litceysel.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №47 г.Челябинска

имени Пустового В.П.

454129, г.Челябинск, ул.Батумская, д10. Тел/факс: 253-35-09

e-mail: chelschool47@mail.ru

http://74212s47.edusite.ru


Обобщающий урок по теме

«Основные классы неорганических соединений.

Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Разработала:

Учитель химии Нигматуллина Галия Габидулловна



ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

"ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ".

Цель урока: обобщить знания о свойствах основных классов неорганических соединений, закрепить понятия о генетическом ряде элементов, развить умение осуществлять переходы от одного класса соединений к другим.

Ход урока: Учитель: на этом уроке мы должны углубить, укрепить и обобщить знания по всем классам неорганических соединений. К концу урока мы ещё раз должны понять: "Какая связь существует между классами неорганических соединений?". Урок необычный: много гостей и будет он проходить в форме путешествия на подводной лодке по четырём странам: Оксидония, Кислотостан, Соляндия, Основайские острова.

Ребята, с вашего разрешения я буду капитаном подводной лодки. Представляю своих первых помощников – боцмана и штурмана, остальная часть класса - матросы. Название корабля "Генезис".

Итак, экипажу подводной лодки приготовиться к путешествию. Наша подводная лодка отправляется в первую страну. Пока лодка плывет, проведем с вами небольшую разминку (работаем по карточкам): прочитайте формулу и назовите к какому классу

неорганических соединений оно относится- СаО, Р2О5, Fе2О3, СО2, НСl, NаОН, КОН, Н3РО4, НNО3, Н2СО3, Са(ОН)2, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2, Fе(ОН)3, NаNO3, СuSО4, ZnСl2, СаS.


Оксидония. Подводная лодка подошла к берегам удивительной страны "Оксидония". Географическое положение этой страны очень удобное. Он имеет выход к двум океанам: с запада эту страну омывает Атлантический океан, с востока он имеет выход к Индийскому океану. И поэтому торговые связи этой страны очень обширные. Кто же проживает в этой стране? Вопросы классу:

а) дайте определение оксидам. (Оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых обязательно кислород со степенью окисления -2). Страна разделена на два больших штата. Северный штат носит название Кислотный, южный штат Основный.

б) Почему эта страна разделена на два штата?

(Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют гидроксиды в виде кислот.

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют гидроксиды в виде оснований).

Мы сказали, что у этой страны обширные торговые связи. Давайте мы сейчас выясним с кем же налажена торговая связь этой страны. Я говорю о химических свойствах оксидов. К работе приступает боцман корабля. Закончить уравнения реакций:


СuО + Н24 ® СuSО4 + Н2О

Li2О + Н2О ® 2LiOН

СО2 + Са(ОН)2 ® СаСО3¯+ Н2О

Р2О5 + Н2О ® 2Н3РО4

СаО + СО2 ® СаСО3

СаСО3 + SiО2 ® CаSiOз + СО2­

Делаем вывод: торговые связи обширны. Основные оксиды вступают в реакцию взаимодействия с кислотами, водой, кислотными оксидами. Кислотные оксиды реагируют с водой, основаниями, солями.

С изучением этой страны экипаж подводной лодки справился неплохо. Продолжаем плавание. Наша лодка отправляется к берегам другой страны. Лодка прибыла к берегам ОСНОВАЙСКИХ ОСТРОВОВ. Это одно из интереснейших и живописных мест мира. Сюда едут отдыхать "новые русские". Своеобразная и неповторимая природа. Это страна озёр и морей. Море, пляж, теплый климат, все условия для хорошего отдыха в этой стране.



Вопросы классу:


  1. Как классифицируются основания по растворимости в воде? (приведите примеры)

(по растворимости в воде основания делятся на две группы: растворимые в воде – щелочи, такие как NaOH, KOH, Ba(OH)2 и нерастворимые – Cu(OH)2, Fe(OH)3).

  1. Как классифицируются основания по числу гидроксогрупп? (приведите примеры)

(по числу гидроксогрупп основания бывают однокислотные – NaOH, двухкислотные - Сa(OH)2, трехкислотные - Al(OH)3).


У этой страны, ребята, дружные нейтральные отношения с соседней страной Кислотостан. У меня к вам вопрос, о какой реакции я говорю, говоря о нейтральных отношениях?

Ученик: Мы говорим о реакции нейтрализации.

Учитель: Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

(Реакция между кислотой и основаниям, в результате которой образуется соль и вода, называется реакцией нейтрализации).

