litceysel.ru
добавить свой файл
1
Буянова Г. В.,


учитель биологии.

Компьютерные технологии на уроках биологии.

(из опыта работы)

Компьютеризация учебного процесса, это не дань моде, а требование времени к образованию.

Перед современным образованием ставятся новые цели и задачи, это уже не просто овладение «ЗУНами», а формирование разнообразных «компетентностей».

Современное состояние научно-технического прогресса предполагает высокую степень освоения различных компьютерных технологий уже у выпускников школы.

Использование компьютерных технологий на уроке открывает новые возможности как для ученика, так и для учителя. Они позволяют учителю легко осуществлять личностно – ориентированный подход, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, диагностику обученности и контроль усвоения знаний. А учащимся они помогают развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое и критическое мышление…. Компьютерные технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обученности школьников.

Не секрет, что основная масса учителей школ – это возрастная группа далеко за 30 лет и сами, не владея компьютерными технологиями, просто боятся начинать эту работу. Ведь перед ними встает сразу много проблем: повышение своей квалификации, возможность постоянно иметь доступ к компьютеру (домашнему или школьному), доступ к компьютерному классу, часто единственному в школе.

Я хочу поделиться своим опытом освоения компьютерных технологий. В своем опыте я выделяю несколько этапов освоения.

Первый этап - ознакомительный .Знакомство с возможностями компьютера. Компьютер в доме имелся лет 8 и я набирала на нем тексты.

Второй этап - использование опыта учащихся. Начался он 4 года назад, тогда я сама еще использовала компьютер только в качестве печатной машинки. Но мои ученики уже многое умели и я предложила им приготовить компьютерные презентации к экзаменационным рефератам и исследовательским работам. Ребята работали дома или в школе во вне урочное время. Результат был отличный, ребята приготовили замечательные работы. А сама я поучилась на курсах повышения квалификации в Федерации Интернет образования.


Третий этап. подготовка уроков с применением компьютерных технологий. Два года назад администрация школы пошла мне на встречу и выделила время для занятий в компьютерном классе. Учащиеся 11 класса разделились на пары и выбрали темы из разделов « Биосфера» и «Экосистемы». В течении месяца на уроках они готовили свои презентации по выбранной теме, а затем в рамках уроков представляли свои работы.

Четвертый этап – творческий. Год назад я сама стала готовить уроки с использованием детских и своих компьютерных разработок, вводить их в учебный процесс, участвовать в городских конкурсах.

Представляю две разработки: одна с использованием сайта «Задачи по генетике» и предполагает большую степень самостоятельной работы, вторая использует детскую презентацию при объяснении новой темы

Информационная карта.

Урок в10 классе на тему «Задачи на моно - и дигибридное скрещивание по генетике». (2 часа)

Задачи урока:


  • Познавательные: Закрепить знания о законах Менделя.

  • Практические: Сформировать умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач, научиться решать задачи на моно и дигибридное скрещивание.

  • Развивающие:
    развитие логического мышления учащихся, развитие умений использования информационных ресурсов для решения поставленных задач.

  • Воспитательные: формирование самостоятельности и ответственности за свой выбор.
Оборудование: компьютеры, сайт «Задачи по генетике».

План урока:(2 часа)


  1. Организационный момент -4 мин

  2. Вводный контроль-6 мин.

  3. Рассказ учителя. Алгоритм решения задач. 15 мин.

  4. Решение задач на моногибридное скрещивание.15 мин

Перемена
  1. Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание 25 мин.


  2. Итоговый контроль 13 мин

  3. Подведение итогов урока. ДЗ. -2 мин

Ход урока: ( краткий комментарий)

  1. Организационный момент -4 мин

На этом этапе включаются компьютеры, открывается сайт.

Ставится цели урока.

  1. Вводный контроль-6 мин.

Используется раздел «Тесты» страницу « Вводный контроль». Осуществляется с целью активации мыслительной деятельности и чтобы обнаружить пробелы в знаниях, посмотрев в «Ответы». Если эти пробелы обнаружены, то впоследствии предоставляется возможность обратиться в раздел «Информация» и повторить забытое.

  1. Рассказ учителя. Алгоритм решения задач. 15 мин.

При объяснении используется раздел «Алгоритм решения» в качестве демонстративного материала. Совместно разбирается примерная задача.

