litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2

Выпишите слово, подходящее по смыслу к тексту: верность, щедрость, доброта, лживость, жадность.


  • О какой черте характера Генки говорится в тексте?


    При объяснении смысла нового слова использую другие формы работы. Так, источником нравственного опыта всегда служили народные сказки, пословицы, поговорки.

    Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.

    На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.

    Вопросы и задания:

    1. Как вы понимаете смысл пословицы?

    2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

    3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

    4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

    Честность нечестность

    Правдивость лживость

    Искренность неискренность


    1. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.

    2. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

    3. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?

    Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи, применяя знания на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например:

    Жадность

    Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,

    необыкновенная жадность, жадность к деньгам .

    Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность;


    Богатому жадность не дает покоя.

    После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

    Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

    Предлагаю детям темы для творческой работы с таким расчетом, чтобы в них раскрывалось что-то свое, проявилась самобытная, подчас остроумная манера передавать свои впечатления. Интересной считается та работа, в которой есть личностное, неподражаемое, самобытное восприятие окружающей жизни. Выполняя такие задания, учащиеся полны вдохновения и любопытства. Все хотят читать свои работы, думая, что они самые интересные. В этот момент проявляется чудесное состояние поиска, желание понять окружающий мир, выразить себя в словесных картинах.

    Перечисленные работы развивают воображение ребят, которое служит познанию мира и его творческому преобразованию, без которого невозможно решение и практических, жизненных задач.

    2. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствуют нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения. С этой целью использую ряд текстов, несущих информацию и исподволь влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Учащимся предлагаю рассказы писателя А. Приставкина (см. приложение №3) о жизни детей, которых война лишила родителей, иных на время, других - навсегда. Каждый из этих текстов читаю как материал для изложения, но без авторской концовки, с тем, чтобы дети придумали конец истории, как они его увидели и поняли из самого рассказа. По окончании работы читаю концовку рассказа, и дети получают возможность сопоставить ее со своей. Здесь более всего и проявляется воспитательная идея урока. Для детей это возможность узнать жизнь шире и заглянуть в нее поглубже.


    В рассказах А.Приставкина даны в доступном для детей изложении разные нравственные позиции. Перед детьми вырисовывается не только та или иная нравственная ситуация, но и цельный характер мальчика, их ровесника, несущего в себе глубокое чувство благодарности к человеку, отогревшему его (Товарищ Гонцова), стыда за неправильный поступок, совершаемый из благих намерений («Козье молоко»), гордости за честно заработанное («Рабочая порция»).

    Вместе с этим важно показать детям сегодняшнего времени, в сколь трудное время проявлялись характеры детей военной поры и каковы были их стойкость, их готовность переносить жизненные испытания вместе со взрослыми.. поэтому предлагаю детям сочинение на нравственную тему: «Каким я вижу героя рассказов писателя А.Приставкина?»

    Сочинение позволит детям получить цельное представление о нравственной основе поступков мальчика, а также окружающих его людей. Наряду с рассказами, содержащими положительный нравственный опыт, о предлагаю для обсуждения и размышления такие рассказы, в которых на первый план выступает отрицательное в поведении героя. Примером такого рассказа является текст для изложения Н.Федорова «Курточка» (7кл)

    Порядок работы:


    • Чтение рассказа;

    • его обсуждение;

    • написание на конкретном материале прочитанного рассказа сочинения-рассуждения на тему: «Почему друзья обиделись на Витю и кто из них прав: Витины друзья или Витя?» (см. приложение №4)

    Школьники не всегда умеют правильно отнестись к мнению товарищей, не дорожат дружбой, легко меняют друзей. Рассказ отражает одну из типичных школьных ситуаций, а значит, в ней следует разобраться.

    Разговор о нравственной основе поступков получает продолжение в 8-9 классах. В качестве примера приведу работу над рассказом А. Цессарского «Мужество», по которому обычно провожу сжатое изложение (см. приложение №5)


    Текст приемлем прежде всего со стороны нравственной позиции мальчика, не принимающего уже в своем ученическом настоящем (а не в будущем, когда станет взрослым рабочим человеком) обмана, не соглашающегося на него, даже если это грозит увольнением с завода.

    Порядок работы над текстом обычный: постановка задачи, чтение текста, определение его основной мысли, беседа по содержанию, выделение опорных слов, вторичное чтение текста, написание сжатого изложения. В зависимости от уровня подготовки учащихся ключевые слова (они выделены в тексте) я записываю на доске.

    Нравственный поступок мальчика найдет отражение в душе его сверстников. Вопрос школьникам: «Как, по–вашему, сложится дальнейшая судьба мальчика?» - не только выявит отношение к поступку ровесника, в их ответах как бы смоделируется, верят ли они сами в победу справедливых и честных над несправедливыми и нечестными.

