litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


СОДЕРЖАНИЕ

I.Вступление 1-3 II.Основная часть 3-39

1.Живопись и литература как как зеркало жизни 3-8

2 .Произведения и статьи Гаршина об искусстве 8-14

3.Тема страдающего человека в произведениях В.М.Гаршина и художников-

передвижников 14-20

4.Отход от повествовательности к психологическому характеру

в картинах художников-передвижников 21-25

5. Тема войны в произведениях В.М.Гаршина и В.В.Верещагина 26-34

6.Творческое родство В.Гаршина и И.Репина. Новые тенденции

в их творчестве. 34-39

III.Послесловие 40-41

IV. Резюме 42


I. ВСТУПЛЕНИЕ

Темой
моей работы является сравнение литературы и живописи, конкретнее - творчества художников-передвижников и писателя В. М. Гаршина. Тема искусства и истинного и ложного пути в нем была весьма серьезно разработана в произведениях В.М. Гаршина. Эти произведения дают богатый материал для исследования темы искусства в литературе. Все творчество В. М .Гаршина и художников-передвижников в своей работе я исследовать не берусь. Поэтому в отдельных частях работы объектами исследования будут некоторые рассказы писателя и произведения живописи передвижников. Эти произведения или тематически похожи, или же были написаны под впечатлением прочитанных рассказов, или, наоборот, некоторые рассказы писателя были написаны под впечатлением конкретных работ художников.


Объект исследования: творчество писателя В.М.Гаршина (его рассказы,стихи и критические статьи) и художников-передвижников (Е.И.Репина, Н.А.Ярошенко, В.И.Сурикова, И.Н.Крамского, В.Д.Поленова, Г.Г.Мясоедова).


Методологическая и теоретическая основа исследования: наблюдение, анализ и синтез, методы сравнений и аналогий, методы обобщений.

Цель даной работы: сравнение литературы и живописи, как разных видов искусства, провести анализ некоторых произведений художников-передвижников и писателя В.М.Гаршина и найти общие черты в их творчестве. Рубеж веков всегда характеризируется зарождением новых тенденций в искусстве. Исключением не был конец девятнадцатого века. Наоборот, конец ХIХ века был переломным в русской истории и искусстве. В России, как ни в одной стране мира, искусство носило общественный характер. Особенно в ту эпоху искусство взяло на себя обязаность бороться с несправедливостью в обществе. Представители искусства своими произведениями возбуждали чувства других и таким способом боролись с несправедливостью. В свою очередь действительность имела очень большое влияние на искусство. На основе сравнения творчества художников-передвижников и писателя Всеволода Гаршина целью работы будет также раскрытие влияния действительности на искусство, общественной роли искусства.



В связи с целью обозначены и следующие задачи:

-Исследовать влияние действительности на искусство.

- Раскрыть основные черты творчества художников - передвижников и В.М.Гаршина.

- Исследовать отношение писателя В.Гаршина к живописному искусству и отражение эстетических принципов, изложенных писателем в его критических статьях в творчестве писателя.

- Анализ некоторых произведений художников и Гаршина.

- Раскрыть новые творческие тенденции в их творчестве.


Структура работы
:

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей шесть глав, заключения , резюме и библиографии.

Во введении рассматривается тема, цель и задачи работы, методологическая и теоретическая основа исследования, структура и краткое содержание основной части.

В основной части раскрывается тема моей работы.

В 1 главе дается общая характеристика живописи и литературы, как двух разных видов искусства, и зависимость искуства от действительности. Если материал для своих произведений художник черпает из жизни, то искусство и действительность взаимосвязаны. Пути развития русского изобразительного искусства II половины XIX века во многом совпадают с движением развития литературы. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Русская живопись и литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев, а художники создали галерею портретов писателей XIX века. Взаимосвязи литературы и живописи имели место на различных творческих уровнях. В художественном направлении (классицизм, роммантизм, реализм, импрессионизм, символизм), в проблематике и функциональной направленности (писатели - народники — художники-передвижники), а также в жанре (батальные картины В. Верещагина и расказы Гаршина о войне). Родство сюжетов иногда может означать, что художники писали под впечатлением тех или иных литературных произведений или сюжеты их картин были навеяны конкретными литературными образами. Под впечатлением живописных картин были написаны некоторые произведения литературы. Но все они черпали материал из окружающей действительности и художественно воспроизводили житейские ситуации, характеры, проблемы.


Во 2 главе расскрываются эстетические принципы, изложенные В. Гаршиным в критических статьях об искусстве, которые нашли прямое отражение в его творчестве. Тему искусства исследовал писатель в своих рассказах «Художники», «Надежда Николаевна», в статьях о художественных выставках. В этой части будет расскрыта роль искусства в обществе, как ее понимал В.М.Гаршин, на основе характеристики картин В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», В.Д.Поленова «Христос и грешница». А также творческая связь картины Н.А.Ярошена «Кочегар» и рассказа «Художники».

