litceysel.ru
добавить свой файл
1
ГБОУ НПО РО


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 36


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ

НА ТЕМУ:





ПОДГОТОВИЛА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ

ПУ № 36 РОМАНОВА И. В.


г. Шахты


Тема урока: «Электрический ток в газах».


Содержание




1. Характеристика темы.

2. Методические рекомендации по организации и проведению урока.

3. Требования к знаниям и умениям.

4. Межпредметные связи.

5. Методическая характеристика урока.

6.. План урока.

7. Структура и содержание урока

8. Литература.





  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ


Раздел «Постоянный электрический ток», на который отведено 27 часов, включает в себя две части: «Законы постоянного тока» и «Электрический ток в различных средах». Рассматриваемая на данном уроке тема относится ко второй части.

К этому моменту обучающиеся уже имеют понятие: что такое электрический ток; знают причины возникновения и условия, необходимые для его существования, основные законы постоянного электрического тока, его основные характеристики.

Из второй части данного раздела обучающиеся уже имеют представление об электрическом токе в металлах, полупроводниках, вакууме и электролитах.

Теме «Электрический ток в газах» по плану отводится два часа. Первый урок данной темы посвящен формированию у обучающихся понятий электрического тока в газах, газового разряда, ионизации и рекомбинации газов, а так же развитию представления о способах ионизации и ионно-электронной проводимости газов. На втором уроке будут рассмотрены виды и типы газовых разрядов, и их техническое применение.

Эта тема имеет профильную направленность для профессии «Сварщик». При её изучении уделяется внимание межпредметным связям с технологией сварочных работ по темам: «Характеристика сварочной дуги» и «Возбуждение и горение дуги».


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

Общий замысел урока соответствует основным критериям технологии критического мышления с учётом требований системного, дифференцированного и личностного подхода.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Урок представляет собой систему, в которую включены учащиеся разных способностей и уровня подготовленности. Значит нужно обеспечить взаимосвязь основных элементов урока: подготовку к восприятию, восприятие, осмысление, закрепление, применение и, кроме того, взаимосвязь учебной деятельности учащихся различного уровня усвоения.

Дифференцированный подход выразится в том, что на уроке должны быть запланированы разные виды деятельности: репродуктивная, алгоритмическая, творческая и поисковая, что позволит включить в работу всех учащихся. Для этого необходимо использовать задания различного уровня сложности, поддерживать и поощрять каждое проявление активности на уроке.

Критическое мышление, с точки зрения психологии, – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на использовании таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают получение желательного результата, отличающегося взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. Исходя из этого, критическое мышление может развивать следующие качества обучающегося:

  1. готовность к планированию (упорядоченность мыслей – признак уверенности в знаниях);

  2. гибкость (восприятие идей других);

  3. настойчивость (достижение цели);
  4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);


  5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

  6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках физики позволяет формировать:

    • развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;

    • личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;

    • личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;

    • личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.



Приёмы технологии критического мышления на данном уроке:

1. Вызов.

На данном этапе проводится

  • целевая установка урока: формулируется тема, и определяются цели урока, заполняется первая колонка заранее приготовленной граф-схемы («хочу узнать») на доске;

  • актуализация опорных знаний: фронтальный опрос по основным понятиям и определениям из предыдущих тем, заполнение второй колонки, заранее приготовленной граф-схемы («знаю») на доске;

  • индивидуальная работа: мозговая атака с отработкой записей первой и второй колонки граф-схемы («хочу узнать», «знаю») в тетрадях обучающихся с использованием опорных “ключевых слов” и понятий выведенных на доске.

2. Реализация (осмысление).

На этом этапе происходит:

  • наблюдение демонстрационного эксперимента «Электрический разряд в газах» (учебник, стр.311, рис 245 – 246);
  • чтение текстов из дополнительных источников, учебно-методических пособий с использованием пометок, прослушивание объяснения учителя и изучение схем ионизации и рекомбинации газов;


  • проводится выбор информации для записей в последний столбик граф-схемы по результатам работы с учебными пособиями и по прослушанному объяснению учителя. Этот этап реализуется с помощью организации дискуссии;

  • заполняется последняя колонка граф-схемы на доске («узнал»). При данной работе эффективно пользоваться заранее заготовленными табличками с информацией особо важных моментов нового материала;

  • индивидуальная работа: мозговая атака с отработкой записей третьей колонки граф-схемы («узнал») в тетрадях обучающихся с использованием опорных “ключевых слов” и понятий выведенных на доске.

3. Рефлексия (самооценка).

На данном этапе осуществляется закрепление изученного материала:

  • Индивидуальная работа с рабочими картами. Решение тестов на закрепление материала. Решение задач на построение электрических схем замещения для повторения и отработки имеющихся навыков;

  • Вывод. Возврат к теме и целевой установке урока, проговариваются особо важные, ключевые моменты по готовым граф-схемам.



