч).

Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Фигурный орнамент. Геральдический орнамент. Гротескный орнамент. Принципы симметрии, повторяемости. Прием ритмических поворотов.

Практическая работа:

«Составление сложного орнамента для художественной обработки древесины».


Пропильная (домовая) резьба

Разновидности резьбы. Накладная, сквозная, ажурная резьба.(2ч)


Сквозной или прорезной называется резь­ба, у которой фон удален. Про­резная резьба может выпол­няться как в технике плоско­рельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы.

Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу на­зывают пропилъной.

Прорезную резьбу с рель­ефным орнаментом называют ажурной.

Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной ос­нове. В этом случае ее на­зывают накладной или наклей­ной.

Учебное задание:

« Выявление и запоминание характерных признаков разновидностей прорезной резьбы по образцам».


Материалы для пропильной резьбы. Подготовка заготовок. (2ч)

Для внутреннего оформле­ния интерьера квартиры, дома, учебных мастерских можно использовать нетолстую (4-8мм) фанеру хорошего качества, лучше шлифованную с обеих сторон. Для наружного — древесину хвойных и лиственных пород.

Учебное задание:

«Подготовка заготовок для пропильной резьбы».


Оборудование, инструменты для выполнения

пропильной резьбы. (3ч)

Основными инструментами для выпиливания древесины является ручной или электри­ческий лобзик.

Лобзик — ручной инстру­мент для выпиливания изде­лий из древесины и фанеры, позволяющий выполнять пропилы по криволинейной траектории.

Зубья у пилки должны быть направлены в сторону руко­ятки.

При выпиливании лобзиком применяют специальную под­ставку, называющуюся «ласточкин хвост», которая крепится к столу струбциной.

Учебное задание:

«Приемы закрепления пилки в лобзике при выпиливании внешнего и внутреннего контура. Крепление выпиловочного столика».


Рабочее место, охрана труда при выполнении

пропильной резьбы. (1ч)

Выпиливание лобзиком вы­полняют сидя или стоя, применяя для этого вы­пиловочный столик «ласточкин хвост», прикрепленный к обычному столу или учебному столярному верстаку.


Работу выполняют хорошо подготовленным лобзиком.

Не следует «заваливать» лобзик во время пиления!

Нужно следить, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!

Не нужно торопиться и нажимать сильно на пильное полотно.

Действия в аварийных ситуациях.


Приемы разметки пропильной резьбы.

Техника выпиливания. (4ч)

Рисунок на заготовку переносится с помощью копировальной бумаги.

При повторяющемся рисунке в пропильной резьбе практи­чески всегда необходимо разработать шаблон, который перено­сится на подготовленный мате­риал необходимое число раз.

На материале отмечают места, подлежащие сверлению или выпиливанию.

Сидеть или стоять нужно прямо, вполоборота к рабочему месту, заготовка должна быть на уровне груди.

Не нужно начинать работу сразу, проверьте рабочую позу, уберите левую руку с линии распила.

Начинайте работу медленными движениями, равномерно и без рывков.

Сначала выпилите внутренний контур, а затем наружный. Отверстие для пилки можно наколоть шилом, пробить гвоздиком, просверлить.

В местах изгиба линии рисунка медленно поворачивайте заготовку, не прекращая движений лобзиком.

Учебное задание:

«Освоение приемов выпиливания лобзиком по фанере криволинейной траектории».


Выполнение несложного орнамента. (4ч)

Учебное задание:

«Выпиливание детали с несложным орнаментом, предложенным учителем».


Выполнение самостоятельно выбранного орнамента. (8ч)

Практическая работа:

«Выпиливание сложной детали с самостоятельно выбранным или составленным орнаментом».


Отделка изделия шлифованием. (2ч)

Практическая работа:

«Обработка напильником, надфилем, шлифовальной шкуркой».



Отделка готового изделия лакокрасочными материалами. (2ч)

Отделка окрашиванием, лакированием, полированием.

Практическая работа:

«Лакирование готового изделия».


Мозаика по дереву


Понятие о видах мозаики по дереву (2ч).

Понятие о видах мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, паркетри, маркетри). Общие черты и различия разных видов мозаики.

Учебное задание:

«Изучение образцов. Нахождение характерных признаков различных видов мозаики».


Материалы для мозаичных работ по дереву. Подбор материала (2ч).

Материалы, применяемые для мозаики по дереву (шпон лущеный и строганный; натуральный шпон различных пород деревьев, мультишпон; фанера и ДСП для основы), условия их выбора. Подготовка материала.

Учебное задание:

«Разбор шпона по цветовой гамме и изготовление заготовки для основы мозаики».


Оборудование инструменты и приспособления,

для выполнения мозаики по дереву (2 ч).

Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения мозаичных работ по дереву. Нож-резак (приемы заточки), клеевая лента, притирочный молоток; зажимы и прессы для наклейки набора на основу.

Учебное задание:

«Заточка инструментов для мозаики. Приемы хранения инструментов».


Организация рабочего места.