В 3 главе расследуется психологическая черта творчества писателя и художников в 80-е годы 19 века, как результат социального и общественного влияния на искусство. В творчестве художников, писавших повествовательные картины, в конце ХIХ века произошли изменения. В картинах художников И. Е. Репина, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и В.Д.Поленова очень хорошо видны эти изминения. Эта тема будет прослежена на произведениях Гаршина и на картинах И.Е.Репина «Не ждали», «Иван Грозный», И.Н.Крамского «Христос в пустыни», В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», В.Д.Поленова «Христос и грешница».

В 4 главе сопоставлены батальные картины художника В.В.Верещагина и рассказы В.М.Гаршина о войне. На основе сопоставления попытка найти общее в их произведениях в жанровом, художественном направлении, в проблематике произведений. Для сравнения взяты все рассказы В.Гаршина на военную тему и картины В.В.Верещагина «Апофеоз войны», «Перед атакой», «После атаки», «Панихида по убитым», «Смертельно раненный».

В 5 главе объектом для сравнения будет творческое родство художника Ильи Репина и Всеволода Гаршина. Здесь же расскрывается новаторство В.Гаршина, в творчестве которого встречаем элементы реализма, романтизма, импрессионизма, натурализма, символизма - элементы, характерны модернистическому течению в искусстве.

В заключении даны выводы и обобщения по данной теме.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1. ЖИВОПИСЬ И ЛИТЕРАТУРА КАК ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ.

Литература и живопись - два разных вида искусства. Живопись связана с передачей зрительных образов посредством своих произведений, а литература – посредством своих. Они могут выполнять одну и ту же функцию, но каждый вид искусства имеет свои особенности, характерны только для него, имеют также общие черты. Можем ли вообще сравнивать эти виды искусства?

Художник или писатель черпают материал для своих произведений из окружающего мира. Они отличается от нас тем, что видят типические черты прекрасного в действительности и могут их передать средствами искусства. Но, художественное мастерство не является безразличным инструментом и нельзя пользоваться им даже для самых лучших и благородных целей, если внутренний закон искусства этого не позволяет. «Есть события, пригодные для живописи, и есть такие, которые для нее не годятся". 1

Посредством своих произведений художник и писатель может показать красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространств, глубину и световоздушную среду. В отличие от литературы, живопись не нуждается в переводах. Ее образы вторгаются сразу в чувства человека. Глаз видит картину художника так же, как он видит реальный мир. Здесь не нужен язык, потому что видимое нами на полотне дает полную иллюзию жизни. Искусство может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения, в литературе – само движене. Благодаря развёрнутым повествованиям и сложным сюжетам, искусство не только наглядно воплощает зримые явления реального мира, показывает широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности истинных процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. Художественные произведения живописи и литературы возбуждают переживания, подобные переживаниям реальных событий. Для того, чтобы это противоречивое воздействие имело место, искусство должно быть изоморфно реальной жизнедеятельности человека. Оно должно не копировать её, а воспроизводить её структуру. «Дерево, прекрасно растущее в природе, и оно же, прекрасно написанное на полотне, производят однородное эстетическое впечатление, подлежат одинаковой эстетической оценке, недаром и слово для ее выражения потребляется в обоих случаях одно и то же. Но если бы все ограничивалось такой видимою, поверхностною однородностью, то можно было бы спросить и действительно спрашивали: зачем это удвоение красоты. Искусство воспроизводит не самые предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник, писатель, музыкант. Истинный художник видит в них лишь их типические, характерные черты; эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и таким образом усиливается, выступает ярче; красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою. Очевидно, эстетическая связь искусства и природы гораздо глубже и значительнее. Поистине она состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой, – в дальнейшем и более полном разрешении той же эстетической задачи». 1 В поисках ответа писатели обращались к самой действительности и создавали произведения, в которых глубоко, верно изображалась жизнь во всей ее сложности и противоречивости, в ее неаиболее существенных чертах.


Нельзя перевести любой поэтический рассказ на язык живописи или наполнить произведение литературы длинными описаниями-картинами. Язык каждого искусства до крайней степени неподатлив, не допускает произвольного употребления именно потому, что он является определенной версией языка самих вещей. Однако границы между различными видами искусства является только внешнми. В искусстве может подражать художник поэту, а поэт - художнику. «Живопись – немая поэзия, а поэзия – говорящая живопись».2 Живопись можем рассматривать и с литературной точки зрения. Многие произведения живописи были созданы под впечатлением литературных произведений, а литературные произведения - под впечатлением живописных картин.

Представители всех видов искусств запечатлели в своих произведениях жизнь своей эпохи. Поэт и художник, имея общие предметы для подражания, могут рассматривать их с одинаковой точки зрения, поэтому легко может случиться, что в их произведениях найдется много сходных черт, хотя бы они нисколько не подражали один другому. Это сходство наблюдается у поэтов и художников одной эпохи.

