litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра социологии и политологии


Г.В. Антонов


СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ


Учебно-методическое пособие


Волгоград 2006

ББК 60.75я.73

А72


Рецензенты:

канд. филос. наук, доц. Московского университета
потребительской кооперации (Волгоградский филиал) Е.М. Дринова;

д-р филос. наук, проф. Волгоградского государственного университета
И.В. Василенко


А
А72
нтонов, Г. В.


Социология семьи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. В. Антонов ; ВолГУ, Каф. социологии и политологии. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 68 с.

ISBN 5-9669-0166-Х


ББК 60.75я.73


ISBN 5-9669-0166-Х


© Г.В. Антонов, 2006

© Издательство Волгоградского

государственного университета 2005



ВВЕДЕНИЕ


Обязательная учебная дисциплина «Социология семьи» даёт представление о социальной сущности семьи, положении семьи в обществе, месте семьи среди других социальных институтов, роли семьи в поддержании социальной структуры, согласовании интересов личности и общества.

Цель учебной дисциплины – формирование у обучаемых способности разбираться в противоположных научных концепциях объяснения современных тенденций семьи, различать это противостояние в общественном мнении и обыденных суждениях, преодолевать стереотипы личного опыта семейной жизни, конструировать адекватные картины социального мира.

Задачи учебной дисциплины:

- дать представление о наиболее общих закономерностях развития института семьи, взаимодействии его с другими социальными институтами, демографических процессах;


- показать влияние межличностных отношений в семье как малой социальной группе, брачно-семейного поведения на возникновение и развитие частных, конкретных социальных процессов;

- выработать у обучаемых умение ориентироваться в конкретной семейной ситуации, что может служить основой для практической работы по изменению семейных отношений.

Студент должен знать:

- что из себя представляет социология семьи как наука, интерпретируемая в узком и широком смыслах (как отраслевая социологическая дисциплина, теория среднего уровня и как фамилистика, социологическая наука о семье);

- основные концептуальные подходы к исследованию семьи, существующие в современной социологической науке (фамилизм, модернизм, феминизм), а также теоретические направления, в рамках которых семья изучается (прежде всего разделение их на макро- и микроуровень);

- что такое семья с социологической точки зрения, её сущность как социокультурного феномена (в первую очередь как социального института и как малой социальной группы), основные функции и типы семьи;

- основы мотивации брачно-семейного, репродуктивного и самосохранительного поведения, роль в этом процессе семейных институциональных норм и ценностей, в том числе религиозных;

- общемировые тенденции развития института семьи в современном обществе, связанные с процессом модернизации, а также основные проблемы, существующие в данной сфере общественной жизнедеятельности;

- российские особенности процесса депопуляции, его причины, факторы и возможные последствия, общее и специфическое в нём по сравнению другими развитыми и развивающимися странами;

- теоретические основы государственной семейной и демографической политики, отечественный и зарубежный опыт, накопленный в этой области, историю взаимоотношения институтов семьи и государства в нашей стране и за её пределами;

- основные методы прикладных исследований семьи, способы измерения репродуктивных установок, выявления конфликтов и противоречий во внутрисемейных отношениях.


Студент должен уметь:

- ориентироваться в противоположных научных парадигмах объяснения тенденций и перспектив развития института современной семьи, правильно интерпретировать конкретные проявления брачно-семейных процессов и структур;

- социологически анализировать семейную и демографическую ситуацию в обществе, давать адекватные оценки действиям государственных структур, ответственных за реализацию семейной или демографической политики;

- проводить в составе исследовательских коллективов конкретные социологические исследования брачно-семейного, репродуктивного и самосохранительного поведения населения.

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

- история социологии (развитие социологических взглядов на семью как социальный институт, семью как малую социальную группу, брачно-семейные отношения в целом, развитие демографических процессов);

- общая социология (в узком смысле социология семьи – раздел общей социологии, отраслевая социологическая дисциплина);

- демография (роль института семьи в воспроизводстве населения и поддержании социальной структуры общества);

- методика и техника КСИ (прикладные социологические исследования брачно-семейных, репродуктивных и самосохранительных ценностных ориентаций населения).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№ те-мы

Название темы, наименования вопросов, изучаемых на лекциях

Количество часов,

отводимых на лекции по теме

Практические

(семинарские)

занятия

1

2

3

4

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ КАК НАУКА.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕМЬИ.