Охрана труда при выполнении мозаичных работ(1 ч).

Рабочее место маркетриста. Основные правила обращения с инструментом маркетриста, краснодеревщика. Безопасные приемы работы. Требования по безопасности в аварийных ситуациях.


Приемы работы. Выполнение мозаичной вставки (3 ч).

Приемы работы ножом-резцом. Пошаговая последовательность выполнения мозаичной вставки.

Учебное задание:


«Разметка учебной заготовки. Пробное выполнение различных по форме мозаичных вставок».


Приемы выполнения «паркетри» (4 ч).

Составление орнамента. Приемы выполнения простейшей мозаики «паркетри».

Учебное задание: «Выполнение учебной мозаики «паркетри». Прорезание прямых параллельных линий вдоль и поперек волокон шпона. Наклеивание набора на основу».


Приемы выполнения несложной композиции в стиле «маркетри» (4 ч).

Перенос орнамента на бумагу. Врезание набора в фон из бумаги. Замена фона из бумаги шпоном.

Учебное задание:

«Выполнение несложной композиции в стиле «маркетри» по рисунку заданному учителем».

Выполнение набора в стиле «маркетри» (8 ч).

Практическая работа:

«Выполнение набора композиции «маркетри» с самостоятельно выбранным или составленным орнаментом».


Наклеивание и отделка мозаичного набора (2 ч).

Приемы наклеивания и отделки мозаичного набора. Наклеивание в струбцинах, механическом прессе, гидравлическом прессе. Правила зажима пресса.

Практическая работа:

«Выполнение наклеивания мозаичного набора. Отделка мозаичного набора шлифованием».

Отделка изделия лакокрасочными материалами (2ч).

Практическая работа:

«Отделка готового изделия окончательной шлифовкой, лакированием».


Геометрическая резьба по дереву

Виды резьбы по дереву (2ч).

Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьбы).

Учебное задание:

«Изучение образцов. Нахождение характерных признаков различных видов резьбы».


Материалы и инструменты для резьбы по дереву. Подготовка заготовок (2ч).

Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Липа, ольха, осина, тополь, береза – материалы для резьбы. Их «плюсы» и «минусы». Подготовка материала.


Учебное задание:

«Подготовка заготовки из липы».


Оборудование, инструменты и приспособления применяемые,

для геометрической резьбы по дереву (2ч).

Приспособления для закрепления заготовки. Нож-косячок, полукруглые стамески. Основные правила обращения с инструментом резчика по дереву.

Учебное задание:

«Освоение приемов крепления заготовки. Заточка и правка инструмента».


Организация рабочего места, охрана труда при

выполнении геометрической резьбы по дереву (1ч).

Верстак резчика. Требования к освещению.

Безопасные приемы работы. Требования по безопасности в аварийных ситуациях.


Геометрическая резьба по дереву. Элементы резьбы. Приемы разметки. Техника выполнения (3 ч).

Геометрическая резьба как один из видов плоскорельефной резьбы. Элементы геометрической резьбы. Приемы разметки заготовки. Техника выполнения.

Учебное задание:

«Разметка учебной заготовки. Пробное выполнение различных элементов геометрической резьбы».


Двухгранные выемки (4 ч).

Техника вырезания двухгранных выемок. Резьба параллельных линий вдоль и поперек волокон.

Учебное задание:

«Выполнение на учебной заготовке резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон».


Сколышки (4 ч).

Техника вырезания сколышков вдоль и поперек волокон.

Учебное задание:

«Вырезание на учебной заготовке сколышков вдоль и поперек волокон».


Трехгранные выемки с углублением в центре(4 ч).

Техника вырезания трехгранных выемок с различным направлением волокон.

Учебное задание:

«Вырезание на учебной заготовке трехгранных выемок с различным направлением волокон».


Скобчатая резьба.

Вырезание «ноготка» вдоль и поперек волокон (4ч).

Техника вырезания скобчатых порезок с различным направлением волокон.

Учебное задание:

«Вырезание на учебной заготовке скобчатых порезок с различным направлением волокон».


Розетки-сияния. Розетки-вертушки (4ч).

Техника вырезания розеток-сияний, розеток-вертушек.

Учебное задание:

«Вырезание на учебной заготовке сияний, розеток».


Изготовление резной доски с применение различных элементов геометрической резьбы (8 ч).

Практическая работа: «Изготовление резной разделочной доски с самостоятельно составленным орнаментом из различных элементов геометрической резьбы».

Отделка изделия шлифовкой и лакированием (2ч).

Практическая работа: «Отделка готового изделия шлифовкой, лакированием».


Профориентация


Профессии, связанные с восстановлением лесных массивов, производством древесных материалов, обработкой древесины (2ч).

Профессия лесовода, лесника, егеря. Профессия лесозаготовителя, рабочего лесопильного завода.


Профессии, связанные с созданием изделий из древесины.

Народные промыслы(2ч).

Профессия плотника, столяра. Профессия мастера-краснодеревщика, резчика по дереву.