    3. Если в 7-8 классах беседы о нравственном идеале эффективнее всего проводить на текстах, описывающих героические поступки людей, то в 9 классе, когда учащиеся достаточно подробно знакомы с историей своей страны, изучают родную литературу с древнейших времен, им будет интересно познакомиться с рассуждениями о патриотизме, национальном идеале и национальном характере, высказать (в устной или письменной форме) свои мысли об этом.

    В процессе патриотического воспитания на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, использую следующие методы:


    1. попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

    2. фронтальная беседа, раскрывающая патриотический смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинение;



    1. словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный патриотический материал для уроков русского языка;


    2. написание публицистических сочинений о любви к Родине, русскому народу.


    Работа над всеми сторонами патриотического чувства проводится в каждом из классов. Однако объем работы над каждой стороной патриотического чувства в том, или ином классе различны и зависит от общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку. На уроках провожу словарно-семантическую работу над публицистической лексикой. Отбираются слова, раскрывается значение их употребления в словосочетаниях и предложениях. Такую работу можно организую со словами и словосочетаниями: Российский флаг, Российский герб, гимн России, Красная площадь, гражданин, паспорт, Конституция Российской Федерации.

    Таким образом, на уроках русского языка учащиеся овладевают общественно–политической лексикой (усваивается семантика, сочетаемость и сфера употребления слов).

    Неоценимыми средства воспитания любви к Родине являются уроки развития связной речи – подготовка, проведение, анализ сочинений, изложений на темы общественно-политического характера. Эта работа способствует формированию обобщенного представления о патриотизме.

    Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Моя задача – развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине.

    Стихи для детей разных авторов позволяют привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком. Приведу пример работы с таким текстом на уроке повторения в начале года:

    Зачитываю стихотворение В. Берестова «Май», ребята определяют главную мысль, высказанную поэтом.

    Фиалки , ландыши для нас

    Веселый май в тиши припас.

    Но мы их обрывать не будем.

    Пускай цветут на радость людям!



    После этого предлагаю задания:


    • Спишите стихотворение;

    • А теперь сыграем в «Зоркий глаз» ( дети должны увидеть все орфограммы в письме): подчеркните орфограммы и назовите их

    • Найдите сказуемые, подчеркните их и укажите время и наклонение глаголов.

    При работе с этим текстом ребята не только получают экологическое воспитание, но и повторяют пройденный материал по орфографии и синтаксису.

    Подготовленные рядом подобных текстов школьники, полно и доказательно, с большей гражданской ответственностью рассуждают на темы экологии, а в процессе рассуждений складывается та единственно верная на сегодняшний день позиция гражданина, в которой чувство хозяина земли и чувство ответственности за сохранение природы являются главными.

    Представления школьников могут дополняться на уроках внеклассного чтения при анализе произведений В. Асафьева, В. Распутина, В. Белова и других писателей, утверждающих, что безразличие и равнодушие к природе – это невежество. Преодолеть такие качества, не дать им проявиться у детей – значит рассказать о живой природе так, чтобы вызвать другие чувства нежности, желание оберегать, помогать.

    Тексты, посвященные экологическим проблемам, систематически включаю в уроки русского языка. Довожу до сознания учащихся мысль об их ответственности за судьбу родной природы, родной земли.

    Помимо использования на уроках готовых текстов, применяю важный прием: предлагаю учащимся понаблюдать за природой и на уроке поделиться своими впечатлениями. На чем основывается такой прием? На стремлении не только декларировать, но, прежде всего, приобщать к живому, полному красок и звуков миру.

    Все может стать объектом внимания – интересно словесное выражение эмоционального отношения к конкретному факту, к природным явлениям. С точки зрения учебного предмета обучающим моментом является то, как применить полученные знания: изложить фактическую сторону, сохранить логическую стройность речи, разнообразить слова. Конечно, это речевая практика, и если она будет достаточно широкой, обогатится лексический запас школьника, будет развиваться способность анализировать устные высказывания.



    Трудоемкость опыта


    Трудность заключается в том, что учитель русского языка сам не определяет уровень воспитанности своих учеников, исключение составляет коллектив, в котором учитель-предметник является классным руководителем. Кроме того, существующие анкеты по выявлению уровня воспитанности учащихся громоздки, сложны для обработки.

    Воспитание на уроках должно осуществляться при постоянном внимании к обучению предмета. Раскрыть учащимся тайны правил и законов, присущих русскому языку, показать его особенности, красоту.

    Трудоемкость опыта состоит в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности школьников в учебно–познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом личностно – ориентированного подхода.


