litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема: »Разнообразие животных»


По учебнику А. А. Плешакова. УМК «Школа России».

Цели урока:

Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками; систематизировать и расширять знания о группах животных, о признаках каждой группы. Формировать понятие «виды животных» ;

учить дружной работе в парах.

Оборудование: Схемы-опоры, экран, проектор, клей, ножницы, презентация.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.


(На экране картинки: кошка, черепаха, паук, ель, дятел) (слайд2)

-Найдите лишний объект. (Ель)

-Почему он лишний? (Это растение)

-Чем похожи все эти объекты? (Это животные)

-А можно перечислить всех представителей царства животных?

-Почему вы не можете выполнить это задание

-Сформулируйте тему урока.

Итак, тема урока: «Разнообразие животных».


II. Проверка домашнего задания.


  1. Выставка книжек – малышек, сделанные учениками.

  2. Фронтальный опрос по вопросам:

Живую природу изучает особая наука-биология. Все живое ученые делят на большие царства. Мы рассмотрели царство растений. - Как называется наука, изучающая растения ? (Ботаника) - Какие группы мы выявили?

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) (слайд 3)

-Какую роль играют растения в жизни людей? (Питаются, лечатся, получают одежду. Человеку необходима и древесина (строительство, различные предметы, бумага).

-Как вы понимаете слова: » Для животных растения - это дом и пища»?

III
Работа по теме урока.

1. Введение в новую тему.

-А сегодня из царства растений мы перенесемся в царство животных и познакомимся с их удивительным многообразием) Царство животных.


(слайд 4)

- Как называется наука, изучающая животных? (Зоология)

Учёные - зоологи разделили всех животных на группы. Так их легче изучать.

С некоторыми группами животных мы уже знакомы. (Слайды 5 -9)


Наши представления о животных были бы неполными, если бы мы умолчали ещё о нескольких группах животных.


2. Работа с учебником.


Прочитайте по учебнику материал

на страницах 90-92.

-Новые группы (слайд 10)


1. Черви (Слайды 11 - 12)

2. Моллюски (Слайды 13-14 )

3. Иглокожие (Слайд 15 )


4. Ракообразные (Слайды 16 - 17)


5. Паукообразные (Слайды 18 - 19 )


6. Насекомые (Слайд 20 )


7. Рыбы (Слайд 21 )


8. Земноводные (Слайд 22 )


9. Пресмыкающиеся или рептилии (Слайд 23)


10. Птицы (Слайд24 )

11.Звери или млекопитающие (Слайд25 )


-С какими новыми группами животных вы познакомились?

(Черви, моллюски, ракообразные , паукообразные, иглокожие )

-Эту новую группу животных зоологи назвали «беспозвоночными».

-Как вы думаете, какое название дали учёные остальным животным?

(«Позвоночные»)

-Правильно, молодцы!


3. Работа с опорной схемой


А теперь посмотрим на схему:


Животные


Одноклеточные Многоклеточные


Беспозвоночные Позвоночные


Черви

Моллюски

Иглокожие

Раки

Паукообразные


Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся или рептилии Птицы Млекопитающие или звери




4. Работа в тетрадях.

Стр. 40, зад. 1

-Рассмотрите рисунок на стр. 40-41.

- На рисунке изображены представители разных групп животных. -----Пронумеруйте рисунки.

Стр. 41, зад 2

-Прочитайте названия животных в первом ряду. Кто из них будет лишний? Почему? (Осьминог. Это моллюск )

-Подчеркните слово осьминог.

-Прочитайте названия животных во втором ряду.Кто здесь лишний, почему?

( Паук. Он относится к группе паукообразных )

-Подчеркните слово паук

-Найдите лишнее в каждом ряду. Подчеркните . (в)-лягушка. Относится к земноводным; г) – пиявка. Относится к группе червей.


IV. Физкультминутка ( Музыкальная на слайде)


V. Работа по теме урока. Продолжение.

1. Практическая работа в парах.


– Заполните таблицу “Разнообразие животных”.

Заполните 2-й столбик таблицы.




Группы животных

Отличительные черты




1. Черви: дождевой червь, пиявки







2. Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы







3. Иглокожие: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы





4. Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы







5. Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи







6. Насекомые жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи







7. Рыбы







8. Земноводные: лягушки, жабы, тритоны







9. Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы







10. Птицы







11. Звери, или млекопитающие




(Проверка) слайд (26)

2. выполнение заданий в рабочей тетради.

( Стр. 42, задание 3 )

- Рассмотрите рисунок на стр. 94 учебника

- Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке?

( Взаимопроверка)

( Стр. 42, задание 4)

- Запишите по три названия животных различных видов.

(Проверка)

- Сколько видов животных может быть в каждой группе? (Много)

- Чего больше , групп животных или видов? (Видов)

(Стр. 42, задание 5)

- Найдите приложение к данному заданию. Вырежьте и наклейте рисунки в соответствующие прямоугольники.


( Проверка)


  1. Загадки

А теперь давайте загадаю вам загадки о животных:

Мчится, воды рассекая,
Злая хищница морская.
Улыбнулась, подмигнула
Нам зубастая…..(акула)

Он на веточке сидит,
И без дела не жужжит.
У него усища есть,
Крылья. Ножек – ровно шесть.
Ж-ж-вокрук разлился звук –
В синем небе кружит….(жук).

Та зеленая певица
Красивей поет, чем птица.
Попоет в родном болоте –
И отводит час охоте.
Берегись комар и мушка! –
Открывает рот…….(лягушка).

Под водой усач живет,
Носик ножницы в руках,
Ходит задом наперед
На восьми кривых ногах.
Там, где тишь да полумрак,
Не спеша, гуляет….(рак).

По земле старушка бродит,
А из дома не выходит.
Надо ль ей переживать,
Где придется ночевать?
Нет, она не знает страха:
Всегда дома ….(черепаха).

Ходит барыня пешком,
Землю роет пятачком.
До чего ж толста она
Шея просто не видна!
У ней песенка своя:
Хрю-хрю-хрю! –
Поет…..(свинья)

- Ребята отгадывают загадки и говорят, к каким группам животных относятся


VI. Закрепление.

Перед вами структура таблицы, в основу которого положено понятия “Животные”.

Вспомните все, что сегодня изучали и заполните пустые блоки таблицы.

(кластера)

Работа в парах:

(на парте лежат таблицы)


Проверка : (слайд 27)

-Какой группы не хватает? (Иглокожих) слайд 28

VII. Домашнее задание.

Учебник стр. 95 ответить на вопросы “Проверь себя”; задания 1,2,3.

По желанию составить сообщение о любой группе животных.

VIII. Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке? Что такое зоология?

– С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

– Что бы вы хотели узнать? (слайд 29)