Проект


Введение в проект. Выбор проекта изделия для художественной обработки. Обоснование цели.(1ч)

Здесь обычно отображаются следующие моменты: исходная проблема, требующая решения, или потребность, требующая удовлетворения.

Идея (цель) проекта и ее обоснование. Содержание конкретных задач. Планируемый результат. Межпредметные связи. Новизна и актуальность проекта.

Практическая работа:

«Выбор проекта изделия».



Основная часть проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Обзор литературы.(1ч)

В теоретическом разделе необходимо провести обзор литературы по теме проекта. Реферирование литературы должно содержать краткую историческую справку, т.е. историю развития изучаемого явления, изделия или проблемы и должен показать основательное знакомство учащегося с историей вопроса, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное, определять главное в современном состоянии изучаемой темы.

При этом должны быть сделаны ссылки на журнальные статьи, книги и другие источники информации, используемые при составлении исторической справки.

Поскольку проект обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом.

Практическая работа:

«Подбор литературы для изучения по теме проекта».


Разработка банка идей. Выполнение эскизов.

Анализ предложений. Выбор оптимального варианта.(2ч)

В поисковом разделе необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом провести их сравнение по определенным критериям.

Как правило, здесь требуется выполнить эскизы своих идей (изделий) и сделать к ним краткие пояснения, касающихся отдельных сторон, например: формы, цвета, используемых материалов, применяемых методов и т.п. Эскизы следует выполнять быстро, не увлекаясь прорисовкой, но аккуратно.

Результатом данного раздела является анализ предложений и обоснование выбора оптимального варианта. В основе выбора могут лежать различные соображения, например:

-насколько сложен процесс изготовления того или иного варианта

изделия;

-достаточно ли приобретенных в школе знаний, умений и навыков


для их выполнения:

-требуются ли специальные устройства, оборудование или приспособления, которых не имеется в наличии;

-достаточно ли материалов или финансовых средств для работы;

-достаточно ли времени для выполнения работы к нужному сроку и т.п.


Практическая работа:

« Разработка банка идей и предложений».


Критерии выполнения проекта.

Конструктивные, материаловедческие, технологические.(1ч)

Технологический раздел подразумевает описание всей практической работы от идеи до получения конечного результата. Он может включать в себя такие подразделы как:

-Конструирование;

-Подбор материалов и оборудования;

-Технология выполнения изделия (в виде технологической карты, в которой подробно описываются шаги выполнения работы, с указанием инструментов, материалов и способов обработки, а также в виде алгоритма выполнения последовательных этапов работы).

Практическая работа:

«Обсуждение критериев оценки проекта»


Критерии выполнения проекта. Экологические,

эстетические, экономические, маркетинговые (1ч)

В эколого-экономическом разделе рассматриваются экономические и экологические аспекты проекта. В экономической части проекта представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование.

Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономической целесообразности изготовления проектируемого изделия и наличие рынка сбыта.

Нужно разработать эстетику и оформление готового изделия, согласно основам художественного конструирования.

Особое внимание, при необходимости, следует уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой негативных изменений в окружающей среде.



Практическая работа:

«Выработка критериев оценки проекта»


Выполнение практической части проекта. (16ч)

Практическая работа:

В практической части проекта необходимо выполнить полное оформление пояснительной записки к проекту и изготовить самостоятельно разработанное изделие или комплекс изделий с использованием художественной обработки древесины.

Примеры проектных изделий смотрите в приложении (Пропильная резьба-рис.1; маркетри-рис.2; геометрическая резьба-рис.3).


Заключение часть проектной работы. Защита проекта. (2ч)

Главный смысл работы. Постановка проблемы, ее актуальность. Выполнена ли поставленная задача? Удовлетворяет ли изделие потребности, описанной в краткой формулировке задачи?

Полученные результаты. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ. Соответствие изделия критериям, сформулированным в начале работы в требованиях к объекту проектирования.

Решенные проблемы. Каким образом, и какие удалось решить проблемы (социальные, эстетические, экологические, экономические, маркетинговые, конструктивные, технологические и т.п.). Осмысление проблем затронутых в проекте.

Полученные новые знания. Какие новые знания получены в результате работы с литературными источниками информации, критериями оценки проекта, анализе и выборе лучшей идеи. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Плюсы и минусы проекта. Здесь же, как правило, присутствует самооценка проделанной работы учащимся.

Оценка процесса рабо­ты над проектом - это возможность для учащихся оценить, на­сколько хорошо они использовали свое время, насколько ус­пешными они были на каждой стадии выполнения проекта.


Представление работ учащихся.

Для закрепления положительных эмоций, полученных детьми в результате работы над изделиями необходимо самостоятельно устраивать детские выставки, творческие встречи, презентации проектов учащихся, или участвовать в мероприятиях проводимых другими организациями, как в конце года, так и в течении учебного года. Время, отведенное на эти работы (6ч.) - достаточно условно и может быть увеличено и распределено в течение года в зависимости от возможностей преподавателя.