    Приложение №1.


    «Утро подвигалось все больше к рассвету, лес наполнялся птичьими песнями и криками зверьков. Но бедные птички и зверушки, как мучились они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово!


    • Тэк – тээк! – чуть слышно постукивает глухарь.

    • Шварк – швар! – дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

    • Кряк – кряк! – дикая утка на озере.

    • Гу-гу-гу! – красная птичка снегирь на березе. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка хохочет…

    Мы, охотники. Давно. С детства своего, слышим эти звуки и знаем их и различаем. Мы радуемся и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем утром на рассвете и услышим. Так и скажем им, как людям, это слово: - Здравствуйте!

    И как будто они тогда тоже обрадуются, подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и затэтэткают, и зашваркают, стараясь всеми голосами этими ответить нам: - Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!»



    (М.М.Пришвин)


    Приложение №2


    Генка был попрошайка и жадина. Это – самое главное, чем он отличался от других. Правда, жадность у него была не на все вещи, а только на мелочи: на разные самоделки, патронные гильзы, стеклянные пузырьки, значки, поплавки и прочую дребедень. Он их выпрашивал. Даже не менялся никогда, а только выпрашивал. если меняться, надо что-то отдавать, а это было для Генки горькой мукой.

    (В.Крапивин.)


    Приложение №3


    А.Приставкин «Товарищ Гонцова».


    Было так. Во вьюжную сибирскую ночь шел я из больницы к себе в детдом и заблудился. Я проваливался в белый снег, обессилел совсем. Тогда я сел и заплакал, Стало как будто теплей, я заснул. Как меня нашла старая крестьянка, как привела в избу и оттирала, я не помню. Утром она вывела меня на дорогу и показала путь до Зырянки.


    • Гонцова моя фамилия, сынок, - сказала она коротко.

    Я отошел, помахал ей рукой. Полез в карман и обнаружил там горячую бутылку с молоком.

    Через месяц я попытался отыскать добрую женщину, которая меня спасла. Председатель колхоза спросил:

    • Из какой деревни?

    • Не знаю, но фамилия Гонцова.

    • Трудно найти. В нашей Зырянке пятьдесят Гонцовых. В Михневе тридцать четыре семьи, да и а Таловке пятнадцать…Это веренее всего в Михневе, там мне такой случай расск5азывали. Спроси Марию Гонцову, наверное она.

    Мария Гонцова оказалась совсем не той женщиной, которую я запомнил.


    * * *


    Но пока я грелся в теплой избе, она сбегала к соседям и сказала:

    • В Таловке она, твоя самая…Варварой зовут. У нее такой случай был. А я нет, никого не спасала.

    Она вывела меня на дорогу и показала, как дойти до Таловки.

    • Ищите Варвару Гонцову. Наверное, она.

    Я отошел, оглянулся, женщина все стояла. Я помахал ей рукой.


    Полез в карман. Там я нашел кусок теплого хлеба.


    А.Приставкин «Козье молоко».


    Моя сестренка опасно заболела. Она сгорала в жару и иногда плакала: «Ой, мамочка, больно…Больно…»

    В такие дни я выпрашивал у детдомовской поварихи большой медный чайник и шел к станции. Там, привязанная к колышку, паслась чья-то коза. Я ставил под нее чайник и пытался доить. Я просил ее: «Козочка, хорошая, добрая козочка, ты дай мне немного молочка… Не для себя, честное слово, сестренка моя болеет…»

    Однажды сзади подкралась ко мне старуха и борльно схватила за волосы.


    • Ах ты, вор! Детдомовец ты несчастный!

    Я вырвался и, потеряв крышку от чайника, прибежал в детдом.

    Скоро пришла и старуха. Я видел, как она спрашивала заведующую и прошла в детскую комнату, где та находилась. Заведующая как раз смотрела, как мою сестренку поят молоком.

    Потом старуха вышла, и заведующая, выглядывая из двери, спросила:

    • Вы ко мне приходили?

    « Не сказала», - подумал я и так обрадовался, что забыл спрятаться. Я стоял в коридоре у стенки, и мне хотелось врасти в нее, когда старуха проходила мимо.

    * * *

    Но она остановилась точно напротив меня и, разглядывая что-то на полу, сказала, словно сама себе:

    • Я хорошо запомнила того, кто крадет молоко, и я его не вижу… Иначе бы… - И, помолчав, добавила: - Но если какой хороший мальчик придет и попросит молока, разве я не дам? Ведь каждый знает, что я работаю сторожихой в школе.

    И старуха пошла дальше, сильно шаркая об пол валенками, которые она носила даже летом.


    А.Приставкин «Рабочая порция».


