litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
«Неделя психологии» в МОУ «СОШ №7»


Тема: «Свобода и ответственность».

Девиз недели: «Дорогой друг, помни: свобода заканчивается там, где начинается свобода другого».

С 12 по 16 октября 2009 года с целью расширения психологических и социальных знаний учащихся в нашей школе прошла «Неделя психологии», в которой приняли учащиеся всех параллелей.

Тема недели связана с правовым образованием, которое охватывает все возрастные группы,

Необходимость нравственно-правового воспитания детей в школе состоит в четком определении пределов свободы каждого человека в обществе. Равноправие каждого и право на свободы состоит в свободе выражать свое мнение, взгляды, свободе искать, получать и распространять информацию, сво­боде ассоциаций и мирных собраний, личной неприкосновенности, праве на тайну - все эти блага по закону есть у каждого.

Уже в младшем школьном возрасте дети должны усвоить, что, несмотря на разнообразие окружающих их людей, все они имеют такие же права, как каждый из детей и взрослых;

Необходимость обеспечить первичную правовую гра­мотность состоит в том, что, с 14 лет дети вступают в период дееспособности, могут привлекаться к юридической ответственности, поэтому для оказания правовой помощи были приглашены инспектор по делам несовершеннолетних и ведущий специалист Комитета по делам несовершеннолетних и защите из прав.

Детям необходимо прививать понимание того, что человек может жить и действовать по своему усмотрению, но при этом не наносить вреда другим людям. Свобода человека - это способность и возможность мыслить, говорить и жить в соответствии со своими убеждениями в пределах законов и порядков общества. Эта способность должна быть основана на человеколюбии и на ответственности за свои по­ступки перед окружающими, перед самим собой, перед природой.

Подростки должны быть информированы о применении к ним принуждения и ограничения их свобод в случаях нарушения ими прав и свобод окружающих.


Учащиеся должны осознать, что мерой свободы личности является только закон, ко­торый обговаривает возможности ограничения дозволенного че­ловеку в интересах соблюдения прав и свобод других, в интересах государственной безопасности, в интересах нравственности и мо­рали.

К окончанию школы у всех подростков должно сложить­ся четкое представление о том, что нет неограниченной свободы, что только в единстве прав и обязанностей возможно свободное развитие человека, что «только безумец может назвать своеволие свободой» (Вольтер).

Жить в обществе и быть от него свободным нельзя, человек - существо общественное, а его социали­зация - результат формирования волевых качеств, добровольное ограничение своих свобод.

Торжественное открытие «Недели психологии» состоялось на линейке в актовом зале; ребятам был представлен план проведения «Недели психологии» в МОУ СОШ №7



В понедельник, 12 октября, ученики 9-х классов приняли участие в диспуте на тему «Свобода слова и ответственность». Девиз
дня «Слово - не воробей: вылетело - не поймаешь»

Цель диспута: познакомить учеников с понятием права на свободу слова, подчеркнуть правовые гарантии свободы слова.



Значение свободы слова для развития личности, общества и государства, навыки социально успешного поведения формировались в процессе игры в «Испорченный телефон», упражнение «Данетка», а также в работе с казусами.

Вторник, 13 октября, с цель развития самосознания через уроки сказки «Колобок» и видеосюжетов сказки «Красная шапочка» проведена дискуссия с учениками 5 - 6-х классов.


Девиз дня «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Уроки сказки «Колобок» детям


  • Умей оценивать ситуацию - и свои действия, и восприятие тебя другими.

  • В ситуации опасности стремись действовать. Действуй решительно!

  • Будь гибким.

  • Быстрая реакция - залог успеха.

  • Нельзя быть беспечным - к словам старших стоит прислушиваться.

  • Не воспринимай все буквально, не верь на слово.

  • Если уж ты решил отделиться от родителей - осознай цель этого.

  • Не выскакивай, всегда можно нарваться на тех, кто сильнее тебя.

  • Умей просчитывать стратегию своего поведения.

  • Будь осторожен в кризисные моменты своей жизни

  • Не хами первым встречным - это попросту опасно.




Но уроки из сказки могут извлечь не только дети, а и взрослые

Родители не готовили ребенка к будущей жизни, не предупреждали о возможных соблазнах и способах противодействия давлению окружающей среды.

  • Не оставляйте детей без присмотра.

  • Приучайте ребенка в случаях опасности действовать решительно, чутко реагировать

на окружающее.

  • Учите ребенка просчитывать стратегию своего поведения.

  • С миру по нитке - голому рубашка: даже в ситуации кажущегося отсутствия резервов

их всегда можно найти.

  • Приучайте к отказу от стереотипов: одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни.

Повышение правовой культуры подростков через осмысление проблем сказки.


"Ну, Красная Шапочка, погоди!!,,,"
(юридическая версия известной сказки)



Среда 14 октября.

Психологическая игра для учеников 11-х классов «Ситуация».

Девиз дня «Там, где мораль не живет в благородных поступках, быва­ет много пострадавших и с трудом находятся виновники». В.А. Сухомлинский



Учитывая, что в основные обязанности граждан России входят забота о детях, их воспитание, забота о нетрудоспособных родителях, игра проводилась с целью:

  • подготовить учащихся к самостоятельному принятию правильных решений в различных жизненных ситуациях, выстраиванию своей линии жизни

  • актуализировать у подростков опыт жизненного взаимодействия, умение противостоять давлению внешней среды.

  • создать условия для осознания учащимися позитивного семейного опыта.

Негативные процессы, происходящие в обществе, во многом связаны

  • с непониманием со стороны родителей, самоустранением их от процесса воспитания.

  • потерей нравственных и моральных качеств современным поколением.

  • Ребята в про­цессе ролевых игр моделировали конкретные жизненные ситуации, при этом они осознанно выбирали поступки, ответствен­ные перед близкими людьми, учились правомерному поведению.

Четверг. 15 октября. «Живу России». Викторина для учащихся 7, 11 – х классов.


Девиз «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет» В.В. Маяковский

Цель: расширение правовых знаний, воспитание нравственного поведения юных граждан, живущих в правовом государстве, знающих и соблюдающих Законы своей страны и привитие чувства уверенности в том, что все дети имеют права и обязанности, на защите которых стоит Закон.



Граждане России гордятся гербом, флагом и гимном. Эти символы сопровождают все важные для страны мероприятия, под музыку и слова гимна, под флагом России вручают награды, воины принимают присягу. По этим отличительным признакам – символам всюду отличают Россию.

Конкурс «Если я стану президентом» позволил предложить эффективные пути решения проблемы подростковой преступности.

Пятница, 16 октября. Круглый стол для учеников 8. 10-х классов «Свободный человек».

Девиз дня «Чтобы достиг­нуть свободы, надо научиться различать добро и зло. Л. Сенека

Цель - способствовать формированию знаний и убеждений о необходимости подчинения личных (гражданских свобод) конституционным обязанностям.

Свобода человека ограничена его обязанностями перед самим собой, перед близкими людьми, перед обществом, государ­ством, перед природой.


  • Свобода - это основа демократии.

  • Мерой свободы может быть только закон, определяющий обязанности человека и ответствен­ность за нарушение норм права.

  • Человек сам свободен выбирать, кем он может стать.
  • Но никто не может приказать ему, каким он должен быть: добрым, чутким, великодушным, сдержанным, гуманным... Или злым, жестоким, жадным, грубым...


  • Закон, так же как и мораль, стоит на страже общечеловеческих ценностей.




Главное право человека – на жизнь, а что бывает, если нарушаются права человека и не соблюдаются законы, вы увидите, посмотрев презентацию «Дети Беслана»


Запомни!

С вашего молчаливого согласия может совершить свое зло жес­токий и коварный человек.

Учитесь противостоять жестокости, аг­рессии и насилию.


В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя пить, вовремя есть,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.


Изучение направленности ответственности у учеников 4-х классов исследовалось

с помощью методики решения воображаемых экспериментальных ситуаций, разработанная М.В.Матюхиной, С.Г. Яриковой.

Причину невыполнения заданий 22 ученика показали как объективную, т.е. от них не зависящую - 62%. 18 учеников - 38% указали невыполнения ими заданий по субъективным причинам, т.е. оценили собственные недочеты.

При этом самооценка у детей, зависящих от внешних обстоятельств, в некоторых случаях отмечена как завышенная, тогда как дети, не ссылающиеся на внешние обстоятельства, показывают адекватный уровень самооценки.

ени

Данные исследования будут использованы в индивидуальной работе с детьми.



Подведение итогов. В период проведения «Недели психологии» были задействованы все параллели учеников среднего и старшего звена, а также 4-е классы начальной школы.

Тема недели была связана с правовым образованием, которое должно охватывать все возрастные группы с целью расширения психологических и социальных знаний.

В течение недели:


  • на стенде предложены «Уроки сказки» с целью развития самосознания, притча об ответственности; полезная информация для общего уровня развития (Приложение 1).

  • организована ежедневно пополняемая выставка книг на психологическую тематику;





  • диалог с психологом, социальным педагогом, специалистами по работе с детьми администрации и органов внутренних дел был организован через почтовый ящик.

Ответы будут опубликованы в школьной газете в течение 10 дней.

  • диагностика по методике изучения направленности ответственности и самооценки;

Форма проведения: диспуты, дискуссия, викторина; круглый стол

Организован конкурс плакатов на тему «свобода и ответственность» (Приложение 2). Основными направлениями детьми были выбраны «Здоровый образ жизни» и «Экология».

Тема свободы и ответственности была предложена в форме дискуссии родителям учеников 8-х классов, так как именно этот возраст характеризуется наибольшим стремлением подростков к свободе.

В последний день «Недели психологии» подведены итоги работы в форме круглого стола с основными участниками и ответственными за ее проведение и словами благодарности за участие.





Отчет о проведенном мероприятии представлен как в текстовой форме, так и в форме видео съемки на диске.

Педагог-психолог Дубасова Т.Н.


1 день

Свобода слова и ответственность


Слово может убить, слово может спасти,

слово может полки за собой повести.

Цель: познакомить участников занятия с понятием права на свободу слова; подчеркнуть правовые гарантии свободы слова. Слайд 2

Задачи: способствовать формированию знаний о значении свободы слова для развития личности, общества и государства; формирование правовой культуры; развитие навыков социально успешного поведения.

Интерактивные стратегии:

1. Упражнение «Данетка».

2. Игра «Испорченный телефон».

3. Работа с казусами.

Дидактический материал:

1.Презентация

2. Карточки с текстами казусов.

Форма проведения - диспут

Ход занятия

I. Обсуждение ситуации

На популярное телешоу пригласили самых разных людей. Тема дискуссии была посвящена роли образования. Ведущий Ан­дрей Малахов предоставлял по очереди слово то ученому, то дво­ечнику-второгоднику, то артисту... И вот на экране маленькая де­вочка, она освоила дома программу за несколько классов, опередив на 5-6 лет своих сверстников.

Неожиданно для всех эта одаренная девочка стала вести себя хуже самого непослушного шалуна: она вскакивала со своего места, подбегала к очередному выступающему. Перебивала его, стыдила за то, что тот не стремится к знаниям, загораживала при этом спиной телекамеру... Кто-то смеялся, кто-то нервничал, глядя на нее...


- Понравилась ли телезрителям эта участница шоу? Можно ли это назвать свободой слова?

Ответы детей.

II. Упражнение «Данетка»

Инструкция. Если называемую форму поведения вы считаете благоприятной, то поднимаете руку. Если, по-вашему, эта форма не­удобна, то, соответственно, ваша рука спокойно лежит на парте.


  • Умение внимательно слушать и слышать.

  • Перебивание друг друга, нетерпение.

  • Похвала, согласие с правом других на иное мнение.

  • Стремление разобраться, понять чужую точку зрения.

  • Обвинения упреки, угрозы в адрес другого человека.

  • Оскорбление, обзывание.

  • Осуждение, критика.

  • Совет, предложение.

  • Утешение, подбадривание.

  • Поддержка.

  • Приказ, указание.

  • Уважение.

  • Благожелательность.

Слайд 3

Об огромном значении слова как средства общения, способа передачи информации говорят следующие мудрые высказывания:

  • Слово не воробей: вылетело - не поймаешь (пословица).

  • Слово и ранит, слово и лечит (пословица).

  • Слово не нож, а до ножа доводит (пословица).

  • Выдать чужой секрет - предательство, выдать свой секрет - глупость (Вольтер).

  • Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает жатву (П. Буаст).

  • Слово серебро, а молчанье золото (пословица).

  • Правильно мыслит - правильно говорит (поговорка).

  • Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внима­тельно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать (Н. Лафатер).

  • Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим (Л.Н. Толстой).
  • Тот, кто много говорит, редко приводит в действие свои слова. Мудрый же человек всегда боится, чтобы слова его не пре­взошли его дела (китайская мудрость).



Дорогие ребята, вы должны знать, что свобода слова является и личным, и политическим правом. Слайд 4

Свобода слова необходима для развития личности, для реализа­ции всех остальных прав человека и гражданина. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в пункте 1 статьи 10 гласит: «Каждый человек имеет право включать и рас­пространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование Радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий». Никому не позволено, выражая свое мнение, унижать честь и достоинство других лиц, вмешиваться в их личную жизнь, подрывать деловую репутацию.

Европейский Суд, рассматривая дела о нарушении прав и свобод человека представителями средств массовой информации, заявил о том, что «свобода выражения мнения как одна из главнейших ос­нов общества, одно из усилий для его развития и развития каждого человека, применима не только к положительной информации, но и к той, которая для большей части населения является оскорби­тельной, шокирующей или нарушающей спокойствие». Поэтому никому не позволено злоупотреблять этим правом. Слайд 5

Не только международные документы, такие, как Всеобщая Дек­ларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция о правах ребенка (1989), но и Конституция Российской Федерации (1993) дают нам право свободно выражать свое мнение, не нарушая прав других.


III. Статья 29 Конституции РФ (извлечение)

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, нацио­нального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спо­собом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура за­прещается.


Каждый человек сам несет ответственность за свою свободу слова. Это относится и к детям. Слайд 6

Каждый человек имеет право публично выразить свое мнение.


  • Какие для этого имеются средства? (Радио, телевидение, газеты, журналы, книги, Интернет, митинги, собрания, произведения искусства и т. д.) Закрепление данного права в стране является признаком демо­кратии и причастности государства к международным стандартам по правам человека.

  • Всегда ли люди пользовались безбоязненно правом свободно высказать свое мнение?

  • Умеете ли вы говорить неприятные для других слова, не на­рушая достоинства этих людей?

  • Можете ли вы, не опасаясь получить тройку, возразить учи­телю, высказать свое мнение?

  • Как вы относитесь к тем, кто сквернословит, обзывает других, навязывает им свое мнение?

  • Как в вашей семье принято высказывать свое мнение?

Культурный человек никогда не позволит нарушить честь и дос­тоинство другого человека, выражая свое мнение, передавая какую-либо информацию.


IV. Игра «Испорченный телефон»

Инструкция. Порой незлонамеренно люди искажают официаль­ные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.

Для этой игры 4 ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.

Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяйся 3-4 раза.


Примерный текст для игры:

«Один из депутатов Государственной Думы заявил, что российский народ пусть лучше курит и пьет водку, чем будет думать о самоубийстве. С 1 января 2006 года начал действовать закон, запрещающий курение и распитие алкоголя в некоторых обществен­ных местах. Видимо, этот депутат против своего народа».

V. Работа с казусами

1. В августе 1968 года власти Чехословакии отменили цензуру и предоставили своим гражданам свободу высказывать свои убе­ждения. Власти Советского Союза организовали ввод войск пяти стран Варшавского договора в Чехословакию.

25 августа 1968 года 8 смельчаков вышли с протестом на Крас­ную площадь. Но были арестованы и осуждены за то, что нарушили общественный порядок.

Нарушена ли в этом случае свобода слова? Ответы детей

2. В течение 10 лет в Китае (1966-1976) длилась «культурная революция», проводились «чистки» от самостоятельно мыслящих, творчески работающих ученых, школьных учителей, журналистов. Их выводили на всеобщее осмеяние на улицы, избивали, обливали смолой, обсыпали перьями, лишали имущества, убивали, бросали в тюрьму... Погибли десятки тысяч человек.

Кто виноват в этих грубейших правонарушениях?

3. На выпускном вечере Михаил К. вместо слов благодарности в адрес школы высказал упреки и все обиды, которые у него на­копились. Он был рассержен за то, что у него вышли в основном тройки в аттестате.

Что бы вы посоветовали участникам этой ситуации?

VI. Итоговая беседа

1. Что такое свобода слова?

2. В каких ситуациях свобода может подвергаться ограниче­ниям?

3. Как гарантируется свобода слова?

4. Что вам запрещают читать родители?

5. О чем нельзя говорить?


Слайд 7. Запомни!

Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это пра­во включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной и печатной форме, в форме произведений искусства или других средств...


Осуществление права на свободу слова может подвергаться некоторым ограничениям, которые предусмотрены законом и не­обходимы:


  • для уважения прав и репутации других лиц;

  • для охраны государственной безопасности и общественного порядка;

  • для охраны здоровья и нравственности населения


Рефлексия. Будете ли вы впредь осторожны в своих словах?

Всем спасибо.


2 день

С помощью уроков сказки «Колобок» и видеосюжетов сказки «Красная шапочка» проведен диспут с учениками 5 - 6-х классов.

Девиз дня «Сказка – ложь, да в ней намек…»


Уроки сказки «Колобок» детям

  • Умей оценивать ситуацию - и свои действия,

и восприятие тебя другими.

  • В ситуации опасности стремись действовать. Действуй решительно!

  • Будь гибким.

  • Быстрая реакция - залог успеха.

  • Если хочешь чего-то добиться - не медли!

  • Нельзя быть беспечным - к словам старших стоит прислушиваться.

  • Не воспринимай все буквально, не верь на слово.

  • Если уж ты решил отделиться от родителей -

осознай цель этого.

  • Не выскакивай, всегда можно нарваться на тех, кто сильнее тебя.

  • Умей просчитывать стратегию своего поведения.

  • Будь осторожен в кризисные моменты своей жизни

  • Не хами первым встречным - это попросту опасно.

  • Используй свои недостатки


Уроки сказки «Колобок» взрослым

Родители не готовили ребенка к будущей жизни, не предупреждали о возможных соблазнах и способах противодействия давлению окружающей среды.


  • Не оставляйте детей без присмотра.

  • Приучайте ребенка в случаях опасности действовать решительно, чутко реагировать на окружающее.

  • Учите ребенка просчитывать стратегию своего поведения.

  • С миру по нитке - голому рубашка: даже в ситуации кажущегося отсутствия резервов их всегда можно найти.

  • Приучайте к отказу от стереотипов: одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни.



А вы, дорогие ребята и взрослые! Понимаете ли Вы теперь, что незнание законов не освобождает от ответственности?
Стало ли для вас открытием, что очень многое, что мы не считаем преступлением или нарушением закона, все-таки является таковым и наказывается довольно строго?
Дошло ли до Вас, что отвечать за свои противозаконные действия будете Вы сами, а не только ваши мама, папа, бабушка.

Читайте справочную литературу!!!


3 день

Психологическая игра для учеников 11-х классов

« Ситуация. Линия жизни»

Девиз дня «Там, где мораль не живет в благородных поступках, быва­ет много пострадавших и с трудом находятся виновники». В.А. Сухомлинский

Цели:

  • Подготовка учащихся к самостоятельному принятию правильных решений в различных жизненных ситуациях.

  • Актуализация у подростков опыта жизненного взаимодействия, умение противостоять давлению внешней среды.

  • Создание условий для осознания учащимися позитивного семейного опыта.

Задачи:

  • социальная адаптация подростков
  • подведение учащихся к осознанию своих поступков и своих взаимоотношений.


Обоснование:

  • Равнодушие, пассивность подростков, нежелание брать на себя ответственность.

  • Непонимание со стороны родителей, самоустранение их от процесса воспитания.

  • Потеря нравственных и моральных качеств современного поколения.

Условия игры:

  • Учащимся работают в группе из нескольких человек.

  • Ответы после обсуждения ситуаций всей группой дает один учащийся, другие дополняют.

  • Ответы дополняются учениками из других групп.

  • Предлагаются варианты выхода из создавшихся ситуаций.

  • Возможно создание группы аналитиков.

Подготовка, вспомогательные средства.

Плакаты:

  • 10 заповедей из Библии;

  • советы детям;

  • высказывания, изречения, пословицы;

Музыкальное оформление.

Бумага, ручки

Форма проведения - диспут

Группы сидят за отдельными столиками; группы выступают в роли аналитиков: наблюдает, выслушивает мнение выступающих, подводит резюме.

Ход занятия

  1. Организационный момент: сообщение темы занятия, причины обращения к ней, условия проведения занятия, деление на группы.

  2. Вступление.

Тема, которая вроде бы ни о чем не говорит: «линия жизни». Что это?

Прежде чем приступить рассмотрению темы, определимся с понятиями, которыми будем оперировать.

  • Напишите слово семья и несколько ассоциаций, которые у вас возникают, когда вы слышите это слово: 1 мин.

  • Напишите слово любовь и несколько ассоциаций, которые у вас возникают, когда вы слышите это слово: 1 мин

А теперь для обогащения нашего понимания этих понятий давайте обменяемся своими ассоциациями, для этого каждый по очереди называет одно слово - ассоциацию..(1–2 мин). (Ответы детей)


Как видите, первым, основным, ведущим понятием является любовь.

Что же такое любовь?

Итак, это чувство, основанное на доверии, уважении, ответственности, нежности и заботе о том, к кому оно направлено.

Злость – это чувство? Да, пришло – ушло.

Тоска – это чувство? Да, пришла – ушла.

Любовь – это чувство... (реакция детей: пришла – ушла).

Мы, действительно, не испытываем ее 24 часа в сутки да еще на протяжении всей жизни.

Тогда что же такое любовь? (Риторический вопрос).

Существует множество классификаций любви. Например, психолог, философ и социолог Эрих Фромм предложил такую:

1 –братская любовь – предполагает чувство ответственности, заботу, уважения, знание другого человека, желание помочь ему; это любовь ко всем людям;

2 –материнская любовь – это безусловное утверждение жизни ребенка; эта любовь полна альтруизма, она ничего не требует взамен;

3 –эротическая любовь – это физиологическая любовь, страстное желание полного соединения с другим человеком;

4 – любовь к себе;

5 – любовь к Отечеству.

Какая из них сильнее? Эти чувства переплетаются между собой, образуя линию жизни, которая складывается из разных ситуации, но в основе каждой из них – любовь.

В нашей жизни ситуации складывается, возникают, создаются нами самими, порой из них человек не может найти выход или находит ошибочный, реже правильный, затем сетует на судьбу, на то, что его не научили жить, не научили любить.

А что значит – научиться? И можно ли вообще научиться жить? Любить?

Придя в мир с вопросами: «Кто я? Зачем я?», человек ищет ответы собственной жизнью и судьбы других людей помогают в поисках, побуждают тянуться вверх или вниз, успокаиваться. Научиться жить, к сожалению, невозможно, но и не следует оставлять попытки учиться жить после неудач, а главное – сделать первый шаг – захотеть. Процесс этот бесконечный..


Сегодня на одном из отрезков вашей жизни мы проведем урок жизни в форме диспута линия жизни, которая сложилась из нескольких непростых ситуаций.

Ситуация № 1. «Нравственный недуг»


  • ситуация зачитывается, обсуждается в группах.

  • выступление группы (1 человек). Дополнения.

  • выступления аналитиков (психолога)

Песня «Под крышей дома твоего» в исполнении Ю.Антонова

«Письмо ученицы 11 класса»

Заканчиваю 11 класс, а вот перспективы на будущее никакой не вижу. Дело в том, что я и мои сверстники пьем пиво, энергетики. Первый раз я выпила бутылку пива в 11 лет, взяла сигарету. Кругом одна реклама: любимые певцы, актеры курят и выпивают, в том числе и женщины. Дело самоутверждения, престижа. Потом покурить дали травку, потом еще, захотелось повторить. Поначалу было просто приятное ощущение, теперь – необходимость.

Нас в классе 25 человек, из них только семеро не выпивают, не курят…

Говорят, что у нас зависимость. На все это надо деньги. Вот мы и живем коммуной. Сегодня у одного есть, завтра – у другого.. Каждый кому-то что-то должен и просто так уйти из этого круга невозможно. Как уйти, если тебя держат долги, обязанности, страх за происходящее. Собираемся на квартире у того, чьи родители на работе. Нам всего надо 2- 3 часа. Вечером, в 10 часов я уже дома. Родители ничего не знают, а те, которые знают, - что они могут сделать?

Я знаю многих людей, которые лечились, а что толку? Хорошо, если после лечения тебе есть куда уехать, а так - та же среда, те же друзья, те же долги и угрозы. И снова все идет по накатанной дорожке.

Я хочу жить! Я хочу любить! Спасите нас! Спасите тех, кто еще не прикоснулся к этому угару!

Вопрос группе:

  1. Какой совет вы можете дать девушке?
  2. Как выстоять, чтобы не стать алкоголиком, наркоманом в юности?


  3. Может ли семья оказать помощь в преодолении этих страшных недугов, что для этого нужно?

Пословица « Ошибка одного – урок другому».

Резюме психолога. Диагноз заболевания алкоголизмом, наркоманией - нравственный недуг.

Он пока еще не ставится, не пишется в истории болезни, но он, как раковые клетки, поражает массу людей. Более полутора миллиона подростков не учатся, не работают; с каждым днем растет число подростковых самоубийств, преступлений, заказные убийства и избиения, вымогательство, шантаж, торговля наркотиками, проституция, деградация личности…

Поколение с новыми ценностями формируется в атмосфере вседозволенности, цинизма. Складывается тип молодого человека без уверенности в завтрашнем дне, отрицающего семью, профессиональное мастерство, человека с фантастически развитым паразитизмом, потребительским отношением ко всему миру, с абсолютной верой в то, что в жизни все можно. Чем же надо и можно исцелить нравственный недуг? К сожалению, только сильная личность способна на него. Очень сложно преодолеть его в одиночку, поэтому так велика роль семьи и ответственность за судьбу своих детей!

  • Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазном есть слова «все так делают» (Л. Толстой)

Ребята, а знаете ли вы, что в основные обязанности граждан России входит:

  • забота о детях, их воспитание;

  • забота о нетрудоспособных родителях.

То есть, родители должны заботиться о детях, а дети должны заботиться о родителях, нести друг за друга юридическую ответственность. Когда этого не происходит, ломается чья-то жизнь…

Но есть сферы человеческой деятельности, где неприменимы юридические нормы.

Это духовный, внутренний мир человека. Кон­тролером меры свободы личности там будет совесть. Именно она определяет внутреннюю свободу человека, который очистил свое сознание от дурных пороков и привычек, от страха и трусости, от невежества, предрассудков и духовной слепоты.


Но часто хозяином сознания и воли человека становятся жад­ность, лень, зависть, жестокость, нетерпимость... С виду благопо­лучный, законопослушный, он на самом деле раб зла, разрушаю­щего всю его жизнь.

Стихотворение Ф. Алиева «Разговор с сыном».

Ты, сын мой, должен помнить:

Оттого ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской – во много раз трудней:

И в дверь души и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут.

Запомни три из них, по крайней мере.

Во-первых, зависть.

Ты ее убей в зародыше.

И научись по праву и разумно

Ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второй есть власть.

Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого.

Прости другого, коль простил себя.

И третье – корень наших многих бед,

Убийца всех достоинств человека –

Безделье.

И в веки не было позорнее порока

И нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл,

Тогда разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Ситуация № 2: «Родители и дети»

А) ситуация зачитывается, обсуждается в группах;

Б) выступление группы (1 человек). Дополнения.

В) выступления аналитиков (психолога)

Песня «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.

«Валентина Ивановна воспитывала Сашу одна. Мать не жалела сил, чтобы в доме был достаток. Саша рос умным, целеустремленным мальчиком. С детства бредил техникой. Когда пришло время выбирать в жизни дорогу, то Саша, не раздумывая, после школы отправился в Москву в авиационный институт. Первые полгода после его отъезда на учебу все шло более - менее нормально. Саша писал, звонил, письма были оптимистичные. Но постепенно тон их стал меняться. Сын жаловался на нехватку денег, на то, как стыдно ему ходить в тех вещах, которые привез из дома. Мать понимала его, как никто другой. Продала часть домашних вещей, все вырученные деньги переслала Саше. Он поблагодарил сухо, неискренне. Спустя некоторое время приехал домой и предложил ей обменять их двухкомнатную квартиру в центре города на комнату с маленькой кухонькой без удобств в старом деревянном доме. Сын не думал, как мать в ее возрасте будет ходить на колонку за водой, где будет мыться, стирать, но зато прекрасно подсчитал, сколько миллионов выручит, если продаст родной дом. «Пойми! – говорил он, - Я не вернусь больше в этот городишко. Деньги помогут мне закончить учебу и устроиться в столице. Пройдет пять, шесть лет, и я заберу тебя к себе». От такой сделки мать отказалась, и сын, обозленный, уехал в Москву. Долго не писал, а потом прислал разгневанное письмо. Он упрекал мать в том, что она эгоистка, что это из-за ее каприза он сейчас вынужден голодать и перебиваться случайными заработками. Больше они не общаются.. »


Вопросы:


  1. Считаете ли вы, что Валентина Ивановна поступила правильно, отказав в материальной поддержке талантливому сыну для продолжения учебы?

  2. Что бы вы посоветовали Саше, чтобы, с одной стороны, не предать свою мечту.

А с другой, - не потерять контакт с матерью?

  1. Каким вам видится выход из данной ситуации? Неужели положение действительно тупиковое?

  2. А как же материнская любовь, которая должна все принять и простить?!

Резюме ведущего:

Всегда ли уважаем своих родителей, прощаем их, ругаем себя за невнимание и благодарим тех, кто подарил нам жизнь?..

Много истин на земле, рожденных жизнью, непрописных. Брошенные дети с любовью вспоминают маму, которая не кормила их, бросала их. Еще у Пушкина есть рассказ «Станционный смотритель», где отец посвятил свою жизнь дочери и умер в забвении.

И таких рассказов много, а почему? Жизнь такая? Дети поздно оценивают любовь своих родителей, и чувство вины будет камнем лежать у них всю жизнь в душе.

