litceysel.ru
добавить свой файл
1
Таранова Юлия Владимировна,


кандидат политических наук, старший преподаватель

Кафедра связей с общественностью в бизнесе

очная форма, 3 курс

1 семестр

2012-2013 уч.г.


ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ PR


Спецкурс

Информационное общество создает свои правила игры. В современном мире конкуренция идет на глобальном уровне. И успех региона в конкурентной борьбе зависит уже не только от абсолютных факторов объективной реальности. Все большее значение приобретает информационное пространство, существующее вокруг региона. Туристы и гости региона, инвесторы формируют свое представление о территории, опираясь не только на информацию, полученную в ходе посещения субъекта, но и на информацию, полученную из СМИ и из интернет-источников.

В условиях информационного общества успех региона напрямую зависит от имиджа региона, который формируется уже по новым правилам. С появлением Интернета, форумов, блогов, социальных сетей территориальный имидж превращается в продукт, который творят и элиты, и множество личных опытов отдельных субъектов.

Основной целью курса является развитие у будущих специалистов по связям с общественностью знаний в области исследования и формирования имиджа территориальных (региональных) субъектов в условиях современного информационного общества.

Задачи курса:


  • ознакомить студентов с основными теориями информационного общества, показать основные тенденции и условия, в которых взаимодействуют политические и экономические субъекты;

  • рассказать о подходах к формированию имиджа территории, представить структуру имиджа государства/региона, проанализировать категорию «имидж региона», представить классификацию групп региональной общественности;

  • ознакомить студентов с основными технологиями формирования имиджа регионов.

В результате освоения курса студенты должны:


  • знать основные подходы, сложившиеся в рамках теории информационного общества и основных теоретиков и исследователей информационного общества; знать основные подходы к формированию имиджа территории; знать дефиниции «имидж», «имидж региона», «сетевое общество», «глобализация», «информационное общество», «новые медиа»;

  • уметь дать характеристику группам региональной общественности, знать основные этапы формирования имиджа региона;

  • иметь представление о технологиях формирования имиджа регионов.


Тематика лекционных занятий

Информационное общество: понятие, характеристики, основные подходы и концепции, исследователи (Д. Белл, О. Тоффлер, М. Кастельс); сетевое общество: понятие и характеристики (Л. В. Сморгунов, Т. Берцель, А. С. Шерстобитов и др.).

Регион, глобализация, регионализация.

Подходы к формированию имиджа территории, определение имиджа региона.

Структурные модели имиджа государства/региона.

Структура имиджа региона, факторы формирования регионального имиджа.

Группы региональной общественности.

Этапы формирования имиджа региона.

Регион в новой коммуникационной среде, освоение регионами РФ интернет-пространства.

Интернет-сайт как средство формирования регионального имиджа.

Новые медиа в региональном имиджмейкинге.

Формирование имиджа региона посредством специальных мероприятий в условиях развития новых информационных технологий.

Туристический имидж региона.

Инвестиционный имидж региона.


Авторские публикации по теме спецкурса

  1. Таранова Ю. В. Туристический имидж территории. Подходы к измерению // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – С. 241-244;


  2. Таранова Ю. В. Конкурентоспособность регионов в условиях информационного общества // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей Международной научно-практической конференции 10-12 ноября 2011. – Абакан, 2011. – С. 225-226;

  3. Таранова Ю. В. Традиционные и новые медиа в региональном имиджмейкинге в информационном сетевом обществе // Известия Алтайского государственного университета, выпуск №4/1 Политология. – 2010. – С. 309-312;

  4.  Таранова Ю. В. Формирование имиджа региона в Интернете // Интернет и современное общество: Труды XIII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 19 – 22 октября 2010 г. – СПб., 2010. – С. 61-65;

  5. Гавра Д. П., Таранова Ю. В. Исследование специфики формирования имиджа региона в сетевых СМИ в информационном обществе // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. Вып. 3. – СПб.: СПбГУ, 2010. – С. 224-231;

  6. Таранова Ю. В. Имидж регионов в блогах // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. – СПб.: Роза мира, 2010 – С. 150 – 151;

  7. Таранова Ю. В. Возможности для регионального имиджмейкинга в социальных сетях // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи / Под ред. Л. П. Громовой; сост. О. А. Никитина. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2010. – С. 164 – 166;

  8. Таранова Ю. В. Имиджмейкинг региона: схема анализа сайта регионов // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010. – C. 293;
  9. Таранова Ю. В. Возможности для формирования имиджа региона в новой коммуникационной среде // Имидж государства / региона в современном информационном пространстве: материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. / Отв. ред. А. Д. Кривоносов. – СПб.: Роза мира, 2009. – С. 195 – 199;