    После уроков нас, детдомовцев, приводили на завод и ставили за станки. Мы делали шины для раненых. Каждый день по четыре часа. Однажды мастер сказал весело:
    • Вот вам первая получка! Талон на рабочий завтрак. Только один. Кто хочет первый?


    Нас было семь человек, мы стали ссориться. Мастер утешил:

    - Талоны будут каждый день. Все по очереди сходите. Только учтите, рабочий день начинается рано и порции по этому талону выдаются до шести утра.

    Жребий идти первым упал на меня. Черным утром, которое ничем не отличалось от ночи, няня разбудила меня:

    • Эй, вставай! А то всю рабочую порцию проспишь!

    Зажав в кулаке талон, я шел по дороге. Меня пробирал холод. Из калиток, из проулков и вообще откуда-то из серой мглы появлялись люди. Они заполняли дорогу и позади меня. Я еще никогда не видел на этой дороге так много людей. И мне хотелось все узнать, рабочие ли они и куда они идут и еще похвалиться: а у меня настоящий рабочий талон!

    В большой столовой толкался народ. Люди подходили, отдавали талоны. И им сыпали горячую картошку с мясом. И я подошел. Какая-то женщина торопливо сказала:

    • Мальчик, здесь по рабочим карточкам! Не мешайся!

    Я протянул талон. Женщина посмотрела на меня с уважением:

    • Ты гляди… Рабочий уже!

    И она насыпала мне полную тарелку горячей картошки с мясом. Я даже задохнулся от волнения. Целая рабочая порция!

    Потом я шел домой…

    * * *


    И мне казалось, что я стал теперь шире в плечах и выше немного…

    А навстречу шли и шли по дороге люди. Они тоже были большие и сильные. И я теперь понимал хорошо – это идут те, у кого в кармане есть талоны на рабочие порции.


    Приложение №4


    Н.Федоров «Курточка».


    Урок физкультуры закончился, и все кинулись в раздевалку.

    Подхожу с своей вешалке, начинаю одеваться, смотрю – что такое? Штаны мой, ботинки мои, курточка – не моя. Чужая какая-то курточка: пуговиц не хватает, на груди пятно чернильное. Да и мала – руки из рукавов как грабли торчат. А у меня форма новая, двух недель еще не относил. «Ну и ну» , - думаю.


    Тут ко мне друзья подбегают, Петя и Кирилл:


    • Витек, чего так долго копаешься? Бежим в столовую.

    • Да погодите вы, говорю, - у меня курточка пропала!

    Кирилл говорит:

    • Как это «пропала», если ты в ней стоишь?

    • Да не моя это курточка, разве не видите! Дрянь какая-то старая. Штаны вот мои, ботинки мои, курточка – не моя!

    • Не может быть,- говорит Петя. – Пошутил, наверное, кто-нибудь. Или перепутал. Найдем сейчас, не паникуй.

    Стали мы ребят расспрашивать, но никто не признается. Все, говорят, свои курточки надели.

    • Ничего, Витек,- говорит Петя,- не расстраивайся. Может. Найдется еще.

    • Конечно, найдется, - говорит Кирилл, - Главное, не паникуй. Вам-то хорошо, думаю, у вас курточки не подменяли. А мне каково? Обозлился я тут на весь белый свет. Прямо ужас как обозлился. Вот же, думаю, какие люди нехорошие бывают. Уж лучше б просто украли. Так нет, как в насмешку, старье подсунули!

    Пришли в столовую. Друзья говорят:

    • Ты, Витек, сиди. Мы сами все купим и принесем.

    Я сижу. Только есть совсем не хочется. Аппетит от расстройства пропал. А им хоть бы что. У них курточки не подменяли. Возвращаются с пончиками. Довольные.

    • Витек, ты чего не ешь? – говорит Кирилл. А у самого полный рот. Никакой культуры.

    Да мне что. Мне необязательно. Это тебе нужно есть как следует, сил набираться. А то пропадешь.

    • Это почему? – спрашивает Кирилл.

    • Да потому, - говорю, - что не сможешь тогда портфель Сидоровой таскать.

    Кирилл пончиком подавился. Покраснел, как редиска. Не понравилось.

    • Ну и злюка же ты, Крутиков, - говорит Петя. – Не ожидал от тебя.

    • А ты бы, - говорю, - Петечка, помолчал. Тебе тоже силы копить нужно. Для рекорда.
    • Для какого еще рекорд? – спрашивает Петя.


    • То есть как для какого?! У нас же сейчас диктовка. В прошлый ты девять ошибок. Теперь все ждут от тебя круглой цифры – не меньше десяти. А тогда ты хорошо поработал. Мне особенно понравилось, как ты слово «шоколад» написал – через два «а». ты наверное, словом «шакал» проверял?

