litceysel.ru
добавить свой файл
1
К вопросу о ценностях в системе школьного образования



С.А.Поломошнова

Мурманский государственный гуманитарный университет, Мурманск


Аннотация

В статье рассматривается вопрос о научно обоснованном отборе ценностей для школьников, а также связанный с ним вопрос о том, как эти ценности встроить в систему школы.


Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям. Ценности выступают в роли специфической призмы, преломляющей те или иные социально-психологические процессы, выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей, главных мотивов жизнедеятельности, определяют нравственные устои и принципы поведения.

Кардинальные изменения, произошедшие в конце XX – начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям аксиосферы российского общества и его граждан. Исследователями зафиксированы тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление [1]. По оценке А.В.Юревича «несмотря на экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции последних лет, общее состояние современного российского общества выглядит неблагополучным» [9]. Духовный кризис отразился на российской семье (исследования ИКСИ РАН выявили сознательное нежелание родителей воспитывать у детей необходимые духовные качества), на системе образования. Между тем вызовы современной цивилизации предполагают активное духовное развитие тех, кому предстоит жить и работать в условиях информационного общества [1].

Стратегическими приоритетами государственной политики РФ является гуманизация и демократизация образования. Реализация такой политики предполагает усиление внимания к проблемам воспитания подрастающего поколения. Необходимы глубокие изменения в сознании и поведении современного человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы. Поэтому одна из основных задач системы образования состоит развитии у школьников ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности.


В связи с этим перед педагогической общественностью встаёт вопрос: систему, каких ценностей должно осваивать современное отечественное воспитание в качестве своего содержания?

Последние годы в СМИ на эту тему появилась немало высказываний, прошли дискуссии, состоялись круглые столы с участием ведущих педагогов страны. Одни авторы предлагают ориентироваться на глобальные ценности: природа, культура, любовь, семья, труд, свобода, другие оперируют наименованиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность, толерантность, гуманизм. Наконец, третьи апеллируют к гуманистической философии, где достигнуто согласие, что подлинно человеческое определяется тремя главными ценностями - Истина, Добро, Красота, которые взаимно дополняют и взаимно обусловливают друг друга.

Обзор существующих в психологии и педагогике подходов к выделению объектов установления ценностных отношений был осуществлен И.В.Бабуровой. Сопоставительный анализ авторских подходов по выделению объектов ценностных отношений показывает, что при всем многообразии видения проблемы исследователи в качестве приоритетных называют объекты: «человек», «мир (природа, общество)», «труд», собственное «я» человека. Сама И.В. Бабурова в качестве приоритетных объектов выделяет: человечество и человек, природа и жизнь, труд и образование, родина и семья [1].

Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, обязаны отражать потребности народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными. «Чтобы повести народное образование прямым и верным путем надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д...., а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до велика» [7,с.321.].

В словах К.Д.Ушинского кроется определение базовых национальных ценностей, которые являются основными моральными ценностями, приоритетными нравственными установками, существующими в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, они передаются от поколения к поколению и должны обеспечивать успешное развитие страны в современных условиях.


Система базовых национальных ценностей определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации, формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач [3].

Согласно Концепции, традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определены базовые национальные ценности (Таблица 1), раскрываемые в системе нравственных ценностей.


Таблица 1

Базовые национальные ценности (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)


Патриотизм

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству

Социальная солидарность

свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство

Гражданственность

служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания

Семья

любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода


Труд и творчество

уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость

Наука

ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

Традиционные российские религии

представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

Искусство и литература

красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие

Природа

эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

Человечество

мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество


Определив систему базовых национальных ценностных ориентиров, встает следующий вопрос: как эти ценности встроить в уклад школьной жизни, довести их до каждого педагога, а затем и каждого ученика.

Н.В. Селезнев и Е.Н. Селезнев указывают на то, что учителю необходимо развивать у себя навыки различия ценностей в любом учебном материале, содержание изучаемого материала следует соотносить с тем, что это даст ученику и не станет ли это простым для него времяпрепровождением. «Сотрудничая с учеником, следует добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать её» [6, с.14]. В качестве главной причины низкой эффективности образовательного процесса авторы называют – незаинтересованное отношение к сути усваиваемого или же полное отсутствие какого-либо отношения. «Отсутствие у многих учащихся высокой оценки усваиваемых ценностей является существенным недостатком современного педагогического процесса» [Там же].


Авторы также отмечают, что «школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями. Регламентирующая деятельность педагогов, прежняя система педагогических ценностей воспитания и обучения, способы передачи ценностного отношения к миру «в готовом виде» препятствуют развертыванию процесса восхождения самой личности к ценностям по пути от абстрактного к конкретному. Поэтому система ценностей общества, общечеловеческой культуры остается для большинства школьников на абстрактном, нейтральном к личности уровне» [Там же].

В качестве путей восхождения личности к ценностям, А.В.Кирьякова называет следующие: интеграция учебных предметов с акцентом на ценностное их содержание; дифференциация содержания образования с предоставлением ученику и учителю свободы выбора в учебно-познавательной деятельности, способствующая саморазвитию творческих сил личности; развитие вариативной коллективной творческой деятельности; изменение характера трудовой деятельности школьников с ориентацией на новые методы хозяйствования и различные виды предпринимательства; обеспечение свободы поиска, оценки, выбора, проекции во всех видах деятельности и общения, в целенаправленно организуемых ситуациях поиска оценки, выбора, проекции [4].

В качестве эффективной деятельности по формированию ценностных ориентаций И.В. Бабурова указывает на «диалог смыслов» - мысленной или реальный диалог с теми личностями, чьи ценности признаны в культуре народа как достойные ориентиры. Автор утверждает, что в воспитании ценностных отношений школьников ключевую роль играет пример [1].

И.Ю. Малисова подчеркивает важность обеспечения старшеклассников адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений [5].

По мнению Р.С. Гарифуллиной значимое влияние на формирование ценностных ориентаций школьников оказывает их участие в благотворительной социально-культурной деятельности. Данный вид деятельности позволяет обеспечить проживание воспитанниками тех эмоциональных состояний, которые являются основой формирования ценностных отношений [2].


Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ценностная функция воспитания выступает как необходимость трансформации ценностей в жизнедеятельность школы и актуализации личностных потребностей школьников. Содействие педагога процессу формирования аксиологического потенциала личности воспитанника связано с организацией деятельности, способствующей повышению у школьников уровня осмысленности жизни, формированию позитивной «Я-концепции», воспитанию ответственности за собственный ценностный выбор. Целью воспитания ценностных отношений школьников является содействие в достижении национального воспитательного идеала, провозглашенного и закрепленного в государственном образовательном стандарте.


Литература


  1. Бабурова И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Смоленск, 2009

  2. Гарифуллина Р. С. Приоритеты духовно-нравственного развития личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - N 4. - С. 103-108.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009

  4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей (монография). - Оренбург, 1996

  5. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психолог. журн. - 1994. - т. 14. - № 4. - С. 94-102.

  6. Селезнев Н.В., Селезнев Е.Н. Педагогическая   аксиология   и   современный   учебно-воспитательный   процесс. – Тирасполь, 1998
  7. Ушинский К.Д.. Собр. Соч. В 9-ти тт. - М: АПН РСФСР, 1948, т. 3

  8. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru