litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Структура обзорных лекций

по дисциплине «Теория обучения»


Тема 1. Процесс обучения. Закономерности и принципы процесса обучения.

Задачи: раскрыть сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру; характеристику закономерностей и принципов обучения; сущность и индивидуальные черты видов обучения; выделить и раскрыть функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую; соотнести закономерность, принцип и правила обучения.

Примерное содержание: понятие и сущность процесса обучения, движущие силы процесса обучения, основные задачи и компоненты процесса обучения, функции процесса обучения, двусторонний и личностный характер обучения, логика учебного процесса и структура процесса освоения.

Самостоятельная организация практической работы: подобрать отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

• Гносеологические основы процесса обучения

• Развитие представлений о дидактике как науке.

• Общение в процессе обучения.

Рекомендуемая литература


  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. − М., 2000.

  2. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. − М., 1993.

  3. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. − М., 2000.

  4. Сорокин Н. А. Дидактика / Н. А. Сорокин, Н. А. Шайденко. − Тула, 1993.


Тема 2. Содержание образования.

Задачи: охарактеризовать понятие «содержание образования»; сформировать представление об основных подходах к построению содержания образования в общеобразовательных учреждениях разных типов; показать особенности содержания в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.

Примерное содержание: понятие и сущность содержания образования; структура общего среднего образования; образовательные стандарты и базисный учебный план; образовательные программы и учебники.


Самостоятельная организация практической работы: 1) составьте фрагмент рабочей программы для небольшой темы или раздела выбранного вами учебного курса и класса. Опишите основные элементы программы: смысл, цели, задачи, развиваемые личностные качества учеников, основные виды их деятельности, технологии, формы и методы обучения, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, культурно-исторические знания, образовательная продукция учеников, формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения; 2) проанализируйте содержание двух выбранных вами учебников по одному предмету и классу, с точки зрения их личностной ориентации, деятельностного компонента и творческой направленности. Результаты оформите в виде сопоставительной таблицы. Параметры для составления определите самостоятельно. Сделайте выводы из анализа.

Рекомендуемая литература


  1. Беспалько В. П. теория учебника : дидактический аспект / В. П. Беспалько. − М. : Педагогика, 19988.

  2. Зуев Д.Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. − М., 1983.

  3. Каким быть учебнику 6 дидактические принципы построения / под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева / в 2 ч. Ч.1-2. − М., 1992.


Тема 3. Методы обучения в современной школе.

Задачи: раскрыть различные подходы к определению метода обучения, структуру и условия выбора методов обучения и средств обучения.

Примерное содержание: охарактеризовать виды методов обучения; критерии, определяющие классификацию методов обучения; критерии выбора методов обучения.

Самостоятельная организация практической работы: подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников; Пути активизации учения школьников различных возрастов; Система и функции средств обучения в современной школе; Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения.


Рекомендуемая литература


  1. Андреев В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. − Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

  2. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / под ред. С. А. Смирнова. − М. : Издательский центр «Академия», 2000.


Тема 4. Дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.

Задачи: определить сущность, достоинства и недостатки дидактических концепций.

Примерное содержание: раскрыть концептуальные основы дидактических моделей обучения и их философские основы; пути инновационного внедрения дидактических концепций в современном процессе обучения; раскрыть взаимодействие учителя и учащегося при традиционном, педоцентрическом, проблемном, программированном, развивающем обучении.

Самостоятельная организация практической работы: постройте картину взаимосвязи и (или) эволюции различных дидактических систем в форме схемы-рисунка с символами, понятиями, именами авторов дидактических концепций, участников процесса их изучения.

Рекомендуемая литература

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. − М. : Народное образование, 1998.


Структура обзорных лекций по дисциплине «Теория и методика воспитания»


Тема 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? В каких случаях педагогика представляется как наука и в каких – как искусство?

Задачи: определить объект, предмет и функции педагогики; рассмотреть педагогику как науку и как искусство.

Примерное содержание: Общее представление о педагогике как науке. Предмет, объект педагогики. Функции педагогики: теоретическая, технологическая. Педагогика как наука и педагогика как искусство.


Самостоятельная организация практической работы: посетить и проанализировать цикл уроков и рассмотреть в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких – как искусство.

Рекомендуемая литература.


  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, самовоспитание, перевоспитание, образование, обучение.

Задачи: проанализировать категориальный аппарат педагогики.

Примерное содержание: определение категориального аппарата педагогики : воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение.

Самостоятельная организация практической работы: Приведите примеры взаимосвязи педагогики с другими науками.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли).

Задачи: раскрыть систему педагогических наук.


Примерное содержание: отрасли педагогической науки. История педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

Самостоятельная организация практической работы: посетить урок и рассмотреть категориальный строй педагогики и ее наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности.

Рекомендуемая литература.


  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?

Задачи:проанализировать методы педагогического исследования; охарактеризовать логику педагогического исследования.

Примерное содержание:общая методология педагогики. Специальная методология педагогики. Частная методология педагогики. Методы и логика педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования.

Самостоятельная организация практической работы: на основе одной темы исследовать рассмотрите логику педагогического исследования.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.
  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.


  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.


Тема 5. Каковы типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?

Задачи: охарактеризовать виды и типы образовательных учреждений.

Примерное содержание:Сущность и содержание понятия» образовательные учреждения». Образоватльные учреждения по организационно-правовым нормам: государственные, муниципальные, негосударстенные учреждения. Образовательные учреждения по типам: дошкольные; образовательные учреждения начального профессионального образования; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Самостоятельная организация практической работы: посетить государственное образовательное учреждение и определить тип, вид. Категорию, соответствующие уровню и направленности учреждения.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 6. В чем сущность классических и современных концепций воспитания?

Задачи: раскрыть сущность классических и современных концепций воспитания.

Примерное содержание: Сущность и содержание концепции воспитания. Характеристика основных классических и современных концепций воспитания. Современные подходы к разработке теории воспитания.


Самостоятельная организация практической работы: рассмотрите и проанализируйте современные концепции воспитания О.С. Газман. А.В. Иванова. И.М. Ильинского, Н.М. Таланчука, И.А. Колесниковой, А.С Навагиной.

Рекомендуемая литература.


  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 7. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся?

Задачи: проанализировать системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический подходы воспитания учащихся.

Примерное содержание: Сущность содержания понятий «системный подход в воспитании». «деятельностный подход в воспитании», «личностно-ориентированный подход в воспитании», «Философско-антропологический подход в воспитании», «синергетический подход в воспитании».

Самостоятельная организация практической работы: на основе примеров рассмотреть специфику современных подходов воспитания учащихся.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.
  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.


  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 8. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физического воспитания учащихся в школе?

Задачи : раскрыть сущность и содержание физического воспитания школьников; рассмотреть формы, методы и средства совершенствования физического воспитания учащихся в школе.

Примерное содержание: Сущность и содержание понятия «физическое воспитание». Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся. Формы, методы и средства воспитания физической культуры школьников.

Самостоятельная организация практической работы: посетить урок физической культуры в школе и определить формы, методы и средства совершенствования физического воспитания школьников.

Рекомендуемая литература.

  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Тема 9. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?

Задачи:определить сущность и содержание эстетического воспитания школьников.

Примерное содержание: сущность и содержание эстетического воспитания. Критерии эстетической воспитанности школьников. .Роль и значение эстетического воспитания в формировании личности школьников.

Самостоятельная организация практической работы: посетить цикл уроков в школе и определить формы, методы и средства эстетического воспитания школьников.


Рекомендуемая литература.


  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 255 с.

  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 276 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2006. – 399 с.

  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Владос, 2007. – 288 с.

  5. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 445 с.

Структура обзорных лекций по дисциплине

«Управление педагогическими системами»



следующая страница >>