litceysel.ru
добавить свой файл
1
Технологическая карта урока химии


План – конспект урока

«Электролитическая диссоциация»

Ф.И. О Жукова Марина Викторовна

Место работы: МБОУ СОШ №34

Должность: учитель химии

Предмет химия

Класс: 8


Цели урока.

Образовательная: Учащиеся должны повторить известные сведения о растворении и растворах; актуализировать знания учащихся о различных типах связи; дать понятие об электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; характеризовать общие и единичные свойства.

Развивающая: Создать условия для формирования умения анализировать информацию, выделять в ней главное, существенное; продолжить развитие навыков самостоятельности умственного труда; сравнивать вещества между собой.

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, набор ЭОР и ЦОР по химии прибор для проверки электропроводности веществ, хлорид натрия кристаллический, вода.

Используемые ЭОР и ЦОР:

1. Модуль1 П-типа «Лабораторная работа. «Электролиты и неэлектролиты»

http://fcior.edu.ru/card/6986/elektrolity-i-neelektrolity-mehanizm-elektroliticheskoy-dissociacii-svoystva-rastvorov-elektrolitov.html

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для эксперимента по проверке электропроводности некоторых растворов, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается исследовать на электропроводность растворы некоторых веществ, сфотографировать результаты и записать наблюдения в лабораторный журнал путем ввода с клавиатуры результаты наблюдения и выводы


2. Модуль2 И-типа «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов»

http://fcior.edu.ru/card/6986/elektrolity-i-neelektrolity-mehanizm-elektroliticheskoy-dissociacii-svoystva-rastvorov-elektrolitov.html.

Модуль состоит из восьми кадров, включающих текст, фотографии, интерактивные схемы классификации и свойств растворов электролитов. В том числе, ученику предлагается просмотреть и прослушать интерактивную схему путем последовательного выбора активных зон для знакомства со свойствами электролитов, просмотреть видеоролик "Свойства растворов электролитов".

3. Модуль3 К –типа «Тест по теме электролиты и неэлектролиты».

http://fcior.edu.ru/card/14154/testy-po-teme-elektrolity-i-neelektrolity.html

Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученик может распределить приведённые вещества на группы электролитов, путем перемещения на соответствующие позиции нужные из предлагаемого набора, соотнести процесс с уравнением, решить задачу на расчет степени диссоциации электролита.





Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Организационный момент

2 минуты


Приветствие,

проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Учащиеся готовятся к уроку

Учитель приветствует учащихся

2

Экспериментальный этап

8 минут

  1. Реальный эксперимент.

С помощью прибора проверяется электропроводность различных веществ.

2 Виртуальный эксперимент. Модуль 1. «Лабораторная работа. «Электролиты и неэлектролиты»

Индивидуальная работа в тетради: записать понятия электролиты, неэлектролиты .

Предложить учащимся пронаблюдать за ходом опыта, проводимого учителем, записать кратко в тетради наблюдения, высказать мнения и предположения по поводу увиденного.



3

Основной этап

20 минут

Раскрыть причины электролитической диссоциации, познакомиться с её механизмом, классификацией электролитов. Познакомиться с основными положениями ТЭД, учёными- основоположниками.



1.Ученики сравнивают и делают вывод о том, что ток проводят не только растворы веществ, но и их расплавы.

2. Учащиеся при просмотре ролика устанавливают:


- причиной тока в растворах являются ионы (катионы и анионы);

- молекула воды имеет особое строение и является диполем,

- процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.

- электролиты бывают сильные, средние и слабые (приводятся примеры из учебника)

3.Записывают фамилии ученых Сванте Аррениуса, А.И. Каблукова.


4. Ученики записывают в тетради термины (ионы, катионы, анионы, гидратация, электролитическая диссоциация, диполь, сильные электролиты, слабые электролиты, кислоты, основания, соли)

5. Записываются основные положения ТЭД


Сообщает тему урока.

1. Учащимся демонстрируется Модуль 2


2. Демонстрируются портреты ученых -Сванте Аррениуса, А.И. Каблукова, являющихся разработчиками данной теории.

3. Учитель акцентирует внимание учащихся на встретившихся понятиях и основных положениях ТЭД, с последующим фиксированием их в тетради.



4

Подведение итогов урока
5 минут



Проверить осмысленность изученного материала (рефлексия).

1. Несколько желающих работают на компьютере с Модулем 3


2.Остальные учащиеся работают с доской или экраном. На слайде выводится перечень утверждений, среди которых нужно выбрать правильные (позже проверяются ответы):

  1. электролиты проводят электрический ток

  2. если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит

  3. источником тока в растворе электролита являются электроны

  4. катионы заряжены отрицательно, анионы положительно

  5. растворы проводят ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов

  6. процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией

  7. дистиллированная вода проводит ток

  8. причиной диссоциации веществ в воде является особое строение молекулы воды.

  9. все растворимые кислоты - сильные электролиты

  10. все растворимые основания и соли - сильные электролиты

2. Согласно количеству выбранных правильных ответов из предложенного задания учащихся проверяют степень осмысленности изученного материала и оценивают свою работу на уроке по следующим критериям:


-я всё понял, так как хорошо работал

-я не все понял, но поработаю дома

-я плохо понял, потому что был невнимателен на уроке



1.Выбирают ответы, проверяют их правильность.

2.Проводят самооценку по предложенным критериям.

Организует работы по проверке полученных знаний и рефлексии

5

Домашнее задание

4 минуты




Записывают домашнее задание.


Формулирует домашнее задание.

§35 упр. в рабочей тетради

Рекомендации учителю химии по подбору ЭОР для проведения урока «Электролитическая диссоциация»

Данный урок предполагает, что учащиеся не имеют первоначальные знания по данной теме, поэтому при его проведении целесообразно использование поискового и проблемного методов. В качестве источника ЭОР можно воспользоваться банком данных Федерального центра информационных ресурсов. В качестве фильтров при поиске в образовательной области «Химия» задаем, тему «Электролитическая диссоциация». http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=«Электролитическая диссоциация»

На данном уроке целесообразно использовать ЭОР, выполняющие разные функции:

1. Использование иллюстрации информационного модуля помогает учителю объяснить новый материал, предъявляя готовую информацию и используя иллюстрации и гиперссылки модуля.

2. Выполнение заданий контрольного модуля дает возможность закрепить пройденный материал и проверить качество усвоения материала

Использование данных ЭОР целесообразно, так как они предполагают не только изучение нового материала, но и отработку навыков закрепления знаний. Отобранные ресурсы позволяют организовать самостоятельное изучение материала, и при необходимости - скорректировать знания учащихся. Использование данных ресурсов направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.