    • Тут друзья, не сговариваясь. Встали и за другой стол ушли. Обиделись.

    Ну , думаю, и пусть. И без вас проживу.

    После уроков пришел домой в полном расстройстве. Курточку на пол бросил и на диван завалился. Переживаю. Долго лежал. Устал. Смотрю с ненавистью на подмененную курточку. А на рукаве у наших школьных курточек эмблема такая клеенчатая. С раскрытой книжкой. Вижу, на книжке этой шариковой ручкой корявенько так написано: Витя Крутиков.

    Значит, утром спросонья да в спешке я старую курточку надел! Прошлогоднюю! Даже есть от радости захотелось, но я себя пересилил. Надо же друзьям сообщить. Пусть тоже порадуются.

    • Петька! – кричу в трубку. – У меня курточка-то нашлась! Приходи ко мне.

    А Петька мне по телефону отвечает:

    • Не хочу.

    Ну и ладно, думаю. Не хочешь радоваться, не надо. Позвоню Кириллу. Вот настоящий друг.

    • Кирюха! Представляешь, курточка нашлась! А новая-то в шкафу! Смехота, верно?

    Но Кирилл не смеется. И тоже трубку бросил.

    Вот те на, думаю. У меня радость, а они, видите ли, трубки бросают.

    Друзья называются.


    Приложение №5.


    А. Цессарский «Мужество»

    Игорек — самостоятельный парень. Отец у него умер давно. Мать много работает.

    Вот и сейчас Игорьку нужно решить трудную задачу: сказать Кузь­ме Михалычу, что он о нем думает, или промолчать?

    Сказать страшно—Кузьма Михалыч выгонит из бригады. И вообще страшно увидеть в этот момент его лицо!

    Когда полгода назад начальник цеха впервые привел Игорька к это­му огромному усатому человеку с умными глазами, Игорьку он сразу понравился. Таким именно он и представлял себе настоящего мастера. Таким мечтал стать, когда еще только решил идти работать на завод.


    Тогда, при первой встрече, Кузьма Михалыч смерил его взглядом, посопел в усы недовольно:


    • Подросток! Возиться!

    • Начальник цеха промямлил:

    — Ну, Михалыч! Передовая бригада... Лучший мастер. Кто, кроме тебя, научит? Справишься, а?.. Игорьку стало обидно:

    — Подумаешь, подросток! Я все буду делать. Наравне.

    — Ладно. Беру. До первого отказу.

    Игорь думает о том, что завтра он должен отказаться. В первый раз. И, значит, в последний. Кузьма Михалыч словами не сорит.

    Что скажет мать? Он так гордился, что сам зарабатывает деньги. Ей одной трудно.

    Как теперь сказать ей? А может, не стоит ему вмешиваться'? Пусть все идет как идет. Ведь лично у него-то все в порядке. Кузьма Михалыч им доволен. И он — подросток, а те — взрослые. План они выполняют... План! В нем все дело. И разве это правильно, если взрослые говорят одно, а делают другое? И разве может быть одна правда для взрослых, а другая для детей? И если ты видишь неправду, разве ты имеешь право молчать?

    Он скажет. Его выгонят из бригады. А вечером мать узнает и от-вернется...

    Приходит мать. Игорек сразу замечает, она не в духе: даже не взгля­нула в зеркало. И пошла возиться по дому. Видно, устала. Она, когда устанет, берется тяжелую работу вначале сделать.

    И сын решает сегодня ничего не рассказывать. Завтра. Когда все кончится. Заодно.

    Утром цех встречает Игорька потоками солнца, тихим гулом утрен­них разговоров, молчанием станков. Издалека он видит высоченную фигуру мастера, который первым, как всегда, обходит участок бригады. Кузьма Михалыч примечает Игорька, кивает строго, по-деловому, как равному. У Игорька сжимается сердце. До конца смены остается час, тот самый час, о котором Игорек весь день старался не думать.

    Еще в первые дни Игорек все просил мастера не отправлять его на час раньше, дать ему дорабатывать со всеми. В этот последний час он был, что называется, на подхвате: убирал стружку, бегал в ОТК, в инструменталку. Игорек стал ловить на себе дружелюбные взгляды рабочих. С ним уже вели деловые разговоры. Постепенно он вошел в за­водскую жизнь. И тогда понял, что происходило у них в бригаде в этот последний час. И это было страшно.


    Вот по проходу медленно идет начальник цеха. Кузьма Михалыч выпрямляется и встречает его спокойным взглядом.

    — Ну так как же, Кузьма Михалыч? — произносит наконец на­чальник и при этом щурится, точно от солнца.— Придумал что-нибудь?

    Чего же придумать.