Укажите, какие из перечисленных реакций относятся к реакциям нейтрализации:

К2 СО 3 + Н 2 4 à

Н3РО 4 + КОН à

Аl 2О 3 + НСl à

Fе(ОН) 3 + НNО 3 à

CuCI2 + NaOH à

NaCI + AgNO3 à

Химический эксперимент для всего класса: нужно проделать реакцию нейтрализации.

  1. Укрепляем пробирку в держалке.

  2. Нальем в пробирку 2-3 мл щелочи.

  1. В раствор щелочи внесем капельку индикатора - фенолфталеина. В нейтральной среде он бесцветный, в щелочи - малиновый.

  2. Нальем 2-3 мл кислоты. Объясните, что произошло?

Вывод: раствор обесцветился, так как произошла реакция нейтрализации.

Ну что ж ребята, готовы дальше плыть в третью страну? Наша лодка прибыла в КИСЛОТОСТАН. Берега этой страны очень изрезаны, много удобных бухт для кораблей. Вот и наша лодка остановилась в удобной бухте. Это не страна, а просто Чудо - королевство, где дружно проживают химические элементы и их соединения. На королевство напал трехглавый дракон. Победить его можно только с помощью знаний, если выполнить три задания:


1 карточка: Какие из реакций, уравнения которых приведены ниже, можно осуществить на практике: (работает штурман)


Мg + Н 2 S О 4 à

Zn + Н 3 Р О 4 à

С U + Н 2 S О 4 à

Аg + Н СI à

С u О + Н 2 S О 4 à

ZnСI2 + Н 2 S О 4 à


2 карточка: Как определить заряд кислотного остатка?

(Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты).


3карточка: ( у доски работает боцман) Задача. Какое кол - во вещества оксида кальция может прореагировать с раствором соляной кислоты, содержащей хлороводорода массой 7,3 г. Какая масса соли при этом образуется?

Д


ано
: Решение:


m(НСI) = 7,3 гр.

m(соли) - ?

кол - во(СаО) - ?
СаО + 2НСI à СаСI 2 + Н 2О

M(HCl) = 36,5 (г/моль)






n (CaO) = 0,5 n (HCl) = 0,1 моль

n (CaCl2) = 0,5 n (HCl) = 0,1 моль

m = n M

M (CaCl2) = 111 г/моль

m (CaCl2) = 0,1 ∙ 111 = 11,1 г.

Ответ: n (CaO) = 0,1 моль, m (CaCl2) = 11,1 г.

Задание классу.

Даны формулы соединений веществ

СО2, Са(NO3)2, НСI, СаО, Nа2 4, Н 2СО3, Н 2S О4,

P2О5, К 3РО4, НNO 3, ZnСI2, Nа2О, Fе(ОН)3, Н3РО4.


Из этого перечня выпишите отдельно формулы кислот.

Тяжело было справляться с драконом. Устали. Лодка ушла в погружение, и вы немного отдохнете.

(ЗВУЧИТ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА).


Лодка отправляется в последнею четвертую страну - СОЛЯНДИЯ. Эта страна плоская заболоченная низина. И чтобы перейти из одного участка этой страны в другой нужно построить мост из химических формул.

Вашему вниманию игра "Химическое ДОМИНО" по составлению формул солей. Начните с Н 2S О4,.


Н2

S О4

СО 3



Ва

Си

СI2

(NO3)2

Са

Mg

S i O 3

S

Zn

2

SO3

Жители этой страны разговаривают между собой на особом языке. Чтобы их понять мы должны вспомнить химический язык. Итак, вашему вниманию химический диктант:
  1. Сульфат меди - СиS О4


  2. Нитрат алюминия – Аl(NO3)3

  3. Сульфид цинка - Zn S

  4. Хлорид магния -Mg СI2

  5. Фосфат натрия -, Nа3РО4

  6. Карбонат бария - ВаСО3


Покидая четвертую страну, перед нами встала сложная задача: подводная лодка должна пройти по маршруту, где каждый участок заминирован. Провести подводную лодку может тот член экипажа, который хорошо знает химические свойства веществ. Нам нужен прекрасный минёр.


Если вдруг учащийся не смог разминировать один из участков, он под соответствующей стрелкой ставит знак SОS, командир подводной лодки или один из членов экипажа оказывает ему помощь.

Nа à Nа2О à NaOH à Nа2S О 4


2Nа + О2 à Nа2О

2О + Н 2О à 2NaOH

2NaOH + Н2S О4 à Na24+2О

Анализируя цепочку превращений, ответьте на вопрос:

Какая связь существует между классами неорганических соединений?


