litceysel.ru
добавить свой файл
1
С чего начинается Родина…


(работа представлена на Всероссийскую научно- практическую конференцию «Школьный проект как интеграция учебной и внеурочной деятельности», проводимой издательским домом ПАГАНЕЛЬ 12 декабря 20011года)

Лебедкина Л.В.,

учитель школы №11

г. Асбеста

Свердловской области


- А что такое гражданин?

- Отечества достойный сын!

Н. Некрасов

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого. В последние годы, выстраивая воспитательную работу с учащимися, пользуюсь работами замечательного ученого, публициста Д.С. Лихачева. Он отмечает, как важно воспитать в ребёнке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Среди множества воспитательных средств особое место занимает проектная деятельность учащихся. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его просто необходимо отнести к лучшим педагогическим технологиям XXI века. Ведь одна из задач метода заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Много лет занимаясь с детьми созданием проектов, могу с уверенностью сказать, что проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. А не эти ли качества составляют основу настоящего человека - гражданина своей страны!?

Поделюсь опытом создания проекта «Имена и фамилии ребят нашего класса», выполненного семиклассниками нашей школы. Учебный проект состоял из 4 этапов: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.

На первом этапе в  классе была проведена беседа «Можно ли по имени и фамилии изучать историю своей семьи, своей страны?». После  занятия у ребят возникло много вопросов. Не на все из них дети смогли дать ответ: не хватало знаний по этимологии, ономастике. Таким образом, проблематику исследовательского проекта  «Имена и фамилии ребят нашего класса» определил интерес детей, их желание окунуться в мир большой науки. Далее в классе обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни современного человека, дети знакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Осуществление деятельности проходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общей для всех была задача сбора информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, в интернете, информацию получали от родителей. Взрослым пришлось объяснять, почему тем или иным именем они назвали своего ребенка. Родители вместе с детьми искали в справочниках сведения по истории своей фамилии. Этот момент общей работы необыкновенно сблизил подростков с членами их семей. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений в виде таблиц, фотографий. Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Мои ученики оформили результаты исследования в виде газеты- раскладушки. В ней каждому ученику класса была посвящена страница, где рассказывалось о значении имени, о лучших чертах характера его носителя, излагалась история происхождения фамилии.


У настоящего патриота нашей страны, знатока древнерусской письменности Д.С.Лихачева есть замечательное высказывание: «Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ». Изучая свое имя, свою фамилию, ребенок невольно приобщался к истории своей страны, своего рода. Ребята узнали множество давно ушедших из языка слов, оставшихся в нем в виде фамилий.

Работая с детьми, думаю, как важно прививать человеку еще в детские годы любовь и уважение к прошлому, формировать историческую память. Особенно важно научить любить и уважать свой язык, воспитывать ответственность за сохранение родного языка. Вот так, незаметно для ребенка, воспитывается в нем патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками.  Это важнейшее качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, готовность выполнять свой гражданский долг и обязанности по защите своей страны.


Работа опубликована в электронном сборнике, размещенном в федеральных библиотеках РФ: РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Парламентской библиотеке и в Президентской библиотеке им. Б.Н.Ельцина)


Литература.

1. Кикоть Е.Н., Основы исследовательской деятельности: учебное пособие для лицеистов, Калининград, 2002 г.

2. Русских Г.А., Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, Калининград, 2005 г.

3. Эпштейн М.И. Метод проектов в школе20 века. Педагогический альманах, М., 2002г., №11.