litceysel.ru
добавить свой файл
1

п/п

Дата


Тема урока, план изучения нового материала

Тип урока, методы обучения, формы и средства организ. уч. деятельности

Планируемые результаты

Развитие умений учащихся

Основные понятия

Источники информации

Г л а в а I. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА


1

ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». 7 КЛАСС

  1. Задачи и содержание курса.

  2. Структура курса.




Вводный урок. Организация работы с учебником и дополнительной литературой по предмету, постановка проблемных заданий.

Учащиеся знакомятся с задачами и структурой курса «Обществознание» 7 класс; определяют его место в общем курсе «Обществознание»; знакомятся с учебником и его методическим аппаратом.

Развивать интерес к знанию, книге, чтению, учебе, образованию и самообразованию.




Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. Введение

2

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ.

  1. Общая характеристика подросткового возраста.

  2. Учебная деятельность и труд подростка.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы. Объяснение учителя, организация работы с текстом учебника.

опре­деляют границы подросткового возраста и дают его общую характе­ристику


Развитие умений обобщать, выделять главное, делать выводы.

тинейджер; просвещение

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П. 1.

3

ЗАДАЧИ И ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА /Урок 1/

  1. Определение подросткового возраста.

  2. Задачи подросткового возраста.

  3. Принятие своей внешности.

  4. Принятие мужской и женской роли.

  5. Подготовка к трудовой и семейной жизни.

Комбинированный урок.

выясняют, каковы задачи и трудности переходного возраста.

Развитие умений обобщать, выделять главное, делать выводы.

тинейджер; просвещение

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П. 2.

4

ЗАДАЧИ И ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА/Урок 2/

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Способствовать самопознанию учащихся.

Развитие умений проводить самодиагностику.

тинейджер; просвещение

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П. 2.

5

БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ. /Урок 1/

  1. Что такое взросление? Когда и как оно происходит?

  2. Обобщенная характеристика подростка.

  3. Чем объясняются физические изменения у подростков? Что такое динамизм?



Комбинированный урок с элементами лекции.


Учащиеся со­ставляют обобщенную характеристику подростка, выделяют из нее самые яркие черты; на примерах (из фильмов, книг) описывают харак­терные черты личности подростка

воспитывать стремление к физическому совершенству в гармонии с высокими нравственными качествами.

взросление, альтруизм, динамизм, самооценка, комплекс неполноценности.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П. 3.

6

БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ /Урок 2/

  1. Внешняя привлекательность и ее влияние на процесс взрос­ления.

  2. Телосложение. Неравномерность развития подростков.




Комбинированный урок.

Учащиеся со­ставляют обобщенную характеристику подростка, выделяют из нее самые яркие черты; на примерах (из фильмов, книг) описывают харак­терные черты личности подростка

воспитывать стремление к физическому совершенству в гармонии с высокими нравственными качествами

взросление, альтруизм, динамизм, самооценка, комплекс неполноценности

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П. 3.

7

ФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.

  1. Усиление роста.

  2. Факторы, влияющие на рост.

  3. Акселерация.

  4. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

выяснить, какие физические изменения происходят в подростковом возрасте

Развитие умений проводить самодиагностику.


взросление, альтруизм, динамизм, самооценка, комплекс неполноценности.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П. 4.

8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ

  1. Индивид. Личность.

  2. Свойства (структура) психологического портрета личности.

  3. Темперамент. Особенности проявления темперамента (ос­новные виды темперамента):




  1. Сангвиник.

  2. Холерик.

  3. Флегматик.

  4. Меланхолик.


4. Характер. Психологические особенности характера.

5.Способности. Общая характеристика способностей

6. Чувства и эмоции.


Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы. Объяснение учителя, организация работы с текстом учебника

дать характеристики положительных и отрицательных черт характера человека; спо­собствовать становлению и развитию личности учащегося.

Развитие умений проводить самодиагностику. Развитие умений составлять свой психологический портрет

темперамент, характер, способно­сти, интеллект, чувства, эмоции, человек, индивид, личность, ин­дивидуальность, мировоззрение, аффект

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.5. П.6.

9

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА

  1. Как сдерживать свои чувства и эмоции?

  2. Что такое самооценка подростка?



Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы. Объяснение учителя, организация работы с текстом учебника


Учащиеся узнают, с какими трудностями сталкиваются в жизни подростки с низкой самооценкой.

раз­вивать у учащихся объективное отношение к самооценке

самооценка

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.7.

10

ВЫДАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Учащиеся узнают, что необходимо иметь, чтобы стать выдающейся личностью.

воспитывать стремление к самосовер­шенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовос­питанию.

гениальность

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.8.

11

КАК СТАТЬ ЛИДЕРОМ

  1. Понятие лидерства, лидера.

