litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок по теме: Строение и работа сердца

Класс: 8 класс
Учебник
: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш
Форма организации: педагогическая мастерская
Цели урока:

Образовательные:
в ходе творческой, самостоятельной и групповой работы с дидактическим материалом актуализировать знания учащихся о строении кровеносной системы и работы сердца, выполняемых функциях.
Развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: компьютер, проектор для проецирования видеозаставок, микроскопы, микропрепараты тканей, 4 модели сердец разного цвета, разрезанных по количеству учащихся, объемная модель сердца, для каждой группы листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши, краски; плакаты и рисунки учащихся, стенд для размещения работ учащихся.
Занятие проводится на двух спаренных уроках.


Столы сдвинуты таким образом, чтобы было удобно работать в группе. Класс разбивается на группы. Для этого им предлагают сердца-пазлы разного цвета( красное, розовое, малиновое, бордовое); разрезаны по количеству учащихся в группе по теме урока.
Ход урока
:

1. Индукторы:


1) песня “ Сердце тебе не хочется покоя” М. Бернес (приложение №1)
Учитель: ребята, вы прослушали песню о нашем сердце, оцените свое настроение (ребята показывают сердца с «мордашками»)

2) Презентация слайдов 2-5.
Учитель: ребята, какие эмоции и ассоциации возникают у вас после просмотра слайдов презентации, обсудите это в группе и выскажите свое мнение.( в течении 1-2 минут учащиеся записывают свое мнение на листочки и затем озвучивают вслух)

3) Валентинка (14 Февраля “ день святого Валентина”)

4) (звучит музыка, на ее фоне раздается стук сердца).

Учитель: Ученые сравнивают меня с уникальным насосом. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего и в этой простате само мое совершенство.


За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт.

Учитель: Ребята, вы, наверное уже догадались, какова тема урока. «Строение и работа сердца» Как же устроено, как работает сердце?

Обсудите в группах. Создайте проект, в котором отразили бы свои представления о сердце. Для этого у вас на столах имеются карточки с материалом о строении и работе сердца и предложены слайды в презентации. ( в течении 3-5 мин учащиеся записывают свои мысли и вопросы на индивидуальных листочках).

2. Афиширование

Представители каждой группы высказывают мнения, общие мысли и вопросы, возникающие на первом этапе урока.

3. Самоконструкция

Учащиеся работают индивидуально и парами. Учитель по мере востребования раздает информацию к размышлению.(См. приложение, демонстрация слайдов № 6-13 ).

4. Социоконструкция

Учитель предлагает учащимся обсудить в группах свои мнения и создать, общий групповой проект ( проект может быть статья, рисунок, отчет, схема, логическая цепочка) Учащиеся для создания проекта используют: слайды презентации, дополнительный раздаточный материал, учебник, консультацию учителя по затрудняющимся вопросам .При работе с раздаточным материалом учащимся необходимо провести работу по распознаванию тканей организма под микроскопом и сделать соответствующие выводы. Необходимо обратить внимание учащихся на вопрос о сохранение своего здоровья и окружающих их людей.(приложение 2)
Можно придерживаться примерного плана работы по созданию проекта или в свободной форме:

-название проекта
-цель проекта
-обоснование проекта

-ход выполнения
-ресурсы
-планируемые результаты проекта( выводы)

5.Афиширование


А) Учащиеся представляют свои проекты в виде в виде статьи, отчета, схемы, письменной работы и т.д..

Б)Учитель представляет свой проект: о строении сердца, его сосудах и сердечном цикле.


Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пробелы,

Потому что нет ему покоя, до всего есть дело.





6. Разрыв

Учитель: Вы поработали, каждая группа представляет свой проект о строении и работе сердца. Осталось ли у вас вопросы, появились ли новые? Чтобы ответить на вопросы, давайте обратимся к учебнику 17.

7. Домашнее задание.

Параграф 17- вопросы и задания к нему.

8. Рефлекция

Рефлексия с использованием вопросов: о чем я задумался на этой мастерской? Что нового дал мне этот урок? Удовлетворены ли вы своей деятельностью на уроке? Учащимся предлагается составить” мордашки“, соответственно своему настроению и сравнить с началом урока.

9. Подведение итогов урока.















Приложение 2
Материал для самостоятельной работы учащихся:
1. Рассмотрев предложенные ткани, дайте характеристику и определите особенности сердечной ткани?






2. Составьте эволюционный путь развития сердца, который оно проделывает в процессе исторического развития животного мира( птицы, пресмыкающиеся, рыбы, млекопитающие, земноводные).Используйте схему.


3.
Ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, какое строение сердца имеют млекопитающие? Почему вы так считаете?

2. Зависит ли годовой цикл животного от строения сердца?
3. Рассмотрите объемную модель сердца? Сравните его правую и левую половину? Соотносятся ли они или имеют одинаковую толщину стенок? Какое это имеет значение?
4. Как соединяются сердечные камеры между собой? Рассмотрите сосуды? Какие структуры вы наблюдаете в крупных сосудах: аорта, легочная артерия, легочные вены.
5.Обозначте сосуды и структуры сердца?


1- 4-
2- 5-
3- 6-
7-

6. Есть клапаны водопроводные, в карбюраторах, сосудах. Каково их значение? Роль клапанов в сердце?



Установите из предложенных вариантов, где предполагаемые клапаны находятся в сердце? Двухстворчатый, трехстворчатый, аортальный полулунный, легочный полулунный)
Информация для учащихся.
Сердце имеет четыре камеры- два предсердия и два желудочка. Кровь по венам поступает в предсердия, из которых попадает в желудочки и далее выбрасывается в артерии. В правых камерах сердца протекает кровь бедная кислородом, в левых камерах- кровь насыщена кислородом. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны, а на выходе из желудочков в артерии - полулунные в одном направлении.

Сердце расположено почти в центре грудной полости и несколько смещено влево.




Систола предсердий.
Створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Предсердия выбрасывают в почти наполненные желудочки заключительную порцию крови.
Систола желудочков

Желудочки сокращаются. Под давлением крови в них створчатые клапаны закрываются, а полулунные открываются- кровь выбрасывается в артерии.

Общая пауза- диастола.


Желудочки расслабляются, давление в них снижается. Створчатые клапаны вновь открываются, а полулунные вновь открываются. Предсердия и желудочки наполняются кровью, поступающей из вен.

7. Из ваших 14 лет 7 лет ваше сердце отдыхает? Может ли быть такое? По данным науки у 14 летнего человека сердце отдыхало 7 лет.



Признаки

Название фаз

Сокращение
(систола)
предсердий

Сокращение
(систола)
желудочков

Общее расслабление(диастола) предсердий и желудочков

Направление движения крови

Из предсердий в желудочки

Из желудочков в аорту и легочную артерию

…………….

Продолжительность фазы (сек)

0,1 сек

0,3 сек

…………….

Сделайте вывод по таблице.

8.Зависитли работа сердца от образа жизни? Каковы меры профилактики заболеваний сердца? Тренировка сердца и ее значение?