litceysel.ru
добавить свой файл
1


Урок окружающего мира в 1-б классе

на тему

«Как живут животные?».


Учитель нач.классов:

Балыкина Н.Г.


2010г


Цели:


1.Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных.

2. Учить находить признаки живого, назвать условия, необходимые для их жизни. Формировать представления учащихся о единстве растительного и животного мира.

3. Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

4. Воспитывать бережное отношение ко всему природному окружению.


Оборудование:

1. Карточки для повторения изученного материала.


  1. Карточки со словами «животные», «пища», «вода», «тепло», «воздух», «свет».

  2. Презентация к уроку.

  3. Кроссворд.

  4. Маски дуба, белки, кабана, воды, солнца, лесника.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.


  1. Повторение изученного.

1).Что нужно растениям для жизни?

– Как живут растения?

- А теперь ответим на вопросы теста по этой теме.(один ученик за доской)


1.Зачем комнатные растения поливают?

А) чтобы помыть корни;

Б) чтобы напоить растение;

В) чтобы увлажнить землю в горшке.

2. Почему многие комнатные растения ставят близко к окну?

А) чтобы им было больше свежего воздуха;

Б)чтобы им было больше света;

В) чтобы им было прохладнее.

3. Чего боятся комнатные растения?

А) насекомых;

Б) кошек и собак;

В) холода;

Г) воды;

Д) людей.

4. Что необходимо растениям для жизни?

А) вода, воздух, свет, тепло;

Б) крепкий горшок и высокий подоконник;

В) соседство с домашними животными.

- Проверяем! Теперь оцениваем себя с помощью шкалы.


2). Показываю иллюстрации нескольких животных, например: стрекоза, голубь, собака, бабочка, щука, окунь, волк (слайд).

(Раздаю карточки) – Поделите этих животных на 4 группы.

- Соедините названия животных с названиями групп.

- Какие группы получились? (насекомые, рыбы, птицы, звери)

(проверка по слайду)

- Отгадайте загадку:

Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

И даже есть разумные,

Серьёзные и умные,

Смешные, беззаботные.

Зовут же их… (животные).


  1. Сообщение темы и цели урока.

- Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: Как живут животные? (слайд)

  1. Новая тема.

- Вы знаете, что растения живые. А животные?

- Докажите, что животные – живые существа.

(ответы детей)

Обобщаю ответы детей: все животные дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются, умирают (слайд).

- А как же живут животные?

- Животные могут жить в воздухе и даже в растениях, в теле животных и человека. Как вы думаете, что необходимо животным для жизни? (пища)

- Посмотрите на экран. Каких животных вы на нём видите?(обезьяну, кабана, оленя, кошку, мышь). (слайд)


Внизу экрана вы видите различную пищу, которой питаются животные. Скажите мне, чем питается каждое животное? (обезьяна – бананами, кабан – желудями, олень –мхом, травой, кошка –рыбой, мышь – зерном).


  1. Работа по учебнику.(с.50-51)




    1. На с 50 учебника соедините линиями пары рисунков, отвечая на вопрос: Кто что ест?

- Так что же необходимо животным для жизни? (Ответ: пища)

На доске появляется таблица:

пища

- Но для жизни животных нужна не только еда. Подумай, что ещё нужно животным? (Ответ: вода)

На доске появляется таблица:


вода

- Существуют животные, которые живут в природе и сами себе добывают пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё. Это дикие животные. (слайд)

- А как мы называем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)

- Подумайте, где дикие животные ищут защиту от врагов, суровых природных условий? (в своих жилищах).

    1. Для себя и своих детёнышей многие животные строят жилища. Работаем на с.51 учебника.

- Отгадайте загадку о животном и соедините линией его жилище.


Загадка №1.


Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придёт,

Знайте, что из речки вход!

(Бобр – хатка)


Загадка №2.


Плотник острым долотом

Строит дом с одним дуплом.

(Дятел – дупло)


Загадка №3.


Роет, роет

Ход подземный строит,

Роет-строит ловко

Спальню и кладовку.

(Хомяк – норка)


Загадка №4.

Прилетает к нам с теплом,


Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка – гнездо)


Загадка №5.


Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.