    — Досадно! В других цехах нашли резервы,— начальник вздыхает и расстроенный идет к себе в конторку.

    Игорьку кажется, что кто-то душит его, что он сейчас закричит, за­вопит: неправда-а\ Этот пожилой, солидный, уважаемый человек лжет! Весь этот час бригада будет возиться со старыми деталями, которые кто-то тайком приносит для ремонта и тут же расплачивается с бригадиром наличными. Завод выпускает холодильники, бригада делает для них са­мую сложную деталь.

    Кузьма Михалыч неторопливо идет к станку и весело подмигивает Игорьку:

    — Сегодня будешь мне помогать.

    И вдруг лицо мальчика покрывается красными пятнами.

    — Не хочу! — говорит он громко.

    — Ты, может, считаешь, я ворую? Все честно.

    Игорек вскидывает голову и со стыдом видит жалкую улыбку на лице бригадира.

    — Как же честно... Когда все цеха на нас... А мы...

    — Хватит! Завтра же в бригаде духу твоего не будет, ученичок!

    Игорек думал, что самое страшное — объясниться с бригадиром. Но когда вечером приходит мать, тут у него сердце совсем останавлива­ется, и он говорит:

    — Не будет получки. Ничего не будет.

    Тогда он рассказывает все одним духом. Что она скажет? Осудит?

    — Ты у меня молодец, сын! — говорит она.— А знаешь, он побоится тебя уволить, вот увидишь!

    И заливается своим беззвучным смехом, который всегда наполняет его счастьем.


    Урок русского языка в 7 классе.


    Тема: Комплексная работа с текстом на уроке повторения в VII классе.

    Цели урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить; закрепить навыки правописания окончаний глаголов; отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

    Тип урока: комплексная работа с текстом.


    Оборудование: плакат с формулировкой темы урока; тексты рассказа; магнитофон; кассеты с записями перезвона колоколов и пения птиц, звуков весеннего леса; репродукции и фотографии с изображением весенней природы.


    ХОД УРОКА:

    1. Вступительное слово учителя.

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)

    - О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)


    • Где же их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)

    • Посмотрите в окно и прислушайтесь... Что вы услышали? (услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой.)

    - А вот что вы можете услышать ранним утром, выйдя на улицу. (Включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)

    - Что вы услышали? ( Звон колоколов и голоса птиц. Колокола - вестники начала нового светлого дня, а птицы - вестники прихода весны.)

    - Какое чувство вы испытали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения, чистоты, легкости.)

    • Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И, самое интересное, - как они рассказывают об этом?

    2. Сообщение целей урока

    Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И. Соколова - Микитова, который так и называется: «Звуки весны»,поработаем с этим текстом, а потом вы сами напишите сочинение-миниатюру.



    3. Небольшое сообщение об авторе рассказа.

    У Ивана Сергеевича Соколова - Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что он родился В Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал , плавал на кораблях матросом, бывал на экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям. Давайте вместе прочитаем рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны».

    4. Работа с текстом.

    Чтение рассказа (учителем).

    Звуки весны.

    Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную папочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь папочке невидимого дирижера, одна за другой гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички - зорянки.

    Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвну! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик. Из тысячи звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря,

    В самый торжественный час появляется солнце, звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов - Ми китов).

    - О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в предрассветный час.)


    • О чем рассказывается в тексте?

    • Что отражено в его заглавии? (Тема текста ),

    • К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуете свое мнение. (К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)

    • А к какому типу мы отнесем этот текст? (Это описание.)

    • Какие изобразительно - выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры.)

    • С чем автор сравнивает наступление утра?

    • А вы знаете, что такое симфония?

    Симфония, -и, ж.1. Большое музыкальное произведение для

    оркестра,

    Симфония Чайковского, 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжЛ Симфония звуков.)

    • Услышали ли вы симфонию утра?

    • С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание)

    - Прочитайте, как начинается симфония.

    - Голоса каких птиц звучат в симфонии утра9 (Запись на доске слева.)

    - А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра, (запись на доске справа.)

    - Выведите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов.)

    - К какому времени относятся формы этих глаголов? (Эго формы настоящего времени.)

    - Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)

    - Найдите глаголы, которые употребляются в переносном значении. (Тянет - поет, трубят - курлычут, заливаются - поют.)

    - Какую роль в тексте играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)


    - Что представляют собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми от него словами.)

    - Выпишите из текста предложение, которое начинается словами: Нарастая и замирая...

    - Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения. (Задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы.)

    - Произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения. (Задание выполняется на доске.)

    - А теперь вы сами попробуйте создать небольшое описание.

    5. Написание сочинения -миниатюры.