  10. Таранова Ю. В. Формирование имиджа региона посредством специальных мероприятий (на примере участия Ленинградской области в выставках в 2006-2009 гг.) // Актуальные проблемы журналистики и массовой коммуникации. Взгляд молодых исследователей: Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Выпуск девятый / Под ред. Л. П. Громовой, сост. О. А. Никитина. – СПб., 2009. – С. 174 – 182;

  11. Таранова Ю. В. Потребители новых медиа // Потребление как коммуникация – 2009: Материалы 5 международной конференции, 26-27 июня 2009 г. / Под ред. В. И. Ильина, В. В. Козловского. – СПб.: Интерсоцис, 2009. – С. 214-216;

  12. Таранова Ю. В. Традиционные и новые медиа в региональном имиджмейкинге // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» 11-13 мая 2009 г. Часть II / Под общей редакцией В. В. Тулупова. – Воронеж, 2009. – С. 50-52;

  13. Таранова Ю. В. Классические и новые технологии формирования имиджа региона // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи / Под ред. Л. П. Громовой; сост. О. А. Никитина. – СПб., 2009. – С. 213 – 215;

  14. Таранова Ю. В. Туристический имидж страны // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 / отв. ред. Д. П. Гавра. – СПб.: Роза мира, 2009. – С. 235 – 241;

  15. Таранова Ю. В. Интернет-сайт как средство формирования регионального имиджа в глобальном информационном пространстве // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. – СПб.: Роза мира, 2008. – С. 114 – 115;

  16. Таранова Ю. В. Специфика формирования имиджа региона в условиях информационного общества // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи / Под ред. Л. П. Громовой; сост. О. А. Никитина. – СПб., 2008. – С. 143 – 145.

Вопросы к зачету



1. Информационное общество: понятие, характеристики, основные подходы и исследователи.

2. Сетевое общество: понятие и характеристики.

3. Категория «регион». Глобализация и регионализация.

4. Подходы к формированию имиджа территории, определение имиджа региона.

5. Структурные модели имиджа государства/региона.

6. Структура имиджа региона, факторы формирования регионального имиджа.

7. Группы региональной общественности. Группы внутренней региональной общественности.

8. Группы региональной общественности. Группы внешней региональной общественности.

9. Этапы формирования имиджа региона.

10. Регион в новой коммуникационной среде, освоение регионами РФ интернет-пространства.

11. Интернет-сайт как средство формирования регионального имиджа.

12. Новые медиа в региональном имиджмейкинге.

13. Формирование имиджа региона посредством специальных мероприятий.

14. Туристический имидж региона.

15. Инвестиционный имидж региона.


Рекомендуемая литература


  1. Барыгин И. Н. Регионоведение: учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Бусыгина И. М. Российские регионы в международном сотрудничестве // Современные международные отношения и мировая политика: учебник / А. В. Торкунов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – Гл. 38. – С. 963 – 986.

  3. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. – М.: Известия, 2003.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  5. Рожков И. Я., Кисмерешкин В. Г. Бренды и имиджи. Страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. – М.: РИП-холдинг, 2006.

  6. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.
  7. Гавра Д. П. Внешний имидж государства: понимание категории и структурные модели // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 / отв. ред. Д. П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009.


  8. Гавра Д. П., Савицкая А. С. Структурная модель имиджа государства / региона // Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике. Выпуск 4: Сб. статей / Отв. ред. А. Д. Кривоносов. - СПб.: Роза мира, 2006.

  9. Новиков А. М. Географический имидж государства // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 / отв. ред. Д. П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. С. 33 – 55.

  10. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий // http://marketing.spb.ru.

  11. Перфильев Ю. Ю. Территориальная организация российского интернет-пространства // http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/66498.htm.

  12. Филатова О. Г. Влияние тренда Веб 2.0 на формирование имиджа государства // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. – СПб.: Роза мира, 2008.

  13. Филатова О. Г. Методологические подходы к оценке социально-экономического имиджа государства // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 / отв. ред. Д. П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. С. 167 – 182.

  14. Хубецова З. Ф. Имидж политических институтов в структуре политического имиджа России для внешних аудиторий // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 / отв. ред. Д. П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. С. 110 – 120.

  15. Чижова А. А. Ивентменджмент в имиджбилдинге территории // Имидж государства / региона в современном информационном пространстве: материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. / Отв. ред. А. Д. Кривоносов. – СПб: Роза мира, 2010. С. 199 – 202.
  16. Шмелева Е. В. Социальный имидж России в мире: предмет исследования // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 / отв. ред. Д. П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. С. 182 – 196.