  1. Решение задач на моно моногибридное скрещивание.15 мин

Непосредственное решение задач, используя раздел «Задачи». Причем, в зависимости от особенностей класса, решать их можно последовательно от простого к сложному всем классом, начиная с задач на странице «Тренажер», перейти к «Сборнику задач» «Задания первые», а затем «Задания вторые».

Можно, используя индивидуальный подход, предложить учащимся определить свой уровень притязаний и самим выбрать соответствующий раздел с уровнем сложности. Дети работают за компьютером, а учитель в это время является консультантом, по необходимости оказывая индивидуальную помощь.

Перемена

  1. Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание 25 мин.

В начале урока обращается внимание на 3 закон Менделя демонстрируя информацию со странице «Законы». Затем также непосредственное решение задач, используя раздел «Задачи». На этом этапе также дети работают за компьютером, а учитель является консультантом.


  1. Итоговый контроль 13 мин

Используется раздел «Тесты» страницу «Итоговый контроль». Осуществляется с целью убедиться, что материал урока освоен. Дети осуществляют взаимопроверку, посмотрев в «Ответы».

  1. Подведение итогов урока. ДЗ. -2 мин

Подведение итогов. Выставляются оценки за тесты или за решенные задачи.

Пояснительная записка к сайту «Задачи по генетике», (разработан мною)

Структура сайта

домашняя

тесты

информация

задачи

литература

автор

1 Вводный контроль

Законы Менделя

Алгоритм решения

Используемая по теме

2.итоговый контроль

термины

Тренажер с подсказками

Интернет-ресурсы

3 ответы

Формулировки законов

Сборник задач с ответами

Биография Г.Менделя


На Домашней странице представлены цели темы и условные знаки.

В разделе Тесты представлены тесты вводного контроля.


  • Тест 1 (моно- и дигибридное скрещивание) и

  • Тест 2 (сцепленное  и анализирующее скрещивание)

Тесты итогового контроля также двух типов

  • Тест 1 (моно - и дигибридное скрещивание)

  • Тест 2 (сцепленное  и анализирующее скрещивание)

В разделе Информация имеются цитологические схемы следующих законов Г.Менделя:

  • ЗАКОН  МЕНДЕЛЯ

  • ЗАКОН  МЕНДЕЛЯ

  • ЗАКОН  МЕНДЕЛЯ

  • НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

  • АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ

  • Сцепленное скрецивание

На отдельной странице приводятся их формулировки. Имеется страница с терминологическим словарем. Также существует отдельная страница, на которой представлена биография Г Менделя

В разделе Задачи представлены разные типы задач, причем на странице Тренажер расписан способ решения задач с пробелами на:

  • моногибридное скрещивание

  • моногибридное скрещивание

  • неполное доминирование

  • дигибридное скрещивание

  • тригибридное скрещивание

  • сцепление с полом

  • сцепленное наследование и кроссинговер

Это дает возможность потренироваться учащимся для отработки навыка. Ко всем задачам имеются ответы.

На странице сборник заданий также имеются все типы задач: задания первого типа более легкие, так как сопровождаются наглядными картинками. Задания второго типа сложнее.

На странице Литература содержится список используемой по теме литературы, а также Интернет-ресурсы с гиперссылками на сайты. И если ваш компьютер имеет выход в Интернет, то можно сразу получить необходимую дополнительную информацию. Этот раздел рассчитан не только на учеников, но и на учителей.

Со страницы Автор можно отправить замечания разработчику сайта.


Необходимо добавить, что я представила только один план урока на базе данного разработанного мною сайта, но его структура предполагает многообразное использование не только при решении различных типов задач по генетике, но и во время объяснения материала, на контрольно - обобщающих уроках. А также при самостоятельном изучении материала учащимися.

Список используемой литературы


  1. Генетика. Реферат Афанасьева Н. и Комарова С.

  2. Общая биология -.А. О. Рувинский, М. «Просвещение» 1993

  3. Общая биология.- В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин., М. «Дрофа», 2002.

  4. Общая биология. - Д.К.Беляев М. «Просвещение» 1999.

  5. Биология10кл. Поурочные планы. - И.Ф. Ишкин, Калач - на-Дону, «Учитель - АСТ», 2002.

  6. Биология для поступающих в ВУЗы (способы решения задач по генетике).- Н.М. Киреев, Волгоград, «Учитель»,2000.