Для привлечения внимания должны использоваться факторы:

внешние – таблицы, схемы, демонстрационный эксперимент, УМП «Опорные конспекты и информационные листы», индивидуальный раздаточный материал; эстетически оформленный кабинет.

внутренние – опора на глубинные знания, полученные ранее; межпредметная связь; профильный компонент.

Всё это направлено на развитие творческого мышления, рабочей активности, показывает необходимость и ценность знаний.


3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать:

– что такое электрический тока, сила тока, напряжение, электрическое и удельное сопротивление, электродвижущая сила;

– основные понятия, такие как электрический заряд, электроны, протоны, ионы, проводники, диэлектрики, вакуум, жидкости, электролит, газы;


– определения электрического тока в металлах, полупроводниках, вакууме, электролитах; разновидности носителей электрического заряда и виды проводимости в рассмотренных ранее средах;

– физический смысл термоэлектронной эмиссии, электролитической диссоци-ации и электролиза.


Учащиеся должны уметь:

– пользоваться УМП, быстро находить необходимую информацию, выделять главную мысль из текста;

– строить и читать схемы замещения электрических цепей;

– делать необходимые вычисления, т.е. определять силу тока, напряжение, сопротивление, мощность и работу электрического тока;

– пользоваться законами Ома для участка и для полной цепи.

– сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы из полученной информации;

– ориентироваться в нестандартных учебных ситуациях, применяя ранее полученные знания.


4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ( МПС):


1. Электротехника, темы: «Проводники и диэлектрики», « Постоянный электрический ток».

2. Технология сварочных работ, темы: «Характеристика сварочной дуги» и «Возбуждение и горение дуги».


5. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Тип урока: передача – усвоение новых знаний.

Вид урока: лекция с элементами эксперимента и анализа.


Цели урока.

Дидактические: – обеспечить знание обучающимся понятий электрического тока в газах и представление об ионной проводимости газов;

– обеспечить формирование умений работы с дополнительным тематическим материалом;

– обеспечить отработку умений обучающихся решать тестовые задания, используя имеющиеся и вновь полученные знания по изучаемой теме.


Развивающие: создать условия для

– развития внимания (учить анализировать, выделять главное, и систематизировать);

– развития навыков устной и письменной речи, развития памяти;

– развития умения анализировать результаты эксперимента.

Воспитательные: – воспитывать в обучающихся средствами урока уверенность в своих силах;

– воспитывать усидчивость, тактичность, уважительное отношение друг к другу.


Методы обучения: – по источникам познания: словесный, наглядный;

– по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, вербальный, проблемно-поисковый.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий «Физика-10»,

УМП «Опорные конспекты. Электрический ток в различных средах», информационные листки – доп. информация с проф. компонентом «Эл. ток в газах»; индивидуальный раздаточный материал: рабочие карты с тестами, карты–схемы; оборудование для демонстрационного эксперимента: спектроскоп, конденсатор, тепловой ионизатор; схемы: «Ионизация газа», «Рекомбинация газа»; таблички для заполнения граф-схемы на доске.


6. ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент. Вызов*.

1.1.Целевая установка урока. Заполнение первой строки таблицы.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Фронтальный опрос.

2.2. Индивидуальная работа. Заполнение второй строки таблицы.

3.Реализация (осмысление)** нового материала.

3.1. Электрический разряд в газах. Демонстрация опыта (стр.311, рис 245 – 246).

3.2. Ионизация газов (схема №1).

3.3. Проводимость газов.

3.4. Рекомбинация (схема №2)

4. Рефлексия***. Закрепление изученного материала.

4.1 Индивидуальная работа с раздаточным материалом.


4.2.Вывод. Возврат к теме урока и целевой установке.

5. Подведение итогов урока

5.1. Домашнее задание.


7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА


Этапы урока

Содержание урока

1. Организационный момент. Вызов.

1.1.Целевая установка урока. Заполнение первой строки таблицы.


2. Актуализация опорных знаний.


2.1. Фронтальный опрос.

2.2. Индивидуальная работа. Заполнение второй строки таблицы.


3.Реализация (осмысление) нового материала.


3.1. Электрический разряд в газах. Демонстрация опыта (стр.311, рис 245 – 246).


3.2. Ионизация газов (схема №1).


3.3. Проводимость газов.


3.4. Рекомбинация (схема №2)


4. Рефлексия. Закрепление изученного материала.


4.1 Индивидуальная работа с раздаточным материалом.


4.2.Вывод. Возврат к теме урока и целевой установке.


5. Подведение итогов урока


5.1. Домашнее задание.




Подведение обучающихся к теме и целям урока.

1. Какой раздел физики мы с вами изучаем на текущих уроках?

Постоянный электрический ток.

