litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 27 28
Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления


1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.


6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Абзацы второй - третий утратили силу.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;


4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

9.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.


10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 64-Г11-14


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Совета Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области Ким Гун Чел на решение Сахалинского областного суда от 9 сентября 2010 г., которым удовлетворено заявление Кривоносова С.Ф. о признании неправомочным состава депутатов Совета Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области второго созыва.


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Кривоносов С.Ф. житель г. Шахтерска Углегорского района Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании неправомочным состава депутатов Совета Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области второго созыва, указывая на то, что в соответствии со статьей 21 Устава Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области Совет Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района состоит из 15 депутатов, на момент обращения в суд 8 из 15 депутатов сложили полномочия по различным причинам, в связи с чем в составе Совета осталось менее двух третей депутатов от установленной численности. Таким образом, в силу требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Совет неправомочен осуществлять свою деятельность, что нарушает право заявителя на участие в осуществлении местного самоуправления через своих представителей-депутатов.

Решением Сахалинского областного суда от 9 сентября 2010 г. заявление Кривоносова С.Ф. удовлетворено, признан неправомочным состав депутатов Совета Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области второго созыва.

В кассационной жалобе представитель Совета Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области Ким Гун Чел просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Суть доводов сводится к неправильному толкованию судом норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение.


Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает решение не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Пунктом 2 части 10 статьи 40 указанного Федерального закона установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

В силу части 3 статьи 21 Устава Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области Совет Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района состоит из 15 депутатов.


Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции в коллегиальном порядке на заседаниях (сессиях) (часть 2 статьи 23 Устава).

Заседание Совета Шахтерского городского поселения не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50% от числа избранных депутатов. Заседание Совета Шахтерского городского поселения проводится не реже одного раза в 3 месяца (часть 5 статьи 23 Устава).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Устава полномочия депутата Совета прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам выборов депутатов Совета Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области второго созыва состоявшихся 15 октября 2009 г. и довыборов, состоявшихся 1 ноября 2009 г., сформирован Совет Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области второго созыва состоящий из 15 депутатов.

Решением третьей внеочередной сессии Совета Шахтерского городского поселения от 14 декабря 2009 г. досрочно прекращены полномочия двух депутатов Семендяева В.В. и Королевой Л.В.

Решением десятой внеочередной сессии Совета Шахтерского городского поселения от 19 апреля 2010 г. досрочно прекращены полномочия депутата Бубело А.Ю.

13 и 16 августа 2010 г. депутатами Саломатиным И.В., Лукашовым М.Ф., Самченко В.П., Симановским В.А., Яковец В.М. поданы заявления о сложении своих полномочий по собственному желанию.

Таким образом, установив, что в составе Совета Шахтерского городского поселения осталось менее двух третей от установленной Уставом Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района общей численности депутатов, суд на основании пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принял правильное решение о неправомочности действующего состава Совета.


Доводов, влекущих отмену решения в порядке, предусмотренном статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в кассационной жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 363 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Сахалинского областного суда от 9 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Совета Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области Ким Гун Чел - без удовлетворения.


Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2011 N 44-Г11-8


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Старцева И.И. о признании неправомочным состава депутатов Думы муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» четвертого созыва и назначении досрочных выборов депутатов городской Думы пятого созыва по кассационной жалобе заявителя и его представителя на решение Пермского краевого суда от 16 сентября 2010 г. об отказе в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Старцев И.И., являющийся жителем г. Кудымкара, обратился в суд с заявлением о признании неправомочным состава Думы муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» четвертого созыва и назначении досрочных выборов депутатов городской Думы пятого созыва.

В обоснование заявления указал, что из 20 избранных депутатов 8 добровольно сложили свои полномочия. 14 июля 2010 г. заявление об отставке подал депутат Климов А.В., а 2 августа 2010 г. - депутаты Рассада Л.В., Строганов П.А., Власов С.М., Сторожев С.Г., Печерский И.Е., Мехоношин И.Д. и Горькавый В.Н. Таким образом, городская Дума не имеет двух третей численного состава и, следовательно, является неправомочной. В связи с этим, по мнению заявителя, нарушены его конституционные права - он не имеет возможности управлять делами муниципалитета через представительный орган.


Пермским краевым судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового акта об удовлетворении заявления просят в кассационной жалобе заявитель и его представитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с ч. ч. 1 и 1.1 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

На основании п. 2 ч. 10 ст. 40 указанного Федерального закона полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

В силу подп. 2 п. 16 ст. 35 упомянутого Федерального закона полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в законную силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Устава муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» (далее - Устав) Дума является представительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования. Дума состоит из 20 депутатов, избирается на пять лет и осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов Думы. Основной формой деятельности Думы являются заседания, которые правомочны, если на них присутствуют более половины от установленной численности депутатов Думы. Заседания Думы проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц (ч. 3 ст. 21 Устава).


Подпунктом 2 ч. 1 ст. 25 этого же документа установлено, что полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы принимается Думой в течение одного месяца со дня наступления указанного обстоятельства. Полномочия депутата прекращаются со дня, определенного решением Думы (ч. 2 ст. 25).

Установлено, что по результатам проведенных в октябре 2005 г. выборов депутатов в Думу муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» избраны 20 депутатов на 5-летний срок.

14 июля 2010 г. в Думу поступило заявление депутата Климова А.М. с просьбой исключить его из состава депутатов ввиду трудоустройства на муниципальную службу с 19 июля 2010 г.

2 августа 2010 г. в Думу поступили заявления о добровольном сложении своих депутатских полномочий от депутатов Сторожева С.Г., Рассады Л.В., Мехоношина И.Д., Власова С.М., Печерского И.Е., Строганова П.А., Горькавого В.Н. В дальнейшем Печерский И.Е. и Горькавый В.Н. свои заявления отозвали и продолжили депутатскую деятельность.

15 сентября 2010 г. состоялось очередное заседание Думы, в котором приняли участие 13 депутатов, в том числе Горькавый В.Н. и Печерский И.Е.

Решением Думы от 15 сентября 2010 г. досрочно прекращены полномочия депутатов Строганова П.А., Мехоношина И.Д., Сторожева С.Г., Рассады Л.В., Власова С.М. и Климова А.М.

На момент рассмотрения дела судом первой инстанции численность депутатов составила 14 депутатов из 20, то есть две трети от установленной численности.

Установив, что Дума исполняет свои полномочия в правомочном составе, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Пермского краевого суда от 16 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Старцева И.И. - без удовлетворения.



следующая страница >>