СУЩНОСТЬ СЕМЬИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА.


СЕМЬЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.


ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.


ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ.


ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ.


4


6


4


4


6


4


4


4


4


6


4


4


6


4


4


4




ИТОГО:

36

36



ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. Социология семьи как наука (4 часа).


Предмет социологии семьи как отраслевой социологической дисциплины. Место социологии семьи в системе других социологических дисциплин. Взаимосвязь социологии семьи с другими науками, изучающими семью. Становление социологической науки о семье. История развития социологии семьи в России. Перспективы создания интегративной науки о семье.


Тема 2. Концептуальные подходы к исследованию семьи (6 часов).

Современные теоретические концепции семьи: фамилизм, модернизм, феминизм. Противостояние парадигм в современной социологии семьи и демографии. Парадигма модернизации и парадигма кризиса семьи: основные положения. Основные теоретические направления в современной социологии семьи. Макросоциологические концепции семьи: структурный функционализм, теория конфликта. Микросоциологические концепции семьи: символический интеракцияонизм, теория обмена, этнометодология.



Тема 3. Сущность семьи как социокультурного феномена (4 часа).


Проблема определения понятия «семья». Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Функции семьи. Специфические и неспецифические, индивидуальные и социальные функции. Репродуктивная функция семьи и воспроизводство населения. Социализирующая функция семьи и социальный контроль. Типы социального контроля. Классификации семейных групп, структур и процессов.


Тема 4. Семья и демографические процессы (4 часа).


Потребность в брачном партнёре и в браке. Брачно-семейное поведение, брачность и разводимость. Репродуктивная потребность как основа репродуктивного поведения. Репродуктивное поведение и рождаемость. Потребность в самосохранении. Установки на здоровый образ жизни. Самосохранительное поведение и смертность.


Тема 5. Проблемы изменения семьи в современном обществе (6 часов).


Традиционные и современные общества. Процесс модернизации обществ. Модернизация общества и изменения института семьи. Изменения в функциях и структуре семьи. Теории «перехвата» семейных функций. Репродуктивная потребность и социальный контроль: история и современность. Изменения в ценностных ориентациях и деградация института семьи в современном обществе. Депопуляция населения как результат изменений института современной семьи.


Тема 6. Социальные проблемы семьи в современной России (4 часа).

Российская семья и проблема физического воспроизводства населения в нашей стране. Факторы депопуляционного процесса в современной России. Объективные и субъективные факторы. Социалистическая революция, индустриализация и семья. Специфика функционирования семьи в «советском» обществе. Состояние здоровья населения и процесс депопуляции. Установки на здоровый образ жизни в современной России. Искусственные прерывания беременности как составляющая депопуляции в современной России. Проблема повышения уровня контрацептивной культуры и грамотности населения.



Тема 7. Политика государства в отношении семьи (4 часа).


Взаимоотношения институтов семьи и государства в российском обществе: история и современность. Государственная семейная политика: цели, принципы, функции. Теоретические основания семейной политики государства. Реализация семейной политики в СССР и современной России. Демографическая политика государства. Социальная политика государства в отношении семьи: отечественный и зарубежный опыт.


Тема 8. Прикладные исследования в социологии семьи (4 часа).


Актуальность проведения прикладных социологических исследований семьи в современной России. Методы измерения величины репродуктивных установок. Индексы «предпочитаемых» чисел детей. Познавательные возможности анкетного опроса при исследовании семьи. Метод семантического дифференциала. Прикладные исследования семьи как малой группы. Методы социометрии.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Социология семьи как наука (4 часа).


1.Социология семьи как отраслевая социологическая дисциплина.

2.Предмет социологии семьи.

3.Место социологии семьи в системе других социологических дисциплин.

4.Взаимосвязь социологии семьи с другими науками, изучающими семью.

5.Социология семьи и демография: взаимосвязь и взаимовлияние.

6.История зарубежной социологии семьи.