Задание классу:

Между бухтами Ме и R прервана связь. Необходимо восстановить её, записав соответствующие уравнения реакций и встретиться в бухте Солевой.

Ме à МеО à Ме(ОН)2


Ме RO3

R à R О2 à Н 2 R O 3


2Ва + О2 à 2ВаО

ВаО + Н 2О à Ва(ОН) 2

С + О2 à СО2


СО2 + Н 2О à Н 2СО3

Ва(ОН)2 + Н 2СО3 à ВаСО3 + 2Н 2О

Из перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между которыми существует генетическая связь. Составьте цепочку превращений и запишите уравнения реакций.

Nа , ВаSО4,2, Ва, КСI, РЬО, ZnSО4, Ва(ОН)2, СО2, ВаО.

Путешествие подводной лодки подошло к концу. Она ушла в погружение.

Что Вы сегодня за урок узнали?

Почему подводная лодка называлась «генезис»?

Вы сегодня хорошо работали: были матросами, боцманами, штурманами.

Ваша работа оценивается следующими оценками.


Аннотация к работе

1.Нигматуллина Г.Г., учитель химии МОУ СОШ № 47.

2. О.С.Габриелян «Химия – 8», М. – «Дрофа» - 2009г. (учебник).

3.Обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений».

4.В программе 8 класса тема № 6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», урок 61.

5. Урок- путешествие с использованием презентации.

6. Формы и способы применения ИКТ на данном уроке.


Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Демонстрационная презентация (сл.№1)

Настрой на работу.

Формулирование темы.

Актуализация знаний

Демонстрационная презентация(фронтальный опрос, повторение формул, к какому классу неорг. соединений относится.) сл.№2


Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала.

Постановка проблемной ситуации.



Демонстрационная презентация. Сл.№3 –Работа боцмана.

Сл.№4-Реакции нейтрализации.


Постановка проблемно-

го вопроса. Формирование умений

давать определения.

Обучение самопроверке

взаимопроверке.


Практическая часть

(лабор. раб.)



Демонстрационная презентация. Сл.№5-опыт.

Почему раствор обесцветился?

Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала.


Постановка проблемной

ситуации.



Демонстрационная презентация. Сл.№6-рису-

нок трехглавого дракона.

Сл.№7-какие из реакций

можно осуществить на практике.

Сл.№8-как определить валентность кислотного остатка.

Сл.№9-решите задачу.


Повышение наглядности при выполнении заданий обобщающего

характера, при обучении сравнению.



Релаксация.


Демонстрационная презентация.Сл.№10-

Спокойная музыка.

Отдых.



Постановка проблемной

ситуации.

Демонстрационная

Презентация. Сл.№11-игра «Химическое домин-

но» Сл.№12-химический

диктант. Сл.№13-восстано

вите связь между бухтами

Ме и неМе.




Повышение наглядности,

мотивации для восприятия

материала. Постановка

проблемной ситуации.


Итог урока.

Демонстрационная презентация: ключевое

слово-Генезис.

Самоконтроль.


Методическая часть


Урок представлен с использованием игровых ситуаций. Это урок-путешествие.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие

цели:

-стимулируется познавательная деятельность уч-ся;

-активизируется мыслительная деятельность;

-самопроизвольно запоминаются специальные сведения;

-решаются проблемные вопросы;

-выявляются личностные черты характера ученика;

-усиливается мотивация к изучению предмета;

-исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы;

--подход к учащимся в обучении становится более деликатным и

дифференцированным. Отсюда:


1.Главная цель используемой презентации «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений»-активизация познавательной деятельности уч-ся.

Приемы:

-проблемная ситуация ставится и решается совместно с уч-ся (слайды№3,4,5,7,8,9,11,12,13,14.)

-активизирующий вопрос (слайд №1,2);

-лабораторная работа с использованием презентации (сл.№6) способствует

более глубокому усвоению теоретического материала и развитию

практических навыков;

-релаксация (сл.№11) –выполняет функцию физкультминутки (отдых).


2.Данная презентация способствует установлению логических связей между всеми этапами урока, поддержанию высокого темпа урока.

3.Использование презентации урока позволяет учитывать индивидуальные особенности класса: в зависимости от уровня сформированности навыков самоконтроля регулируется объем самостоятельной работы при написании уравнений хим. реакций, решении задач, сочетать индивидуальную работу с работой в паре и фронтальной работой.


4.Красочное оформление презентации с различными анимациями побуждает у детей положительные эмоции, воспитывает культуру труда. Работа в паре воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.


Формы и способы применения ИКТ на данном уроке (см. таблицу в Аннотации к

работе.)