litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Статья посвящена формированию модели пенсионной системы Российской Федерации на базе межотраслевых балансовых расчетов. На основе цикла сценарных расчетов рассматриваются возможные варианты изменения ключевых параметров пенсионной системы в долгосрочной перспективе.


Ключевые слова: пенсионная система, демография, межотраслевой баланс, модель пенсионной системы, ВВП, реальная средняя пенсия


Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г.

А.А. ШИРОВ, кандидат экономических наук, E-mail: schir@ecfor.ru, В.В. ПОТАПЕНКО, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Москва. E-mail: vadimpotap@mail.ru


Вопрос о механизмах функционирования пенсионной системы остается одним из наиболее острых в рамках дискуссии о перспективах российской экономики. Острая социальная направленность делает дискуссию скорее общественно-политической, экономические аргументы порой «тонут» в вихре политических лозунгов и популистских заявлений.

Исходные позиции

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, по нашему мнению, следует сосредоточиться на определении роли и места пенсионной системы в общей стратегии долгосрочного развития страны и на этой основе сформулировать ключевые требования к ней в настоящем и будущем.

При анализе перспектив развития нашей пенсионной системы часто обращаются к опыту стран, обладающих сходными с российской системами социального обеспечения (прежде всего, Западной Европы). Однако часто забывают о том, что проблемы с обеспечением социальных обязательств в странах Европейского союза возникли на фоне очень высокого уровня социального обеспечения и замедления темпов экономического роста.


По уровню пенсионного обеспечения населения Россия значительно уступает большинству стран Европейского союза, при этом разрывы в уровне пенсий по старости больше, чем в душевых доходах. Так, если показатель ВВП на душу населения в России, рассчитанный на основании паритета покупательной способности, составляет примерно 50% от уровня Германии, то среднемесячная пенсия по старости – лишь 30% (табл. 1).


Таблица 1. Показатели пенсионного обеспечения в 2009 г.


 Показатель

Россия

Германия

Франция

Латвия

Выплаты пенсий по старости, % к ВВП

5,5

8,7

10,9

5,1

ВВП на душу населения, тыс. дол. США по ППС

19,1

36,0

33,4

14,7

Официальный возраст выхода на пенсию по старости для мужчин/женщин, лет

60/55

65/65

60/60

62/62

Численность населения в возрасте старше трудоспособного на тысячу человек в трудоспособном возрасте*

350,8

313,8

381,6

306,1

Средняя месячная пенсия по старости, тыс. дол. США по ППС


0,4

1,3

1,4

0,3

Коэффициент замещения (отношение средней пенсии по старости к средней начисленной заработной плате), %

30,3

45,0

45,7

24,5



Источники: данные Росстата, Евростата, ОЭСР, расчеты авторов.

Примечание. * Верхняя граница трудоспособного возраста для каждой страны определяется исходя из официального возраста выхода на пенсию, нижняя граница равна 16 годам.


Конечно, ухудшение демографической ситуации будет негативно сказываться на пенсионной системе. Более того, этот фактор станет одним из основных при реформировании пенсионной системы в ближайшие годы. В то же время понятно, что без роста реальных размеров пенсий будет очень трудно преодолеть существующие разрывы в уровне доходов между различными группами населения.

Кроме того, пенсии – это фактор спроса, в значительной степени ориентированный на отечественного производителя, причем в депрессивных регионах и в сельской местности – весьма значимый. Обеспечение относительно высокого уровня жизни пенсионеров является не только социальной задачей. При определенных условиях пенсионные выплаты и сбережения пенсионеров могут способствовать повышению жизненных стандартов целых регионов1.

В то же время принятие взвешенных решений в области пенсионного обеспечения – это вопрос не только благосостояния граждан, но и налоговой политики, влияющий на перераспределение ресурсов в экономике, финансовое состояние предприятий, уровни инвестиций и производства.

В отдельных странах мира пенсионные накопления - важный инвестиционный инструмент воздействия на фондовые рынки и инвестиционную активность. Относительная неудача с формированием накопительной части трудовой пенсии в России отнюдь не свидетельствует о невозможности создания эффективных частных и государственных механизмов дополнительных пенсионных накоплений в будущем. Реализация таких механизмов способна как увеличить доходы будущих пенсионеров, так и способствовать росту инвестиционной активности.


Инструментарий расчетов

Роль пенсионной системы в стратегии экономического развития страны в долгосрочной перспективе должна быть четко определена и формализована через конкретные мероприятия в области экономической политики. Разработке таких мероприятий должны предшествовать их согласование с общей экономической стратегией государства, а также оценка возможных макроэкономических последствий от их внедрения. Такая работа невозможна без соответствующих расчетов.

Параметры развития пенсионной системы не могут рассматриваться в отрыве от ключевых индикаторов социально-экономического развития. При этом учет всего многообразия связей между экономикой и пенсионной системой возможен только в рамках модели, которая учитывает ключевые прямые и обратные связи между экономикой и пенсионной системой. То есть не только экономика должна оказывать воздействие на параметры пенсионной системы, но и пенсионная система через инвестиции, налоги, доходы пенсионеров влияет на развитие экономики.

Еще одно важное требование к инструментарию – наличие структурной компоненты прогноза. Его важность для формирования параметров пенсионной системы демонстрирует таблица средних ставок (отношение начисленного налога к налоговой базе) по страховым взносам и единому социальному налогу (ЕСН) для некоторых видов экономической деятельности (табл. 2). Сложившаяся в России система страховых платежей отличается значительной дифференциацией пенсионной нагрузки по отраслям вследствие их неоднородности по уровню экономической эффективности и заработной платы. Игнорирование этого фактора, особенно при расчетах на долговременную перспективу (где трансформации в структуре экономики могут быть весьма существенными), может значительно ухудшить качество и интерпретацию итоговых результатов прогноза. Этот аспект также важен для точного представления о возможных размерах налоговой нагрузки в отдельных секторах экономики (табл. 2).