Художники-передвижики и писатель Всеволод Гаршин и есть представителями одного времени. Времени, которое имело довольно большое влияние на искусство.

Что было характерно для 80-90-ых годов? Кризис народнической программы на рубеже десятилетия привел к тому, что на первый план выдвигаются мотивы общегуманистические, по своему реальному смыслу достаточно отвлеченные и наивные. Но эти мотивы верно отражали состояние умов в передовых кругах. Протест против несправедливости, насилия, «крови» становится еще резче и болезненней, чем прежде. Он невольно приобретает утопические черты «всечеловечности». Именно такое настроение побудило В. М. Гаршина написать письмо М. Т. Лорис-Меликову о помиловании Млодецкого, покушавшегося на этого сановника в 1880 году. В этом письме говорится: «....Не виселицами и не каторгами, не кинжалами, револьверами и динамитом изменяются идеи, ложные и истинные, но примерами нравственного самоотречения».— «В Вашей власти... не убить человеческую жизнь» .1


Настроение времени не ограничивалось только «любовью» и «непротивлением». Существеннее для понимания искусства той поры была вторая сторона духовной ситуации, сложившейся в 80-е годы. И как раз в литературе и искусстве эта сторона оказалась особенно значительной. Тоска, ужас, скорбь за человечество, чувство трагической безысходности существования выливалось в страстный протест, в тревожные угрызения совести. В. Гаршин был свидетелем неудач „хождения в народ“. Эти неудачи произвели на него, как и на большинство передовой интеллигенции, огромное впечатление. Он увидел, что народники не в состоянии организовать большое массовое движение против самодержавия, что крестьянство за ними не пойдет. По-видимому, появившееся у Гаршина неверие в победу народников и народовольцев, скептическое отношение к ним и попытки в дальнейшем самостоятельно проанализировать основные положения народничества имели своим основанием разочарования этих лет.

Своими думами Гаршин делится с матерью: „...С одной стороны—власть, хватающая и ссылающая, смотрящая на тебя, как на скотину, а не на человека, с другой—общество, занятое своими делами, относящееся с презрением, почти с ненавистью... Куда идти, что делать? Подлые ходят на задних лапках, глупые лезут гурьбой в нечаевцы и т. д. до Сибири, умные молчат и мучаются. Им хуже всех. Страдания извне и внутри. Скверно, дорогая моя мама, на душе...“ .2

В то время со всей остротой встает проблема интеллигенции, ее роли, ее ответственности и ее общественного и нравственного долга. И художники- передвижники отозвались на этот поворот в общественной атмосфере. Еще в конце семидесятых лет И.Репин острым чутьем художника уловил назревавшую проблему трагического разлада интеллигенции и народа. В 1878 году возникает тема «Ареста пропагандиста», годом позднее — «Отказ от исповеди». Н.Ярошенко обращается к изображению революционной интеллигенции — создает картину «У Литовского замка» (1879—1881), навеянную непосредственно процессом Веры Засулич, «Заключенный» (1878), затем «Студент» (1881), портрет П. А. Стрепетовой (1884) — образ собирательный, трагический, в котором художник воплотил всю душевную боль и всю нравственную силу, характерные для героического поколения передовых людей 80-х годов.


Но 80-е годы принесли с собою не только обострение интереса к передовым представителям общества с их социальными и нравственными вопросами. Корни совершающихся в обществе сдвигов лежали глубже. Если в предшедствующее десятилетие интеллигенция, опираясь на заветы шестидесятников, знала «что делать», то теперь она вновь оказалась поставленной перед этим вопросом. Об этом тогда задумывалась вся мыслящая Россия. Здесь нет возможности характеризовать сложную и противоречивую картину духовной жизни 80-90-ых годов, но нужно все-таки отметить, что все направления, все оттенки тогдашней социальной, философской и эстетической мысли проникнуты общим стремлением понять, что происходит, куда движется русское общество и что в сложившихся условиях следует делать.

Таким образом, духовная ситуация 80-х годов отнюдь не сводится к либеральному перерождению народничества. Шел интенсивный процесс поисков пути и смысла жизни. И здесь огромную роль играли литература и искусство, взявшие на себя задачу осмыслить предназначение человека в событиях современности.

Отпечаток того тяжелого времени чувствуется в произведениях В. Гаршина и художников-передвижников. Живопись русских художников была социально направлена, и гражданственность была основным содержанием картины. Художники своим творчеством выражал гражданские позиции, пытаясь решить общественные социальные задачи – «жечь сердца людей». И варианты картины “Бурлаки на Волге”, и жесткий упорный взгляд горящих глаз, уверенность в своей правоте царевны Софьи в картине “Царевна Софья ”, и лицо Гоголя, сжигающего рукописи своих произведений (“Самосожжение. Николай Гоголь”, 1909) Репина, и картина “Боярыня Морозова ” Сурикова, созданная в 1884–1887 годах, — это акты сострадания и милосердия, а сама живопись только инструмент для выражения этих чувств.



следующая страница >>