litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


УПОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


На педагогические чтения






Автор:

Туз Наталия Анатольевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории


Упорово - 2007

Содержание





  1. Условия возникновения и становления опыта.




  1. Актуальность и перспективность.




  1. Теоретическая база.




  1. Новизна.




  1. Технология.




  1. Трудоемкость применения.




  1. Приложение.




  1. Литература.



Условия возникновения и становления опыта


Определяющим условием становления опыта является стремление педагогического сообщества к совершенствованию учебно–воспитательного процесса в школе. Научные исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

Воспитательная система школы построена на формировании гуманистических межличностных отношений через полезную творческую деятельность. Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая отвечала бы требованиям современного общества.


Выбранная мною проблема «Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств» помогает решать задачи воспитания, поставленные перед школой..

Приобретение школьниками специальных знаний по предметам еще не гарантирует их всесторонней воспитанности. Не случайно учителей упрекают в том, что, развивая интеллектуальные качества учащихся, они мало воздействуют на культуру их чувств, считая ее чем-то производным от интеллектуального роста. Между тем именно развитие эмоциональной сферы растущего человека - одно из важнейших условий осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.

Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Русский язык не является среди них исключением. Вспомним слова Ф.И.Буслаева, который говорил: «Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно и гармонически совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку».

Особенность этого предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны на протяжении всей жизни.

В Упоровской средней школе, где я работаю, есть все необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей на современном уровне. Кабинет русского языка оснащен необходимым наглядным материалом, таблицами, техническими средствами обучения.


Основные противоречия и задачи в процессе

обучения и воспитания



Противоречия

Проблемы и задачи

Между сегодняшней жизнью школьников и необходимой подготовки его к взрослой жизни.




Формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личностного потенциала школьника.


Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы.



Конструирование содержания образования, ориентированного на творческую деятельность учащихся в процессе учения на уроках русского языка.


Между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворить эти требования ( т.е. между уникальностью каждой личности, ее стремлением быть услышанной и понятой и авторитарной методикой обучения и ее набором педагогических штампов).


Создание комфортной атмосферы занятий, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их развитию и проявлению; отслеживать личный результат в процессе обучения.



Актуальность и перспективность


К проблеме воспитания на уроках русского языка обращались многие специалисты (М.Т.Баранов, Г.К.Лидман – Орлова, Т.А.Ладыженская и др.)

В современной дидактике и практике обучения проблема воспитания нравственных качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, это потребность жизни. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства.

Актуальность опыта состоит в том, что в настоящее время в обществе назрел духовный кризис. Малообразованные, но духовно богатые люди менее опасны для общества, чем высокообразованные, но с обедненным духовным миром.



Теоретическая база


Использование художественного текста на уроках русского языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития. Такая работа рассматривалась в трудах методистов, учитывающих воспитательные возможности текста.

Процессы обучения, воспитания и образования неразрывно связаны, взаимопроникают и накладываются друг на друга. В.А.Сухомлинский пришел к весьма важному выводу: человек может располагать знаниями, уметь работать, но быть недостаточно воспитанным, неполноценным гражданином. При этом он считал, что, « чем шире круг теоретических знаний, которыми овладевает молодое поколение, чем более всеобщий характер приобретает высокий уровень его образованности, тем острее, очевиднее становиться необходимость специфической воспитательной работы»¹.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Призыв Януша Корчака надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем. Нужно помнить, что ученик – это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений.

Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащихся. От того, как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни.

А.Д. Дейкина на примере уроков русского языка различного типа рассматривает некоторые аспекты проблемы обучения и воспитания. Она считает, что умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения, а « важнейший капитал нации», по словам Н.Г.Чернышевского, - « нравственные качества народа». А.Д. Дейкина показывает, как, привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное», - писал В.Г.Белинский.


Содержание работы, направленной на патриотическое воспитание учащихся, и основные методические пути его раскрытия рассмотрены М.Т.Барановым, Г.К.Лидман-Орловой, Е.И.Ильиной, Т.А.Ладыженской, которые считают, что в систему формирования патриотического чувства учащихся большое значение имеют уроки русского языка и русской речи.

Совершенствование речи школьников тесно связано с развитием их личности. ______________________________________________________________ 1 В.А.Сухомлинский. Павлышская средняя школа.- М., 1979


Новизна


Новизна опыта состоит в стремлении построить урок так, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием. Основное внимание уделяется работе со связным текстом, несущим воспитательный заряд, способным разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка. На основе текста предлагаю задания, обучающие и развивающие учеников.


Новизна опыта выражается в следующих положениях:


  • Строить педагогический процесс – педагогику обучения и воспитания – совместно со взрослеющими школьниками ( реализация личностно – ориентированного подхода);

  • Пробуждать живой интерес к окружающим , способствовать накоплению положительного опыта эмоциональных впечатлений;

  • Расширять круг общения детей, предлагая те формы работы, при которых приобретается жизненный опыт и опыт активной деятельности;

  • Воспитывать на уроках русского языка словом, любая истина (философская, нравственная) может быть осознана посредством слова и высказана с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности;

  • В учебном процессе нельзя использовать морально устаревшую форму, нужно искать новые пути, способствующие активному воспитанию истинного гражданина – гуманиста ( реализация воспитательной системы школы).