Таблица 2. Средние эффективные ставки страховых взносов и ЕСН для некоторых видов экономической деятельности, %


Вид экономической деятельности

2007

2009

2011 (оценка)

Все виды

20,1

19,6

26,7

Добыча полезных ископаемых

20,6

18,3

20,7

Обрабатывающие производства

20,1

21,1

26,7

Обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно=бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

20,8

22,7

27,7

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

22,6

23,0

26,1

Производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования

19,5

21,2

27,6

Строительство

19,8

21,7

23,9

Оптовая и розничная торговля


19,6

20,7

22,0

Транспорт и связь

18,3

19,2

24,3

Финансовая деятельность

15,2

16,4

17,4

Источники: данные Росстата, ФНС РФ, расчеты авторов.


Таким образом, для формирования сбалансированного прогноза развития пенсионной системы необходим инструментарий, описывающий ключевые взаимодействия в экономике, как на макроэкономическом, так и отраслевом уровне. Естественным инструментом, позволяющим производить расчеты различного уровня агрегации, является межотраслевой баланс (МОБ) производства и распределения продукции в системе национальных счетов (СНС), увязывающий основные счета СНС и отраслевую структуру экономики. Что делает его незаменимым для оценки влияния изменения отраслевой структуры на экономическую динамику.

Кроме того, МОБ позволяет расширять возможности модели за счет встраивания различных дополнительных блоков, более подробно описывающих ключевые аспекты экономической динамики. В частности, могут быть выполнены детальные расчеты в области энергетического баланса, бюджетной и налоговой систем, занятости, внешней торговли и т.д.

Применение МОБ в нашей стране может быть стимулировано текущей деятельностью Росстата, который начинает работу над детализированными таблицами «Затраты - выпуск» за 2011 г. Это даст исследователям богатейший фактический материал, отражающий существующие в российской экономике связи и позволяющий значительно расширить возможности отраслевого и макроэкономического анализа. Однако пока приходится использовать собственные разработки. В частности, в ИНП РАН применяются ряды МОБ в системе ОКВЭД в 44-отраслевой классификации за 1980-2008 гг. На их основе разработана межотраслевая макроэкономическая модель CONTO2, составной частью которой является пенсионный блок.


При разработке модели пенсионной системы ставилась задача получить прогноз, который учитывал бы влияние изменений в структуре производства и образования доходов на формирование ресурсов пенсионной системы и доходы пенсионеров. Экзогенными (задаваемыми) параметрами модели являются демографические характеристики, а также рамочные условия функционирования пенсионной системы (возраст выхода на пенсию, ставки страховых взносов и т.д.).

Динамика производства, параметры производительности труда, инфляция формируют фонд оплаты труда в экономике, от которого зависят пенсионные взносы. В модели предусмотрена возможность задания параметров бюджетного трансферта на покрытие дефицита Пенсионного фонда. При определенных условиях этот трансферт (рассчитываемый в процентах ВВП) может ограничивать рост пенсионных выплат. Объем рассчитанных пенсий влияет на показатели спроса домашних хозяйств и на объемы производства. Таким образом, в модели осуществляется замыкание контура расчетов, что является принципиально важным, поскольку в противном случае модель не будет обладать необходимым уровнем согласованности результатов, а отсутствие взаимного влияния показателей друг на друга чрезмерно расширит диапазон возможного изменения ключевых показателей прогноза и затруднит расчеты.

В связи с этим пенсионная система моделируется при помощи трех взаимосвязанных блоков: демографического, налогового и пенсионного, встроенных в межотраслевую макроэкономическую модель.


Демографический блок

Модель пенсионной системы позволяет задавать значения демографических показателей экзогенно. Кроме того, она содержит отдельный блок, при помощи которого может быть построен собственный прогноз численности населения.

В демографическом блоке прогнозируется численность однолетних половозрастных групп для России в целом на период 2011-2030 гг. База для прогноза – численность половозрастных групп в 2010 г. К экзогенным переменным этого блока относятся:


  1. возрастные коэффициенты рождаемости, то есть численность родившихся живыми на 1000 женщин в возрасте 15, 16… 49 лет за каждый год прогнозного периода;

  2. возрастные коэффициенты смертности, то есть численность умерших на 1000 человек (отдельно для мужчин и женщин) в возрасте 0, 1, 2… 84, 85 и более лет за каждый год прогнозного периода;

  3. численность прибывших и выбывших мигрантов и их половозрастной состав в каждом году прогнозного периода.

Значения перечисленных экзогенных переменных и численность половозрастных групп в базовом году позволяют прогнозировать численность и структуру населения. Для этого используется метод передвижки возрастов.

Согласно этому методу численность родившихся в данном году равняется сумме произведений численности женщин в детородных возрастах и возрастных коэффициентов рождаемости. Численность половозрастных групп в данном году определяется произведением численности половозрастной группы в предыдущем году на коэффициент дожития для этой группы, равный единице, за вычетом возрастного коэффициента смертности. Затем к рассчитанным таким образом значениям численности половозрастных групп прибавляется экзогенно задаваемое число прибывших данного пола и возраста и вычитается число выбывших.

В демографическом блоке прогнозируются также показатели демографической нагрузки на трудоспособное население при различных вариантах возраста выхода на пенсию по старости, естественный и миграционный прирост населения, суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни при рождении и достижении заданного возраста для мужчин и женщин.



следующая страница >>