Какие бы обиды не были у вас на родителей, на их непонимание, на то, что они не такие, как у других, помните, нет ближе родителей. Друг может предать, любимая бросить, дети разлетятся. И помните: самое лучшее, что может сделать человек для других – это воспитать в своей семье достойных детей.

«Помни, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». (Греческий философ Фалес)

«Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери дома своего, но от плохих детей дом могут уберечь сами» В.А. Сухомлинский

Ситуация № 3: «Безысходность»

А) ситуация зачитывается, обсуждается в группах;

Б) выступление группы (1 человек). Дополнения.

В) выступления аналитиков (психолога).


Песня «Все еще будет» в исполнении А. Пугачевой

«Год назад моя школьная подруга покончила с собой. Это случилось за три месяца до того, как у нее должен был появиться ребенок. Ей было всего 19 лет, и она была человеком светлым и простым, абсолютно не знающим, что такое ложь и для чего она существует.

Летом того года она пригласила нас, своих школьных друзей на свадьбу, а мне доверила тайну: ее будущий муж был ранее женат, но его жена ушла к другому и он пережил этот уход как трагедию. И вот теперь, встретив ее, Наташу, стал возвращаться к жизни, к вере в людей и в любовь…

В семье Наташи его чувствовали своим. Готовились к свадьбе… А накануне свадьбы жених исчез. Его ждали, разыскивали на работе – там взял отпуск… А потом к ним в дом пришла женщина с маленькой девочкой и стала стыдить Наташу за то, что та всеми правдами и неправдами отбирает у ребенка отца. Выяснилось, что Наташа была не первой, с кем Николай (жених Наташи) отвлекался от будней семейной жизни.

На этот раз не рассчитал, что игра зайдет так далеко и увязал в роли «жениха» все глубже, пока в отчаянии не признался жене, что опутан «наглой цепкой девицей», от которой избавится любой ценой.

После ухода той женщины Наташа покончила с собой»...

Вопросы к группе:


  1. Оправдываете ли вы уход Наташи из жизни?

  2. Существуют ли, на ваш взгляд, пути выхода из данной ситуации, какие?

В жизни можно по-разному жить:

Резюме психолога:

Сегодня проблема смерти, одиночества, отсутствие перспективы затрагивает подростков с особой силой и главная причина самоубийства в самой жизни, когда ребенок не защищен ни дома, ни в школе, ни на улице. Когда из дня в день усиливается отдаленность между взрослыми и детьми, когда подросток со своими розовыми телевизионными мечтами сталкивается с реальной жизнью. А взрослые заняты собой, работой.


Ребенок сыт, одет – и ладно!

Нет ничего горше и больнее разочарований и раны, которые они оставляют в душе, остаются, порой, пожизненно. В данной ситуации трагедия произошла от того, что у Наташи были слишком далекие от жизни представления. При первом же столкновении с серьезным испытанием (с ложью, обманом) девушка пасует. Жизнь теряет для нее смысл, и она решается на роковой шаг. Поделиться ей было, видимо, не с кем.

Говорят, время – хороший врач. Надо помнить об этом. Нет безвыходных ситуаций. Помните, в сказках: «Утро – вечера мудренее». Надо переждать, пережить, уметь постоять за себя и, конечно же, дорожить жизнью, не принимать сиюминутных решений. Выход рядом!

Дети не ценят жизнь и не понимают последствий своих действий, не чувствуют ответственность за свою и чужую жизни, поэтому так велика роль взрослых, ответственных за жизни своих детей. Во время подсказать, научить, как мало нужно, чтобы дать понять ребенку «Ты не один, у тебя есть мы!»

Заключение

Наш сегодняшний разговор подходит к концу.

По ходу возникли вопросы:


  • Скажите, о каких качествах шла сегодня речь?

  • Какие советы детям вы взяли бы себе в копилку жизни?

Ответы учащихся

У каждого из нас единственная и неповторимая жизнь, она не имеет ни черновиков, ни дублей. И хочется пожелать, чтобы эта жизнь не была игрой, не была напрасной и оборванной раньше времени.

Свою линию жизни нужно строить самому, помня ошибки других, ощущая ответственность за себя и своих близких.

В горе можно и в радости.

Вовремя пить, вовремя есть,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

И это будет правильная линия жизни!

Я благодарю всех участников игры за их честные интересные ответы, поддержку.

Удачи и успехов вам в жизни!


следующая страница >>