7.История отечественной социологи семьи.

8.Микро- и макросоциологический анализ семьи.

9.Современное состояние социологии семьи в России.

10.Фамилистика как интегративная наука о семье: предпосылки возникновения и перспективы развития.

Социология семьи – часть общей социологии, отраслевая социологическая дисциплина, теория «среднего уровня», рассматривающая семью как личную сферу жизнеде­ятельности согласованно действующей группы людей. Объект исследования социологии семьи это – группа лиц, связанных брачными или родственными отношениями, индивид же рассматривается только в качестве члена семьи, как составная часть целого. Социология семьи изучает личность прежде всего как исполнителя семейной социальной роли.


Наиболее тесно социология семьи связана с демографией, которая изучает семейную и половозрастную структуру населения, используя статистические данные о численности и составе семей, распространённости различных типов семьи, о тенденциях брачности, разводимости, рождаемости и смертности. Изучение роли семьи в воспроизводстве населения является ключевым разделом одновременно и демографии, и социологии семьи; в рамках последней он получил название социологии рождаемости. Демография обобщает факты формирования, функционирования и распада семейных групп, в то время как социология семьи исследует прежде всего качество и эффективность реализации семьей репродуктивной и социализирующей функции.

Предмет социологии семьи состоит в изучении эффективности функционирования семьи как социального института, реали­зующего необходимые для общества функции по воспроизводству и социализации новых поколений благодаря индивидуальной мотивации к семейному образу жизни, вступлению в брак и обзаведению детьми. Специфика социологиче­ского подхода к исследованию семьи состоит в его внима­нии к фундаментальной посреднической роли семьи между интересами личности и общества.

Общество существует только потому, что индивиды через посредничество семьи мотивиру­ются к удовлетворению потребностей общества. В случае недостаточности воздействия внешнего или внутреннего социального контроля семья поддерживает устойчивую мотивацию к реализации интересов общества. В то же время семья в состоянии осуществлять посредническую роль только при условии поддержки со стороны об­щества.

Семью можно рассматривать на трёх уровнях. На уровне общества она выступает как социальный институт, выполняя ряд функций, в первую очередь такие специфические, как репродуктивная и социализирующая. Второй уровень – семья как малая социальная группа, т.е. собственно семья. Третий уровень – личность, где семья выступает как сфера жизнедеятельности и призвана удовлетворять определённые потребности человека. В этой связи существует два основных взаимосвязанных направления социологического изучения семьи – семьи как социального института и как малой социальной группы.


Исследование семьи как социального института предполагает внимание к изучению социальных институтов и социальной структуры общества, которое прослеживается уже у основателя социологии О.Конта, пытавшегося выделить в обществе социальные институты, обусловливающие воспроизводство социальной интеграции. Семья также является институтом, обеспечивающим интеграцию общества и его функционирование, поскольку именно в семье у человека развивается чувство социальности.

Идеи О.Конта получили своё развитие в социологических концепциях Э.Дюркгейма и В.Парето, рассматривавших общество как систему. В наиболее развитом, детально разработанном виде данный подход представлен в концепции структурного функционализма, где институционализированное взаимодействие рассматривается в качестве предмета социологии. Основатель структурного функционализма Т.Парсонс, рассматривая общество как стабильную систему, находящуюся в состоянии равновесия, неоднократно обращался к теме семьи, интересовавшей его прежде всего в качестве института социализации личности, обеспечивающего поддержание образца социальной системы.

Первоначально Т.Парсонс обходил вниманием становление, развитие и отклонения социальной системы от состояния равновесия, что подвергалось критике в научной литературе, которая привела к формированию нового направления в структурном функционализме – так называемого эволюционного функционализма (или неоэволюционизма). Неоэволюционизм Т.Парсонса основывается на развитии модели структурной дифференциации Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. В рамках данного направления с точки зрения предмета социологии семьи наибольший интерес представляет ряд исследований проблемы модернизации традиционных обществ (прежде всего, работа Т.Парсонса «Система современных обществ», 1971). О возможности отклонения конкретной социальной системы от состояния равновесия заявил Р.Мертон, введя наряду с понятием функции понятие дисфункции.

Проблемам происхождения институтов семьи и брака посвящён ряд работ Э.Вестермарка («Происхождение человеческого брака», 1889; «История человеческого брака», 1898; «Краткая история брака», 1926; «Будущее брака в западной цивилизации», 1936), который отстаивал идею неизменности патриархальной семьи. Это критиковалось многими другими учёными, в частности Ф.Энгельсом, у которого концепция исторической изменчивости форм семьи и брака получила существенное развитие. Патриархальная моногамия, по Ф.Энгельсу, является результатом появления частной собственности и института наследования; её цель – рождение детей, наследующих богатство отца.


На актуальную в структурно-функциональном анализе семьи проблему утраты этим институтом своих традиционных функций, а также на то, что уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейную солидарность (что приводит к семейной аномии – специфическому виду нарушения семейного равновесия, проявляющемуся в самоубийствах мужчин после развода) впервые обратил внимание Э.Дюркгейм. Концепцию «перехвата» семейных функций другими социальными институтами в процессе модернизации традиционного общества одним из первых сформулировал У.Огборн.

В рамках группового направления семья анализируется в первую очередь на уровне малой социальной группы. Основателем данной социологической традиции является Ф.Ле Пле, на которого оказали влияние идеи О.Конта о семье как микромодели общества, устойчивой благодаря склонности к солидарности. В качестве малой или первичной группы семью рассматривает Ч.Кули, который также выступает одним из основоположников группового направления в исследовании семьи, где взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных или межличностных отношений. С несколько иных позиций (по сравнению со структурными функционалистами) тему утраты семьёй своих традиционных функций разрабатывает Э.Берджесс, говоря о смене типов семьи на уровне малой социальной группы. Близким групповому подходу классическим примером изучения семейной жизни в различных обществах выступают исследования социального антрополога Б.Малиновского.

Разделение подходов к изучению семьи на институциональный и групповой достаточно условно и многие представители так называемого группового направления (Ч.Кули, Э.Берджесс, Б.Малиновский) учитывали и влияние макросреды на внутрисемейные отношения. Кроме того, отдельными учёными, в частности Т.Парсонсом, предпринимались попытки совместить макро- и микроанализ семьи, поскольку стабильность семьи зависит как от внешних воздействий, так и от характера внутрисемейных отношений.

Несмотря на значительное внимание, которое уделялось семье классиками социологии, исследования проблем семьи как института физического воспроизводства населения не могли иметь давнюю традицию ввиду отсутствия их актуальности приблизительно до середины ХХ столетия. Изучалось прежде всего социальное воспроизводство человека в процессе социализации. Но даже во второй половине ХХ века вплоть до наших дней, когда в большинстве индустриально развитых стран институт семьи перестал эффективно выполнять репродуктивную социальную функцию, ни в одной из них не сформировалось отношения к снижению рождаемости как к серьёзной научной и социальной проблеме.


В современной западной социологии семьи преобладают исследования на микроуровне, т.е. межличностных отношений в семье как малой социальной группе. Теоретической основой микросоциологических исследований семьи выступают символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология, психоанализ и социометрия. В современной западной макросоциологии семьи господствует теория конфликта, выступая основой для критики современной семейной жизни, в частности отношений между полами (Х.Хартман, США).

В отечественной науке отсутствие в течение длительного времени исследований проблем семьи как института воспроизводства населения также было обусловлено прежде всего отсутствием актуальности подобных исследований, поскольку, как и в большинстве развитых стран Запада, в нашей стране репродуктивная социальная функция достаточно эффективно выполнялась институтом семьи приблизительно до середины 60-х годов ХХ столетия. Кроме того, засекречивание данных Всесоюзных переписей населения, а также отрицание наук социологии и демографии привело к тому, что из поля зрения учёных выпали многие серьёзные проблемы функционирования семьи.