Уточните, какую часть этого раздела мы рассматриваем?

Электрический ток в различных средах.

2. Глядя в опорный конспект №1, скажите, электрический ток в каких средах мы уже рассмотрели?

в металлах, полупроводниках, электролитах, вакууме.

А, как вы думаете, о какой среде мы сегодня с вами поговорим?

О газовой среде и рассмотрим электрический ток в газах.



3. Запишем тему урока и подготовим граф-схему.

Тема: «Электрический ток в газах»


Хочу узнать




Я знаю(…)




Узнал






Опираясь на предыдущие уроки, давайте сделаем предполо-жения о задачах, которые нам с вами надо решить, чтобы освоить данную тему и запишем их в первой строке нашей граф-схемы:

Что такое электрический ток в газах?

Причины возникновения эл. тока в газах;

Что является носителями эл. заряда в газах?

(учащийся назвавший цель урока, выходит к доске и записывает её в первую строку таблицы).


Итак, мы с вами определили тему и цели сегодняшнего урока. Приступая к реализации поставленных задач, повторим основные понятия, изученные на предыдущих уроках.

(Каждый отвечающий выходит к доске и записывает основные понятия и «ключевые слова» своего ответа во второй строке таблицы).


  1. Что называется электрическим током?

Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.

  1. Что является носителями электр. заряда в металлах?

Носителями электрического заряда в металлах являются свободные электроны.

  1. Как зависит сопротивление проводника от toC?

При повышении температуры сопротивление проводника растет. (При понижении температуры сопротивление проводника уменьшается.)

  1. Как зависит сопротивление полупроводника от toC?


При повышении температуры число свободных электро-нов увеличивается, а это приводит к уменьшению сопро-тивления полупроводника. (При повышении температуры сопротивление полупроводников уменьшается)

5. Что такое собственная проводимость полупроводников?

Это проводимость чистых полупроводников, носителями заряда в которых являются свободные электроны (-q) и «дырки» (+q). «Дырка» - это избыток положительного заряда в том месте, откуда ушёл электрон.

6. Что называют электрическим током в вакууме?

Электрический ток в вакууме – это упорядоченное движение электронов, выделенных из нагретого катода.

7. Что называют термоэлектронной эмиссией?

Термоэлектронная эмиссия – это процесс, основанный на свойстве тел (металла), нагретых до высокой темпера-туры, испускать электроны (-q).

  1. Что называют электролитической диссоциацией?

Электролитическая диссоциация – это распад нейтральных молекул вещества на положительные и отрицательные ионы под влиянием полярных молекул растворителя.

  1. Что называют электролизом?

Электролизэто процесс выделения на электроде вещества входящего в электролит, связанный с окислительно-восстановительными реакциями.


Преподаватель проводит опыт: заряжает конденсатор с плоскими дисками соединённый с электрометр. При комнатной температуре конденсатор не разряжается (это показывает электрометр). Электрическая проводимость между дисками при комнатной температуре очень мала, воздухдиэлектрик.

Если воздух между дисками нагреть, конденсатор разрядится (см. на электрометр, между пластинами конденсатора преподаватель помещает свечу). Нагретый воздух – проводник.

Итак, мы с вами только что пронаблюдали – газовый разряд.


Откройте папку с опорными конспектами на конспекте №6 и на информационном листке №6.

Прочтите определение газового разряда в опорном конспекте (один из учащихся зачитывает определение из опорного конспекта и записывает в таблицу основное понятие, второй уч. повторяет его устно; все записывают в тетрадь, заполняя третью строку таблицы).


При обычных условиях газы почти полностью состоят из нейтральных атомов или молекул, и являются диэлектриками. Вследствие нагревания или воздействия излучением часть атомов ионизируется – распадается на электроны и положительно заряженные ионы.

Прочтите информацию в информационном листке №6 и найдите ответ на вопрос: «Чем можно объяснить ионизацию газов?» (Отвечает учащийся, зачитывая информацию по информационному листку).

Обратимся к опорному конспекту и дадим определение явлению ионизации газов. (Один учащийся зачитывает определение из опорного конспекта и записывает в таблицу основное понятие, а второй уч. повторяет его устно; все записывают в тетрадь).

Существует три способа ионизации газа. Пользуясь опорным конспектом, назовите мне их. (Ответ учащегося; запись на доске и в тетради).


Механизм проводимости газов похож на механизм проводимости электролитов. Разница состоит в том, что отрицательный заряд переносится в основном не отрицательными ионами, как у электролитов, а электронами, как у металлов.

Пользуясь опорным конспектом, скажите какой вид проводимости у газов? Что является носителями заряда в газах? (Ответ учащихся, запись на доске и в тетради).


Обратите внимание на схему рекомбинации. Она говорит нам о том, что рекомбинация – это обратный процесс ионизации.