  2. Какие качества необходимы лидеру?

  3. Искусство общения.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы. Объяснение учителя, организация работы с текстом учебника

Учащиеся понимают какие качества необходимы лидеру, в чем заключается ис­кусство общения; развивать способность к общению.

Развитие умений обобщать, выделять главное, делать выводы.

лидер.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.9

12

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Личность подростка».

Повторительно-обобщающий урок. Обобщающая беседа. Постановка проблемных вопросов и заданий.


Учащиеся воспроизводят полученные ранее знания.

Развитие умений решать проблемные задания.







Г л а в а II. ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

13

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ПОДРОСТКА

  1. Что включает в себя социальная среда подростка?

  2. Кто влияет на подростка?

  3. Как влияют на подростка?




Урок изучения нового материала. Объяснение, организация беседы, работы с учебником.

Учащиеся получают представление об основных понятиях

развивать умение учащихся самостоятельно работать с учебником

социальная среда подростка, влия­ние на подростка

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.10

14

ЮНОШЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ

  1. Определение понятий «оптимизм», «пессимизм» и «макси­мализм».

  1. Юношеский пессимизм.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы.

дать представления об основных понятиях урока; объ­яснить причины появления пессимизма у подростков, выяснить, каковы последствия пессимизма;

развивать умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; прививать у уча­щихся стремление к успеху, оптимистическому отношению к жизни.

оптимизм, пессимизм, максимализм, пессимист, оптимист.


Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.10

15

ПОДРОСТОК В ГРУППЕ

  1. Группы и их классификация.

  2. Развитие личности в группе.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы.

дать представление об основных понятиях урока; оз­накомить с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой;

развивать способность анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации

конформизм, группа, «золотое пра­вило нравственности», конфликт

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.11

16

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы.

подвести учащихся к осознанию важности создания

общепринятых норм, правил и последствий их нарушений

воспитывать объективность, критичность в оценке своих поступков, способностей; прививать стремление к успеху, оптимистическое отношение к жизни.

соглашение, ответственность, межличностные отношения.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.12

17

МЫ И ОНИ.

  1. Категории людей: «мы» и «они». Проблема знакомства.

  2. Мир знакомых и незнакомых людей.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

дать представление об основных понятиях урока; объ­яснить, каких людей можно назвать «своими», каких - «чужими», знакомыми и незнакомыми

формировать у учащихся умение при-

водить примеры различных жизненных ситуаций, связанных с эти­ми понятиями (а также примеры из истории);

свои, чужие, другие.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.13

18

МИР ЗНАКОМЫХ И НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ

Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, анкетирование.

Способствовать самопознанию учащихся

воспитывать нравст­венные нормы поведения; развивать умение работать в группе




Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.14

19

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МОЛОДЕЖИ

  1. Человек свободного общества и его ценностные ориентиры.

  2. Социальный портрет современного подростка.




Мозговой штурм


Работа в группах, организация дискуссии.

дать представление об основных понятиях; объяснить, каковы новые черты жизни, с которыми приходится сталкиваться подростку; обсудить ценности, на которые ориентируются подро­стки

развивать у учащихся умение делать правильный выбор, ана-

литическое мышление, умение анализировать полученную инфор­мацию, выделять в ней главное, делать выводы; воспитывать бла­городные идеалы, ответственность, гражданскую позицию.


ответственность, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, свобода.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.15

20

ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

объ­яснить, что такое юридические границы подросткового возраста

развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником; воспитывать уважение к закону.




Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.16

21

ПОДРОСТОК КАК ГРАЖДАНИН /Урок 1/

  1. Подросток как гражданин.

  2. Российское гражданство, пути его получения.

  3. Гражданские права и свободы.

  4. История развития гражданских прав.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

дать представления об основных понятиях урока; рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответ­ственности за совершаемые действия

Развитие умений работать с понятиями, содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и право­вым нормам


гражданин, гражданство.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.17

22

ПОДРОСТОК КАК ГРАЖДАНИН /Урок 2/


  1. Основные конституционные права, их характеристика.

  2. Основные конституционные обязанности.

Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

Учащиеся знакомятся с Конституцией РФ.

Развитие умений работать с документом.

гражданин, гражданство

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.17

23

ПОДРОСТОК И ЕГО ПРАВА 1.Основные гражданские права Политические права.

  1. Экономические, социальные и культурные права.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

Дать представление об основных понятиях; объяснить, какими правами пользуются подростки .Учащиеся знакомятся с Конвенцией о правах ребенка.

совершенствовать умение учащихся работать с учебником, таблицами; воспи­тывать уважение к закону. Развитие умений работать с документами.

дееспособность, правоспособность.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.18 Конвенция о правах ребенка

24

ОПАСНЫЙ ПУТЬ ПРЕСТУПНОЙ ЖИЗНИ

  1. Юридическая ответственность.