    Перед нами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина

    ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки.

    Напишите сочинение - миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание выполняется, пока играет музыка «Звуки весеннего леса».)

    После того, как отзвучит мелодия, читаем несколько работ.


    • Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему.


    6. Подведение итогов урока.


    VII. Домашнее задание.

    - Сегодня, когда после занятий выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки, но и запахи... Чем пахнет весна? А дома напишите сочинение-миниатюру "'Запахи весны".


    Урок русского языка в 7 классе.


    Тема: Буквы о и а в конце наречий.


    Цель: 1. формирование навыка написания букв а и о в конце наречий;


    2 . развивать умения самостоятельно находить в словах изученную

    орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

    развитие и обогащение речи учащихся;



    3 .воспитание нравственных качеств, культуры общения.


    Тип: изучение нового материала.

    Оборудование: худ. текст, тренировочные упражнения, учебник.


    Ход урока:



    1. Организационный момент ( число, тема, цели урока)

    2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.


    Работа с текстом «Где живет совесть?»


    а) Чтение текста

    б) О чем вас заставил задуматься этот текст?

    в) О чем рассказывается в тексте?

    г) К какому стилю речи можно отнести этот текст?

    д) К какому типу речи?

    е) Как вы думаете, почему слово «совесть» здесь написано с большой

    буквы?

    ё) Объясните значение выражений: недосуг призреть, попусту наушничать.

    Учитель: В этом тексте автор затрагивает наболевшую тему для нашего

    общества, многие люди потеряли совесть. В их душах появилась злоба, ненависть друг к другу, обман, лицемерие. Автор нас призывает задуматься над тем, где же живет наша совесть. Часто ли она нас мучает?

    После работы с этим рассказом я думаю, что каждый будет поступать

    по законам совести.

    ж) Определите разряды наречий в 1 абзаце?

    з) Укажите способ образования наречий

    по – свойски, кое – как, куда – нибудь, по – новому


    и) Найдите в тексте предложения, соответствующее данной схеме:

    [ …, |~~~| ], (с. с. которым …) ,

    й) Выделите известные вам орфограммы в слове «оплеванная».


    1. Этап усвоения новых знаний.




    1. Слово учителя.

    Сегодня мы рассмотрим правописание наречий, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов - о , - а .

    На доске записаны прилагательные. Давайте образуем от данных слов наречия, определим способ образования и от чего зависит правописание таких наречий.


    в, левый - с, левый -

    на, чистый – до, чистый -


    за, светлый - из, давний –


    Выполнив задание, делается вывод:


    а) наречия образовались от прилагательных при помощи ¬ и ^


    б) правописание на конце наречия зависит от приставки,

    если в наречиях приставки из,- до,- с, - == а

    в, - на, - за, == о


    Учитель: Наречия с приставками в -, на-, за - и из - , до- , с - по своему происхождению застывшие формы винительного и родительного падежей кратких прилагательных, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется, например, слово окно: вин. – в окно, на окно, за окно, но род. – с окна, из окна, до окна.


    1. Чтение § 13, стр. 73-74




    1. Этап закрепления изученного материала.

    1. Работа у доски . Объяснить правописание наречий.


    Сначал…, изредк…, влев…, налев…, слев…, насух…, наглух…, издавн…,снов…

    -с подчеркнутыми словами составьте простые предложения на тему «Дружба».


    2.Образуйте от данных прилагательных наречия с суффиксами –а , -о.


    Бессердечный-… нечестный-…

    Неуважительный-… преданный-…
      • с получившимися наречиями составьте словосочетания.




    3.Работа с учебником.

    Выполнение упражнения 183 по заданию.


    1. Итог урока. Оценки.

    2. Домашнее задание

    § 13, упражнение 182- всем, занимающимся на 4 и 5 написать сочинение- миниатюру «О совести».



    О

    Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся.


    тно­шение


    Показатели воспитанно­сти


    Признаки проявления воспитанности


    Ярко проявляются


    Проявляются


    Слабо проявляются


    Не

    проявляются­

    К обществу


    Долг и ответ­ственность


    Выполняет общест­венные поручения охотно, ответственно и с желанием, требу­ет такого же отноше­ния от других

    Выполняет об­щественные поручения охот­но, ответствен­но, но не требует этого от других


    Неохотно выпол­няет поручения, а только при условии контроля со сторо­ны учителей и товарищей


    Уклоняется от общест­венных пору­чений, без­ответственен.


