litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 1

(с углубленным изучением отдельных предметов)»


КОНСПЕКТ


УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


ТЕМА: «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

И


ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ»


План урока разработал

кандидат исторических наук

учитель истории

Маркин С. А.


Моршанск 2008


Социальные нормы и отклоняющееся поведение.


Тип урока
: урок изучения нового материала

Способ изложения материала: эвристический (частично поисковый)

Цели и задачи урока:

Обучающие:

- формирование у обучающихся представления о сущности и назначении социальных норм;

Развивающие:

- совершенствование навыков самостоятельного поиска путем построения логико-смысловой модели;

Воспитательные:

- формирование чувства ответственности за свои поступки;


Оборудование урока:

1. доска, мел

2. раздаточный материал (тесты)


ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, вы все, я думаю, много раз слышали такие фразы: «Поведение этого человека ненормальное…» или «Он не соблюдает нормы этикета…» или что-то подобное. А что, по-вашему, означают слова «ненормальное поведение»? (Учащиеся предлагают свои варианты смысла этого понятия. Учитель постепенно подводит их к выводу о том, что это – поведение, не соответствующее неким нормам).

Тема нашего сегодняшнего урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение».

А что такое, по-вашему, социальные нормы? (учащиеся предлагают свои варианты определения понятия СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ)

Сегодня в ходе нашего урока нам предстоит выяснить, что такое социальные нормы, каковы их признаки, виды, как эти нормы влияют на поведение людей, какие существуют виды поведения людей.


Наша задача: построить логико-смысловую модель, отражающую содержание понятий «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение», а также продолжить развивать навыки работы с тестами в рамках подготовки к Единому государственному экзамену.


I. ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЙ МОДЕЛИ

(25 минут)

(учитель задает наводящие вопросы и строит на доске ЛСМ, обучающиеся переносят ЛСМ в свои тетради. Учащиеся, давшие верные ответы, получают дополнительные + к итоговой оценке за урок. Два + равны одному баллу)



Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь.













Социальные санкции – реакция со стороны остальных на поведение человека





Формальные





Позитивные:

награждение орденом, повышение в должности




Негативные:

штраф, лишение свободы,

смертная казнь


Неформальные






Негативные:

демонстративное игнорирование человека,

ругань

Позитивные:

Похвала, улыбка

и т.п.

II. РЕФЛЕКСИЯ. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА) (10 минут)

(работа с тестами, составленными по типу ЕГЭ)


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (3 минуты)

Озвучиваются критерии выставления общей оценки за урок:

«5» ставится за 7 – 8 набранных баллов

«4» ставится за 5 – 6 набранных баллов

«3» ставится за 3 – 4 набранных баллов

«2» ставится за 0 – 2 набранных баллов

При выставлении оценки учитываются +, заработанные учащимися при составлении ЛСМ.


Вариант № 1.

Задание № 1. Запишите слова, пропущенные в приведенной ниже схеме:


Девиантное поведение





Задание № 2. Запишите понятие, объединяющее приведенные ниже термины: моральные, правовые, этические, корпоративные

Ответ: ________________________________________________________

Задание № 3. Установите соответствие между социальными фактами и типами поведения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры в таблицу.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

А) водитель сел за руль нетрезвым 1) конформное

Б) проституция 2) девиантное

В) коллекционирование марок 3) делинквентное

Г) выплата алиментов

Д) покупка билета на самолет

Е) вступление подростка в группу «готов»


А

Б

В

Г

Д

Е



















Задание № 4. Найдите в приведенном ниже списке примеры формальных социальных санкций и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) арест 3) публичная похвала

2) вручение премии 4) понижение в должности

Ответы запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________ .

Задание № 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социальные нормы возникли одновременно с появлением человеческого коллектива. (2) Они способствовали упорядочению отношений людей между собой. (3) Это можно рассматривать как важный шаг на пути развития общества. (4) С появлением государства система социальных норм значительно усложнилась.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

1

2

3

4












Вариант № 2.

Задание № 1. Запишите слова, пропущенные в приведенной ниже схеме:


Социальные санкции





Задание № 2. Ниже приведен перечень видов социальных норм. Найдите и укажите лишний.

Правовые, моральные, гуманистические, религиозные, корпоративные.

Ответ: ________________________________________________________

Задание № 3. Установите соответствие между социальными фактами и типами поведения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры в таблицу.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

А) изобретательство 1) конформное

Б) гомосексуализм 2) девиантное

В) допрос задержанного подростка без родителей 3) делинквентное

Г) выполнение учеником домашнего задания

Д) подросток – скинхэд постригся наголо

Е) переход улицы на красный свет

А

Б

В

Г

Д

Е


















Задание № 4. Найдите в приведенном ниже списке признаки социальных норм и обведите цифры, под которыми они указаны:


1) регулируют общественные отношения

2) действуют непрерывно во времени

3) возникли в связи с божественной волей

4) не имеют конкретного адресата

Ответы запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________ .

Задание № 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Одним из регуляторов отношений между людьми является государство. (2) Оно регулирует отношения между людьми при помощи законов. (3) Многие законы смело можно назвать жестокими. (4) Их появление вряд ли способствует развитию гуманизма в отношениях людей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

1

2

3

4