  2. Что такое преступление.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

дать представления об основных понятиях; формиро­вать навыки самостоятельного принятия ответственного решения


способствовать формированию у учащихся навыка критического анализа сложных ситуаций; продолжать формировать умение рабо­тать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументиро­вать, вести дискуссию; воспитывать уважение к закону, законопос­лушность.


преступление, умысел, соучастие в пре­ступлении, уголовная ответственность, кража, грабеж, наказание.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.19

25

ПОДРОСТОК В ОБЩЕСТВЕ РИСКА

  1. Современное общество как источник опасности.

  2. Подростковые ситуации риска, их характеристика.

  3. Источники риска.

Ролевая игра

Научить учеников справляться с давлением со стороны друзей; использовать ролевые игры для отработки эффективных стратегий принятия решений на практике.

Развитие умений анализировать и разыгрывать ситуации.

Алкоголизм, наркомания, здоровье

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.20

26

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

  1. Подростковая нервозность, раздражительность.

  2. Страхи.

  3. Одиночество.

  4. Депрессия, ее причины.

Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

Учащиеся знакомятся с причинами подросткового одиночества.

Развитие умений работать с текстом учебника, рассуждать, делать выводы.

одиночество

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.21


27

ПОДРОСТКОВАЯ КУЛЬТУРА

  1. Понятие «культура». Виды и функции культуры.

2. Этическая основа культуры.

3. Подростковая культура.

Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

объяснить, в каком смысле подростковое общество и культура обладают уни­кальностью и отличаются от общества и культуры взрослых

продолжать развивать навыки работы с учебником; воспитывать, прививать высокую, истинную культуру

культура

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.22

28


ОБРАЗ ЖИЗНИ

  1. Понятие образа жизни.

  2. Факторы, влияющие на образ жизни.

Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, анкетирование.

Объяснить смысл понятия «образ жизни» и что влияет на организацию об­раза жизни

Прививать критическое и ответственное отношение к своему образу жизни, потребность в духовности, сознательное стремление к совершенст­вованию себя.

образ жизни

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.23

29


ДОСУГ И ОТДЫХ

  1. Понятие досуга, его основные характеристики.

  2. Отдых, его особенности.




Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы

объяснить основные понятия; дать представление, А­ким образом досуг, отдых характеризуют характер человека, какое значение в жизни человека имеют досуг, отдых; показать учащим­ся, как можно и нужно правильно организовывать свой досуг


про­должить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, а также умения дискутировать; прививать ученикам хороший вкус в плане культурного досуга.

Досуг, отдых, свободное время, культурный досуг.

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.24

30


РАЗВИТИЕ СПОРТА. СПОРТ И ПОДРОСТОК.

  1. Спорт в различные исторические времена.

  2. Спорт профессиональный и любительский.

  3. Пассивный образ жизни.

Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, анкетирование.

Учащиеся узнают, как развивался спорт с древних времен до наших дней; объяснить, зачем люди занимаются спортом, чем про­фессиональный спорт отличается от любительского; выяснить, по­чему так необходимы занятия физкультурой и спортом для подро­стка, какие виды спорта популярны среди подростков в наше время и почему.

Развитие умений вести дискуссию, аргументировать свое мнение, делать выоды.

Спорт

Учебник «Обществознание» 7 класс А.И. Кравченко. П.25

31

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

  1. Что такое речевое поведение.

  2. Жанры речи подростков.

  3. О сквернословии



Комбинированный урок. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, анкетирование.


Учащиеся узнают, что такое речевое поведение и каково его значение в жизни человека, и, в частности, подростка.

Развитие умений анализировать, делать выводы, воспитывать любовь и уважение к русскому языку; воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова


речевое поведение




32

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Подросток в социальной среде».

Повторительно-обобщающий урок. Обобщающая беседа. Постановка проблемных вопросов и заданий.

Учащиеся воспроизводят полученные ранее знания.

Развитие умений решать проблемные задания.







33

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Подросток в социальной среде».

Контрольный урок. Тесты, проблемные задания.

Учащиеся воспроизводят полученные ранее знания.

Развитие умений решать проблемные задания







34

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ЗА КУРС «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7 КЛАСС.

Повторительно-обобщающий урок. Обобщающая беседа. Постановка проблемных вопросов и заданий.

Учащиеся воспроизводят полученные ранее знания.

Развитие умений решать проблемные задания.





35

ИТОГОВЫЙ УРОК ЗА КУРС «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7 КЛАСС.

Повторительно-обобщающий урок. Обобщающая беседа. Постановка проблемных вопросов и заданий.

Учащиеся воспроизводят полученные ранее знания.

Развитие умений решать проблемные задания.