Ловко вылепит гнездо

Высоко висит оно.

(Оса – гнездо)


- Для чего животным нужен дом? (Ответ: чтобы было тепло)

- Значит, что ещё необходимо для жизни животным? (Ответ: тепло)

На доске появляется таблица:


тепло


    1. На с.51 учебника вверху мы видим части тела некоторых животных.

- Каким животным принадлежат эти части тела?(Ответ: птице, лошади, кошке, лягушке, бабочке, рыбе)

- Для чего они служат?(Ответ: для передвижения)

- Жизнь в дикой природе трудна, поэтому животные по-разному приспосабливаются к природным условиям. Одни обитают в воде, другие – на суше. Некоторые могут летать, другие хорошо прыгают по земле. Иногда животные предпочитают не строить жилище, а при малейшей опасности спасаться бегством.

- Многие животные развивают высокую скорость при беге. Кто это?

- Какие животные хорошо бегают? (заяц, лось, волк) (слайд)

- Например, ноги и копыта лосю нужны не только для бега. Лось живёт в болотистых местностях. Длинные ноги и широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по топким местам. Благодаря высокому росту, лось легко достаёт с деревьев молодые побеги, листву и кору.

- Как приспособились рыбы? ( Их тело покрыто чешуёй, она не намокает в воде и позволяет рыбам быстро плавать.)

- Как приспособились к полётам птицы? (Их тело покрыто перьями)

- Некоторых птиц трудно заметить среди листвы деревьев. Какое животное меняет свою окраску в зависимости от того, на какой поверхности он находится? (Хамелеон) (слайд)



Вывод: Все животные в отличие от растений передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.


    1. Все животные приносят потомство, размножаются.

- А теперь я хочу вас проверить, знаете ли вы, как называются детёныши зверей. Для этого отгадываем кроссворд «Как называют ребяток-зверяток?

- Если решите кроссворд правильно, то в выделенных клетках по вертикали прочтёте, как называют детёныша верблюда.

(Первый ответ на листочке спрятать у кого-то в парте)

- Посмотрите, у кого спрятан ответ в парте? (учитель прикрепляет на доску, работа продолжается)




    1. В чём ещё нуждается каждое живое существо? (Ответ: в воздухе и свете).

Появляется таблица на доске:

воздух

свет

- Вот мы и нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока. Давайте ещё раз скажем, как живут животные и что необходимо всем живым организмам?

(Показываю слайды)


- Большую роль в жизни живых организмов играют объекты неживой природы, они тесно взаимосвязаны и между ними существуют невидимые нити. Давайте это проверим.

(Учащиеся в костюмах дуба, белки, кабана, воды и света показывают сценку).

Учитель: В нашей местности растёт дуб. Мистер Дуб, кто живёт на вашем дереве?

Дуб: На моём дереве живёт белка.

(Появляется белка)


Учитель: А кто питается опавшими желудями?

Дуб: Желудями питается кабан.

(Выбегает кабан)

Учитель: Мы знаем, что для жизни животных и растений необходимы вода и свет.

(Входят дети, изображающие воду и свет)

Учитель: Все эти объекты живой и неживой природы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

(Учитель «опутывает» ниткой всех учащихся).

Учитель: Они все нужны друг другу для жизни. Но вот пришёл лесник и срубил дерево.

(Выходит учащийся, изображающий лесника и рубит дерево. Персонажи разбегаются.).

Учитель: Белка лишилась своего дома, а кабан корма и вынуждены были переселиться в другое место. Так была разрушена невидимая на первый взгляд нить, которая связывала их вместе. Я думаю, что посмотрев эту сценку, вы увидели – как простой человек, совершая поступок, не задумывается о его последствиях, нанося вред окружающей среде. Будьте природе другом: любите и берегите её!


  1. Итог урока.


- На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответ на вопрос: Как живут животные?

- Если вы считаете, что мы нашли ответы на наш вопрос, покажите зелёные сигналы карточек, а если не нашли – покажите красный сигнал.

(Учитель даёт словесную оценку работе учащихся на уроке)


Если останется время, то :

-Нарисуем, чем питается кабан.

- Самостоятельно работаем в тетради «Проверь себя».