Ведущая педагогическая идея – идея И.С.Якиманской, которая заключается в том, что ученик становится не объектом обучения, а его субъектом.



Технология


Основная цель моей работы – создание необходимых условий для формирования индивидуальных особенностей личности.

Технология формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка опирается на следующие принципы:


  • единство обучения, воспитания и развития;

  • научность, системность и доступность;

  • сознательность и творческая активность учащихся;

  • наглядность;

  • прочность усвоения знаний и развитие нравственных качеств учащихся;

  • коллективность характера обучения и учет индивидуальных особенностей личности.


В процессе профессиональной деятельности использую элементы традиционной объяснительно – иллюстративной технологии обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно – ориентированной технологии.


Достижение основной цели вижу в следующем:

        • пробуждение интереса учащихся к учебному предмету;

        • выработка нравственных идеалов, нравственной основы поведения;

        • формирование патриотического чувства.


1. Успех в решении воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к нашему предмету. Интересная работа облегчает ее выполнение, учит лучше работать, воспитывает сознательное отношение к труду. Если учащиеся любят уроки русского языка, испытывают желание полнее и глубже изучить родной язык, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.

Проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из серьезных и актуальных современной методике прежде всего потому, что отношение учащихся к предмету русского языка в известной мере отражает и их отношение к родному языку.


Родной язык – неотъемлемая часть понятия «Родина». Знание родного языка, любовь к родному языку есть одно из проявлений патриотических чувств, любви к родной стране.

Язык непременно вбирает в себя и бережно хранит несметные сокровища исторического опыта народа, следы жизни каждого поколения, голос родной природы. Чтобы глубоко изучить прошлое страны, чтобы постичь самобытный и неповторимый характер народа, надо изучить его язык.

Сознавая, какое воспитательное и образовательное значение имеет русский язык, стремлюсь пробудить интерес и любовь к родному языку, используя при этом разнообразные формы и способы работы на классных и внеклассных занятиях.

На уроках школьники заучивают наизусть некоторые изречения русских писателей о родном языке. Часть этих высказываний помещена в школьных учебниках в разделе «О русском языке». Некоторые высказывания включены в тексты тренировочных упражнений, украшают кабинет русского языка.

Закрепляю и развиваю общие представления о языке как средстве общения при изучении других разделов курса. Например, при изучении состава слова предлагаю следующий художественный текст, который своим содержанием позволяет подчеркнуть, как возвышает человека в мире живой природы обретенный им в ходе развития дар речи. В этом случае обычная работа с языковым материалом оказывается направленной наряду с решением текущих программных задач и на пробуждение у учащихся умения увидеть и ощутить сложность и совершенство родного языка, умения преодолеть упрощенное отношение к слову, открыть для себя его силу, восхититься имеющейся у человека способности говорить ( см. приложение №1).

Работа над приведенным текстом сопровождается вопросами:


  1. Почему слово «здравствуйте» названо чудесным?

  2. Какими еще эпитетами оно охарактеризовано в тексте.
  3. Почему об обитателях леса писатель сказал: « бедные птички и зверушки»?


  4. Кто в рассказе выступает самым счастливым?


Вопросы помогают учащимся осознать, что слово, человеческая речь объединяет все живое, дает счастье общения и взаимопонимания. Дети чутко воспринимают и красоту языка отрывка, и гуманный его смысл, и гимн « языку человеческому». Необходимый эмоциональный настрой в работе над этим текстом создается сразу, облегчая мне задачу показать социальную функцию языка, его значение для человеческого общества. А отсюда возможен и вывод: каждый человек должен любить свой язык, гордиться им, глубоко его изучать и беречь.

Истинная любовь к родному языку проявляется в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, образности и выразительности своей речи, стремлении к гармоническому единству смысла и формы в своих высказываниях, что главным образом достигается умелым отбором языковых средств. Образность и точность речи во многом зависит от умения соотнести определенное языковое явление с тем значением, которое оно получает в данном контексте или придает высказыванию в конкретной речевой ситуации. Постоянное внимание к смысловой стороне изучаемых фактов языка не только прививает интерес к языковому анализу, но и оказывает сильное положительное влияние на качество усвоения учебного материала.

Особенно широко смысловая характеристика используется в школе при анализе лексической стороны языка. Особый интерес вызывает у школьников анализ таких примеров, в которых обыгрываются разные значения слова или двух похожих по звучанию слов, что служит очень выразительным средством создания комического эффекта.

В 5 классе при изучении темы «Лексическое значение слова» читаю небольшой текст (см. приложение №2), а затем предлагаю ряд слов, из которых школьники выписывают то, которое подходит к тексту по смыслу, устно объясняя свой выбор. После прослушивания учащиеся выполняют следующие задания:



следующая страница >>