    Бережливость


    Бережет школьное имущество, призы­вает к этому и дру­гих


    Сам бережлив, но не интересу­ется, бережли­вы ли его това­рищи


    Проявляет бе­режливость, если чувствует кон­троль со стороны учителей, стар­ших товарищей


    Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавли­вает его лишь после настоя­тельных тре­бований




    Дисциплини­рованность


    Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств и от других

    Хорошо ведет себя независи­мо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хоро­шего поведения от других

    Соблюдает пра­вила поведения при условии тре­бовательности и контроля со сто­роны взрослых или товарищей


    И при наличии требований со стороны педа­гогов и това­рищей нару­шает дисцип­лину, слабо реагирует на внешние воз­действия

    К труду



    Ответствен­ное отношение к учению


    Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и при­лежен, добивается хороших результа­тов в учении, сам охотно помогает товарища

    Учится в полную силу, проявляет интерес к знани­ям, хорошо учит­ся сам, но това­рищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят


    Учится не в пол­ную силу, сам не проявляет инте­реса к учению, требует постоян­ного контроля, безразличен к учебе товарищей


    Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо

    Отношение к общественно полезному труду (трудо­любие)



    Понимает общест­венную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к само­обслуживанию и другим видам тру­да, умело органи­зует труд других.

    Понимает обще­ственную цен­ность труда, сам проявляет инте­рес и добросове­стное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает


    Трудится при наличии соревно­вания, требова­ний и контроля со стороны педаго­гов и товарищей


    Не любит труд, стре­мится укло­ниться от него даже при наличии требований и контроля

    К людям


    •Коллективизм и товарищест­во


    Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы това­рищей, организует полезные дела коллектива


    Общительный, считается с ин­тересами кол­лектива, охотно выполняет по­ручения, но сам не организует полезные дела.


    Не очень общи­тельный, отзыва­ется на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохот­но.


    Необщи­тельный, эгоистичный


    Доброта и отзывчивость



    Добрый, заботли­вый, охотно помо­гает всем, кто нуж­дается в его помо­щи, побуждает на добрые дела това­рищей.

    Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует.


    Помогает другим, если поручает учитель или кол­лектив.


    Недоброже­лателен, груб с товарища­ми

    Честность и правди-

    вость.


    Верен своему сло­ву, правдив с учи­телями, товарища­ми, добровольно признается в своих проступках и того же требует от дру­гих

    Верен своему слову, правдив с учителями и товарищами, признается в своих проступ­ках, но не тре­бует честности и правдивости от других


    Не всегда выпол­няет обещания, не сразу призна­ется в своих про­ступках, а лишь после осуждения старшими и това­рищами


    Часто неис­кренен, об­манывает учителей, старших


    К себе

    Простота и скромность


    Прост и скромен, одобряет эти каче­ства у других


    Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качест­вами окружаю­щие его люди

    Прост и скромен в присутствии старших и педаго­гов


    Держится высокомер­но, пренеб-режительно относится к товарищам


    К культуре

    Культур

    ный уровень


    Много читает. Охотно посещает культурные цен­тры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими

    знаниями с

    другими.

    Любит читать. Посещает куль­турные центры. Проявляет ин­терес к музыке, живописи. Но

    интересуется всем этим толь­ко для себя. Не

    привлекает

    других.

    Читает. Посещает культурные цен­тры. Иногда по­сещает музеи, выставки. Но все это делает по

    совету или на­стоянию взрос­лых: педагогов родителей

    Не хочет читать худо­жественную литературу, отказывается посещать


    культурные центры Не проявляет интереса к

    культуре и искусству.





    Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся







    п/п

    Фамилия, имя


    Ответственность


    Бережливость


    Дисциплиниро-­

    ванность


    Ответственное

    отношение к

    учению


    Отношение к

    труду


    Коллективизм и

    товарищество


    Доброта и

    отзывчивость


    Честность


    Простота и

    скромность


    Культурный

    уровень


    Уровень

    воспитанности


    1






































    2




































    При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходи­мо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозна­чением:

    Я - ярко проявляется (5 баллов);

    П - проявляется (4 балла);

    СП – слабо проявляется (3 балла);

    НП – не проявляется (2 балла). Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).

    5 - 4,5 балла - высокий уровень

    4,5 – 3,9 балла - хороший уровень

    3,8 – 2,9 балла - средний уровень

    2,8 – 2 балла - низкий уровень

    Литература


    1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1982

    2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.. 1973

    3. Сухомлинский В.А. Павлшская средняя школа . М.,1979

    4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972

    5. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект.1981

    6. Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 4-8 классах : Сборник статей из опыта учителей и методистов. Пособие для учителей / сост. М.Т.Баранов. М..1979

    7. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.. 1990

    8. Ковалев А.Г.Воспитание нравственных чувств у школьников.Л.,1961

    9. Бученков П.А. О воспитании учащихся на уроках русского языка.- «Ряш»



  • << предыдущая страница