  7. Общая биология. Поурочные тесты и задания,10-11 кл. - Г. И. Лернер, М. «Аквариум», 2000.

Информационная карта.

Урок в11 классе на тему «Приспособленность организмов и ее относительность». (1час)


Задачи урока:

  • Познавательные: Рассмотреть факты разнообразных приспособлений к среде обитания у растений и животных. Познакомить учащихся с понятием адаптация. Сформировать у школьников убежденность в относительности адаптаций.

  • Практические: Научить школьников выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах)

  • Развивающие: развитие логического мышления учащихся, развитие умений использования информационных ресурсов для решения поставленных задач.

  • Воспитательные: формирование у школьников материалистического представления о механизме возникновения приспособлений у растений и животных.

Оборудование: компьютеры, презентация «Приспособление организмов к среде обитания» разработка учеников 11 класса Степанова Димы и Гаврикина Миши), презентация «Биологические задачи на приспособленность организмов, компьютерная разработка, «Тесты»(собственные разработки)

План урока:(1 часа)


      1. Организационный момент -2 мин

      2. Вводный контроль-6 мин.

      3. Рассказ учителя. Просмотр презентация «Приспособление организмов к среде обитания». 15 мин.

      4. Решение познавательных задач.10 мин

      5. Итоговый контроль 10 мин

      6. Подведение итогов урока. ДЗ. -2 мин


Ход урока:

( краткий комментарий)

    1. Организационный момент -4 мин

На этом этапе включаются компьютеры, открывается папка с файлами .

Ставится цели урока. Выдаются оценочные листы, в которых фиксируются заработанные баллы

    1. Вводный контроль-6 мин.

Используется папка «Тесты» программа « Вводный контроль», содержит тесты к темам предыдущих уроков.

Осуществляется с целью активации мыслительной деятельности и чтобы обнаружить пробелы в знаниях, посмотрев в «Ответы».

    1. Рассказ учителя.. 15 мин.

При объяснении используется раздел презентация «Приспособление организмов к среде обитания» в качестве демонстративного материала. Презентация содержит информацию о формах приспособленности: покровительственная, предупреждающая, привлекающая окраска, изменение формы тела, приспособительное поведение, кроме текста и фотографий, содержит видеоролики по каждой форме приспособленности.


    1. Решение познавательных задач.10 мин

Непосредственное решение задач, используя презентацию «Биологические задачи на приспособленность организмов» В ней содержится 6 задач, ответы открываются после обсуждения их с детьми.

  • Причем, в зависимости от особенностей класса, решать их можно всем классом последовательно от простого к сложному всем классом.

  • Можно, используя индивидуальный подход, предложить учащимся определить свой уровень притязаний и самим выбрать любые задачи для решения. Дети работают за компьютером, а учитель в это время является консультантом, по необходимости оказывая индивидуальную помощь.

  • За каждый верный ответ ученик фиксирует в оценочном листе балл.

    1. Итоговый контроль 10 мин

Используется папка «Тесты» программа «Итоговый контроль». В ней содержатся тесты к теме «Приспособленность организмов» Итоговый контроль осуществляется с целью убедиться, что материал урока освоен. Дети осуществляют самопроверку, посмотрев в «Ответы».

    1. Подведение итогов урока. ДЗ. -2 мин

Подведение итогов. На основании оценочных листов выставляются оценки за итоговый тест и за решенные задач.


Список используемой литературы

  1. Общая биология. Рувинский А.О., М. «Просвещение» 1993

  2. Общая биология.-.Захаров Б.В., С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин., М. «Дрофа», 2002.

  3. Общая биология. - Д.К.Беляев М. «Просвещение» 1999.

  4. Биология10кл. Поурочные планы. - И.Ф. Ишкин, Калач - на-Дону, «Учитель - АСТ», 2002.

  5. Общая биология10кл. Поурочное планирование. –Кулев А.В. – С.- Петербург, «Паритет»,2001

  6. Общая биология. Поурочные тесты и задания,10-11 кл. – Лернер Г.И., М. «Аквариум», 2000.


  7. Электронное учебное пособие. Экология для 10-11 классов/ ред. Ахлебенин А. К., Сивоглазов В.И.,ЗАО «1С»,2004

  8. Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии/Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др. - М.,»Дрофа»,1999

  9. http://www.1c.ru/repetitor, repetitor@1c.ru