Обратимся к информационному листку. Прочтите информацию о рекомбинации. Чем можно объяснить этот процесс? (Отвечает учащийся, зачитывая информацию по листку). Сформулируйте определение рекомбинации (Ответ учащегося по опорному конспекту и запись в таблицу и тетрадь).



Итак, мы с вами подробно разобрали явление электрического тока в газах. Кто может сделать вывод и дать определение этому процессу? (Ответ учащегося по опорному конспекту, запись в таблицу и тетрадь).


Решение тестов на закрепление материала.

Решение задач на построение электрических схем замещения.


Итак, мы с вами сегодня начали рассматривать тему,…. Какую?

«Электрический ток в газах».

Какие цели мы ставили перед собой?

Что такое электрический ток в газах?

Можем теперь ответить на этот вопрос?

Да, можем. (Повторяет определение)

Какая ещё цель была?

Причины возникновения электрического тока в газах.

Что же является этими причинами?

Ионизация газов. Вследствие нагрева или яркого освещения происходит распад нейтральных атомов на положительные ионы и отрицательные электроны, которые движутся упоря- доченно (т.е. в определённом направлении).

Ну и последняя цель, которую мы ставили перед собой?

Что является носителями электрического заряда в газах?

И какие же носители, существующие в газе?

Носителями эл. зарядов в газах являются электроны (-q) и положительные ионы (+q), т.е. в газах наблюдается ионная и электронная проводимости.


Оценить работу учащихся на уроке, выделив наиболее активных.

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. Нам предстоит разобраться в типах и видах самостоятельных разрядов в газах.

Как будущим сварщикам, вам постоянно придётся иметь дело с одним из типов таких разрядов. Поэтому к следующему уроку необходимо повторить по спец. технологии сварочных работ темы: «Характеристика сварочной дуги» и «Возбуждение и горение дуги». А так же по физике § 124.



Граф-схема урока


по теме: «Электрический ток в газах»



Хочу узнать


Что такое электрический ток в газах?

Причины возникновения электрического тока в газах.

Что является носителями электрического заряда в газах?



Я знаю

(«Ключевые слова» и основные понятия)


1) электрический ток;

2) электроны (-q);

3) проводник, температура (t), сопротивление (R) – прямая зависимость;

4) полупроводники, t и R – обратная зависимость;

5) «дырки» (+q);

6) вакуум, катод (-);

7) термоэлектронная эмиссия;

8) электролитическая диссоциация, нейтральные молекулы, ионы (+) и (-);

9) электролит, электролиз, анод (+).



Узнал


1) Газовым разрядом

называют процесс протекания электрического тока через газ.

2) Ионизация газов

распад нейтральных атомов на электроны и положительно заряженные ионы, вследствие нагревания или воздействия излучением

3). Способы ионизации:

- термическая (нагревание газа);

- ударная (столкновение атомов газа);

- фотоионизация (яркое освещение газа).

4) Проводимость газовэлектронная и ионная.

Носителями эл.зарядов в газах являются электроны (-q) и положительные ионы (+q).

5) Рекомбинация –

обратное явление ионизации, когда при сближении электрона и положительно заряженного иона они вновь образуют нейтральный атом.


6) Электрический ток в газах

это упорядоченное движение свободных электронов и положительных ионов



*1. Вызов. На данном этапе проводится подведение обучающихся к целевой установке урока и диагностика имеющихся знаний с заполнением первых двух столбцов заранее приготовленной граф-схемы (хочу узнать, знаю) на доске и в тетрадях учеников с использованием опорных конспектов по изученным темам.

**2. Реализация (осмысление). На этом этапе происходит наблюдение демонстраций и чтение текстов учебника или дополнительных источников с использованием пометок, возможно прослушивание и выборочное конспектирование объяснения учителя. Проводится выбор информации для записей в последний столбик граф-схемы (узнал) по результатам работы с учебником и методическими пособиями или по прослушанному объяснению учителя.

***3. Рефлексия (самооценка). Самостоятельная работа с раздаточным материалом для закрепления полученной информации. Возврат к теме урока и целевой установке – фронтальная работа с группой по таблице для заключительного вывода.


8. ЛИТЕРАТУРА


1. Учебник. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий «Физика-10».

2. УМП И.В. Романова «Опорные конспекты. Электрический ток в различных средах», «Информационные листки – доп. информация с профильным компонентом к теме «Эл. ток в газах».

3. Учебное пособие. Николаев А.А. «Электрогазосварщик».

4. И.И. Мокрова и О.А. Маловик «Поурочные планы. Физика-10».

5. Н.И. Зорин. «Элективный курс. Методы решения физических задач.»

6. Учеб. пособие. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии».

7. З.П. Мастропас, Ю.Г. Синдеев «Физика. Методика и практика преподавания. Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д.