Несмотря на то, что о негативных тенденциях в системе брачно-семейных отношений учёные и публицисты упоминали и до перестроечных лет, как правило это ограничивалось лишь констатацией негативных процессов и явлений и осторожными рассуждениями о возможных причинах, вызывающих подобное в «благополучном» социалистическом обществе. Считанные единицы авторов уделяли должное внимание проблемам снижения качества и эффективности реализации институтом семьи репродуктивной социальной функции, а также массовой дезорганизации внутрисемейных отношений, которая выражалась в увеличении числа разводов, неполных семей, дефектах воспитания подрастающего поколения.

Перечисленным и смежным с ними проблемам были посвящены работы основателя отечественной социологии семьи А.Г.Харчева, а также А.И.Антонова, М.С.Мацковского, В.А.Борисова, Л.Е.Дарского, А.Б.Синельникова. Концепция А.Г.Харчева, полноценной альтернативы которой в отечественной социологии семьи не создано до сих пор, сформировалась под влиянием марксистско-ленинской трактовки места и роли семьи в обществе и государстве и парадигмы структурно-функционального анализа, в частности идей Т.Парсонса и Р.Мертона. Её центральный вопрос – социальные функции семьи, главными из которых являются репродуктивная и социализирующая.


С началом прямой убыли населения России в 1992 году достаточно широкую распространённость получили прикладные социолого-демографические исследования проблем, касающихся качества и эффективности реализации институтом семьи репродуктивной социальной функции; при этом количество научной литературы в этой области продолжает оставаться небольшим. В настоящее время в отечественной социологии семьи рассматривается институт семьи как подструктура воспроизводства населения, история, тенденции и перспективы его развития, демографические проблемы семьи, различные аспекты проблем разводов и депопуляции населения, демографическая ситуация, характер и направленность демографических процессов в России и ряд других проблем (в основном, в работах А.И.Антонова, В.А.Борисова, М.С.Мацковского, А.Б.Синельникова, В.Н.Архангельского, В.В.Елизарова).

В отличие от современной западной социологии семьи, в отечественной преобладает макроуровень, а одним из наиболее продуктивных подходов к предмету исследования продолжает оставаться структурно-функциональный анализ. Данная социологическая традиция берёт начало от структурно-функциональной в целом концепции А.Г.Харчева, которая получила дальнейшее развитие, прежде всего, в работах А.И.Антонова. Крупнейшим представителем другого направления в отечественной социологии семьи, уделяющего основное внимание характеру внутрисемейных отношений, выступает С.И.Голод. Достаточно подробно разработаны методы эмпирического исследования брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентаций и установок; наиболее значительным вкладом в этой области являются работы А.И.Антонова, М.С.Мацковского, С.И.Голода.

Достаточно давно уже поднимается проблема интеграции наук, занимающихся изучением семьи. В частности, в монографии А.Г.Харчева и М.С.Мацковского «Современная семья и её проблемы» (1982 г.) впервые употребляется термин «фамилистика», определявшейся как «совокупность составляющих формирующейся науки о семье». По мнению авторов, подобная интеграция способствовала бы как повышению научного уровня исследований семьи, так и более эффективному практическому использованию научных данных. В настоящее время термин «фамилистика» всё активнее вводится в научный оборот, хотя официального признания ещё не получил: его нет в словарях по социологии и демографии. Неофициально он используется для обозначения междисциплинарной системы знаний, включающей методологические концепции, методы и результаты эмпирических исследований семьи.


Станет ли совокупность научных направлений, изучающих семью, единой наукой – вопрос сложный. Проблемой является то, что разрозненно проводимые фамилистические исследования не могут дать ответов на многие вопросы социальной практики, не обеспечивая потребность в научном прогнозировании социальных процессов, разработке стратегий и механизмов стабилизации института семьи. До самого недавнего времени это научное направление было периферийным, кроме того, исследования семьи проводятся, в основном, в рамках отдельных наук при почти полном отсутствии междисциплинарных проектов.

Основой развития комплексных фамилистических исследований является переход от систематизации научных знаний к обоснованию предмета и методологии интегративной науки о семье. Тенденция формирования самостоятельной научной отрасли, составляющей систему знаний о семье, в современной социологии семьи реализуется посредством сближения институционального и группового подходов в исследовании предмета этой науки, системного социологического анализа семьи как социокультурного феномена.

Тема 2.


следующая страница >>